"Психолого соц "Социально-психологические проблемы неопределенности" | Долинская Лилия Рашидовна. Работа №309119
В статье говориться о психолого- физическом здоровье учащихся и социально-психологоческих проблемах с которыми работаю педаги-педагоги в школе. И как эти проблемы могут в дольнейшем влиять на развитие личности ребенка. А также рассматривается классификация проблем и способы решения школьных ситуациий с родителями. И происходить взаимодействие с узкими специалистами медицинским психологом, детским врачом психиатром. Как должна выстроиваться совмесная деятельность, по профилактике тех или иных проблем.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я
Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Семинар педагогов-психологов
«Социально-психологическая служба образования: вызовы современного мира».
Доклад на тему:
«Психолого-физическое здоровье и социально-психологические проблемы неопределенности».
Подготовила:
Педагог-психолог МБОУСОШ №5
Долинская Л.Р.
Ноябрьск,
Апрель 2022г
Содержание
Актуальность
Причины расстройства в поведении и детей и подростков
Классификация
Диагностика
Прогноз и профилактика
Заключение
Актуальность
Здоровье. Одна из самых главных, а возможно и самая нужная вещь в жизни. Если мы хотим поздравить человека с днём рождения или иным праздником, прежде всего мы желаем ему здоровья, потом уже идут счастье, удача, деньги и прочее, в чём нуждается поздравляемая персона, и с этим нельзя не согласиться. Здоровье нуждается в поддержке, именно поэтому существует множество правил, соблюдая которые можно его сохранить на долгие годы. Сейчас много говорят о ЗОЖ создаются группы ПП, фитнес группы, даже маленький ребёнок может ответить, что это такое и какие в него входят рекомендации. Казалось бы, это замечательно. В условиях развития современного общества, постоянной спешки, внешнего давления, усвоения огромных потоков информации каждый день, наша нервная система и мозг истощаются. Из-за элементарного незнания люди не знают, как помочь себе и близким в такой ситуации. Особенно страдают дети и подростки, психика которых не так сильна.
В сложившейся ситуации смертность населения подросткового возраста является актуальной социально-демографической проблемой, а ее тенденции, причины и возрастно-половая специфика – объектами пристального изучения. Главное экономическое последствие преждевременной смертности подростков – уменьшение численности трудового потенциала страны. В Российской Федерации за последних 10 лет показатель подростковой смертности увеличился. Однако более чем в 70 % случаев причинами смерти являются травмы и отравления. Среди основных внешних причин смертности подростков особую тревогу вызывает уровень суицидов, на которые приходится около одной четверти травматической смертности в этом возрасте. В России высока смертность от повреждений с неопределенными намерениями или повреждений без уточнений, которые маскируют значительную часть таких социально обусловленных причин, как убийства и отравления наркотиками .
В настоящее время особую обеспокоенность вызывает состояние нервно-психического здоровья детей и подростков. За 10 лет общая заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения подростков в возрасте 7-17 лет увеличилась на 11,3 %. Нервно-психические расстройства (неврозы, проблемы в работе вегетативной нервной системы, астено-невротический синдром, синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Еще одной социальной проблемой является тенденция все более частого использования в обучении электронных гаджетов. (время провождения подростков в телефонах). К сожалению, внедрение новых средств информационно-коммуникационных технологий в школах (интерактивные доски, ридеры, ноутбуки, мобильные планшеты, компьютерные программы, Wi-Fi и др.) далеко не всегда сопровождается соблюдением требований санитарного законодательства и безопасных условий их использования. Свободное время школьники-подростки также проводят перед телефоном и перед компьютером.
Часто встречающейся проблемой подросткового возраста, являются такие пищевые отклонения как анорексия, булимия, другие расстройства приема пищи; расстройства сна, ночные кошмары и др.), невротические расстройства, связанные со стрессом (например, приступы страха, тревоги, депрессии), и расстройства, которые проявляются разными жалобами при отсутствии реальных подтверждений болезни (специалисты называют их соматоформными нарушениями). По данным ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, у 60 % подростков обнаруживаются так называемые «предболезненные психические расстройства» (например, зависимости – игромания; церебрастения – быстрая утомляемость, проблемы с памятью, сосредоточенностью, головные боли). У значительной части подростков выявлена высокая предрасположенность к различным формам девиантного поведения (агрессивные наклонности были обнаружены у каждой третьей девушки и каждого шестого молодого человека, а склонность к саморазрушающему поведению – у 22 % девушек и 40 % юношей).
