Путешествие на ковре - самолёте в волшебную Страну Здоровья" | Зубкова Елена Николаевна. Работа №343350
Формирование знаний детей о ЗОЖ. НОД "Путешествие на ковре - самолёте в волшебную Страну Здоровья" способствует формированию знаний о необходимости заботы о своем здоровье с помощью двигательной активности, закаливания, питания, соблюдения гигиены и режима дня; обогащается и активизируется словарь детей.
«Путешествие на ковре – самолёте в волшебную Страну Здоровья»
Цель: продолжить формировать знания детей о ЗОЖ.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию знаний о необходимости заботы о своем здоровье с помощью двигательной активности, закаливания, питания, соблюдения гигиены и режима дня;
- Обогащать и активизировать словарь.
Развивающие:
- развивать любознательность, коммуникативное общение, эстетическое восприятие, эмоции;
- развивать умение применять знания на практике;
- развивать умение обобщать результат работы и делать выводы;
- развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- формировать умение работы в микрогруппах;
- воспитывать желание прийти на помощь;
- воспитывать стремление заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни;
ХОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Ребята, что мы желаем человеку, когда говорим: «Здравствуйте»?
Дети: Желаем ему здоровья.
Воспитатель:
Что такое «Здравствуйте» -
Лучшее из слов,
Потому что «Здравствуйте»,
Значит, «Будь здоров».
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье.
Воспитатель: Охарактеризуйте здорового человека (сильный, умный, стройный, счастливый, ловкий, радостный, аккуратный, у него красивая фигура, белозубая улыбка, блестящие глаза, лёгкая походка…)
Воспитатель: Охарактеризуйте больного человека (ленивый, мрачный, грустный, злой, плаксивый…)
Воспитатель: Одного Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Дети, как бы вы ответили на этот вопрос? (ответы детей)
А мудрец вот, что ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
- Согласны ли вы с мудрецом? (ответы детей)
Здоровье не купишь ни за какие деньги. Когда человек болен, ему очень трудно воплотить в жизнь свои планы, реализовать себя в современном мире.
Воспитатель:
Посмотрите на ребят:
Не сутулятся сидят.
Все умыты, все опрятны
И, наверно, аккуратны?
Я очень рада видеть вас всех сегодня таким здоровыми и красивыми.
Вправо-влево повернись
И соседу улыбнись.
А чтобы больше узнать о здоровье и здоровом образе жизни, я предлагаю вам сегодня вместе со мной отправиться в очень интересное путешествие - в волшебную Страну Здоровья. А чтобы путешествие прошло успешно и интересно, мы с собой возьмём карту Страны Здоровья, а ещё нам необходимо настроиться на дальнюю дорогу. Давайте возьмемся за руки и скажем следующие слова:
«Сегодня прекрасный день. У меня всё отлично. Я чувствую себя хорошо. У меня замечательное настроение. Я уверен в себе. Я верю, что у меня всё получится. Я всё смогу».
Воспитатель: Ребята, а каким образом вы хотели бы попасть в Страну Здоровья? (ответы детей).
А я предлагаю вам полететь в путешествие на волшебном ковре - самолёте. Вот ковёр, давайте его расстелим и сядем на него. (Воспитатель и дети садятся на ковёр).
- Ребята, что - то ковёр наш не летит, что нужно сделать, чтобы ковёр полетел? (сказать волшебное слово). Правильно! Надо крепко взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебный пароль: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» (берутся за руки и произносят пароль). Звучит негромкая музыка.
Воспитатель: - Вот и взлетел наш ковёр, он поднимается всё выше и выше.
За горами, за долами
Есть чудесная земля.
Страна Здоровья
Называется она.
Мы пролетаем над горами, лесами, лугами, полями, реками. Он несёт нас в прекрасную Страну Здоровья. А чтобы мы в дроге не заскучали, я вам расскажу немного из истории. В древние времена слово «здоровье» произносилось иначе - СЪДОРОВЪ и значило «крепкий, как дерево». Люди приветствовали друг друга этим словом, желая тем самым здоровья друг другу. С давних времён Древняя Русь была знаменита своими богатырями, подвиги которых не перестают нас удивлять. С древних пор их описывали как «Народ этот (росы) могучий, и телосложение у них крепкое, мужество большое». Причинами хорошего здоровья в Древней Руси были: натуральная пища, баня, купание в естественных водоемах – закаливание.
