Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности. | Тихонова Татьяна Валерьевна. Работа №298232

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Тихонова Татьяна Валерьевна
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития детей с признаками одаренности, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках образовательной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития детей с признаками одаренности, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках образовательной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности - это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка.

Цель - содействие в выявлении, поддержке и развитии детей с признаками одаренности, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психического и физического здоровья.

Задачи:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь одаренному ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;

развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов;

психологическое обеспечение образовательных программ.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности предполагает реализацию следующих его направлений: диагностического, консультационного, развивающего, коррекционного.

Направления психолого-педагогического сопровождения

Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей детей с признаками одаренности, их интересов и склонностей. При реализации данного направления педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.

Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность обучающихся к проектированию индивидуального маршрута обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.

Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:

формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

развитие коммуникативных навыков;

снижение уровня тревожности;

формирование адекватной самооценки;

обучение методам релаксации и визуализации.

Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение обучающимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.

Психолого-педагогическое просвещение. Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями детей с признаками одаренности как участниками учебно-воспитательного процесса. Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка.

В настоящее время в системе психолого-педагогического сопровождения, наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности, реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) и экспертиза образовательных программ.

В связи с этим особенно актуальным является разработка в образовательном учреждении системы раннего выявления одаренных школьников с целью создания условий для их роста и развития.

Этапы психологического сопровождения детей

с признаками одаренности.

Программа психологического сопровождения детей с признаками одаренности в школе включает в себя несколько этапов:

Диагностический этап. Его целью является идентификация детей с признаками одаренности, изучение индивидуальных особенностей школьников.

При выявлении детей с признаками одаренности более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т. п.);

специальные психодиагностические тренинги;

экспертное оценивание детей учителями, родителями, воспитателями;

включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;

проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Итоги диагностического этапа:

создание индивидуальных карт школьника;

создание информационной базы данных детей с признаками одаренности;

аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.

Виды деятельности:

индивидуальные и групповые консультации с обучающимися, педагогами и родителями по итогам исследований;

обновление информационной базы данных детей с признаками одаренности;

психолого-педагогические семинары;

родительские собрания.

Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных обучающихся.

Подготовительный этап. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия, консультации). Составление индивидуальных программ сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.

Развивающий этап. Целью этапа является гармоничное развитие детей с признаками одаренности. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.

Особенности развития одаренных детей.

Познавательное развитие.

Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и

категоризированию

помогают такому

ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развивается негативное

самовосприятие

, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей

Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:

Любознательность

Оригинальность мышления

 

Гибкость мышления

 

Легкость генерирования идей,

 или 

беглость мышления

Легкость ассоциирования

.

 

Высокая степень концентрации внимания

.

Отличная память

.

 

Способность к прогнозированию

 

Способность к оценке

 

Также, все одаренные дети имеют сходные особенности психосоциального развития:

Самоактуализация. 

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства, относительная свобода от общепринятых ограничений

Познавательный эгоцентризм. Одаренные дети практически не способны понять, почему то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь окружающие.

Лидерство. Одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора, приобретая опыт принятия решений.

Лидерство проявляется в том, что ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается, проявляет инициативу, принимает на себя ответственность.

Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера.

Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка отмечается повышенная уязвимость.

В педагогической психологии выделяют четыре категории одаренных детей:

1.дети, интеллектуально одаренные (имеющие высокие показатели по специальным тестам интеллекта);

2.дети с ярким проявлением специальных способностей (достигшие больших успехов в каких-либо областях деятельности);

3.дети, академически одаренные (отлично успевающие в школе);

4.дети с высокой креативностью (потенциально одаренные).

Существуют также проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

Неприязнь к школе

.

 Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы

.

 Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность

.

 Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы

.

 Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием

Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству

.

 Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых

.

 В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×