Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Пути и средства организации ученического самоуправления в современном общеобразовательном учреждении | Гайтан Наталья Ивановна. Работа №347184

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы и методы организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. Представлены примеры эффективных практик, позволяющих вовлечь учащихся в активное участие в жизни школы, а также различные формы и средства, которые могут помочь педагогам организовать самоуправление в образовательной среде.

Ключевые слова: ученическое самоуправление, общеобразовательное учреждение, воспитательная работа, ответственность, лидерские качества, практические примеры.

Пути и средства организации ученического самоуправления в современном общеобразовательном учреждении

 

Гайтан Наталья Ивановна, педагог-организатор

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8 имени В.С.Бойко городского округа Мариуполь»
Донецкой Народной Республики

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы и методы организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. Представлены примеры эффективных практик, позволяющих вовлечь учащихся в активное участие в жизни школы, а также различные формы и средства, которые могут помочь педагогам организовать самоуправление в образовательной среде.

Ключевые слова: ученическое самоуправление, общеобразовательное учреждение, воспитательная работа, ответственность, лидерские качества, практические примеры.

 

Ученическое самоуправление в современном общеобразовательном учреждении играет важную роль в процессе воспитания и социализации учащихся. Оно помогает формировать у школьников такие качества, как ответственность, самостоятельность, активность и инициативность. В условиях современного общества, где важны не только знания, но и навыки взаимодействия и сотрудничества, ученическое самоуправление становится одним из ключевых инструментов воспитательной работы. Для успешной организации самоуправления необходимо понимать его цели, задачи и принципы, а также использовать разнообразные подходы и методы.

Одним из путей организации ученического самоуправления является создание ученического совета. Ученический совет – это орган, представляющий интересы учащихся и участвующий в принятии решений, касающихся жизни школы. Создание такого совета требует предварительной работы по информированию учеников о его целях и задачах. Важно, чтобы учащиеся понимали, что их мнение имеет значение, и они могут влиять на решения, касающиеся школьной жизни. Для формирования совета можно проводить выборы, где каждый класс будет представлять своего кандидата. Этот процесс не только вовлечет учеников в активное участие, но и поможет им развивать лидерские качества и навыки публичного выступления.

Другим важным аспектом самоуправления является организация различных мероприятий, в которых учащиеся могут проявить свою активность и креативность. Это могут быть школьные праздники, конкурсы, спортивные соревнования или благотворительные акции. Учащиеся могут самостоятельно планировать и организовывать такие мероприятия, что позволит им лучше понять, как работает команда, как принимать решения и нести ответственность за свои действия. Например, можно провести конкурс на лучшее оформление классных уголков, где учащиеся будут самостоятельно разрабатывать идеи и реализовывать их. Это не только развивает креативность, но и способствует сплочению класса.

Для успешной организации самоуправления необходимо также создавать условия для реализации инициатив учащихся. Например, можно организовать «Школу лидерства», где ученики смогут получать знания и навыки, необходимые для эффективного управления проектами и работой в команде. Такие занятия могут включать в себя тренинги по управлению временем, решению конфликтов и эффективному общению. Важно, чтобы учащиеся не только теоретически знали о лидерстве, но и имели возможность применять эти знания на практике. Например, учащиеся могут организовать волонтерские проекты, которые помогут развивать в них социальную ответственность и активность.

Еще одним эффективным методом является внедрение проектов, связанных с общественной жизнью. Учащиеся могут самостоятельно выбирать социальные проблемы, которые они хотят решить, и разрабатывать свои проекты. Это может быть, например, проект по улучшению экологической ситуации в школе или районе. Учащиеся могут проводить исследования, собирать данные и предлагать конкретные меры для решения выбранной проблемы. Такой подход помогает развивать у них критическое мышление и навыки работы в команде.

Важную роль в организации самоуправления играют педагогические кадры. Учителя и воспитатели должны активно поддерживать инициативу учащихся, давать им возможность принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Педагоги должны выступать в роли наставников и консультантов, которые помогают ученикам развивать их идеи и реализовывать проекты. Важно, чтобы педагог не только направлял учащихся, но и создавал атмосферу доверия, где каждый ученик чувствовал бы себя комфортно и мог свободно выражать свои мысли.

Также необходимо учитывать мнения самих учеников при организации самоуправления. Регулярные обсуждения и опросы помогут понять, какие инициативы интересуют учащихся, и какие мероприятия они хотели бы видеть в школе. Например, можно проводить анонимные опросы, чтобы собрать идеи для мероприятий или проектов. Это не только повысит интерес учащихся, но и даст им ощущение участия в жизни школы.

Создание условий для самоуправления также включает в себя формирование специальных рабочих групп, которые будут заниматься определенными направлениями деятельности, такими как культура, спорт, экология и т.д. Каждая группа может иметь свои цели и задачи, что поможет учащимся сосредоточиться на конкретной деятельности и увидеть результаты своей работы. Например, группа по экологии может заниматься озеленением территории школы или организацией акций по сбору вторичных материалов.

Для повышения эффективности самоуправления важно также проводить оценку результатов работы ученического совета и других инициатив. Это может быть сделано через регулярные отчеты о проделанной работе, обсуждение успехов и трудностей. Такой анализ позволит не только выявить сильные и слабые стороны самоуправления, но и определить направления для его дальнейшего развития.

В заключение, организация ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении – это многоступенчатый процесс, который требует внимательного подхода и активного участия всех участников образовательного процесса. Создание условий для инициативности учащихся, поддержка их идей и активное вовлечение в школьную жизнь способствует формированию у детей ответственного отношения к своим действиям и развитию лидерских качеств. Важно помнить, что ученическое самоуправление – это не только способ организации школьной жизни, но и важный шаг к воспитанию активного и сознательного гражданина, способного принимать решения и нести ответственность за них.

 

 

Список литературы

Гаджиева

П.Д.

,

Раджабова

Р.В.

, Ибрагимов

М.А.

Г

ражданско-правовое воспитание учащейся молодежи средствами молодежного самоуправления // МНКО. 2021. №6 (91).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-pravovoe-vospitanie-uchascheysya-molodezhi-sredstvami-molodezhnogo-samoupravleniya

Реморенко И.М. Деятельность общественно-активных школ и ученическое самоуправление // Сибирский педагогический журнал. 2018.

№5. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-obschestvenno-aktivnyh-shkol-i-uchenicheskoe-samoupravlenie

Семеновских

Т.В.

,

Еровикова

Д.С.

Самореализация подростков в школьном ученическом самоуправлении // Мир науки. Педагогика и

психология. 2018.

№6. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/samorealizatsiya-podrostkov-v-shkolnom-uchenicheskom-samoupravlenii

Шахмарова

Р.Р.

Ученическое самоуправление как средство формирования социальной активности

обучающихся

// Современное образование. 2017.

№2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/uchenicheskoe-samoupravlenie-kak-sredstvo-formirovaniya-sotsialnoy-aktivnosti-obuchayuschihsya

Шершнев Д.С.

П

роблема ученического самоуправления в современной образовательной организации

// Теория и практика современной науки. 2016. №5 (11).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-uchenicheskogo-samoupravle

niya-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-organizatsii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×