Русская паровая баня была неотъемлемой частью быта древней Руси, и издавна считалась замечательным средством врачевания.
Ягоды, грибы, фрукты, различные каши в питании наших предков всегда занимали большое место. Уже тогда считалось, что по питательности они могут заменять мясо и рыбу.
(Звучит музыка «В гостях у сказки»)
Воспитатель: Наш волшебный ковёр приземлился, сходите с него. Давайте скрутим ковёр и уберём. Мы прилетели с вами в Страну Здоровья, какая она большая и красивая! Сколько здесь разных улиц! А чтобы продолжить наше путешествие (организационный момент):
Дружно за руки возьмёмся
И друг к другу повернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём
Путешествовать начнём!
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой красивый сундучок. Что же в нём находится – золото, клад, богатство? Давайте подойдём, откроем и посмотрим, что в нём. (Воспитатель открывает сундучок, достаёт оттуда послание, читает его.)
Воспитатель: Здесь написано, что злая волшебница Простуда испортила Цветок Здоровья, а его лепестки разлетелись по всей стране. Собрать его может только тот, кто знает, что надо делать, чтобы быть здоровым. Как вы думаете, мы с вами сможем собрать Цветок Здоровья? Мы знаем, что надо делать, чтобы быть здоровыми? (Ответы детей).
Главным здорового образа жизни являются:
Здоровое питание
Правильный режим труда и отдыха
Отказ от вредных привычек
Спорт и двигательная
активность и др.
Воспитатель: Начинаем по-порядку:
Чтобы начать путешествие,
Нужно сделать зарядку.
Воспитатель: Для чего мы делаем зарядку?
Дети: Чтобы быть здоровыми, бодрыми, энергичными.
Воспитатель: А ну-ка, покажите, как вы умеете делать зарядку.
Зарядка (Выполняют упражнения с султанчиками под музыку
« Эй, лежебоки…»)
Воспитатель:
Да, разминкой я довольна
Из ребят никто не болен
Дети:
Каждый весел и здоров,
К путешествию готов!
Воспитатель: Ой, смотрите, и первый лепесток нашёлся. Значит, мы с вами на правильном пути. Что надо делать, чтобы быть здоровыми?
Дети: НАДО ВСЕГДА ДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ.
Воспитатель: Но куда же нам дальше идти? Давайте откроем карту и внимательно посмотрим, где мы сейчас находимся.
(Дети называют цифру 1)
Воспитатель: Смотрите, мы попали с вами в лес. (Воспитатель и дети подходят к «волшебному» чудо - дереву. На дереве висят: карточки с изображением зубной щетки, мыла, расчески, зубной пасты, полотенца, мочалки, носового платка, шампуня, пены для ванны, туалетной бумаги, ватных палочек, духов, дезодоранта, шапочки для душа, ножниц для ногтей…)
Воспитатель: Ребята, что это за дерево? Что на нём растет? (дети называют предметы). Как можно назвать их одним словом? (предметы гигиены). Для чего они нужны?
Дидактическая игра «Что для себя, а что для семьи?»
(Воспитатель предлагает детям разделить предметы, разложив их в 2 корзины, чтобы определить, какими предметами могут пользоваться все члены семьи, а какие только для личного пользования.)
Воспитатель: Ребята, а вы чувствуете, какой приятный запах идет от нашего «волшебного дерева»? (запах мыла). А чем вы почувствовали? (носом)
Воспитатель: Значит, наш нос умеет распознавать разные запахи – приятные и даже опасные. А для чего еще нужен нам нос? (нос нужен, чтобы дышать)
Воспитатель. Совершенно верно. Нос нужен человеку для дыхания. Когда мы дышим, то обогащаем наш организм кислородом и закаляем его.
Воспитатель: А где ещё много кислорода? (ответы детей)
Правильно, гуляя на свежем воздухе в парке, в лесу, мы дышим кислородом. Прогулки очень полезны!
Воспитатель: А кто мне скажет, как нужно дышать на улице в морозную погоду?
Дети: Нужно дышать носом.
Воспитатель: Правильно. Человек должен дышать носом. В носу холодный воздух согревается и попадает в легкие уже теплым. Чтобы ваш нос хорошо дышал, нужно делать дыхательную гимнастику и делать ее правильно. Давайте я вас научу.
Дыхательная гимнастика.
