Путешествие в страну Русского языка | Халбаажык Алсуу Александровна . Работа №321022. Номер работы: №321022
Учебное занятие (урок-путешествия, внеклассное мероприятие) по русскому языку для 5 класса
«Путешествие в страну Русского языка»
Халбаажык Алсуу Александровна
студент, Тувинский государственный университет, РФ, г. Кызыл
Сат Кира Ангыр-ооловна
научный руководитель, доцент, кандидат фиологическйи наук, Тувинский государственный университет, РФ, г. Кызыл
Цели учебного занятия:
- создать условия для расширения знаний учащихся о русском языке, его роли в жизни человека;
- развивать творческое мышление и коммуникативные способности учащихся, совершенствовать умение работать в команде;
- воспитывать культуру речи, интерес, уважение и любовь к русскому языку.
- умения применить знания, полученные в течение учебного года на уроках русского языка в нестандартных условиях.
Задачи:
Личностные: развитие интереса у обучающихся к учебному предмету, готовности к саморазвитию, воспитание уважительного отношения к одноклассникам в ходе решения учебной задачи.
Познавательные: формирование умений работать с интерактивной доской, применять своои знания при решении занимательных заданий, развитие умений проводить анализ, синтез и классификацию материала по заданным критериям.
Регулятивные: развитие умение осуществлять контроль за действиями одноклассников и соотносить правильность собственного выбора с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные: воспитание активности и развитие умения доказывать свой самостоятельный выбор при решении общей познавательной задачи.
Предметные: актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка в 5 классе, и учить применять их в нестандартной ситуации.
Учебное занятие (урок-путешествия, внеклассное мероприятие) по русскому языку для 5 класса
«Путешествие в страну Русского языка»
Халбаажык Алсуу Александровна
студент, Тувинский государственный университет, РФ, г. Кызыл
Сат Кира Ангыр-ооловна
научный руководитель, доцент, кандидат фиологическйи наук, Тувинский государственный университет, РФ, г. Кызыл
Цели учебного занятия:
- создать условия для расширения знаний учащихся о русском языке, его роли в жизни человека;
- развивать творческое мышление и коммуникативные способности учащихся, совершенствовать умение работать в команде;
- воспитывать культуру речи, интерес, уважение и любовь к русскому языку.
- умения применить знания, полученные в течение учебного года на уроках русского языка в нестандартных условиях.
Задачи:
Личностные: развитие интереса у обучающихся к учебному предмету, готовности к саморазвитию, воспитание уважительного отношения к одноклассникам в ходе решения учебной задачи.
Познавательные: формирование умений работать с интерактивной доской, применять своои знания при решении занимательных заданий, развитие умений проводить анализ, синтез и классификацию материала по заданным критериям.
Регулятивные: развитие умение осуществлять контроль за действиями одноклассников и соотносить правильность собственного выбора с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные: воспитание активности и развитие умения доказывать свой самостоятельный выбор при решении общей познавательной задачи.
Предметные: актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка в 5 классе, и учить применять их в нестандартной ситуации.
Ход учебного занятия.
Вступление.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие по русскому языку, на котором вы сможете показать свои знания и умения, полученные на уроках. По итогам выполнения заданий мы определим самых лучших знатоков русского языка.
Мы отправляемся в увлекательное путешествие в СТРАНУ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Любое путешествие начинается с билетов. В нашем поезде 2(3) вагона с пассажирами.
Ваш ВХОДНОЙ БИЛЕТ – ответ на вопрос (Назови одним словом).
