"Путешествие в мир Левенгука", повысить интерес учащихся к изучению биологии | Уткина Ольга Анатольевна. Работа №287218
Автор: Уткина Ольга Анатольевна
............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Внеклассное занятие по теме:
«Путешествие в мир Левенгука»
Цель занятия: повысить интерес учащихся к изучению биологии, через постановки опытов, экспериментов.
Задачи:
получение новых знаний и приобретение умений;
учащиеся на практике проверяют верность теоретических знаний;
учащиеся учатся анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Оборудование: ноутбук, презентация к занятию, лабораторное оборудование, микроскоп,
предметные стекла, покровные стекла, стекло под висячую каплю, чашки Петри, пипетка с грушей, бумага для протирания стекол, световой микроскоп «Левенгук», нетбук Intel «Аквариум»
Ход занятия
Организационный момент
Сообщение темы.
Учитель. Добрый день, друзья! Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения и открытия новых знаний. (Прием.1. Эмоциональная рефлексия участников мастер – класса).
Ведущий №1: Антони ван Левенгук был простым голландским торговцем. Но у него было необычное увлечение – шлифование увеличительных стекол.
Ведущий №2: и вот однажды он взглянул сквозь свою линзу на каплю грязные воды.
Ведущий №1: этот момент можно назвать началом новой эпохи в развитии наук о природе.
Ведущий №2: потому что через стеклышко линзы Левенгук увидел целый мир, полный «крохотных зверушек».
Ведущий №1: и весь этот мир помещался в капле воды!
Ведущий№2: он теперь усердно искал анималькулей и находил их повсюду – в дождевой воде, в воде каналов, настое корней растений, в испражнениях, зубном налете.
Учитель: как вы думаете, чем мы сегодня с вами займемся? (Ответы детей).
Ведущий №1: сегодня вы сможете повторить опыты знаменитого ученого, по – новому увидеть окружающие вас предметы и – кто знает! – может быть совершите какое- нибудь новое открытие!
Ведущий №2: сейчас каждый из вас попробует себя в роли исследователя. Для проведения опытов перед вами на столах находится все необходимое оборудование и инструктивные задания, определяющие алгоритм действий.
Лабораторная работа №1.
Разведение и изучение амеб в лаборатории.
Обыкновенная амеба-или амеба – протей, одноклеточный животный организм, передвигается с помощью ложноножек, питается готовыми органическими веществами; неблагоприятные условия среды переживает в состоянии цисты, является звеном в цепи питания.
Цель работы: особенности строения амебы
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с живой культурой амеб.
Ход работы
Перед началом работы проводится ТБ.
1.Поставьте микроскоп в рабочее положение. Для этого поверните его штативом к себе на расстоянии 5-6 см от края стола.
2.Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки капните культуры амебы и в нее положите несколько волокон ваты; накройте каплю покровным стеклом. Приготовленный препарат положите на предметный столик, закрепите его клеммами и оставьте на две минуты в покое.
3.С помощью винта плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии, близком от препарата.
4. Найдите в поле зрения микроскопа амебу. Для этого с помощью винта медленно поднимайте тубус до тех пор, пока не появится четкое изображение амебы на препарате. При работе с микроскопом не допускают толчков и сотрясений.
5.Выясните особенности внешнего строения амебы.
6.Зарисуйте амебу и надпишите увиденные вами части тела.
7.Вывод:
Лабораторная работа №2
Изучение мела под микроскопом
Перед началом работы проводится ТБ.
Во всех морях и океанах многочисленны простейшие с известковыми раковинами – фораминиферы. Оседая на дно океана, их раковины образуют отложения, называемые голубым известняковым илом – мелом, который мы используем для письма на школьных досках.
Цель работы: выяснить состав школьного мела под микроскопом.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с водой.
Ход работы
Опыт ставится в несколько этапов:
Перед началом работы проводится ТБ.
Необходимо измельчить мел до состояния порошка.
Полученная меловая пыль аккуратно насыпается на предметное стекло – небольшим слоем с горочкой по центру.
С помощью пипетки капнуть одну каплю воды на стеклышко с мелом.
Приготовленный микропрепарат располагается строго под объективом, центрируется на столике.
Исследования начинаются с самого малого увеличения, затем кратность постепенно повышается.
Зарисуйте увиденное в тетради.
Сделайте вывод:
Лабораторная работа №3.
Особенности строения инфузории – туфельки
Инфузория – туфелька имеет более сложное строение по сравнению с амебой. (форма тела постоянная, много ресничек, два ядра, большое (вегетативное)- отвечает за питание, дыхание, движение, обмен веществ, малое (генеративное) - участвует в половом процессе. Две сократительные вакуоли, клеточный «рот»).
Цель работы: особенности строения амебы
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с живой культурой инфузорий – туфелек.
Ход работы
Перед началом работы проводится ТБ.
1.Поставьте микроскоп в рабочее положение. Для этого поверните его штативом к себе на расстоянии 5-6 см от края стола.
2.Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки капните культуры инфузории - туфельки и в нее положите несколько волокон ваты; накройте каплю покровным стеклом. Приготовленный препарат положите на предметный столик, закрепите его клеммами и оставьте на две минут в покое.