• Закрыть одну ноздрю пальцем, дышать через другую. Поменять местами (4 - 5 раз).
• Попеременно нажимая указательными пальцами то на одну ноздрю, то на другую, произносить звук [м]
• Дышим как зайчики. Нужно всего лишь нюхать в три раза быстрее, а закончить длительным и продолжительным выдохом.
Воспитатель:
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он и я, и ты.
Воспитатель: А вот и лепесток нашёлся. Как называется лепесток здоровья нашего цветочка? ( СВЕЖИЙ ВОЗДУХ)
Воспитатель: Давайте отправимся в наше путешествие дальше. Какая у нас следующая остановка? (дети называют цифру 3 и идут к ней). Звучит громкая сердитая музыка. Я не знаю, что это за остановка, здесь нет никаких опознавательных знаков. Наверное, кто-то не хочет, чтобы мы узнали, где мы находимся. Ой, а что же за королевство повстречалось на пути? (Читаем вывеску "Королевство простуды"). Как оно попало в страну Здоровья? Это проделки Простуды. Она точно пришла сюда не одна. Смотрите, что я нашла. Видимо, здесь находится ответ на наш вопрос. (Читает загадку о микробе).
Загадка:
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной. (Микроб)
Да, вы догадались, Простуда пришла сюда с микробами.
Воспитатель: Что нам нужно сделать, чтобы не заразиться? (мыть руки, не есть немытые фрукты и овощи, несвежие продукты, не находиться рядом с больным человеком, пить кипячёную воду)
Воспитатель: Иногда случается так, что кто-то из нас заболевает. Заболевший человек чихает и кашляет, микробы из его организма могут попасть к окружающим здоровым людям и заразить их. Я научу вас, как не
заразиться, когда рядом кто-то чихает.
Проведём эксперимент.
(Воспитатель предлагает детям вытянуть вперед ладошки и брызгает на них из пульверизатора.)
Воспитатель: Ребята, представьте, что на вас чихнули, посмотрите на свои
руки, что попало на них? Микробы таким путем могут попасть в ваш организм и заразить вас.
(Теперь воспитатель предлагает детям достать носовой платок и закрыть им руку. Воспитатель снова распыляет воду, но теперь на платок).
Воспитатель: Посмотрите, как носовой платок защитил вас от микробов.
Ничего не попало на ваши руки.
Вывод: Когда мы прикрываем рот платком во время чихания, наши микробы никого не заразят и не попадут в чужой организм.
Воспитатель: Как же называется третий лепесток здоровья?
Дети. ГИГИЕНА
Воспитатель: А вот и лепесток нашёлся, сейчас мы его прикрепим к Цветочку Здоровья и продолжим наше путешествие. (прикрепляем)
Воспитатель: А теперь вернёмся к нашей карте. Куда мы держим путь сейчас? У нас впереди еще одна остановка (дети смотрят на карту и называют цифру 4), так что в путь. Эта остановка называется «Витаминная».
Послушайте пословицу: «Хочешь, не хочешь, а есть надо». Почему так говорится в пословице? Зачем человеку еда, как вы считаете? (ответы детей)
Воспитатель. В магазинах продают много разных продуктов. Если бы вас мама попросила сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты? Давайте поиграем и узнаем, можно ли вам доверить домашнее хозяйство.
(Детям предлагается мешочек. Он не простой, а продуктовый).
Игра « Светофор»
В нашем мешочке лежат продукты, но все ли они полезны?
Давайте мы с вами распределим, какие продукты полезные, а какие вредные. Полезные мы поместим под зеленым светофором, а вредные - под красным.
Полезные продукты содержат витамины, а какие витамины нам расскажут ребята.
Витамин «А»
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок черничный пьет.
Содержится витамин «А» в оранжевых и красных овощах и фруктах. Это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец. А еще этот витамин есть в рыбе, яйцах, в сливочном масле, в петрушке.
Витамин «В»
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Витамин «В» помогает сердцу, чтобы оно хорошо работало. А есть он в черном хлебе, мясе курицы, геркулесе, молоке, орехах, горохе.
Витамин «С»
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника содержит витамин «С». А еще есть в капусте, редисе, луке.
Витамин «Д»
Я - веселый витамин, не могу я быть один,
У меня полно друзей, с нами дети здоровей.
Тот, кто рыбу, мясо ест, тот силен, как Геркулес.
