Психомоторное развитие детей с нарушением слуха сайт | Овчинникова Татьяна Николаевна. Работа №344573
Аннотация. В статье рассмотрены особенности психомоторного развития детей с нарушением слуха. В условиях дефицита слуховой информации у таких детей возникают специфические трудности, связанные с восприятием, координацией движений и общим психомоторным развитием. Проанализированы психофизиологические аспекты этих нарушений и предложены практические рекомендации для педагогов и специалистов, работающих с данной категорией детей. Особое внимание уделено коррекционной работе и эффективным методам, способствующим улучшению психомоторных навыков у детей с нарушениями слуха. Статья ориентирована на учителей коррекционных школ, сурдопедагогов и других специалистов в области инклюзивного образования.
Ключевые слова: психомоторное развитие, дети с нарушением слуха, координация движений, психомоторные навыки, коррекционная педагогика, инклюзивное образование, слуховые нарушения.
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Овчинникова Татьяна Николаевна, учитель ГБОУ ЛНР "Луганская специальная (коррекционная) школа-интернат"
Аннотация. В статье рассмотрены особенности психомоторного развития детей с нарушением слуха. В условиях дефицита слуховой информации у таких детей возникают специфические трудности, связанные с восприятием, координацией движений и общим психомоторным развитием. Проанализированы психофизиологические аспекты этих нарушений и предложены практические рекомендации для педагогов и специалистов, работающих с данной категорией детей. Особое внимание уделено коррекционной работе и эффективным методам, способствующим улучшению психомоторных навыков у детей с нарушениями слуха. Статья ориентирована на учителей коррекционных школ, сурдопедагогов и других специалистов в области инклюзивного образования.
Ключевые слова: психомоторное развитие, дети с нарушением слуха, координация движений, психомоторные навыки, коррекционная педагогика, инклюзивное образование, слуховые нарушения.
Дети с нарушениями слуха сталкиваются с рядом проблем, которые касаются не только их способности к восприятию и интерпретации звуковой информации, но и затрагивают психомоторное развитие. Психомоторные навыки включают координацию движений, баланс, восприятие пространства и времени, а также способность к целенаправленной двигательной активности. Для детей с нарушением слуха эти навыки могут быть затруднены из-за ограниченного восприятия слуховых сигналов, что отрицательно сказывается на их общей двигательной активности и способности взаимодействовать с окружающим миром.
Основная задача педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха, — создать условия для полноценного психомоторного развития ребенка, учитывая его индивидуальные потребности и особенности. Важно понимать, что задержка психомоторного развития может оказать негативное влияние на образовательный процесс и общую адаптацию ребенка в обществе.
В данной статье будут рассмотрены ключевые аспекты психомоторного развития детей с нарушениями слуха, факторы, влияющие на это развитие, а также предложены практические рекомендации по работе с данной категорией детей в условиях образовательного процесса.
Слух играет важную роль в восприятии окружающего мира и координации движений. У детей с нарушениями слуха дефицит аудиальной информации может существенно замедлить их психомоторное развитие, что проявляется в следующих аспектах:
1. Нарушение координации движений. Дети с нарушением слуха часто испытывают сложности в управлении движениями, что связано с недостатком информации о звуковых сигналах, передающихся через окружающую среду. Например, они могут не улавливать звуки шагов, что снижает их способность предугадывать действия других людей в пространстве и соответственно реагировать.
2. Замедленное развитие крупной и мелкой моторики. Слуховые сигналы играют важную роль в процессе формирования моторных навыков. У детей с нарушениями слуха задерживается развитие как крупной, так и мелкой моторики, что проявляется в проблемах с ловкостью движений и выполнением мелких точных действий, таких как письмо или работа с мелкими предметами.
3. Проблемы с восприятием пространства и времени. Слуховые сигналы помогают ориентироваться в пространстве и времени, что важно для полноценного психомоторного развития. У детей с нарушениями слуха может наблюдаться замедленное восприятие и интерпретация окружающего пространства, что затрудняет ориентацию и выполнение задач, требующих быстрого реагирования.
4. Задержка в развитии равновесия и баланса. Одним из аспектов, напрямую зависящих от слуха, является развитие вестибулярного аппарата. Дети с нарушением слуха нередко испытывают трудности с удержанием равновесия, что проявляется в неловкости движений, частых падениях и нарушении общей координации.
У детей с нарушениями слуха наблюдаются определенные психофизиологические особенности, которые влияют на их психомоторное развитие. К ним относятся:
- Замедленная реакция на внешние стимулы. В отсутствии слуховых сигналов реакция на внешние раздражители (например, визуальные или тактильные) может быть замедленной. Это связано с необходимостью компенсировать дефицит аудиальной информации с помощью других каналов восприятия.
- Проблемы с концентрацией внимания. У детей с нарушением слуха часто наблюдаются сложности с удержанием внимания на длительное время, что негативно сказывается на выполнении моторных задач, требующих сосредоточенности и точности.
- Снижение эмоциональной регуляции. Недостаток слуховых стимулов может оказывать влияние на эмоциональное развитие ребенка. Это выражается в сниженной способности к эмоциональной регуляции, что в свою очередь влияет на психомоторные реакции и поведение ребенка.
Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха должна учитывать особенности их восприятия и адаптироваться под их индивидуальные потребности. Основные принципы, которые необходимо учитывать при организации занятий по развитию психомоторных навыков:
1. Интеграция двигательной активности в учебный процесс. Для успешного психомоторного развития важно включать в учебный процесс различные физические упражнения и задания, способствующие развитию координации, ловкости и моторики.
2. Использование визуальных и тактильных стимулов. В условиях ограниченного слухового восприятия важно опираться на другие каналы восприятия, такие как зрение и осязание. Учитель должен активно использовать визуальные подсказки, жесты, схемы и тактильные упражнения.
3. Развитие межканальной компенсации. Дети с нарушениями слуха могут успешно развивать психомоторные навыки через компенсацию других сенсорных каналов. Например, использование тактильных ощущений для координации движений или опора на зрительное восприятие при выполнении сложных моторных задач.
4. Индивидуальный подход. Каждый ребенок с нарушением слуха уникален, и поэтому требуется индивидуальный подход к его обучению и развитию психомоторных навыков. Необходимо учитывать степень нарушения слуха, особенности восприятия и уровень физического развития каждого ребенка.
Для успешного развития психомоторных навыков у детей с нарушением слуха учителям и специалистам рекомендуется использовать следующие методы и подходы:
1. Включение двигательных игр. Игры, направленные на развитие координации движений, ловкости и реакции, могут быть эффективными инструментами для коррекции психомоторных нарушений. Например, игры с мячом, прыжки на скакалке, упражнения на равновесие способствуют развитию основных двигательных навыков.
2. Занятия на координацию движений. Комплекс упражнений, направленных на развитие координации, таких как ходьба по прямой линии, упражнения на баланс, сгибание и разгибание конечностей, помогут детям с нарушениями слуха развивать уверенность в движениях и улучшать восприятие своего тела.
3. Использование зрительных и тактильных опор. В процессе обучения важно предоставлять детям зрительные ориентиры (например, яркие объекты для следования) и тактильные стимулы (например, шершавые поверхности для осязания), чтобы помочь им лучше ориентироваться в пространстве.
4. Создание безопасной и стимулирующей среды. Обучающие пространства должны быть организованы таким образом, чтобы дети с нарушениями слуха могли безопасно выполнять задания. Упражнения на равновесие и координацию следует выполнять в обстановке, где дети могут чувствовать себя уверенно и не бояться падений или травм.
5. Применение методик арт-терапии. Такие виды деятельности, как рисование, лепка или создание поделок, способствуют развитию мелкой моторики и координации движений. Арт-терапия может использоваться как элемент общего коррекционного процесса.
6. Использование технологии. В последнее время в образовательном процессе активно внедряются технологические средства, такие как интерактивные доски, компьютеры и планшеты с образовательными программами. Для детей с нарушением слуха могут использоваться приложения и программы, направленные на развитие координации движений, например, игры с сенсорным экраном.
Одним из ключевых элементов психомоторного развития является физическая активность и спорт. Дети с нарушением слуха могут успешно заниматься физическими упражнениями и спортом, если программы занятий будут адаптированы под их особенности.
Преимущества физической активности для детей с нарушениями слуха:
1. Развитие координации и баланса. Спортивные упражнения, такие как плавание, гимнастика или легкая атлетика, способствуют развитию координации движений и равновесия у детей с нарушениями слуха.
2. Социальная адаптация. Спортивные игры и командные виды спорта помогают детям с нарушением слуха развивать коммуникативные навыки и учиться взаимодействию с другими детьми.
3. Улучшение общего физического состояния. Регулярная физическая активность способствует укреплению здоровья, улучшению физической формы и повышению общей выносливости.
4. Формирование позитивной самооценки. Успехи в спорте или физической активности могут стать важным источником позитивных эмоций и способствовать формированию уверенности в своих силах.
Для детей с нарушением слуха важно адаптировать спортивные программы, чтобы они могли полноценно участвовать в занятиях. Некоторые виды спорта могут быть адаптированы с использованием визуальных сигналов, например, световых индикаторов для старта или остановки.
В заключение можно отметить, что психомоторное развитие детей с нарушением слуха является важным аспектом их общего развития и адаптации в обществе. Учитывая особенности детей с нарушениями слуха, педагоги и специалисты должны использовать индивидуальный подход, опираться на методы, которые развивают координацию движений, моторику и восприятие пространства. Спортивная деятельность и двигательные игры могут стать эффективным инструментом коррекционной работы, способствующим развитию психомоторных навыков и общей интеграции ребенка в общество. Организация правильной коррекционной работы и использование доступных методов помогают детям с нарушениями слуха преодолеть трудности, связанные с дефицитом слуховых сигналов, и успешно развиваться наравне с их слышащими сверстниками.
Список литературы
1.Конева, Е.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями/ Е.А. Конева, Н.А. Рудаметова. – Новосибирск, 2015. – 116 с.
2.Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие / А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. - Москва: Прометей, 2015.
3.Стрельникова, А.С. Методы коррекции психомоторного развития детей с ОВЗ /А.С. Стрельникова// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – М., 2019. –231с.