Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности. | Тихонова Татьяна Валерьевна. Работа №298232
Автор: Тихонова Татьяна Валерьевна
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития детей с признаками одаренности, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках образовательной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития детей с признаками одаренности, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках образовательной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности - это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка.
Цель - содействие в выявлении, поддержке и развитии детей с признаками одаренности, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психического и физического здоровья.
Задачи:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь одаренному ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;
психологическое обеспечение образовательных программ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности предполагает реализацию следующих его направлений: диагностического, консультационного, развивающего, коррекционного.
Направления психолого-педагогического сопровождения
Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей детей с признаками одаренности, их интересов и склонностей. При реализации данного направления педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.
Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность обучающихся к проектированию индивидуального маршрута обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.
Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:
формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
развитие коммуникативных навыков;
снижение уровня тревожности;
формирование адекватной самооценки;
обучение методам релаксации и визуализации.
Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение обучающимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.
Психолого-педагогическое просвещение. Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями детей с признаками одаренности как участниками учебно-воспитательного процесса. Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка.
В настоящее время в системе психолого-педагогического сопровождения, наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности, реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) и экспертиза образовательных программ.
В связи с этим особенно актуальным является разработка в образовательном учреждении системы раннего выявления одаренных школьников с целью создания условий для их роста и развития.
Этапы психологического сопровождения детей
с признаками одаренности.
Программа психологического сопровождения детей с признаками одаренности в школе включает в себя несколько этапов:
Диагностический этап. Его целью является идентификация детей с признаками одаренности, изучение индивидуальных особенностей школьников.
При выявлении детей с признаками одаренности более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т. п.);
специальные психодиагностические тренинги;
экспертное оценивание детей учителями, родителями, воспитателями;
включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Итоги диагностического этапа:
создание индивидуальных карт школьника;
создание информационной базы данных детей с признаками одаренности;
аналитический отчет по результатам диагностических исследований.
Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.
Виды деятельности:
индивидуальные и групповые консультации с обучающимися, педагогами и родителями по итогам исследований;
обновление информационной базы данных детей с признаками одаренности;
психолого-педагогические семинары;
родительские собрания.
Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных обучающихся.
Подготовительный этап. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия, консультации). Составление индивидуальных программ сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.
Развивающий этап. Целью этапа является гармоничное развитие детей с признаками одаренности. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.
Особенности развития одаренных детей.
Познавательное развитие.
Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и
категоризированию
помогают такому
ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать.
Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность.
Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
Нередко у одаренных детей развивается негативное
самовосприятие
, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики.
Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей
Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:
Любознательность
Оригинальность мышления
Гибкость мышления
Легкость генерирования идей,
или
беглость мышления
Легкость ассоциирования
.
Высокая степень концентрации внимания
.
Отличная память
.
Способность к прогнозированию
Способность к оценке
Также, все одаренные дети имеют сходные особенности психосоциального развития:
Самоактуализация.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства, относительная свобода от общепринятых ограничений
Познавательный эгоцентризм. Одаренные дети практически не способны понять, почему то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь окружающие.
Лидерство. Одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора, приобретая опыт принятия решений.
Лидерство проявляется в том, что ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается, проявляет инициативу, принимает на себя ответственность.
Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера.
Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка отмечается повышенная уязвимость.
В педагогической психологии выделяют четыре категории одаренных детей:
1.дети, интеллектуально одаренные (имеющие высокие показатели по специальным тестам интеллекта);
2.дети с ярким проявлением специальных способностей (достигшие больших успехов в каких-либо областях деятельности);
3.дети, академически одаренные (отлично успевающие в школе);
4.дети с высокой креативностью (потенциально одаренные).
Существуют также проблемы одаренных детей.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
Неприязнь к школе
.
Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы
.
Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность
.
Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы
.
Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием
.
Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству
.
Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых
.
В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение