ПУТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА | Мой кабинет. Работа №346794. Номер работы: №346794
В статье рассматриваются следующие вопросы: типология агрессивности и причины возникновения агрессивного поведения воспитанников детского дома, типы агрессии у детей и способы построения взаимоотношений, основные пути по преодолению агрессивного поведения воспитанников детского дома, основные направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
ПУТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Тимашова Ирина Викторовна, воспитатель
Краевое государственное казенное учреждение
«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей «Детский дом №8»
г. Комсомольск-на-Амуре, 2022 г.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы возникновения агрессивного поведения воспитанников детского дома. Особое внимание уделено путям преодоления агрессивного поведения и направлениям коррекционной работы.
Агрессивное поведение в условиях современного общества представляет собой серьезную социальную проблему. В статье рассматриваются вопросы возникновения агрессивного поведения воспитанников детского дома. Особое внимание уделено типам агрессии и способам построения взаимоотношений с такими детьми, путям преодоления агрессивного поведения и направлениям коррекционной работы.
Введение
Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований (Галагузова М. А., Бабаев Т. М., Дубровина И. В., Смирнова Т. П. и т.д.) показывает, что ситуация социального сиротства накладывает существенный отпечаток на жизнь ребенка. Дети-сироты сталкиваются с социальной депривацией, которая, дальнейшем, формируется в условиях детского дома. Мнимая идентичность и социальная дезадаптированность детей- сирот способствуют развитию у них своеобразной «интернатской ментальности», характерными признаками которой являются негативный опыт общения со взрослыми и сверстниками, дефицит позитивных моделей поведения, скупые представления о своих скрытых способностях и возможностях, сниженный уровень учебно-познавательной мотивации, высокий уровень агрессивности и др.
Типология агрессивности и причины возникновения агрессивного поведения воспитанников детского дома
Считается, что агрессивное поведение детей-сирот формируется вследствие неудовлетворенности положением в социальном мире, в несправедливости и с полным неосознанием правильности выбора дальнейшего жизненного пути. Зачастую, это связано с неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, с особенностями в интеллектуальной и познавательной сферах, а также с особенностями личностных качеств, эмоциональных и поведенческих реакций на конфликты и ситуаций фрустрации.
Детей-сирот окружает масса проблем, которые не присуще детям из семей. Они психологически отчуждены от людей, они чрезмерно свободны и поэтому совершают достаточно много противоправных деяний. Как отмечает М. А. Туприна в условиях детского дома у них формируются только агрессивный, игнорирующий или пассивный тип поведения и эмоционального реагирования.
Агрессивный тип поведения характеризуется раздражительностью, конфликтностью, подросток находится в постоянных поисках проявления своей агрессивности, так как ощущает эмоциональную и физическую энергию от нее.
Игнорирующий тип поведения связан с умышленным игнорированием происходящей ситуации или человека в целом. Данный тип опасен для подростков тем, что игнорирование считается одним из рисковых видов эмоционального насилия.
И пассивный тип поведения человека проявляется в виде избегания неприятных ситуаций, подчинением воле других и не отстаивание своих интересов. Но, столкнувшись с агрессивным поведением, они могут выйти из равновесия. Эти типы поведения и эмоционального реагирования могут существенно повлиять на социализацию и интеграцию подростка в обществе из-за отсутствия положительного тонуса для адекватной реакции во время различных неблагоприятных ситуаций.
При анализе причин и типов агрессивного поведения выявляется характерная «картина» особенностей проявления агрессивного поведения по характеру причин: защитная, деструктивная и демонстративная агрессивность.
Защитная агрессивность связана со следствием возбуждения проблем, с развитием у ребенка тревожности, страхов. Основная функция данной причины - защита от внешнего мира посредством конфликтов, драк, стремления к лидерству.
Деструктивная агрессивность зачастую проявляется у детей с активной жизненной позицией, которые из-за отсутствия автономности и неспособности к самостоятельному выбору своего суждения начинают привыкать к «подавлению» своих эмоций. Их собственное «Я» становится слабым и требует постоянного подтверждения в смысле своего существования посредством косвенной агрессии через стремление заявить о себе, о своих желаниях, потребностях, о выходе из «социальной опеки». Депривация потребностей в безопасности, в любви и принятии связана с отсутствием стабильных детско-родительских и родительско-детских отношений или же с их полным отсутствием. Именно поэтому дети-сироты используют негативные формы и способы получения внимания и прибегают к агрессивному поведению.
Демонстративное агрессивное поведение связано с привлечением внимания по отношению к себе, преимущественно используя в жизни вербальную агрессию, лживость, прибегая к воровству, уделяя большое внимание к своему внешнему виду. По мнению Л.Г. Галагузовой, в появлении или нахождении ребенка в условиях отвержения в эмоциональном и физическом плане детско- родительских отношениях формируется недоверие по отношению к окружающим, а иногда и к себе. Агрессивное поведение как бы является непосредственным началом проявления этого недоверия и существенно может сказаться на его развитии: низкая самооценка, позитивная активность, трудности в общении.