3.С помощью винта плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии, близком от препарата.
4. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию – туфельку. Для этого с помощью винта медленно поднимайте тубус до тех пор, пока не появится четкое изображение инфузории – туфельки на препарате. При работе с микроскопом не допускают толчков и сотрясений.
Рассматривание начинаем при малом увеличении, затем при большом увеличении микроскопа.
5.Выясните особенности внешнего строения инфузории – туфельки.
6.Зарисуйте инфузорию - туфельку в тетради и надпишите увиденные вами части тела.
7. Сделайте вывод:
Учитель: с какой целью мы сегодня проводили опыты? (ответы уч-ся)
Ведущий: №1. Наши исследования показали многообразие типа простейших. Латинское название-- Protozoa.Их численность составляет 30 000 видов.
Ведущий: №2 Их нельзя рассмотреть невооруженным глазом. Они являются самыми примитивными представителями царства животных.
Ведущий №1: Простейшие состоят из одной клетки, осуществляющей все функции жизнедеятельности организма.
Ведущий №2: Обладают всеми особенностями эукариотической клетки.
Ведущий №1: свободноживущие простейшие имеют дополнительные органоиды, позволяющие им вести самостоятельный образ жизни.
Учитель: наше занятие по практической биологии подошло к концу, но мы с вами не прощаемся и продолжим путешествие далее в микромир.
Ведущий №2: Амеба обыкновенная названа в честь бога Протея.
Ведущий №1: В воде эвглена зеленая перемещаются с помощью жгутика, выходящего из тела. Причём жгутик служит не только способом перемещения, но и хватательной конечностью.
Ведущий 1: Что вы знаете о простейших?
Ведущий 2: Это мы выясним по результатам проведенного конкурса.
Учитель: все ваши ответы будет оценивать опытное жюри.
Конкурс «Знатоки простейших»
Задание №1.
Анаграммы.
Составить из букв термины, связанные с темой «Простейшие». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Б Р Е М А Н МА (мембрана)
К О С О Ж Г У Т И Н Ц Ы (жгутиконосцы)
К У О В А Л Ь (вакуоль)
Д Н И Т Е З Е Р И Я (дизентерия)
М О П Л А З Д И Й (плазмодий)
Задание №2.
Верно-неверно.
Ответить «да» или «нет» на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Все простейшие абсолютно незаметны невооруженным глазом. (Нет. Некоторые простейшие достигают 3 мм)
Амёба имеет два ядра. (Нет.)
Амёба дышит всей поверхностью тела. (Да.)
Раковинные корненожки обладают внутренним скелетом. (Нет.)
С помощью красного глазка эвглена зелёная различает изменения освещённости. (Да.)
Эвглена зелёная дышит с помощью дыхательной вакуоли. (Нет.)
Задание №3. Работа с рисунком
Найдите на рисунке простейшее, которое плавает в толще воды.
Запишите букву правильного ответа. (Ответ в).
А
В
Задание №4. Заморочки из шкатулки.
Задание №5 Точка зрения.
А. Верно ли утверждение: «У школьного мела, у стен дворца и у стен пирамиды один источник, одна основа»? Докажите свою точку зрения.
Утверждение верно, так, как и пирамиды, и стены дворца, и мел построены либо состоят из известняка, или карбоната кальция. Сам известняк образован раковинами простейших, добытыми из океанов и морей.
Б. При борьбе с малярией иногда применяют «нефтевание» - поверхность водоемов заливают слоем нефти. Зачем это делают?
(Нефтевание — периодический полив нефтью мелких водовместилищ для уничтожения личинок комаров в целях борьбы с малярией.)
Учитель: наше путешествие в мир простейших подошло к финишу, слово предоставляется жюри.
Рефлексия. Подведение итогов.
Вам предлагается написать «Советы исследователю».
Прием «-Комплимент» – похвала, учащиеся оценивают вклад друг друга и учителя за проведенное занятие. Такой вариант окончания занятия дает возможность удовлетворения потребности в признании личной значимости.
Самооценка учащихся во время занятий
Оцени сегодняшнее занятие знаком»+»
Занятие полезно, все понятно
Лишь кое-что чуть – чуть непонятно
Еще придется потрудиться
Да, трудно все – таки учиться!
Во время проводимых опытов (исследований), основным источником знаний, приобретаемых учащимися, является наблюдение, а не слово учителя.
Деятельность учащихся выражается в наблюдении и рассказе о наблюдаемом.
Передача знаний происходит в процессе практической работы учащихся. Они по заданию (инструктажу) самостоятельно приобрели новые знания.
Практическая деятельность учащихся связана с применением орудия исследования (микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с живой культурой простейших).
При ответах учащиеся показывают результаты проведенной работы и рассказывают о ней, делают выводы, задания.
Вывод: проведение эксперимента способствует развитию познавательной деятельности, формирует исследовательские навыки учащихся, помогают овладевать практическими умениями – работать с микроскопами, готовить микропрепараты, делать выводы на основе полученных результатов, обмениваться мнениями.
Способствует развитию коммуникативной компетенции через диалоговое общение.