Если рыбий жир полюбишь, силачом, атлетом будешь.
И дружи всегда, везде с витамином славным «Д».
Витамин «Д» укрепляет кости. А есть он в рыбьем жире, яйцах, молоке. А еще витамина «Д» много у солнца и оно щедро делится им с нами.
Задание: Вспомните и назовите сказки, в которых встречаются полезные продукты.
(Например, «Репка», «Горшок каши», «Принцесса на горошине» (горох),
«Петушок и бобовое зёрнышко» (бобы), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (яблоки), «Приключения Чиполлино» (лук), «Гуси - лебеди»
(яблоки, молоко), «Мужик и медведь» (репа, рожь), «Дудочка и кувшинчик» (земляника) и др.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что есть блюда, в которых очень много витаминов. Вы сможете мне их сейчас перечислить? (борщ, рагу, икра баклажанная и кабачковая, напитки - морс, компот.
Давайте и мы приготовим витаминный напиток-компот:
Физминутка «Варим компот»
Будем мы варить компот (Маршировать на месте).
Фруктов нужно много – вот. (Показать руками - "много").
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок).
Варим, варим мы компот, (Повернуться вокруг себя).
Угостим честной народ. (Наклониться вперёд и развести руки в стороны).
Воспитатель. Молодцы! Обязательно скажу вашим мамам, что вы знаете и умеете выбирать полезные продукты.
Воспитатель: Скажите, как же называется четвёртый лепесток здоровья?
Дети: ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. А вот и лепесточек нашёлся…
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. На карте следующая станция обозначена цифрой 5.
- Не болеет только тот,
кто здоров и любит …. (спорт)
Итак, следующая остановка «Спортивная».
Ребёнок:
Спорт – это жизнь. Это легкость движенья.
Спорт вызывает у всех уваженье.
Спорт продвигает всех вверх и вперед.
Бодрость, здоровье он всем придает.
Все, кто активен и кто не ленится,
Могут со спортом легко подружиться.
Воспитатель: Ребята, мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура», «спорт». Как вы думаете, в чём отличие этих двух понятий?
Дети: Физкультурой может заниматься каждый, а спортом нет.
Воспитатель: Правильно, ребята. Физкультурой может заниматься и маленький, и большой. Спортом занимаются самые сильные, крепкие и здоровые. Но каждый физкультурник мечтает стать спортсменом.
Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, как называются самые главные соревнования у спортсменов всего мира?
Дети: Главные соревнования у спортсменов называются Олимпийские игры. Каждый спортсмен мечтает выступить и победить в них.
Воспитатель: А что же такое – Олимпиада?
Дети: Олимпиада - это всемирные соревнования в различных видах спорта.
Девиз Олимпийского движения: «Быстрее, выше, сильнее!», а эмблема Олимпиады – пять переплетённых колец.
Воспитатель: Ребята, что означают кольца на олимпийском флаге?
Дети: Это знак единства и дружбы спортсменов пяти континентов. Голубое кольцо символизирует Европу, жёлтое – Азию, чёрное – Африку, зелёное – Австралию, красное – Америку.
Воспитатель: Для спортсмена медаль – самая главная награда в жизни. За каждой из них, будь то золотая, серебряная или бронзовая, - тяжёлый труд ежедневных многочисленных тренировок.
Дидактическая игра «Летние и Зимние виды спорта»
2 команды: 1 собирают вокруг солнца летние виды спорта, 2 собирают вокруг снежинки зимние виды спорта. Воспитатель с детьми обсуждает вид спорта и как называется спортсмен (бокс - боксёр, футбол - футболист и т. д.).
Воспитатель: Следующая остановка на карте обозначена цифрой 6. «Смолоду закалишься - на весь век сгодишься». (Звучит музыка «Если хочешь быть здоров…) Есть много видов закаливания, помогите мне вспомнить их.
Дети:
— Обливание под душем.
— Обтирание рукавичкой, умывание прохладной водой.
— Полоскание горла.
— Бег в прохладном помещении…
Воспитатель: Как вы думаете, для чего люди закаляются? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие вы молодцы, все знаете. Теперь вы знаете название четвертого лепестка здоровья. Кто скажет, как он называется?
