Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности | Тютенькова Ирина Юрьевна. Работа №345586. Номер работы: №345586

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности. Описаны ключевые подходы, такие как интеграция межпредметных связей, работа с информацией, развитие критического мышления и решение практических задач. Приведены примеры методик и упражнений, способствующих формированию у младших школьников навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, учебная деятельность, критическое мышление, межпредметные связи, практические задачи.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тютенькова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 25

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности. Описаны ключевые подходы, такие как интеграция межпредметных связей, работа с информацией, развитие критического мышления и решение практических задач. Приведены примеры методик и упражнений, способствующих формированию у младших школьников навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, учебная деятельность, критическое мышление, межпредметные связи, практические задачи.

 

Формирование функциональной грамотности у младших школьников является одной из ключевых задач начального образования. Функциональная грамотность включает в себя способность применять знания и навыки для решения повседневных задач, осмысливать информацию и использовать её в различных жизненных ситуациях. В условиях учебной деятельности учителя должны уделять особое внимание тому, чтобы помочь учащимся развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе, а также для их дальнейшего обучения.

Интеграция межпредметных связей является одним из эффективных способов формирования функциональной грамотности. На уроках учителя могут связывать материалы разных предметов, что позволяет школьникам видеть взаимосвязь между различными аспектами знаний и использовать их в реальной жизни. Например, на уроках математики можно применять задачи, связанные с окружающим миром или литературой, где детям нужно анализировать информацию, вычислять данные или сопоставлять различные факты. Это помогает развивать у младших школьников системное мышление и умение применять знания на практике.

Работа с информацией играет важную роль в развитии функциональной грамотности. Младшие школьники должны учиться искать, анализировать и оценивать информацию. Учитель может предложить задания, где учащиеся будут находить ответы на вопросы в текстах, иллюстрациях или других источниках информации. Например, при изучении природных явлений школьники могут использовать энциклопедии или интернет-ресурсы для поиска информации о погодных условиях, что учит их самостоятельно работать с источниками и формировать информационную грамотность.

Развитие критического мышления является важным элементом формирования функциональной грамотности. Учитель может задавать вопросы, которые стимулируют школьников к размышлению и анализу, а не просто к запоминанию фактов. Например, на уроках окружающего мира можно обсуждать реальные жизненные ситуации, такие как правила поведения на улице или принципы экологической ответственности, что поможет детям учиться оценивать информацию и принимать взвешенные решения. Это способствует развитию у младших школьников способности к анализу и осмыслению окружающей действительности.

Решение практических задач также способствует формированию функциональной грамотности. Учителя могут предлагать задания, которые связаны с повседневной жизнью, например, задачи по измерению длины или веса предметов, расчёту стоимости покупок или планированию времени. Это помогает школьникам понимать, как теоретические знания могут быть полезны в реальных ситуациях. Например, на уроках математики можно предложить задачу, где школьники должны рассчитать, сколько времени потребуется для поездки на транспорте или сколько продуктов нужно для приготовления блюда. Это учит детей применять знания на практике и развивать навыки планирования.

Проектная деятельность — ещё один важный способ формирования функциональной грамотности. Учащиеся могут работать над проектами, которые требуют использования знаний из разных областей и применения их для решения конкретных задач. Например, проект по созданию макета города или деревни может включать в себя знания из географии, математики, изобразительного искусства и труда. Проектная деятельность способствует развитию креативного мышления, самостоятельности и ответственности у младших школьников, что является важным аспектом их подготовки к дальнейшему обучению.

Групповая работа и коллективные задачи также способствуют развитию функциональной грамотности. Работая в группе, младшие школьники учатся сотрудничать, распределять задачи, обсуждать идеи и принимать решения вместе. Например, работа над общим проектом или решением практической задачи, связанной с окружающим миром, учит детей координировать свои усилия и использовать знания для достижения общей цели. Это помогает развивать навыки общения, взаимодействия и критической оценки собственных решений.

Таким образом, формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности включает в себя интеграцию межпредметных связей, развитие критического мышления, работу с информацией, решение практических задач и проектную деятельность. Эти подходы помогают учащимся осваивать навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире, развивают их способность мыслить, анализировать и применять знания на практике, что является важным элементом их подготовки к дальнейшему обучению и жизни в обществе.

 

 

Список литературы

Забусова

Е.И., Лапина О.И., Толмачева В.В. Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности // Международный научный журнал «Символ науки» № 10-1 / 2023. – С. 125-128.

Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность / О. В. Зотова, С. А. Калинина, М. Р.

Низамова

[и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 48-53.

Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования: программы, методические рекомендации / Виноградова Н. Ф., Кузнецова М. И.,

Рыдзе

О.А.; под ред. Н. Ф. Виноградовой.

М. :

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 70 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X