Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа 5 класс Биология | Винокуров Иннокентий Владимирович. Работа №294168

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Винокуров Иннокентий Владимирович
Обучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей: в повышении его качества и эффективности  получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт  общего образования. В соответствии с ФГОС  базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся  высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальными целями биологического образования являются:

Целью изучения курса

·         социализация  обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.

·         приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

·         ориентацию в системе моральных норм и ценностей: здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе.

·         развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе.

·         овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.

·         формирование у учащихся познавательной культуры, эстетической культуры как способности к эмоцианально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Курс 5 класса «Введение в биологию» является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает 1 час в неделю, всего 35 часов.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

Тип программы: концентрическая, базового уровня.

Структура программы:

Программа включает 4 раздела:

1. Живой организм: строение и изучение.

2. Многообразие живых организмов.

3. Среда обитания живых организмов.

4. Человек на Земле.

Курс «Введение в биологию» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.

Программа курса обеспечивает целостное изучение курса за счет реализации трех следующих принципов:

1)предметных;

2)метопредметных;

3)личностных.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Хатынгнхская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Утверждено:
на заседании методического объединения директор МКОУ Хатынгнахская СОШ
учителей точного цикла МКОУ Хатынгнахская СОШ ________________/Л.Е.Бубякина/
протокол №___________ от _____ сентября 2015 г.
от _____ сентября 2015 г.
руководитель МО
_________________/В.И. Еремеева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
на 2021-2022 учебный год
5 класс
составитель: учитель биологии и химии
МКОУ Хатынгнахская СОШ
Винокуров Иннокентий Владимирович
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления программ являются:
1. Приказ Минобразования и науки РФ №1089 от 5.03.2004 г. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
2. Приказ Минобразования и науки РФ № 1312 от 9.03.2004 г. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
3. Приказ Минобразования и науки РФ № 379 от 09.12.2008 г. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:
Концентрический курс:
Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2014. – (УМК Сфера жизни)
Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешаков. / Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2013. – (УМК Сфера жизни)
Обучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей: в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальными целями биологического образования являются:
Целью изучения курса
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе.
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе.
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
формирование у учащихся познавательной культуры, эстетической культуры как способности к эмоцианально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Курс 5 класса Введение в биологию является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает 1 час в неделю, всего 35 часов.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Тип программы: концентрическая, базового уровня.
Структура программы:
Программа включает 4 раздела:
1. Живой организм: строение и изучение.
2. Многообразие живых организмов.
3. Среда обитания живых организмов.
4. Человек на Земле.
Курс Введение в биологию направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Раздел Живые организмы включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.
Программа курса обеспечивает целостное изучение курса за счет реализации трех следующих принципов:
1)предметных;
2)метопредметных;
3)личностных.
Требования к уровню подготовки учащихся:
(результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать /уметь (УУД):
Прогнозируемый результат
Освоение курса Введение в биологию вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов, а именно:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать;
сравнивать, делать выводы;
эстетического отношения к живым объектам.
Изучение курса Введение в биологию играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов, таких как:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разумные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи;
проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
использовать дополнительные источники информации для выполнения и учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты;
находить и использовать причинно-следственные связи;
строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;
работать в соответствии с поставленной задачей;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
При изучении курса Введение в биологию достигаются следующие предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
устройство светового микроскопа;
основные органоиды клетки;
основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
основные признаки представителей царств живой природы;
основные среды обитания живых организмов;
природные зоны нашей планеты, их обитателей;
предков человека, их характерные черты, образ жизни;
основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
различать изученные объекты в природе, на таблицах;
устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека;
сравнивать различные среды обитания;
характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
Учащиеся должны получить навыки:
работать с лупой и световым микроскопом;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;
наблюдать за живыми организмами;
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Планирование учебного материала

