ПСохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни | Фаустова Олеся Владимировна. Работа №353022
Психологическое здоровье – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: учиться владеть собственным телом и собственным поведением, учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования
Психологическое здоровье – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: учиться владеть собственным телом и собственным поведением, учиться жить, работать, нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что многие психические расстройства произрастают из детского возраста. Расстройства, возникающие у детей и подростков, в случае неполучения своевременной специализированной помощи, могут приводить к возникновению более тяжёлых форм психических и поведенческих расстройств и социальной дезадаптации. Школьный период уязвим для формирования нервно-психических заболеваний, так как включает, по меньшей мере, два «возрастных криза», во время которых организм оказывается наиболее чувствительным к различным экзогенным воздействиям.
Отдельно необходимо остановиться на проблеме школьной травли (буллинга), так как жертвами постоянной или эпизодической травли становятся 20-25% школьников и это всегда проблема не жертвы, а проблема коллектива. У всех участников травли - и у обидчиков, и у жертв - чаще встречаются эмоциональные и поведенческие нарушения, выше уровень мыслей о самоубийстве и самоповреждениях, чем у их сверстников. В современных условиях бывает сложно отследить проявления травли, так как основные «боевые действия» могут разворачиваться в Интернет-пространстве – ребят закидывают навязчивым спамом, оскорбляют, пишут от имени травимого в социальных сетях грубые, компрометирующие тексты, добавляют оскорбительны комментарии к фотографиям, размещают компрометирующие видео- и фотоматериалы, а учителя видят только отдельные элементы травли. Зачастую буллинг приводит к очень серьезным последствиям, в том числе к попыткам суицида. По данным Всемирной организации здравоохранения Россия находится на 3 месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на 1 месте по числу суицидов среди молодежи (14-24 года).
Остановимся на некоторых направлениях работы по сохранению и укреплению психологического здоровья школьников подробнее. Одна из важнейших целей работы с педагогическим коллективом и родителями - формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых. Такая работа проводится через комплекс мероприятий по повышению психолого-педагогических грамотности родителей и педагогов по вопросам сохранения психологического здоровья.
И.В.Дубровина, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, выделяет три уровня психологического здоровья ребенка. «К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности. Ко второму адаптивному уровню относится большинство относительно «благополучных» детей, в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности. Эта группа относительного риска, она довольно многочисленна. К третьему низкому уровню психического здоровья, ассимилятивно-аккомодативному, относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, т.е. либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффективных капризах и т.д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно наблюдается приспособничество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, которые не всегда замечают, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта. Этой группе детей следует уделять особое внимание. Выделенные уровни позволяют нам дифференцировать психолого-педагогическую помощь. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшего развития. Детям второй группы необходима целенаправленная, психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы. Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь». Таким образом, прежде всего, необходимы достаточная компетентность и неравнодушие педагогов, умение замечать, видеть и чувствовать каждого ученика для своевременного отслеживания состояния психического развития учащихся.
Среди факторов, отрицательно влияющих на психологическое здоровье школьников выделяют: смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе; бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов; ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций); несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении; увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам.
Опасную для психологического здоровья школьников роль чрезмерной умственной нагрузки настойчиво подчеркивали врачи, начиная с XIX в. Согласно теории информационных неврозов важный фактор невротизации - информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. Если к ним присоединяется высокий уровень учебной мотивации, не позволяющий уклоняться от высоких нагрузок, невротизирующее действие нагрузок усугубляется.
К нарушениям психологического здоровья относят: защитную агрессивность; деструктивную агрессивность; демонстративную агрессивность; страхи и социальные страхи. Крайним выражением психологического нездоровья являются детские и подростковые суициды. Проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи - одна из острейших проблем современного российского общества. Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения.
В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и т.д. Если не соблюдаются данные условия, у ребенка могут возникнуть различные проблемы в обучении и поведении, которые впоследствии могут перейти в девиации. Учащихся, у которых имеются те или иные риски возникновения отклонений, относят к группе риска. Традиционно к группе риска относят: детей из неблагополучных семей; детей с отклоняющимся поведением, в том числе педагогически запущенных; учащихся с проблемами в обучении и развитии; детей с хроническими заболеваниями, инвалидов. Некоторые исследователи к группе риска относят также одаренных детей.
Очень важную роль в сохранении и укреплении психологического здоровья детей и подростков играют классные руководители.
Для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут: обучать положительному самоотношению и принятию других (т.е. формировать адекватную самооценку по принципу "я-окей, ты-окей"); обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих); формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка); уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.
Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность. Наличие этого предопределяет оптимальные условия становления психологического здоровья детей. Неотъемлемой составной частью продуктивного общения должно быть разностороннее использование педагогом комических приемов. Остроумие, веселость педагога заряжают детей оптимизмом и жизнестойкостью, снимают перенапряжение, вызывают эмоциональную разрядку, особенно в конфликтных ситуациях. Человек с чувством юмора реалистично оценивает ситуацию и не считает сложившиеся обстоятельства (даже носящие стрессогенный или стрессовый характер) причиной для потери душевного равновесия. Необходимо уточнить, что чувство юмора не предполагает легкомыслие: в системе ценностей человека с чувством юмора превалируют ценности более высокие, общечеловеческого плана. Необходимым условием формирования психологического здоровья школьников является доминирование у педагогов (и родителей) оптимизма и эффективное использование ими приемов комического в педагогическом процессе.
Таким образом, сохранение и укрепление психологического здоровья школьников возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Важнейшим условием эффективности этой работы является профессионализм и эмоциональное благополучие педагогов.