ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ - МОДЕЛЬЕРОВ | Елена Михайловна Леонова. Работа №338401
Аннотация. В статье описываются мероприятия, способствующие формированию общих компетенций у будущих парикмахеров - модельеров. Процесс формирования общих компетенций выстроен на системно - деятельностном и личностно-ориентированном подходе в соответствии с современным ФГОС. Общие компетенции будут сформированы при условии планирования урочной и внеурочной деятельности, а также воспитательных мероприятий.
Ключевые слова. Общие компетенции. Мероприятия, направленные на формирование общих компетенций.
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПАРИКМАХЕРОВ - МОДЕЛЬЕРОВ
Леонова Елена Михайловна
Преподаватель специальных дисциплин
ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»
Аннотация. В статье описываются мероприятия, способствующие формированию общих компетенций у будущих парикмахеров - модельеров. Процесс формирования общих компетенций выстроен на системно - деятельностном и личностно-ориентированном подходе. Общие компетенции будут сформированы при условии планирования урочной и внеурочной деятельности, а также воспитательных мероприятий.
Ключевые слова. Общие компетенции. Мероприятия, направленные на формирование общих компетенций.
Одним из важнейших направлений деятельности педагога в современных образовательных условиях является формирование у обучающихся общих компетенций. Общие компетенции содержат перечень личностных качеств, позитивно влияющих на профессиональные компетенции. Освоение профессиональными навыками будет более качественным, если студент будет мотивированным, целеустремлённым, ответственным, обладать коммуникативными навыками, владеть информационно - коммуникационными технологиями, мобильным и обучаемым. Немаловажны перечисленные качества для будущих парикмахеров - модельеров.
Профессия парикмахер и специальность парикмахер - модельер являются достаточно сложными из-за постоянного взаимодействия с людьми. Парикмахер - модельер не просто мастер стрижки и укладки, но он и консультант по уходу за волосами, у парикмахера должно быть чувство вкуса, пропорций и понимания того, какая стрижка, прическа подойдет клиенту. Специалисты бьюти - индустрии должны быть немного психологами, эмоционально устойчивыми и терпеливыми. Все эти качества необходимо формировать с первых дней обучения в колледже. Погружать обучающихся в их будущую профессиональную деятельность. Преподавателям профессионального цикла и классному руководителю группы необходимо выстраивать конструктивную коммуникацию с преподавателями общеобразовательных предметов и дисциплин с целью планирования их занятий с учетом профессиональной направленности.
Целью статьи является проанализировать мероприятия, способствующие формированию общих компетенций на примере специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство», 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства», 43.02.17 «Технологии индустрии красоты».
Формирование общих компетенций осуществляется в период всего обучения в колледже, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В период обучения студентов должна прослеживаться система, которая включает в себя этапы: адаптация обучающегося, процесс освоения образовательной программы, профессиональная подготовка, завершение обучения, трудоустройство обучающихся. Все этапы предполагают планирование разнообразных мероприятий, целью которых является формирование общих компетенций.
На примере профессиональной подготовки будущих парикмахеров, нами предлагаются педагогические приемы и мероприятия урочной и внеурочной деятельности (Таблица).
Таблица – Мероприятия, направленные на формирование общих компетенций по направлению профессиональной подготовки Парикмахерское искусство
Мероприятия
Формируемые ОК
Результативность
Вовлечение обучающихся в игры (на уроках и внеурочной деятельности)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Активная работа студентов позволяет увидеть в них заинтересованность в результате, их отношение к учебному процессу
Работа в микро- группах в роли технолога/мастера/клиента
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Решение ситуаций в зависимости от возрастной группы клиентов
Сложные случаи салонной практики.
Можно отнести к вовлечению студентов в игры, но с профессиональной направленностью. Решает вопросы, связанные с мотивацией на получение профессии.
Проблемные ситуации
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Прием используется в различных условиях. Сложные случаи салонной практики способствуют пониманию значимости их будущей специальности.