Содержание материала
Количество часов
биология
1
Живой организм: строение и изучение.
8 часов
2
Многообразие живых организмов.
14 часов
3
Среда обитания живых организмов.
6 часов
4
Человек на Земле.
5 часов
Резервное время
2 часа
итого
35 часов
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов).
Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы.
Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления
в окружающем мире. Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.
Лабораторные работы.
Лабораторная работа 1 Знакомство с оборудованием для научных исследований
Лабораторная работа 2 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Лабораторная работа 3 Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)
Лабораторная работа 4 Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Контрольная работа Живой организм
Демонстрации:
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования компьютера, микроскопа при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Плакат: Науки о природе.
Тема 2. Многообразие живых организмов (14 часов).
Как развивалась жизнь на земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые). Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека
Демонстрации:
Гербарии растений, муляжи грибов.
Компьютер
Микроскоп, лупы
Плакаты
Тема3. Среда обитания живых организмов (6 часов).
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные Зоны Земли. Жизнь в морях и океанах
Лабораторная работа 5 Определение наиболее распространенных растений и животных
Практическая работа 1 Исследование особенностей строения растений иживотных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения
Демонстрации:
- Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
- Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
- Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.
Темы 4. Человек на Земле (5 часов).
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.
Лабораторные работы.
Лабораторная работа 6 Измерение своего роста и массы тела
Лабораторная работа 7 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Демонстрации
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Примечание: Резервное время используется на проведение самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, экскурсий.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу
и использованию информации.
Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводят дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов природы. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н. И. Биология 5класс: рабочая тетрадь к учебнику Биология, с тестовыми заданиями ЕГЭ Вертикаль 2012. В рабочую тетрадь включены вопросы и задания, которые позволяют диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Для успешного решения задач важны экскурсии, обеспечивающие непосредственное взаимодействие с окружающей средой. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Таким образом, в примерной программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метопредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на уровне учебных действий.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, наблюдение, тестирование, работа по карточке. Для осуществления контроля с целью проверки усвоения знаний в программе предусмотрены тестирования к каждому разделу. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Для успешного решения задач важны экскурсии, обеспечивающие непосредственное взаимодействие с окружающей средой. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Таким образом, в примерной программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метопредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на уровне учебных действий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ..
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела
Кол-во
часов
УУД
Предметные результаты
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Живой организм: строение и изучение.
8 часов
самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
смыслообразование - понимают значение знаний, образования в жизни человека, имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться
Осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни
самоопределение - правильно идентифицируют себя с позиции школьника; проявляют интеллектуальные и творческие способности
регулятивные - планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности.
познавательные- общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы;
логические - подводить итоги работы, формулировать вывод; коммуникативные - владеть коммуникативными умениями, иметь опыт межличностной коммуникации, корректно вести диалог и участвовать в дискуссии
коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
Научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию биология, объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
познакомятся с устройством светового микроскопа; научатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;
научатся определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени.
научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.
научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; называть элементарное определение молекулы, атома.
научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
научатся применять полученные знания в практической работе.
Многообразие живых организмов.
14 часов
самоопределение - имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении; смыслообразование - понимают социальную роль и нравственную позицию ученика, имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика
проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознают необходимость ответствен-ного отношения к природе, защиты окружающей среды; прояв-ляют любознательность и интерес к изучению приро-ды методами естественных наук осознают потребность и готовность к самообразова-нию, в том числе и в рамках самостоятель-й деятельности
регулятивныепринимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.
познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой ин-формации, система-тизация информации; осуществлять постановку и форму-лирование проблемы