1. Тот, кто беседует с кем-нибудь другим, участник беседы (СОБЕСЕДНИК)
2. Тот, кто работает (трудится) с кем-нибудь вместе в одной компании (СОТРУДНИК)
3. Тот, кто идет с тобой по одному пути (ПОПУТЧИК)
4. Тот, кому столько же лет, как и тебе (РОВЕСНИК, СВЕРСТНИК)
СТАНЦИЯ «
ЗАГАДКА»
1 команда
2 команда
3 команда
Ходит весь век, а с места не сойдет (часы)
Конь стальной, хвост льняной (иголка + нитка)
Сверкает, моргает, кривые стрелы пускает (молния)
Меня все топчут, а я все лучше (тропинка)
Оно тебе лишь дано, а люди им пользуются (имя)
Весь мир она одевает, а сама одежды не знает (игла)
Неживое, а на всех языках говорит (эхо)
Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
В огне не горит, в воде не тонет (лед)
Была белая да седая, пришла зеленая да молодая (зима и весна)
Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают – глотает, людей согревает (печь)
Бежать-бежать – не добежать, лететь-лететь – не долететь (горизонт)
СТАНЦИЯ
«
ПОСЛОВИЦА
»
Задание: собери пословицу (команды получают карточки с «разрезанными» на две части пословицами)
1 команда
2 команда
3 команда
1. Доброе молчание лучше худого ворчания.
2. Что написано пером, того не вырубишь топором.
3. Сперва подумай, а там и нам скажи.
1. Мал язык, да всем телом владеет.
2. Лучше скажи мало, но хорошо.
3. Глупые речи что пыль на ветру.
1. Языком не торопись, а делом не ленись.
2. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
3. С тобой разговориться что меду напиться.
СТАНЦИЯ «ФОНЕТИКА»
Задание 1: расставь слова по алфавиту (для всех команд одинаковое задание, оценивается скорость и правильность)
Автомобиль, дорога, метро, пассажир, шофер, путешествие, шоссе, юный, трамвай, беседа.
ОТВЕТ: Автомобиль, беседа, дорога, метро, пассажир, путешествие, трамвай, шоссе, шофер, юный
Задание 2: отгадай слово с правильным ударением.
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
И’РИС – ИРИ’С
Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
А’ТЛАС – АТЛА’С
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный ...
Эту зелень ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива.
Называется (крапи’ва).
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и тонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я (фарфо’р).
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все ...
СТАНЦИЯ «
ГРАММА
ТИКА
»
Задание: реши задачку и составь слово (команды получают одинаковое задание, оценивается скорость и правильность ответов)
КАБАН – АН + ЛУК = КАБЛУК
КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р = КОРИДОР
КОТ + ЕЛКА – КА = КОТЕЛ
КАР + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА
КВА + РАК – АК + ТИРА = КВАРТИРА
Вы решили во что бы то ни стало победить на областной олимпиаде школьников по русскому языку и заявили: «Я обязательно победю (побежу, побежду)! «А как сказать правильно?
СТАНЦИЯ «ЛЕКСИКА»
Задание: замени иностранные слова русскими синонимами (Устное задание. Для каждой команды дается два слова)
Аргумент (доказательство), комфорт (удобство), отель (гостиница), фортуна (удача), адвокат (защитник), алфавит (азбука).
СТАНЦИЯ «КОНЕЧНАЯ»
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Три команды соревновались сегодня за право называться «ЗНАТОКАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Вы успешно справились с заданиями. Давайте подведём итоги и определим лучших знатоков русского языка.
Язык народа – его история, его память, его мечты, его душа.
Каждая команда сейчас составит «Букет добрых слов» и поставит его в вазу. (Команды получают лист бумаги с нарисованным цветком). На каждом лепестке своего цветка напишите ДОБРОЕ СЛОВО.!
Использованная литература:
1. Ефремова, Т. Ф. Словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т. 1,2 Текст / Т. Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000.
2. Баско, Н. В. Фразеологический словарь русского языка (5-7 классы) / Н. В. Баско. – М.: АСТ-Пресс, 2012.
3.Учебная литература. 5 класс Русский язык. [ Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/10/29/spisok-ispolzuemoy-mnoy-uchebnoy-i-metodicheskoy-literatury