Дети: Закаливание. А вот и лепесток нас дожидается, чтобы мы его прикрепили к Цветку Здоровья.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. На карте изображены часы и цифра 7. Дети, как вы думаете, зачем нам нужны часы? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки и сна.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что такое режим дня? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, режим дня - это когда выполняются все дела в течение дня по времени, как в детском саду у нас. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки, сна и ухода домой. Режим – это когда все твои дела распределены, четко по времени в течение дня.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру, для этого предлагаю вам разделиться на две команды. Каждому участнику команды раздаются картинки с режимом дня, задача команды разложить картинки в правильной последовательности.
Игра «Разложи по порядку»
(После чего идет взаимопроверка детей.)
Воспитатель: Дети, значит, как называется седьмой лепесток здоровья?
Дети: РЕЖИМ ДНЯ
Воспитатель: А вот и ещё один потерявшийся лепесток мы нашли.
Продолжаем наш путь дальше. Это станция № 8(Звучит музыка). Ребята, вы слышите? Что вы слышите? (ответы детей) Пойдёмте на звуки музыки. По-моему, мы попали с вами на станцию « Хорошее настроение». С помощью музыки мы можем укреплять своё здоровье. Вы уже знаете, что в музыке бывает разное настроение. Давайте поиграем. Я вам раздам волшебные карточки. Слушая музыку разного характера, постарайтесь подобрать карточку с эмоцией, и передать мимикой настроение этой музыки. Звучит музыка разного характера: Злость, Грусть, Обида, Радость.
Воспитатель: Ребята, а какая эмоция подходит вашему настроению?
Дети: Радость. Нам хочется плясать, петь.
Воспитатель: Покажите с помощью музыки и движений, какое у вас настроение.
(Дети исполняют песню « Песня о ЗОЖ»)
Воспитатель: Сейчас я увидела, какое у вас веселое настроение и хочу, чтобы оно осталось таким на весь день.
Воспитатель: Как же мы назовём последний лепесток здоровья?
Дети: ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
Воспитатель: Ребята, пока вы пели, я под деревом увидела сундучок, похожий на тот, который мы находили в начале нашего путешествия. Посмотрим, что там внутри? (Внутри сундучка дети находят «Клубок ЗДОРОВЬЯ»). Ребята, сейчас каждый из вас будет браться за ниточку и говорить пословицы о здоровье
Игра «Замкнутая нить»
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка важна.
В здоровом теле здоровый дух.
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки
Крепок телом - богат и делом.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
Пешком ходить — долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Было бы здоровье - остальное наживешь.
Самое большое богатство – здоровье.
Без здоровья нет счастья.
Воспитатель: У нас получился замкнутый круг здоровья. Мы сейчас оторвём нить от клубка, завяжем получившийся круг на узел и навсегда запомним, что если мы не будем выполнять все правила, то наша нить оборвётся, и мы заболеем. Так давайте же беречь наше здоровье. Здоровье - самая главная ценность человеческой жизни. А клубок мы оставляем в сундучке для следующих путешественников.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы с вами молодцы, потому что вернули волшебный цветок жителям Страны Здоровья. Давайте вернём его на полянку, где он рос раньше. (возвращаем цветок на прежнее место). Если вам понравилось путешествие и вы всё запомнили, то украсьте полянку красными цветочками, а если не понравилось или совсем ничего не запомнили, то украсьте полянку синими цветочками.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая у нас получилась полянка. Мы с вами видим, что настроение у нас у всех очень хорошее, всем всё понравилось и запомнилось.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Вставайте на ковёр, беритесь за руки, закрывайте глаза и говорите волшебный пароль: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Звучит музыка. Волшебный ковёр приземляется в детском саду. Все сходят с ковра, дети его сворачивают.
Воспитатель: Вот, ребята, мы и вернулись с вами в детский сад из увлекательного путешествия. Вам понравилось путешествие? Как называется страна, по которой мы путешествовали? Страна Здоровья! На каких станциях мы побывали? Назовите их. А где вам понравилось больше всего? Почему?
Дети: Мы узнали много интересного и полезного, о том, что свежий воздух, хорошее настроение, правильное питание, спорт, закаливание и чистота укрепляют наше здоровье.
Воспитатель: Но мы побывали с вами не на всех улицах, ведь Страна Здоровья очень большая, поэтому мы с вами не раз ещё будем по ней путешествовать. Я вижу, что вы все здоровые, весёлые и красивые. Молодцы! Теперь вы знаете, что полезно для здоровья и будете беречь его. Желаю всем крепкого здоровья!