логические – осу-ществлять поиск необходимой ин-формации (из мА-териалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного прак-тического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представ-ления о загрязнении окружающей среды;
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию
уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их
научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли.
научатся различать изученные объекты в природе.
объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.
научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия.
научатся объяснять роль бактерий в природе и жизи человека; применять полученные знания в самостоятельной работе.
Среда обитания живых организмов.
6 часов
осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению приро-ды методами естественных наук демонстрируют ответ-ственное отношение к прир-оде, осознают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению приро-ды методами естественных наук осознают потребность и готовность к самообразо-ванию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы
нравственно-этическая ориентация — ориентируются на моральную норму трудолюбия и умения в любом деле; смыслообразование - имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему
регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учи-теля; планирование - составлять план работы с учебни-ком, выполнять задания в соответ-ствии с поставлен-ной целью, плани-ровать алгоритм действий по органи-зации своего рабо-чего места с уста-новкой на функцио-нальность; осущес-твление учебных действий – выпол-нять лабораторную работу; целепол-агание - выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно
общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему;
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их;
научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания.
научатся определять основные среды обитания живых организмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать условия обитания в различных природных зонах.
научатся называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определённым условиям
научатся называть сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблюдать за живыми организмами.
научатся применять полученные знания в самостоятельной работе.
Человек на Земле.
5 часов
осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук
демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни;
демонстрируют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук
регулятивные: планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий — выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;
познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя
логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды;
коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.
научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей.
научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты.
умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе; объяснять роль растений и животных в жизни человека.
КАЛЕНДАРНО – ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
примечание
План
Факт
Раздел 1. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: СТРОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ (8 ч)
1
Введение. Живой организм. Правила техники безопасности
3. 09
2
Наука о живой природе.
Лабораторная работа 1 Знакомство с оборудованием для научных исследований
10. 09
3
Методы изучения природы.
Лабораторная работа 2 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы
17.09
4
Увеличительные приборы. Живые клетки.
Лабораторная работа 3 Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)
24.09
5
Химический состав клетки.
Лабораторная работа 4 Определение физических свойств белков, жиров, углеводов
1.10
6
Вещества и явления в окружающем мире
8.10
7
Великие естествоиспытатели
15.10
8
Контрольная работа по теме Живой организм
22.10
Р а з д е л 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (14 ч)
9
Как развивалась жизнь на Земле
29.10
10
Разнообразие живого
12.11
11
Бактерии
19.11
12
Грибы
26.11
13
Растения. Водоросли
3.12
14
Мхи. Папоротники
10.12
15
Голосеменные растения
17.12
16
Покрытосеменные (цветковые) растения
24.12
17
Значение растений в природе и жизни человека
14.01
18
Животные. Простейшие
21.01
19
Беспозвоночные
28.01
20
Позвоночные
4.02
21
Значение животных в природе и жизни человека
11.02
22
Контрольная работа по теме Многообразие живых организмов
18.02
Раздел 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (6 ч)
23
Три среды обитания живых организмов
25.02
24
Жизнь на разных материках
3.03
25
Природные зоны Земли
10.03
26
Жизнь в морях и океанах.
Лабораторная работа 5 Определение наиболее распространённых растений и животных
17.03
27
Практическая работа 1 Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения
24.03
28
Контрольная работа по теме Среда обитания живых организмов
7.04
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
29
Как человек появился на Земле. Лабораторная работа 6 Измерение своего роста и массы тела
14.04
30
Как человек изменил Землю
21.04
31
Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?
28.04
32
Здоровье человека и безопасность жизни.
Лабораторная работа 7 Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи
5.05
33
Контрольная работа по теме Человек на Земле
12.05
Резервное время (2 ч)
34
Обобщение и повторение по теме Многообразие живых организмов
19.05
35
Обобщение и повторение изученного за год
26.05
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2012. – (УМК Сфера жизни)
Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешаков. / Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2013. – (УМК Сфера жизни)
Введение в биологию. 5 класс: рабочая программа по учебнику Сонина, А.А. Плешакова Биология. Введение в биологию /авт.-сост. И.В. Константинова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 28с.
Программа основного общего образования. Биология 5-9 кл /Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012
Мультимедийная поддержка:
Природоведение. 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. - М.: Дрофа, 2009. – 1 электрон. опт.диск (CD-ROM);
Интернет-ресурсы:
Программа по биологии. – Режим доступа: http:// www. drofa.ru /for-users/teacher/vertical/programs
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×