Диалоги
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
70 % успешной деятельности профессионала является правильная и конструктивная коммуникация с работодателем, коллегами, персоналом и клиентами.
Коммуникация является главной составляющей компетенции в целом. Конструктивная коммуникация, правильное ведение диалога с клиентом позволяет парикмахеру создавать клиентскую базу.
Конкурс профессионального мастерства
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Конкурс профессионального мастерства это такое мероприятие, при планировании которого закладываются весь перечень общих компетенций. Здесь обучающийся проявляет свои профессиональные качества в полной мере. Однако, в первую очередь, педагог может увидеть отношение обучающегося к получаемой профессии, его понимание и мотивацию.
- Деловые игры и встречи в центрах предпринимательства и малого бизнеса.
- Экскурсии в парикмахерские салоны и студии города
экскурсии в профессиональные магазины города
- Встречи с известными парикмахерами и предпринимателями-работодателями города и республики
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Организация встреч студентов в центрах предпринимательства за пределами колледжа, приближение их к будущей реальности позволяет сформировать осознанность, ответственное отношение, стремление к результату. Здесь же осуществляется знакомство с новейшими технологиями, с которыми студенты столкнуться в своей профессиональной деятельности. Также может прийти понимание того, насколько технологии меняются быстро, и какими качествами личности нужно обладать, что бы соответствовать современным требованиям.
Применение ИКТ на уроках при выполнении практических работ, организации самостоятельной работы
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Сегодня вся наша жизнь выстроена на информационно-коммуникационных технологиях. Образовательный процесс не может выстраиваться без применения ИКТ. Применение универсальных и специализированных программ профессиональной деятельности парикмахер позволит сформировать устойчивый навык работы на компьютере при выполнении профессиональных задач.
В таблице представлены мероприятия, проводимые на уроках и во внеурочной деятельности. Предложенные мероприятия проводятся систематически, из года в год, что позволяет реализовать требования, предъявляемые ФГОС СПО.
Формирование общих компетенций не обходится без воспитательных мероприятий, которые занимают отдельную нишу в профессиональной подготовке будущих парикмахеров. Известно, что воспитательная функция реализуется в следующих направлениях: правовое, патриотическое, экологическое, принятие и сохранение семейных ценностей, социальное и другие. Так, нами осуществляется вовлечение в социальные проекты: семейный детский дом №1 в пос.Краснозатонский и №3; Дом инвалидов, дом- интернат для пожилых людей, центр социальной помощи пожилым и малообеспеченным людям); патриотические проекты (акции красоты для жен, вдов, родителей участников СВО; приглашение людей из различных структур и т.д.
В качестве общего вывода следует отметить следующее:
Формирование ОК осуществляется на протяжении всего процесса обучения преподават
елями
общеобразовательного и профессионального цикла
, осуществляющими профессиональную подготовку.
В основе формирования
ОК
лежат системно-деятельностный и
личностно
-ориентированный подходы.
Вовлечение обучающихся в различные проекты, реализуемые за пределами образовательной организации (Профессионалы, Билет в будущее, Движение первых и др.) не просто положительно влияют на формирование ОК, но и позволяют формировать у студентов социальную ответственность, патриотизм, позитивное мышление и чувство собственной значимости.
Список информационных источников
Федеральный государственный образовательный стандарт
Среднего профессионального образования
по специальности 43.02.02
«
П
арикмахерское искусство
»
. Утв. 07.05.2014
Федеральный государственный образовательный стандарт Среднего профессионального образования по специальности 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства» Утв.
09.12.2016
Федеральный государственный образовательный стандарт Среднего профессионального образования по специальности 43.02.17
«Технологии индустрии красоты»
Утв. 26.08.2022
.
Федеральный государственный образовательный стандарт Среднего профессионального образования по профессии 43.01.02 «Парикмахер». Утв. 02.08.2013