А. Е. Штенская, О. А. Липовая среди психологических особенностей, провоцирующих проявление детьми-сиротами агрессивного поведения, описывали следующие: недостаточное развитие интеллекта, коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что главными причинами проявления агрессивного поведения среди детей-сирот является не только особенность пубертатного периода, но и социальная депривация, которая существенно влияет на их психическое развитие, а также яркое стремление к ранней автономности, привлечение внимания к своей личности и особенности характера ребенка.
Основные пути по пре
одолению агрессивного поведения
воспитанников детского дома
Самое важное в работе по преодолению агрессивного поведения – совершить для воспитанника детского дома подобные условия жизни, где ему показывались б примеры миролюбивого взаимоотношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры враждебного действия. Формирование на принципах партнерства (в особенности в семье) – данное ведущее условие избежание агрессивности.
Безупречным гарантом великолепного силы воли и адекватного поведения у воспитанника представляется профессионализм взрослых владеть собой.
Педагогам следует принимать во внимание принципы деятельности с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:
Безмятежное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и молодых людей неопасна и объяснима, можно использовать дальнейшие позитивные стратегии:
тотальное игнорирование реакций воспитанника детского дома – подростка (очень мощный способ прекращения нежелательного поведения);
выражение сознания отношений ребенка («Конечно, тебе обидно, однако
,
но...»);
переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
позитивное обозначение действия («Ты злишься потому, что ты устал»).
Так как агрессия обычная для человека, то адекватная и безопасная агрессивная реакция неоднократно не требует вмешательства со стороны. Воспитанники зачастую использует агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если воспитанник – подросток демонстрирует гнев в возможных границах и согласно объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
Акцентирование внимания на проделках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между проделками и личностью дает возможность техника объективного изложения поведения. Уже после того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его действия. Надо описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие воздействия совершал, не давая при этом никакой оценки. Предельные высказывания, в особенности эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения затруднений.
Анализируя поведение воспитанника, важно ограничиться рассуждением конкретных фактов, лишь того, что случилось «тут и в данный момент», не припоминая минувших действий, в противном случае у воспитанника детского дома возникнет ощущение обиды и он будет не в состоянии критично оценить личное действие. Взамен часто встречаемого, однако неэффективного «чтения морали» лучше продемонстрировать ему негативные последствия его действия, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Весьма важно также указать на вероятные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из весомых последствий сокращения агрессии - выяснение с ребенком обратной связи. Для сего применяются дальнейшие приемы:
констатация факта («Ты ведешь себя враждебно»);
констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
раскрытие мотивов враждебного действия («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
обнаружение своих личных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной -говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-нибудь громогласно кричит»);
апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
Предоставляя противоположную взаимосвязь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен показать, три особенности: интерес, твердость и дружелюбность. Последняя затрагивает только определенные проступка; воспитанник должен осознать, то, что отец с матерью любят его, однако они против того, как он себя ведет.
Контроль над своими отрицательными чувствами.
Необходимо, изредка тщательно осуществлять контроль собственных негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок показывает враждебные действия, это навевает у взрослых изрядные негативные чувства - раздражение, гнев, возмущение, ужас или беспомощность. Взрослые должны признавать непосредственность и нормальность этих негативных переживаний, понять характер, силу и продолжительность возобладавших отношений.
Когда взрослый человек управляет собственными негативными эмоциями, то он не подкрепляет враждебные действия воспитанника, сберегает с ним благотворные взаимоотношения и показывает, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком
Сокращение напряжения ситуации.
Главная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией, - сократить напряжение ситуации. Классическими неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация своей власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»); крик, негодование; агрессивные позы и жесты: стянутые челюсти, перекрещенные либо сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»; сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; негативная оценка личности воспитанника детского дома, его закадычных друзей или товарищей; использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание на личной правоте; нотации, проповеди, «чтение морали»; наказание или угрозы наказания; обобщения типа: «Вы все идентичные», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»; сравнение воспитанника с прочими детьми (не в его пользу); команды, жесткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды.
Частичные из этих реакций могут прервать ребенка на краткое время, однако вероятный негативный результат от такого действия взрослого приносит куда больше вреда, нежели само враждебное действие.
Рассуждение проступка
Провести анализ поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься лишь уже позже того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время рассуждение происшествия надо провести как возможно скорее. Лучше это выполнить наедине, без свидетелей, и лишь дальше обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Важно сохранять во время разговора спокойствие и объективность. Необходимо подробно обсудить негативные последствия враждебного действия, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого крохотного агрессора.
Сохранение позитивной репутации ребенка.
Ребенку очень нелегко признать свою неправоту и поражение. Самое ужасное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избегать этого любой ценой, применяя многообразные механизмы защитного поведения. И в самом деле, дурная репутация и негативный ярлык коварны: закрепившись за ребенком, они оказываются самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
публично минимизировать вину воспитанника («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), однако в беседе с глазу на глаз продемонстрировать аксиому;
не требовать полного подчинения, позволить воспитаннику детского дома исполнить ваше условие по-своему;
предложить воспитаннику детского дома компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то имеется на том, для того чтобы ребенок не только в тот же миг поступил то, что вы хотите, но и тем способом, которым вы хотите), возможно спровоцировать еще один взрыв агрессии.
