Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Путешествие в мир Левенгука", повысить интерес учащихся к изучению биологии | Уткина Ольга Анатольевна. Работа №287218

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Уткина Ольга Анатольевна
............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

 

Внеклассное занятие по теме:

«Путешествие в мир Левенгука»

Цель занятия: повысить интерес учащихся к изучению биологии, через постановки опытов, экспериментов.

Задачи:

получение новых знаний и приобретение умений;

учащиеся на практике проверяют верность теоретических знаний;

учащиеся учатся анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Оборудование: ноутбук, презентация к занятию, лабораторное оборудование, микроскоп,

предметные стекла, покровные стекла, стекло под висячую каплю, чашки Петри, пипетка с грушей, бумага для протирания стекол, световой микроскоп «Левенгук», нетбук Intel «Аквариум»

Ход занятия

Организационный момент

Сообщение темы.

 

Учитель. Добрый день, друзья! Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения и открытия новых знаний. (Прием.1. Эмоциональная рефлексия участников мастер – класса).

Ведущий №1: Антони ван Левенгук был простым голландским торговцем. Но у него было необычное увлечение – шлифование увеличительных стекол.

Ведущий №2: и вот однажды он взглянул сквозь свою линзу на каплю грязные воды.

Ведущий №1: этот момент можно назвать началом новой эпохи в развитии наук о природе.

Ведущий №2: потому что через стеклышко линзы Левенгук увидел целый мир, полный «крохотных зверушек».

Ведущий №1: и весь этот мир помещался в капле воды!

Ведущий№2: он теперь усердно искал анималькулей и находил их повсюду – в дождевой воде, в воде каналов, настое корней растений, в испражнениях, зубном налете.

Учитель: как вы думаете, чем мы сегодня с вами займемся? (Ответы детей).

Ведущий №1: сегодня вы сможете повторить опыты знаменитого ученого, по – новому увидеть окружающие вас предметы и – кто знает! – может быть совершите какое- нибудь новое открытие!

Ведущий №2: сейчас каждый из вас попробует себя в роли исследователя. Для проведения опытов перед вами на столах находится все необходимое оборудование и инструктивные задания, определяющие алгоритм действий.

 

 

Лабораторная работа №1.

Разведение и изучение амеб в лаборатории.

 

Обыкновенная амеба-или амеба – протей, одноклеточный животный организм, передвигается с помощью ложноножек, питается готовыми органическими веществами; неблагоприятные условия среды переживает в состоянии цисты, является звеном в цепи питания.

 

Цель работы: особенности строения амебы

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с живой культурой амеб.

Ход работы

Перед началом работы проводится ТБ.

 

1.Поставьте микроскоп в рабочее положение. Для этого поверните его штативом к себе на расстоянии 5-6 см от края стола.

2.Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки капните культуры амебы и в нее положите несколько волокон ваты; накройте каплю покровным стеклом. Приготовленный препарат положите на предметный столик, закрепите его клеммами и оставьте на две минуты в покое.

3.С помощью винта плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии, близком от препарата.

4. Найдите в поле зрения микроскопа амебу. Для этого с помощью винта медленно поднимайте тубус до тех пор, пока не появится четкое изображение амебы на препарате. При работе с микроскопом не допускают толчков и сотрясений.

 

5.Выясните особенности внешнего строения амебы.

6.Зарисуйте амебу и надпишите увиденные вами части тела.

7.Вывод:

 

 

Лабораторная работа №2

Изучение мела под микроскопом

Перед началом работы проводится ТБ.

Во всех морях и океанах многочисленны простейшие с известковыми раковинами – фораминиферы. Оседая на дно океана, их раковины образуют отложения, называемые голубым известняковым илом – мелом, который мы используем для письма на школьных досках.

Цель работы: выяснить состав школьного мела под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с водой.

Ход работы

Опыт ставится в несколько этапов:

Перед началом работы проводится ТБ.

Необходимо измельчить мел до состояния порошка.

Полученная меловая пыль аккуратно насыпается на предметное стекло – небольшим слоем с горочкой по центру.

С помощью пипетки капнуть одну каплю воды на стеклышко с мелом.

Приготовленный микропрепарат располагается строго под объективом, центрируется на столике.

Исследования начинаются с самого малого увеличения, затем кратность постепенно повышается.

Зарисуйте увиденное в тетради.

Сделайте вывод:

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №3.

Особенности строения инфузории туфельки

Инфузория – туфелька имеет более сложное строение по сравнению с амебой. (форма тела постоянная, много ресничек, два ядра, большое (вегетативное)- отвечает за питание, дыхание, движение, обмен веществ, малое (генеративное) - участвует в половом процессе. Две сократительные вакуоли, клеточный «рот»).

Цель работы: особенности строения амебы

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с живой культурой инфузорий – туфелек.

Ход работы

Перед началом работы проводится ТБ.

1.Поставьте микроскоп в рабочее положение. Для этого поверните его штативом к себе на расстоянии 5-6 см от края стола.

2.Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки капните культуры инфузории - туфельки и в нее положите несколько волокон ваты; накройте каплю покровным стеклом. Приготовленный препарат положите на предметный столик, закрепите его клеммами и оставьте на две минут в покое.