Важнейшей социальной проблемой, связанной с состоянием психического здоровья, являются случаи употребления подростками психоактивных веществ, что составляет более 30 % в структуре всех психических и поведенческих расстройств. .
С начала 90-х годов в России действует Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Он определяет гуманное отношение к пациентам, и в какой-то мере повышает доверие людей к специалистам, облегчая обращение за психиатрической помощью. И все же сложившаяся за долгие годы система психиатрической помощи отпугивает детей и подростков и их родителей, заставляя скрывать имеющуюся проблему. По мнению экспертов и по данным многочисленных исследований, проведенных врачами и социологами, статистика не отражает реальное положение дел в этой области, поскольку в нашей стране по-прежнему принято обращаться к врачу-психиатру только в случае крайней необходимости.
Важным показателем здоровья детского населения является число детей с инвалидностью, т.е. стойким ограничением жизнедеятельности. Доля подростков среди детей-инвалидов приближается к 30 % и продолжает расти. Кроме того, по мнению ряда экспертов, значительная часть детей, нуждающихся в оформлении инвалидности остаются неучтенной официальной статистикой в силу ряда причин.
Подавляющее большинство подростков считают себя здоровыми, однако, многие из них не доживают до взрослой жизни, умирая от негативного воздействия различных внешних причин или от болезней, которые можно было бы предотвратить или успешно контролировать .
Сегодня самыми серьезными проблемами подросткового возраста являются:
Снижение показателей психического здоровья. Так, 20 % молодых людей страдают депрессиями, расстройствами настроения и питания, токсикоманией, склонны вести себя небезопасным образом (суицидальные формы поведения, в том числе увлечение экстремальными видами спорта). Среди подростков 15–19 лет самоубийство – вторая по значимости причина смерти.
Наличие вредных привычек: употребление табака, алкоголя и психоактивных веществ (в России средний возраст начала постоянного курения – 12 лет!).
Смерть от внешних причин: травмы, дорожно-транспортные происшествия, отравления, суициды.
Социальные изменения, произошедшие в России за последние 20 лет (миграция населения, материальное расслоение общества, высокое число разводов и гражданских браков) обострили такие проблемы, как увеличение числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, недостаточное количество структур, оказывающих медико-социальную помощь. По социологическим данным, около 20 % всего детского населения РФ находится в трудной жизненной ситуации. Поэтому современным детям и подросткам так необходима своевременная комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, неотъемлемой частью которой должно стать повышение педагогической компетенции родителей и их активное участие в реализации назначений специалистов. Увеличивается количество детей и подростков с расстройствами поведения. Это проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения. Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются. Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития расстройствами поведения.
Причины расстройства в поведении и детей и подростков:
Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:
Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию расстройству поведения. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
Психологические особенности. Формированию расстройству поведения
способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.
Классификация
В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:
РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами.
Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одноклассников).
Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения.
Диагностика
Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Педагог-психолог, выдает направление на консультативно –лечебную работу, описывает факт расстройства ребенка и эмоциональные проявления. Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:
Клиническая беседа. Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.
Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.
Методы работы педагога-психолога с детьми и подростками с нарушениями и расстройствами:
Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы.
Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).
Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного. В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления.
Прогноз и профилактика
Прогноз расстройств поведения у детей и подростков благоприятный при систематической психологической, психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения. Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости. Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.
Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, психические, поведенческие расстройства. Психологов в школах становится все меньше и меньше. Причин много: большие ожидания от родителей, администрации, детей. Невозможность эти ожидания оправдать ни морально, ни физически.
Заключение
Психологи в школе очень нужны. Детей, нуждающихся в психологической помощи с каждым годом всё больше. Грамотный специалист сумеет построить и организовать работу так, что станет настоящим помощником учителю. А если, только проводит тестирования, обследования и раздаёт рекомендации. Не проводит своей коррекционно-развивающей работы, по выявленным нарушениям и проблемам, то какой в них толк. Учитель и так видит проблемы ребёнка, ему нужна реальная помощь, а не рекомендации, которые зачастую и должен реализовать сам психолог. Просто необходимо создать психологу условия для работы, кабинет, оборудование. И чётко прописать функционал, именно для данного учебного заведения, учитывая его особенности. И если есть ещё другие специалисты (учителя-логопеды, дефектологи и др.) работать в тесном контакте. Так легче выживать и легче решать целый ряд вопросов. А ещё необходимо повышать квалификацию, учебных заведениях сейчас очень востребованы клинические психологи, в связи с развитием инклюзивного образования и увеличения детей с ОВЗ.