Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | Хлызова Анна Николаевна. Работа №310801

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Следует отметить, что само понятие «психолого-педагогическое сопровождение» необходимо рассматривать в отношении не только педагога, но и других специалистов – логопеда, дефектолога, социального педагога, медицинского работника. В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения детей и подростков. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения особенно актуальным становится сохранение психического здоровья детей и подростков, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Таким образом, от педагогов требуется особый подход и иные методы взаимодействия с детьми, возникает потребность в организации психолого-педагогического сопровождения, как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе[1]. Впервые термин «сопровождение» упоминается в работе Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой в 1993 году. Авторы использовали его в сочетании со словом «развитие».

Психолого-педагогическое сопровождение начинает активно развиваться в 1995-1998 годах и определяется как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса. В эти годы создавались районные психолого-медико-педагогические центры и психолого-педагогические службы для оказания комплексной помощи «проблемному» ребенку и его семье. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков для системы массового образования является относительно новым явлением и трактуется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка[2].

Сегодня психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, а выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации[1]. Следует отметить, что само понятие «психолого-педагогическое сопровождение» необходимо рассматривать в отношении не только педагога, но и других специалистов – логопеда, дефектолога, социального педагога, медицинского работника. В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения детей и подростков. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей и подростков связана с государственным заказом на результаты образовательного процесса в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов и потребностями субъектов образовательного процесса, а именно - создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок становится субъектом своей жизни.

Задачи психолого-педагогического сопровождения [1]:

1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

3. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и подростков;

4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей и подростков.

В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская и А.Н. Непомнящая выделяют следующие принципы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков: соблюдение интересов ребенка; непрерывность сопровождения, как на всех уровнях образования, так и на всех этапах помощи в решении проблемы; системность сопровождения – единство диагностики, коррекции и развития[5].

Направления психолого-педагогического сопровождения детей и подростков ученые определяют исходя из особенностей развития ребенка и требований федеральных государственных образовательных стандартов:

- психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей в переходные периоды;

- психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»;

- психологическое просвещение всех участников образовательного процесса;

- мониторинг возможностей и способностей детей и подростков;

- выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;

- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.

Выделяют следующие уровни психолого-педагогического сопровождения детей и подростков[6]:

1 уровень – образовательное учреждение, службой сопровождения которого является психолого-медико-педагогический консилиум с участием психологов, логопедов, социальных педагогов и медицинских специалистов. Его задачами являются: защита прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимание специалистов; консультирование по возможным путям решения выявленных проблем развития; групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми.

2 уровень – районные службы сопровожденияППМС-центры, оказывающие психолого-педагогическую и медико-социальную помощь в решении проблем развития ребенка. Специалисты данных центров в первую очередь оказывают помощь педагогам и родителям.

3 уровень – городские службы в системе образования: научные профессиональные учреждения и вузы, комитет по образованию и совет директоров ППМС-центров, городская межведомственная психолого-медико-педагогическая консультация. На данном уровне разрабатывается стратегия развития службы сопровождения, нормативно-правовая база, происходит обучение кадров.

Основные этапы психолого-педагогического сопровождения (Г.И. Затонских, О.И. Гезуля, О.А. Калинина): диагностический; уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка; коррекционно-развивающий; анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.

В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская и А.Н. Непомнящая определили три проблемы внедрения психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в воспитательно-образовательный процесс [4]:

1. Низкий уровень компетенций психолого-педагогического сопровождения у специалистов: сниженная мотивация; недостаточный уровень знаний использования в работе данных психолого-педагогической диагностики детей и подростков;

2. Неготовность специалистов к разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков с учетом индивидуальных характеристик каждого ребенка. Такая работа предполагает совместную деятельность разных специалистов – педагога, психолога, дефектолога, медика, социального педагога и родителей, что требует большой совместно проделанной работы специалистов;

3. Низкий уровень компетенций специалистов воспитательно-образовательного процесса в работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, процесс развития системы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в настоящее время из стихийного становится более планомерным, но еще недостаточно разработанным. Для оказания детям и подросткам комплексной психолого-педагогической помощи он требует своего дальнейшего развития и усовершенствования.

 

1. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков: от теории к практике: материалы региональной научно-практической конференции (г. Белгород, 13 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования». – Белгород, 2019. – 290 с. – Режим доступа: https: //beliro.ru/assets/resourcefile/168/ sbornik-region-konf-13-noyabrya.pdf

2. Батаршев А.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления и развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.13. – С. 1916-1920. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85384.htm

3. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста / М.Л. Баранова. – Ростов н: Феникс, 2005.

4. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Непомнящая Н.А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.44. – с. 1-8. – URL:http:/e-koncept.ru/2016/46370/htm

5. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Диагностико-аналитическая деятельность психолога в сфере образования. М.: Перо, 2016. – 241с.

6. Соколова Д.В., Сеничева Н.Н. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса // Научный альмонах. 2015. - №10-4(12).с. 437-440.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×