Демонстрация модели неагрессивного действия.
Важное требование воспитания «контролируемой агрессии» у воспитанника детского дома - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - сражаться за свою власть или разрешить ситуацию спокойным способом. Взрослым должно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст воспитанника детского дома, тем более миролюбивым должно быть действие взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее продемонстрировать образец конструктивного действия и нацеленное на уменьшение напряжения в конфликтной ситуации, включает дальнейшие приемы:
нерефлексивное слушание. Данное слушание без анализа, дающее потенциальность собеседнику высказаться. Оно складывается в умении внимательно молчать. Тут важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в ссору. Все что нужно выполнить - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
пауза, дающая воспитаннику детског
о дома возможность успокоиться;
внушение умиротворения невербальными средствами;
прояснение ситуации с поддержкой наводящих вопросов;
использование юмора;
признание чувств воспитанника детского дома.
Дети довольно шустро перенимают неагрессивные модели поведения. Ведущее требование - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Типы агрессии у детей и способы построения взаимоотношений:
Гиперактивно
-агрессивный ребенок
.
Такие
дети
воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться враждебными. Надо правильно выстраивать систему ограничений, применяя в том числе и игровые ситуации с правилами. Необходимо стимулировать у детей умение признавать собственные ошибки, учить их не сваливать свою вину на других. Развивать чувство
эмпатии
, сочувствия к другим - сверстникам, взрослым и ко всему живому.
Агрессивно-обидчивый и истощаемый воспитанник детского дома.
Обидчивость воспитанника детского дома может быть сопряжена не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, однако и с болезнью роста, свойствами созревания нервной системы и организма. Особая чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать враждебное действие.
Нужно помочь воспитаннику детского дома разрядить психическое напряжение, позволить побыть в бурной игре, стремиться избегать ситуаций перенапряжения, ежели ребенок можно сказать всегда агрессивен
Агрессивный воспитанник детского дома с оппозиционно-вызывающим поведением.
Если ребенок часто грубит, но не всем, а только педагогам или родителям и знакомым ему людям, то, наверное, во взаимоотношениях с родителями что-то не так. Родители редко занимаются и общаются с ребенком; они уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на родителей собственное настроение и
проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.
Необходимо попытаться решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.
Агрессивно-боязливый ребенок.
Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Нужно работать со страхами, моделировать, то есть создавать, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее.; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.
Агрессивно-бесчувственный ребенок.
Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Предпосылки могут быть в нарушениях интеллектуального развития воспитанника детского дома, также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, завышенной аффективной возбудимости, которые передаются от опекунов или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо и больно.
Необходимо стимулировать гуманные чувства у воспитанника детского дома: жалеть, гладить кошек и ухаживать за животными; обращать внимание на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь. Если это не помогает, приучать ребенка нести ответственность – «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», и тому подобное).
Основные направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
Для того, чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждый характерологической особенности у данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.
Смирнова Т.П. в своей книге «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей» выделила 6 ключевых блоков - 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.
Обучение ребенка
отреагированию
(выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также
отреагирование
негативной ситуации в целом.
Формирование
осознавания
собственных эмоций и чувств других людей, развитие
эмпатии
.
Развитие позитивной самооценки.
Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
Снижение уровня личностной тревожности.
Список литературы
Бабаева,
М.
М.
Социальные
нормы
и
регуляция
поведения
/
М.
М.
Бабаева
–
М.:
«Просвещение»,
2010.
Бэрон
Р. Агрессия / Р.
Бэрон
, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001.
Галагузова
,
М.
А.
Социальная
педагогика:
курс
лекций.
/
М.
А.
Галагузова
,
Ю.
Н.
Галагузова
,
Г.
Н.
Штинова
,
Е.
Я.
Тищенко,
Б.
П.
Дьяконов. Дьяконов. - М.:
Гуманит
. изд. центр
ВАЛДОС,
2009.
Гиппенрейтер
Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» / Ю. Б.
Гиппенрейтер
. - M.:
ЧеРо
, 2002.
Жорабек
О.И. Агрессивные дети.
Психокоррекционная
работа с агрессивными детьми. - Заречное, 2016.
Завражнов
, В. В. Возможности работы педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения подростков / В. В.
З
авражнов
, М. В.
Чагина
. — Текст
: непосредственный // Молодо
й ученый. — 2017. — № 49
Завражнов
, В. В. Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта / В. В.
Завражнов
, Е. Д. Железнова
Златогорская
О. Метод в теории и на практике. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. [Текст] / Школьный психолог. – 2003, №
3.
Коннор
Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. СПб.: Речь, 2005.
Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы V
Междунар.науч
.
-
практ
.
конф
.
(Чебоксары, 25 дек. 2015 г.) /
редкол
.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «
Интерактив
плюс», 2015.
-
№ 4 (5).
Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.