Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Путешествие в математику ☼ | Правилова Фарида Мингатовна. Работа №269712

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Правилова Фарида Мингатовна
«Проблема формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

Правилова Фарида Мингатовна

Воспитатель МАДОУ ДС №44 «Золотой ключик»

г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

 

 

«Проблема формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

 

Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность проблемы формирования у детей дошкольного возраста математических представлений. В работе дается определение термину, и описываются методы, приемы и средства по формированию математических представлений у дошкольников, от выбора которых зависит эффективность данного процесса.

Ключевые слова: математическое развитие, формирование математических представлений.

Актуальность развития математических представлений у детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Математические знания и умения, включенные в содержание общественного опыта, которыми овладевают дошкольники, являются средством интеллектуального развития ребенка, его логического мышления, познавательных и творческих способностей, расширяют возможности его успешной адаптации к ускоряющимся процессам информатизации общества, поэтому развитию представлений о количестве отводится особая роль.

Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а развитие у них представлений о количестве является одним из важных направлений работы дошкольных организаций.

Методика формирования математических представлений продолжает поиск оптимальных условий развития дошкольников. Разработаны подходы к развитию познавательных интересов к математике у старших дошкольников.

Повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовке дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и развитию дошкольников. Педагогам предоставлены широкие возможности в выборе программ математического развития, в использовании разнообразных моделей и технологий развития детей дошкольного возраста

Формирование математических представлений у дошкольников - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности. Математические представления имеют абстрактный характер, их применение требует от дошкольников выполнения комплекса сложных интеллектуальных действий.

Многими исследователями (О. М. Дьяченко, П. Я. Гальперин, Л. Ф. Обухов, Г. С. Костюк, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская и др.) доказано, что в дошкольном возрасте не менее важно воспитание самостоятельности мышления, развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. Особое внимание авторами обращается на формирование у детей устойчивого интереса к математическим знаниям, потребности в них, осознание необходимости их приобретения и использования. В качестве основания для формирования математических представлений у дошкольников учеными разработана линия формирования математических понятий и действий, построенная на введении мерки и определении единицы через отношение к ней, раскрыт психологический механизм счета как умственной деятельности и намечены пути формирования понятия числа через освоение детьми действий уравнивания и комплектования, измерения.

Формирование математических представлений у дошкольников осуществляется по-разному, так как опыт и знания у детей невелики, обучение в основном идет так: сначала с помощью взрослого накапливаются определенные знания, а далее они обобщаются до простейших правил и закономерностей. Формирование математических представлений обеспечивает организованная, целенаправленная образовательная деятельность, в ходе которой педагог продуманно ставит перед дошкольниками познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Главная задача педагога состоит в том, чтобы отобрать и передать дошкольникам такое содержание, которое, отвечая основным закономерностям, было бы простым, доступным и соответствовало особенностям деятельности и развития детей дошкольного возраста.

Добиться эффективного развития математических представлений позволяет использование различных методов, приемов и средств работы. Выбор методов зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания материала. Необходимость пересмотра методов и содержания работы обоснована в работах психологов и математиков, которые положили начало новым научным направлениям в разработке проблем математического развития дошкольников. Анализ содержания математического развития дошкольников с точки зрения новых задач привел исследователей к выводу о том, что необходимо научить дошкольников обобщенным способам решения учебных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций. Для этого предлагаются своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании.

Чтобы реализовать задачи по формированию математических представлений у дошкольников, необходимо организовать образовательный процесс в детском саду таким образом, чтобы дети играли и развивались одновременно. Этому способствует организованная самостоятельная математическая деятельность дошкольников, в которую ребенок переносит сформированные математические представления, приобретенные практические и познавательные умения, и где он является самостоятельным субъектом данного образовательного процесса.

Таким образом, научные исследования в области формирования математических представлений у дошкольников непосредственно связаны с практикой и дают научные способы решения ее важнейших проблем. Разрабатываемые содержание, методические приемы, дидактические средства и формы организации работы находят применение в практике формирования математических представлений у детей в дошкольной образовательной организации.

Список литературы:

Баряева

Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебно-методическое пособие. - СПб

.:

Изд-во РГПУ им.

А.И. Герцена, 201

2. - 479с.

Березина Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб

.

п

особие для студ. учеб. заведений. - М.: «Просвещение», 2010. - 303с.

Габова

М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. / Учебное пособие: Издательство «

Директ-

Медиа

», 2014. - 534с.

Данилова В.В. Обучение математике в детском саду: практические, семинарские и лабораторные занятия. - 3-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 160с.

Зайцев В.В. Математика для дошкольников: учебное пособие для родителей и воспитателей детских садов. –

Волгоград: Учитель, 2012. – 50

с.

Михайлова З.А.

,

Носова Е.А., Столяр А.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб:

Детство-Пресс, 2008. - 384с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×