Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с СДВГ | Сепп Мария Леонидовна. Работа №254900
Автор: Сепп Мария Леонидовна
В данной статье отражены ключевые моменты о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), приведены методы диагностики и формы работы с детьми СДВГ
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с СДВГ
На данный момент одной из наиболее распространенных нервно-психических расстройств, является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Для детей с СДВГ присущи такие дефекты в поведении как: отсутствие концентрации внимания, чрезмерная двигательная активность, импульсивность и расторможенность. СДВГ выступает наиболее частой причиной нарушений поведения и трудностей в воспитании и обучении, проблем в общении с окружающими людьми и как следствие – заниженной самооценке.
Часто детей с СДВГ называют «взрывной», «непоседливый», «холеричный» и т.д. Также считается, что в 69% случаев СДВГ сочетается со специфическими расстройствами обучения при нормальном коэффициенте интеллекта IQ. Все это может в дальнейшем может привести к различным психологическим проблемам, таким как: комплекс неполноценности, социальной дезадаптации, а также психопатическим нарушениям личности. Дети с СДВГ чаще остальных подвержены депрессии из-за неумения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. У детей с данным синдромом отмечается высокий уровень тревожности, у детей отмечается плохая адаптируемость к новым условиям, такие дети более подвержены различным стресс-факторам.
В России в конце 70-х годов, активным изучением синдрома занимались такие ученые как: Л.О. Бодалян, Н. И. Заведенко, А.В Грибанов, В. Р. Кучма, Е.М. Мастюков.
Выделяется несколько типов СДВГ:
Смешанный тип:
Самая распространенная форма СДВГ. В данном случае
гиперактивность
выступает в комплексе с нарушением внимания.
Невнимательный тип: В данном случае
ключевым
выступает нарушение внимания, данный тип наиболее сложен в процессе диагностической работы.
Гиперактивный
тип: Один из наиболее сложных форм СДВГ, который включает в себя доминиру
ющую
гиперактивность
.
Главным отличием гиперактивного ребенка от нормально развивающего выступают следующие:
- повышенный мышечный тонус;
- страдает приступами рвоты:
- беспокойный сон;
- повышенная чувствительность к любым внешним раздражителям.
Первые признаки гиперактивности начинают проявляться в возрасте 5-7 лет. Первыми сигналами, которые заставляет насторожиться родителей выступают, неусидчивость, отсутствие самостоятельности, неумения соблюдать правила, которые начинают проявляться в школе.
Одними из главных клинико-диагностических критерий СДВГ выступают невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Невнимательность. У ребенка с
гиперактивностью
, проявляется в неспособности удерживать внимание определенное время; ребенок не может сосредоточиться на игровом или учебном процессе.
Гиперактивность
. Данную группу детей характеризует беспокойство в поведении, чрезмерная двигательная активность в ситуациях, где
необходимо сохранять спокойствие. У детей наблюдаются стереотипные движения, тики и подергивания. Ребенку с
гиперактивностью
присуще отсутствие произвольности в поведении, что проявляется в бесцельной двигательной активности (беспрерывный бег, разговор), например во время учебного процесса. Также у 63% детей наблюдается
диспраксия
– отсутствие координации движений, то есть неспособность выполнить задание, требующее ловкости (неуклюжесть).
Импульсивность. Проявляется в нетерпеливости и поспешности, ребенок говорит, прежде чем подумает. Не может соблюдать правила игр.
Дети с синдромом СДВГ, являются пациентами таких специалистов как детский невролог, детский психиатр, детский психолог. В процессе обследования ребенка с гиперактивностью применяются следующие методы: интервью, беседы, наблюдение; опросники для педагогов и родителей.
Одним из наиболее эффективных методов диагностики детей дошкольного возраста с СДВГ является стандартизированное наблюдение, по критериям Американской психиатрической ассоциацией. Для детей 6-ти лет используют тест Тулуз-Пьерона. В качестве диагностики идеомоторной координации советский ученый И. П. Брязгунов, предложил использовать проективные методики: «ДДЧ (дом, дерево, человек)», «Автопортрет», «Несуществующее животное».
В качестве основной помощи для детей с СДВГ выступает психолого-педагогическая коррекция. Программа коррекции должна включать в себя работу по коррекции гиперактивности, импульсивности, нарушений внимания.
Одной из ведущих и ключевых в работе с гиперактивными детьми выступает поведенческая психотерапия. Также эффективным в раболте с гиперактивными детьми выступают медиативные сказки, которые помогают расслабиться. Необходимо обучать детей навыкам саморегуляции, в данном случая эффективными средствами выступают Арт-терапия, песочная терапия.
Литература:
Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы. – М., 1968.
Донецко
Е.В. Диагностика детей в дошкольно
м учреждении. Тесты, методики,
опросники. – Волгоград, 2008.
Дубровина И.В. Практическая психология образования. — М., 1997.