Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях ФГОС | Перова Ирина Евгеньевна. Работа №353944

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные пути формирования функциональной грамотности у младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Подчеркивается значимость функциональной грамотности как ключевого компонента успешной социализации и подготовки детей к жизни в современном обществе. Приводятся эффективные подходы, методы и примеры интеграции функциональной грамотности в образовательный процесс на начальной ступени обучения.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ФГОС, младшие школьники, начальная школа, методы обучения, образовательный процесс, компетенции.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Перова Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов

ГБОУ "Вешняковская школа имени полного кавалера ордена Славы

В.П. Бехтина", г. Москва

Аннотация. В статье рассматриваются основные пути формирования функциональной грамотности у младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Подчеркивается значимость функциональной грамотности как ключевого компонента успешной социализации и подготовки детей к жизни в современном обществе. Приводятся эффективные подходы, методы и примеры интеграции функциональной грамотности в образовательный процесс на начальной ступени обучения.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ФГОС, младшие школьники, начальная школа, методы обучения, образовательный процесс, компетенции.

Функциональная грамотность является основой успешного существования личности в современном обществе. Это способность использовать знания и умения для решения практических задач, включая чтение, письмо, математику, работу с информацией и взаимодействие с окружающими. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направлен на развитие именно этих качеств, что делает формирование функциональной грамотности одной из ключевых задач начальной школы.

Понятие функциональной грамотности и её компоненты

Функциональная грамотность включает несколько взаимосвязанных компонентов:

Читательская грамотность – умение понимать и анализировать текстовую информацию.

Математическая грамотность – способность применять математические знания в практических ситуациях.

Естественно-научная грамотность – понимание природных и технических процессов.

Цифровая грамотность – навыки работы с цифровыми технологиями и информацией.

Социально-коммуникативная грамотность – эффективное взаимодействие с окружающими.

На уровне начальной школы важно уделять внимание всем этим аспектам, так как именно в этот период закладываются основы функциональной грамотности.

Пути формирования функциональной грамотности в условиях ФГОС

ФГОС предполагает реализацию образовательных задач через деятельностный подход, где ребенок активно вовлечен в процесс обучения. Рассмотрим основные пути формирования функциональной грамотности у младших школьников.

Использование межпредметного подхода

Важно связывать различные предметы для создания целостного восприятия мира. Например, чтение художественного текста может быть интегрировано с математическими расчетами, если предложить детям посчитать элементы, упомянутые в произведении.

Реализация проектной деятельности

Проекты позволяют детям применять знания на практике. Например, младшие школьники могут подготовить презентацию о любимом животном, сочетающую элементы чтения, рисования и работы с информацией.

Внедрение игровых технологий

Игры создают увлекательную атмосферу для освоения знаний. Логические задачи, настольные игры с элементами математики или грамматики помогут формировать грамотность через интересный для ребенка формат.

Работа с текстами и информацией

Учителям важно предлагать разнообразные тексты: научно-популярные, художественные, информационные. Задания на поиск главной мысли, составление вопросов или создание иллюстраций к тексту способствуют развитию читательской грамотности.

Формирование навыков критического мышления

Важным аспектом является обучение школьников анализу информации. Например, можно предлагать сравнивать данные из двух источников, выявлять ошибки или неточности.

Акцент на практическое применение знаний

Знания должны быть применимы в реальных ситуациях. На уроках математики можно обсуждать, как составлять бюджет, а на уроках окружающего мира – как сортировать отходы.

Использование цифровых технологий

Интерактивные задания, образовательные платформы и игры развивают цифровую грамотность. Важно использовать технологии не только для развлечения, но и для обучения.

Роль учителя в формировании функциональной грамотности

Учитель начальных классов играет ключевую роль в формировании функциональной грамотности. Важно не только передавать знания, но и создавать условия, в которых ребенок сможет активно применять их на практике. Для этого учителю необходимо:

планировать занятия с учетом межпредметных связей;

включать в уроки интерактивные задания;

организовывать групповые и индивидуальные формы работы;

развивать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля.

Формирование функциональной грамотности у младших школьников – это долгосрочная задача, которая требует комплексного подхода. Реализация ФГОС открывает возможности для внедрения современных методов обучения, направленных на развитие ключевых компетенций. Учитель, используя разнообразные формы и методы, может эффективно помочь детям стать функционально грамотными, что является основой их успешного будущего.

Список литературы

Зайцева Светлана Александровна, Воробьева Анастасия Олеговна ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №80-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-raboty-kak-sredstvo-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-mlladshih-shkolnikov

Захарова Вера Анатольевна ВЫБОР КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-klyuchevyh-elementov-pedagogicheskoy-tehnologii-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-v-nachalnoy-shkole

Ильина С. В. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. №3 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnogo-myshleniya-kak-komponenta-funktsionalnoy-gramotnosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×