Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности | Евсюкова Светлана Николаевна. Работа №347125. Номер работы: №347125

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья рассматривает различные пути формирования функциональной грамотности у младших школьников в контексте их учебной деятельности. Обсуждаются важность интеграции навыков чтения, письма и вычислений в повседневные задачи, а также методические подходы и практические примеры, которые помогут педагогам развивать функциональную грамотность.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, учебная деятельность, методы обучения, интеграция.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Евсюкова Светлана Николаевна, учитель начальных классов
МКОУ Усть-Кадинская СОШ с. Усть-Када
Аннотация: Статья рассматривает различные пути формирования функциональной грамотности у младших школьников в контексте их учебной деятельности. Обсуждаются важность интеграции навыков чтения, письма и вычислений в повседневные задачи, а также методические подходы и практические примеры, которые помогут педагогам развивать функциональную грамотность.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, учебная деятельность, методы обучения, интеграция.
В современном образовательном процессе функциональная грамотность становится одним из приоритетных направлений. Это понятие охватывает не только умение читать и писать, но и способность применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Для младших школьников, находящихся на этапе активного освоения учебной программы, формирование функциональной грамотности имеет особое значение, так как закладывает основы для дальнейшего обучения и социальной адаптации. В этой статье мы рассмотрим, как учителя могут эффективно способствовать развитию функциональной грамотности у младших школьников в условиях учебной деятельности.
Формирование функциональной грамотности начинается с осознания ее значимости. Учитель должен объяснить ученикам, что грамотность не ограничивается традиционными школьными навыками, а включает в себя умение использовать знания в повседневной жизни. Это может быть выполнено через различные игровые и практические задания, которые иллюстрируют применение этих навыков. Например, на уроках математики можно предложить детям решить задачи, связанные с планированием бюджета для школьного проекта или расчётом времени, необходимого для выполнения заданий. Такие упражнения развивают не только математические навыки, но и способность применять их в реальных ситуациях.
Еще одним важным аспектом является интеграция различных учебных предметов. Например, во время изучения окружающего мира можно организовать проект, посвященный экологии. Дети смогут исследовать темы, связанные с защитой окружающей среды, собирать и анализировать данные о местной флоре и фауне. В процессе работы над проектом ученики будут развивать навыки критического мышления, научатся работать с информацией, а также улучшат свои коммуникативные навыки, представляя результаты своей работы перед классом.
Методы активного обучения также играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности. Использование технологий, таких как интерактивные доски и образовательные приложения, может значительно повысить интерес детей к учебному процессу. Например, через использование онлайн-платформ для решения математических задач или создания презентаций по учебным темам, ученики получают возможность не только изучать материал, но и применять его на практике. Это создает у них чувство ответственности за собственное обучение и развитие.
Важным элементом в процессе формирования функциональной грамотности является создание мотивационной среды. Учитель может организовать различные конкурсы, викторины и игровые занятия, которые будут способствовать развитию интереса к учебным предметам и повышению уровня вовлеченности. Например, можно проводить "день экспериментов", где дети смогут представить свои исследования и проекты, что способствует не только развитию креативного мышления, но и формирует навыки публичных выступлений.
Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Каждый ребенок уникален и имеет свои сильные и слабые стороны. Учитель должен адаптировать задания и подходы к каждому ученику, что позволит максимально эффективно развивать их функциональную грамотность. Например, для детей, имеющих трудности в чтении, можно предложить аудиокниги и визуальные материалы, что поможет им лучше усвоить информацию и повысить интерес к чтению.
Партнерство с родителями играет важную роль в процессе формирования функциональной грамотности. Учитель может организовать родительские собрания, на которых объяснит, как можно поддерживать и развивать навыки грамотности дома. Важно, чтобы родители понимали, какую роль они могут сыграть в обучении своих детей, и как они могут помочь им развивать необходимые навыки. Это может быть достигнуто через чтение книг вместе, выполнение домашних заданий или участие в образовательных мероприятиях.
Нельзя забывать и о важности обратной связи в процессе обучения. Учитель должен регулярно анализировать успехи и достижения учеников, а также их трудности. Это поможет своевременно корректировать образовательный процесс и поддерживать интерес детей к обучению. Обратная связь может быть представлена в различных формах: от простых бесед до написания отзывов и предложений, что поможет детям осознать свои достижения и определить пути для дальнейшего роста.
Важно помнить, что формирование функциональной грамотности — это длительный процесс, который требует терпения и упорства как со стороны учителей, так и со стороны учеников. Каждое маленькое достижение на этом пути — это шаг к более глубокой и полноценной грамотности. Поэтому, внедряя в учебный процесс разнообразные методы и подходы, учитель не только помогает детям овладеть необходимыми навыками, но и вдохновляет их на дальнейшее изучение и развитие.
Таким образом, пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности многообразны и требуют комплексного подхода. Через интеграцию предметов, использование активных методов обучения, создание мотивационной среды и партнерство с родителями, учителя могут создать условия, способствующие развитию у детей необходимых навыков. Эти усилия позволят не только повысить уровень функциональной грамотности, но и подготовят младших школьников к успешной социализации и обучению в будущем.
Список литературы
Забусова Е.И., Лапина О.И., Толмачева В.В. Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности // Символ науки. 2023. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-uchebnoy-deyatelnosti
Ковцун А.А., Кохичко А.Н. Научные подходы к понятию функциональная грамотность в педагогической теории и практике // Наука и школа. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-ponyatiyu-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike
Л.Н. Стрельникова, В.В. Журавлева Модель формирования функциональной грамотности младших школьников // МНКО. 2021. №2 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×