Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС | Вензель Александра Владимировна. Работа №241545

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Вензель Александра Владимировна
«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся –

залог успешной реализации ФГОС»

 С введением новых стандартов происходит процесс слияния школьной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения школьников, что существенно повышает значимость педагога-психолога и вносит конкретику в его деятельность.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Сордоннохская средняя общеобразовательная школа им. Т.И.Скрыбыкиной»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ –

ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Вензель Александра Владимировна

педагог-психолог,

первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Орто-Балаган, 2020 год.

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся –

залог успешной реализации ФГОС»

 

С введением новых стандартов происходит процесс слияния школьной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения школьников, что существенно повышает значимость педагога-психолога и вносит конкретику в его деятельность.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогических условий для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС.

В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника (диагностические срезы, периоды их проведения с учетом возрастных особенностей и ситуаций обучения);

- создание социально-педагогических условий для формирования и развития УУД у учащегося с учётом его индивидуальных особенностей;

- построение системы работы психолого-педагогического сопровождения, участниками которой станут учителя, психолог и родители, включающую просвещение, консультирование, коррекцию, профилактику с учетом полученных данных.

Виды деятельности, то это конечно в первую очередь:

Психолого-педагогическая диагностика

сформированности

универсальных учебных действий, участи

е в мониторинге реализации ФГОС;

Развивающая работа

со всем ученическим коллективом;

Психологическое об

учение и просвещение школьников;

Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.

Сопровождение детей младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей, и это в первую очередь это связано, с особенностями данного возраста.

Главная цель - объединение усилий участников образовательного процесса для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, - повышение уровня качества образования.

Ежегодно я набираю группу детей, как правило, это все желающие, и провожу серию занятий в октябре-ноябре и марте-апреле, которые объединены одной общей тематикой. Данные занятия проходят один раз в неделю, в классе, где дети будут учиться. На занятиях обязательно присутствуют учитель начальных классов и родители.

Во-первых, в своей работе с детьми особое внимание я уделяю ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Для меня очень важно снять чувство тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубить понимание его трудностей, усилить чувствительность к потребностям ребенка. Индивидуальные консультации, проводимые в этот период, помогают в достижении возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.

Одним из показателей эффективности работы с родителями является большая посещаемость занятий, повышение уровня активности и открытости. Кроме того, анализ результатов оценочного анкетирования, позволяет сделать вывод о высокой оценке проводимых занятий.

Следует также отметить, что учитель на основе занятий тоже делает для себя определенные выводы, по организации учебно-воспитательного процесса.

Вся работа, проводимая в этот период более подробно прописана в «Программе преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию». Надо отметить, что вопросы преемственности широко рассматривались на совместных методических объединениях учителей начальной школы и педагогов ДОУ.

Исходя из цели психолого-педагогической диагностики, мы видим ее значимость для построения всей системы работы с учеником в рамках школьного сопровождения.

Мониторинг оценки личностных и метапредметных результатов является главной составляющей системы работы психолога в условиях реализации ФГОС. На основе диагностического материала нами проводится глубокий анализ каждого параметра универсальных учебных действий, составляются справки о результатах уровня их развития. В них отражаются:

- количественный анализ: обобщенные не персонализированные данные по классам и по параллели в табличной форме;

- табличные данные для большей наглядности представляются на диаграммах;

- качественный анализ;

- выводы;

- рекомендации для учителей.

На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Сопровождение младших школьников реализуется через внеурочную деятельность, кружковую деятельность, занятия.

В первой четверти учебного года для первоклассников проводятся адаптационные занятия «Здравствуй, школа».

Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволяют ребенку успешно развиваться и функционировать в новой среде.

Данная программа содержит подробную разработку занятий. На занятиях используются различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания (например, в задании «Подарок классу» детям предлагается вначале прослушать красивую мелодию, а затем нарисовать в кружочках то, что каждый из них хочет нарисовать под эту мелодию. Затем рисунки нанизываются на нить, и получается гирлянда, которая вывешивается в классе. Дети, как правило, любят, когда их рисунки, поделки демонстрируются окружающим.)

В эту программу я включила сказки «Лесная школа».

Дети очень их любят, сопереживают сказочным героям. Первоклассникам легче оценивать свои поступки, осознавать причины своих волнений через образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволяет снизить школьную тревогу у детей, они учатся использовать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Тридцать «лесных сказок» раскрывают пять основных тем:

Адаптация

к

школе

Отношение

к

вещам

Отношение

к

урокам

Школьные

конфликты

Отношение

к

здоровью

.

использование тетрадей «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» Языкановой».

Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознает ценности образования, проявляет инициативу и творчество.

Более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» (Л. Выготский).

Организация проектно-исследовательской деятельности позволяет решить эту задачу. В прошлом году работа с неуспевающим учеником 8 класса Вензель Николаем дал положительный результат, стал участником в РНПК «Шаг в будущее» с темой «Значение моего имени» награжден сертификатом участия. В этом учебном году два моих ученика тоже приняли участие в РНПК «Шаг в будущее». Скрыбыкин Герман награжден сертификатом участия, Герман ученик 10 класса, проходит профориентационный курс «Школа самопознания», а ученица 6 класса Иванова Ксения заняла 2 место. Ксюша успешно проходит адаптацию. Со второго полугодия с учащимися 1-2 класса, работаем над групповым познавательным проектом «Мультфильм в жизни детей». Ядреева Регина ученица 2 класса заняла 2 место в РНПК «Шаг в будущее» с темой «Мультфильмы – вредно или полезно?».

Эффективны и «большие» психологические игры, которые являются частью программы по оптимизации внутригрупповых взаимоотношений, имеют широкие возможности, и всегда в наибольшей степени запоминаются и детям, и педагогам.

Рекомендую использовать игры, разработанные М. Битяновой. Они имеют широкий спектр решаемых задач. Так игра «Ням-ням и его друзья» (автор Марина Битянова) для первоклассников, позволяет существенно дополнить данные, полученные путем тестирования и беседы с ребенком.

Игра «Заколдованное сердце» (для учащихся 2 класса) - позволяет проанализировать ситуацию в коллективе, состав детей, отношения с классным руководителем.

Часто в основе психологических игр лежат арт-терапевтические методы. Они интересны и эффективны. Каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени. (Игры «Зимние узоры Деда Мороза», «Путешествие к далеким планетам», «В гостях у Масленицы», «Елка желаний» и др.).

На игре «Родной край», дети рисовали свой поселок с помощью пластилина. Им было дано такое задание: «В нашем поселке много красивых мест. Нарисуйте любимый уголок нашего поселка, но не совсем обычным способом, а с помощью пластилина».

В течение трех лет в школе проходят Недели Психологии, которые очень нравятся детям. В течение короткого промежутка времени они играют, расслабляются, решают много задач, проводят акции.

В ходе акций, занятий, игр улучшается психологический микроклимат в школе, происходит сплочение детского коллектива.

Таким образом, можно отметить, что постепенно выстраивается новая система работы педагога-психолога по обеспечению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

 

Список литературы

 

Битянова

М.Р.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками, 2011г.

Битянова

М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников, 2009г.

Битянова

М.Р. Организация психологической работы в школе, 1997г.

Выгот

ский

Л.

С. Избранное. М.: Издательский дом Ш.

 

Амонашвили

, 1996г.

Зинкевич

-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками, 2006г.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.

Ясюкова

Л.А. Методика определения готовности к школе.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×