3.С помощью винта плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии, близком от препарата.

4. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию – туфельку. Для этого с помощью винта медленно поднимайте тубус до тех пор, пока не появится четкое изображение инфузории – туфельки на препарате. При работе с микроскопом не допускают толчков и сотрясений.

Рассматривание начинаем при малом увеличении, затем при большом увеличении микроскопа.

5.Выясните особенности внешнего строения инфузории – туфельки.

6.Зарисуйте инфузорию - туфельку в тетради и надпишите увиденные вами части тела.

7. Сделайте вывод:

 

 

Учитель: с какой целью мы сегодня проводили опыты? (ответы уч-ся)

Ведущий: №1. Наши исследования показали многообразие типа простейших. Латинское название-- Protozoa.Их численность составляет 30 000 видов.

Ведущий: №2 Их нельзя рассмотреть невооруженным глазом. Они являются самыми примитивными представителями царства животных.

Ведущий №1: Простейшие состоят из одной клетки, осуществляющей все функции жизнедеятельности организма.

Ведущий №2: Обладают всеми особенностями эукариотической клетки.

Ведущий №1: свободноживущие простейшие имеют дополнительные органоиды, позволяющие им вести самостоятельный образ жизни.

Учитель: наше занятие по практической биологии подошло к концу, но мы с вами не прощаемся и продолжим путешествие далее в микромир.

Ведущий №2: Амеба обыкновенная названа в честь бога Протея.

Ведущий №1: В воде эвглена зеленая перемещаются с помощью жгутика, выходящего из тела. Причём жгутик служит не только способом перемещения, но и хватательной конечностью.

Ведущий 1: Что вы знаете о простейших?

Ведущий 2: Это мы выясним по результатам проведенного конкурса.

Учитель: все ваши ответы будет оценивать опытное жюри.

Конкурс «Знатоки простейших»

Задание №1.

Анаграммы.

Составить из букв термины, связанные с темой «Простейшие». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

 

Б Р Е М А Н МА (мембрана)

К О С О Ж Г У Т И Н Ц Ы (жгутиконосцы)

К У О В А Л Ь (вакуоль)

Д Н И Т Е З Е Р И Я (дизентерия)

М О П Л А З Д И Й (плазмодий)

 

Задание №2.

Верно-неверно.

Ответить «да» или «нет» на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Все простейшие абсолютно незаметны невооруженным глазом. (Нет. Некоторые простейшие достигают 3 мм)

Амёба имеет два ядра. (Нет.)

Амёба дышит всей поверхностью тела. (Да.)

Раковинные корненожки обладают внутренним скелетом. (Нет.)

С помощью красного глазка эвглена зелёная различает изменения освещённости. (Да.)

Эвглена зелёная дышит с помощью дыхательной вакуоли. (Нет.)

Задание №3. Работа с рисунком

Найдите на рисунке простейшее, которое плавает в толще воды.

Запишите букву правильного ответа. (Ответ в).

А

В

 

Задание №4. Заморочки из шкатулки.

 

Задание №5 Точка зрения.

А. Верно ли утверждение: «У школьного мела, у стен дворца и у стен пирамиды один источник, одна основа»? Докажите свою точку зрения.

Утверждение верно, так, как и пирамиды, и стены дворцаи мел построены либо состоят из известняка, или карбоната кальция. Сам известняк образован раковинами простейших, добытыми из океанов и морей.

Б. При борьбе с малярией иногда применяют «нефтевание» - поверхность водоемов заливают слоем нефти. Зачем это делают?

(Нефтевание — периодический полив нефтью мелких водовместилищ для уничтожения личинок комаров в целях борьбы с малярией.)

Учитель: наше путешествие в мир простейших подошло к финишу, слово предоставляется жюри.

Рефлексия. Подведение итогов.

 

Вам предлагается написать «Советы исследователю».

Прием «-Комплимент» – похвала, учащиеся оценивают вклад друг друга и учителя за проведенное занятие. Такой вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личной значимости.

Самооценка учащихся во время занятий

Оцени сегодняшнее занятие знаком»+»

 

Занятие полезно, все понятно

 

Лишь кое-что чуть – чуть непонятно

 

Еще придется потрудиться

 

Да, трудно все – таки учиться!

 

 

Во время проводимых опытов (исследований), основным источником знаний, приобретаемых учащимися, является наблюдение, а не слово учителя.

Деятельность учащихся выражается в наблюдении и рассказе о наблюдаемом.

Передача знаний происходит в процессе практической работы учащихся. Они по заданию (инструктажу) самостоятельно приобрели новые знания.

Практическая деятельность учащихся связана с применением орудия исследования (микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с живой культурой простейших).

При ответах учащиеся показывают результаты проведенной работы и рассказывают о ней, делают выводы, задания.

Вывод: проведение эксперимента способствует развитию познавательной деятельности, формирует исследовательские навыки учащихся, помогают овладевать практическими умениями – работать с микроскопами, готовить микропрепараты, делать выводы на основе полученных результатов, обмениваться мнениями.

Способствует развитию коммуникативной компетенции через диалоговое общение.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×