Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пути формирования речевой культуры учащихся через уроки русского языка | Казакова Инесса Владимировна. Работа №347319

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В данной статье рассматриваются пути формирования речевой культуры учащихся через уроки русского языка. Акцентируется внимание на значении речевой культуры как важного элемента общего развития личности, а также на методах и приемах, которые могут быть использованы учителями для её повышения. Обсуждаются практические примеры и конкретные задания, способствующие развитию навыков грамотной и выразительной речи. Статья также содержит рекомендации для учителей по организации учебного процесса, направленного на улучшение речевой культуры учащихся.

Ключевые слова: речевая культура, русский язык, уроки, развитие навыков, грамотность, выразительность.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Казакова Инесса Владимировна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 2 с. Некрасовка
Аннотация: В данной статье рассматриваются пути формирования речевой культуры учащихся через уроки русского языка. Акцентируется внимание на значении речевой культуры как важного элемента общего развития личности, а также на методах и приемах, которые могут быть использованы учителями для её повышения. Обсуждаются практические примеры и конкретные задания, способствующие развитию навыков грамотной и выразительной речи. Статья также содержит рекомендации для учителей по организации учебного процесса, направленного на улучшение речевой культуры учащихся.
Ключевые слова: речевая культура, русский язык, уроки, развитие навыков, грамотность, выразительность.
Речевая культура — это важный компонент общего образования, который играет ключевую роль в формировании личности учащегося. На уроках русского языка у учителей есть уникальная возможность не только обучать грамматике и лексике, но и развивать речевую культуру учащихся. Это включает в себя как правильное использование языка, так и умение выражать свои мысли четко и логично, а также уважительное и вежливое общение. Важно понимать, что речевая культура формируется на протяжении всего обучения, и именно на уроках русского языка можно заложить её основы.
Одним из основных направлений формирования речевой культуры является развитие навыков устной и письменной речи. Устная речь, как правило, требует от учащихся мгновенной реакции, способности обрабатывать информацию и структурировать свои мысли. Для этого учитель может использовать различные формы работы: обсуждения, дебаты, ролевые игры. Например, в рамках темы Слово и его значение учащиеся могут проводить дискуссии, в которых им необходимо будет аргументировать свою точку зрения, опираясь на литературные примеры. Это не только развивает критическое мышление, но и помогает лучше усваивать материал.
Письменная речь требует от учащихся навыков структурирования текста, правильного построения предложений и использования разнообразной лексики. Задания на написание эссе, творческих работ, отзывов на прочитанные произведения могут стать отличной практикой. При этом учителю стоит акцентировать внимание на правилах оформления текста, соблюдении стилистических норм, а также на умении делать логические переходы между абзацами. Например, после прочтения рассказа Антона Павловича Чехова учащиеся могут написать эссе о нравственном выборе персонажа, что будет способствовать развитию их навыков аргументации и самовыражения.
Не менее важным аспектом является работа над речевой интонацией и выразительностью. На уроках русского языка учителя могут включать такие элементы, как чтение вслух и работа над дикцией. Чтение литературных произведений, как классических, так и современных, в классе создает атмосферу, в которой учащиеся могут услышать, как правильно звучит текст, и как можно передать его эмоциональную нагрузку. Проводя занятия по выразительному чтению, учитель может обращать внимание на паузы, интонацию и темп, что также важно для формирования речевой культуры. Например, учащиеся могут выбрать отрывки из произведений и представить их одноклассникам, предварительно проработав интонацию и эмоциональную окраску текста.
Важным моментом в формировании речевой культуры является работа с лексикой. Учащиеся должны не только знать значения слов, но и уметь использовать их в различных контекстах. Учитель может предложить задания на составление синонимов и антонимов, а также на использование новых слов в предложениях. Это развивает не только словарный запас, но и способность к гибкому мышлению. Например, после изучения темы Синонимы и антонимы учащиеся могут составить небольшие рассказы, используя как можно больше новых слов, что поможет закрепить материал.
Формирование речевой культуры также предполагает работу над стилем общения. Учащиеся должны осознавать, как важно выбирать правильные слова в зависимости от ситуации и собеседника. Учитель может организовать ролевые игры, в которых учащиеся будут представлять различные социальные ситуации: общение с учителем, одноклассниками, родителями. Это поможет развивать навыки вежливого и корректного общения. Например, учащиеся могут разыграть ситуацию, в которой они обращаются к взрослым с просьбой, акцентируя внимание на вежливых формах обращения.
Не стоит забывать и о важности анализа ошибок. Учителя могут проводить специальные занятия, на которых будут разбираться наиболее распространенные речевые ошибки учащихся. Это создаст у учеников осознание необходимости постоянного самосовершенствования и даст возможность избежать типичных ошибок в будущем. Например, на уроке можно разобрать тексты с ошибками и предложить учащимся исправить их, объясняя причину каждого исправления.
Параллельно с формированием речевой культуры необходимо развивать и критическое мышление учащихся. Уроки русского языка могут стать площадкой для анализа текстов, как художественных, так и публицистических. Учитель может задавать вопросы, способствующие дискуссии, например: Как вы понимаете идею автора? Как вы относитесь к его точке зрения? Это развивает навыки анализа и аргументации, а также помогает учащимся вырабатывать собственное мнение.
Важным элементом формирования речевой культуры является работа с литературными текстами. На уроках можно использовать произведения русских писателей, таких как Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов, Федор Михайлович Достоевский. Эти авторы поднимают глубокие философские и моральные вопросы, которые могут служить основой для обсуждений и дебатов. Например, чтение и обсуждение Война и мир может привести к размышлениям о природе человека, войне и мире, что станет отличной основой для формирования речевой культуры через критическое осмысление текста.
Значимым аспектом является интеграция технологий в образовательный процесс. Использование мультимедийных презентаций, видеоуроков и онлайн-платформ для общения может значительно повысить интерес учащихся к изучению русского языка. Это открывает новые возможности для обсуждения и анализа, что также способствует формированию речевой культуры.
Таким образом, формирование речевой культуры у учащихся через уроки русского языка является многоаспектным процессом, включающим развитие навыков устной и письменной речи, работу над лексикой, стилем общения и анализом ошибок. Уроки русского языка могут стать мощным инструментом в формировании не только речевой, но и общей культуры учащихся, способствуя их всестороннему развитию. Учителя, используя разнообразные методы и подходы, могут создать условия для того, чтобы учащиеся не только освоили язык, но и научились использовать его как средство самовыражения и общения. Речевая культура — это не только знание правил, но и умение применять их в жизни, что делает её важной составляющей образования.
Список литературы
Мацкявичене Ю.А. Формирование коммуникативной компетенции при работе с текстом на уроках русского языка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №9-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-pri-rabote-s-tekstom-na-urokah-russkogo-yazyka
Милостивая О.И. Формирование речевой культуры у учащихся 5 классов на уроках русского языка // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №8-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rechevoy-kultury-u-uchaschihsya-5-klassov-na-urokah-russkogo-yazyka
Шокаримова К.А. Развитие культуры речи на уроках русского языка // Экономика и социум. 2022. №4-3 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kultury-rechi-na-urokah-russkogo-yazyka
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×