Путешествие в мир скороговорок | Руденко Татьяна Петровна. Работа №351000
Аннотация. В статье рассматривается роль и значение скороговорок в начальной школе как одного из эффективных средств развития речи и дикции у детей. Описаны основные принципы работы со скороговорками на уроках, приведены примеры упражнений и игр с их использованием. Статья включает методические рекомендации для учителей по организации занятий, направленных на улучшение артикуляции, улучшение звуковой культуры речи и повышение интереса детей к предмету.
Ключевые слова: скороговорки, начальная школа, речевое развитие, дикция, артикуляция, звукопроизношение, игры на уроке, развитие речи.
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКОРОГОВОРОК
Руденко Татьяна Петровна, учитель начальных классов
ГБОУ Луганской Народной Республики "Белокуракинская школа № 2"
Аннотация. В статье рассматривается роль и значение скороговорок в начальной школе как одного из эффективных средств развития речи и дикции у детей. Описаны основные принципы работы со скороговорками на уроках, приведены примеры упражнений и игр с их использованием. Статья включает методические рекомендации для учителей по организации занятий, направленных на улучшение артикуляции, улучшение звуковой культуры речи и повышение интереса детей к предмету.
Ключевые слова: скороговорки, начальная школа, речевое развитие, дикция, артикуляция, звукопроизношение, игры на уроке, развитие речи.
Скороговорки — это короткие фразы, в которых чередуются похожие звуки. Их произнесение требует определённых навыков речи и артикуляции, поскольку они направлены на улучшение дикции и чёткости произношения. Работа со скороговорками позволяет развивать речевые навыки, формировать правильное произношение и способствует общему развитию языковой культуры у младших школьников. Более того, скороговорки можно сделать частью игры, что делает их применение на уроках интересным для детей и полезным для учителей в работе над звуковой культурой речи.
Скороговорки помогают детям развивать правильную артикуляцию звуков. Повторяя скороговорки, ученики учатся чётко произносить звуки, что особенно важно для детей, у которых имеются речевые нарушения.
Быстрое произнесение скороговорок помогает тренировать мышцы языка и рта. Это упражнение полезно для улучшения дикции, особенно если дети испытывают трудности с произношением отдельных звуков.
Запоминание и многократное повторение скороговорок способствует развитию кратковременной и долговременной памяти у младших школьников. Кроме того, дети учатся концентрироваться на произношении и контролировать свои движения и дыхание.
Упражнения со скороговорками можно превратить в игру, что позволяет создать на уроке позитивную атмосферу и повысить интерес детей к занятиям. Элементы игрового обучения способствуют мотивации учеников и помогают удерживать внимание детей на протяжении всего урока.
Скороговорки должны соответствовать возрасту и уровню речевой подготовки учеников. Важно начинать с простых фраз, которые постепенно усложняются по мере совершенствования навыков детей. Например, для первоклассников подходят короткие и лёгкие скороговорки, такие как "Мама мыла раму", а для более опытных детей можно выбрать более сложные фразы.
Работу со скороговорками необходимо выстраивать системно. Начинать можно с медленного произнесения фразы, постепенно ускоряя темп. Также полезно произносить скороговорки сначала по слогам, а затем целиком. Это позволит детям понять структуру фразы и легче её запомнить.
Скороговорки можно использовать не только для простого повторения, но и для разнообразных упражнений, таких как произнесение с разными интонациями, голосом и шёпотом, на одном дыхании. Такие упражнения развивают чувство ритма и помогают детям лучше контролировать свои речевые навыки.
Можно организовать соревнования, в которых дети будут читать скороговорки на скорость, устраивать "чемпионат по дикции" или разыгрывать сценки с использованием скороговорок. Такие игры мотивируют учеников и делают процесс обучения более интересным и продуктивным.
Приведем примеры скороговорок и упражнений для уроков:
1. Скороговорки для постановки звука "Р".
- Рано утром Рома рвал ромашки на реке.
- Три трёхтрёх триотличных треугольника.
2. Скороговорки для звука "Ш" и "Ж".
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Ежиха и ежонок жуют ежевичное варенье.
3. Упражнение "Скажи громче-тише". Детям предлагается произнести скороговорку сначала громко, а потом — как можно тише. Такое упражнение помогает контролировать громкость речи и лучше чувствовать интонацию.
4. Игра "Кто быстрее". Ученики делятся на команды и соревнуются в том, кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку. Игра развивает чувство ритма и учит концентрироваться на произношении.
5. Упражнение "Повтори за мной". Учитель произносит скороговорку медленно и чётко, а дети повторяют за ним с постепенным ускорением. Это упражнение помогает детям сконцентрироваться на правильном произношении и контролировать темп речи.
Предложим практические рекомендации для учителей.
- Важно включать скороговорки в повседневные занятия, что поможет детям развивать речевые навыки последовательно и систематически. Регулярные занятия позволяют ученикам постепенно улучшать дикцию и артикуляцию.
- Необходимо поощрять детей, поддерживать их, даже если не всё получается сразу. Это создаёт положительную атмосферу на уроках, формирует уверенность и мотивирует детей к занятиям.
- Учителю полезно рекомендовать родителям заниматься скороговорками дома. Это позволяет детям закрепить пройденный материал и совершенствовать навыки в повседневной жизни.
- По мере совершенствования навыков учеников можно усложнять задания, добавляя более длинные скороговорки или ускоряя темп. Это помогает детям не терять интерес и стимулирует их развитие.
В заключение отметим, что скороговорки являются эффективным средством для развития речи младших школьников. Они способствуют улучшению дикции, правильному произношению звуков, развивают память и внимание. Работа со скороговорками на уроках позволяет сделать обучение интересным и увлекательным, способствует формированию навыков грамотного и выразительного произношения. Для достижения наилучших результатов важно организовать занятия систематически, подбирать упражнения с учетом возраста и уровня подготовки детей и использовать игровые формы обучения.
Список литературы
Авдеева А.В. Формирование читательской компетенции младших школьников / А.В. Авдеева, М.В.
Молькова
. // Молодой ученый. – 2015. – №22.1 (102.1). – С. 44–46.
Современные методики обучения чтению и письму: обзор и анализ / К. Н. Хлебникова, О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко [и др.]. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109775/