Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа для дошкольников "Истоки" | Илларионова Светлана Михайловна. Работа №313194

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рабочая программа "Истоки"-это комплексная программа по ознакомлению дошкольников с жизнью,бытом и творчеством русского народа,ориентированна на нравственно-патреотическое  и художественно-эстетическое воспитание детей.В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой "Приобщение детей к истокам русской народной культуры".Данная рабочая программа является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста,эффективно содействующей духовному и интелектуальному развитию.Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей.

Принято: Утверждаю
Решением педагогического совета Директор школы
Протокол№____от____________2020г. _______________Л.В.Котова
Приказ № ____ от ____2020г.
Рабочая программа Истоки
структурного подразделения
Костино -Отдельский детский сад
Составил:
Старший воспитатель структурного подразделения
Костино -Отдельский детский сад Илларионова С.М.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка ---------------------------------------------------------- 3
1.2 Возрастные особенности детей дошкольного возраста ------------------- 7
1.3 Планируемые результаты усвоения программы ----------------------------- 9
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образования по образовательным областям------------------- 11
2.2 Формы работы по образовательным областям ---------------------------------- 12
2.3 Методика диагностики усвоения программы ---------------------------------- 15
3. Организационный раздел
3.1 Модель воспитательно-образовательного процесса --------------------------- 17
3.2 Программно – методическое обеспечение -------------------------------------- 35
3.3 Список литературы -------------------------------------------------------------------- 36
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа Истоки - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Данная рабочая программа Истокиявляется специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Рабочая программа Истоки обеспечивает развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям – Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
Актуальность.Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: С молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В последнее время в российской системе дошкольного образования происходят определенные позитивные изменения: появляются программы с обновленным содержанием. Программы строятся на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, нравственное и эмоциональное воспитание детей. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Примерная образовательная программа дошкольного образования Детство/ Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой (СПб. ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014) предусматривает приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с фольклором, декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой. Но задачи сформулированы нечетко, не обозначены средства и методы решения данных задач.
В связи с обновлением дошкольного образования, появлением федеральных государственных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание работы детского сада по приобщению детей к истокам русской народной культуры необходимо пересмотреть с учетом интеграции образовательных областей, вовлечения в образовательный процесс родителей.
Отличительная особенностьданной Программы состоит в том, что дети работают по ней до выпуска в школу, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается напринципы построенияобщей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Цель программы - приобщение детей ко всем видам национального искусства, ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
Приобщение к эстетической культуре;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
Обогащать словарный запас детей.
Дать детям знания о предметах национального характера.
Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, селу, стране через народное творчество.
Воспитывать в детях доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность.
Направления:
1. Окружение ребёнка предметами национального характера.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях.
3. Народные праздники и традиции.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
5. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
Экскурсии;
Дидактические игры;
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
Использование народных игр, в том числе хороводов.
Свою работу в детском саду коллектив строит на следующих основных принципах:
Во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи между собой и с классическим искусством;
Во-вторых, интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями образовательной деятельности и видами детской деятельности.
В-третьих, активного включения детей в разнообразную художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную.
В-четвертых, на основе индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений.
В-пятых, на основе широкого включения продуктов детского творчества в жизнь дошкольного учреждения: оформление и проведение праздников и досугов, создание эстетической среды в повседневной жизни.
Интеграция образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие, где используются произведения народно-прикладного искусства,разучиваются русские народные песни,хороводы,танцы,игры и т.д.
Социально-коммуникативное развитие - общение детей со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности по ознакомлению со старинным русским бытом, традициями, в процессе различных игр народного характера.
Речевое развитие - использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, былины, докучные сказки и т.д.).
Познавательное развитие - знакомство детей с предметами национального характера, народными праздниками и традициями, наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Физическое развитие - знакомство детей с народными подвижными играми.
Средства народного искусства используются в интегрированной форме как в непосредственно образовательной, так и в процессе самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов в течение всего пребывания ребенка в саду.
1.2. Возрастные особенности детей от 1,5 до 3 лет
Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту.
Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться.
Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметна деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.
На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.
Происходит активное формирование речи:
- к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;
- к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы Кто?, Что?, ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;
- к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка Где?, Когда?, Куда?, Откуда?
В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:
- 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),
- цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).
Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.
Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.
Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Психологи обращают внимание на кризис трех лет, когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей.
Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Развитие самосознания и выделение образа Я стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в как будто.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Усложняется конструирование, постройки включают 5-6 деталей. Развивается ловкость, координация движений, усложняются игры с мячом. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку, выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает развиваться образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Начинают выделяться лидеры.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий, с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствованием восприятия, формированием потребности в уважении взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения.
Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется
смысловой центр и периферия. Развивается изобразительная деятельность детей, рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Совершенствуется грамматический строй речи.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающееся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
Игровые действия становятся более сложными, отражая взаимодействия людей, жизненные ситуации, усложняется и игровое пространство. Рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более яркими становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. В конструировании дети свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Ребенок седьмого года жизни осваивает сложные формы сложения из листа бумаги и придумывает собственные. Усложняется конструирование из природного материала. У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление; навыки обобщения и рассуждения; внимание. Развивается и речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь, диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Основные достижения этого возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает интегративные качества, позволяющие ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.3. Планируемые результаты усвоения программы
Наличие устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
У ребенка есть опыт восприятия разных жанров русского народного искусства. Он с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений: знает пословицы, поговорки, загадки, считалки, знает народные приметы, умеет делать соответствующие умозаключения.
Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия многих народных праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
Имеет представление о народных промыслах и использует их элементы в своих работах. Умеет самостоятельно использовать разные виды народно-прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности.
Методы оценки результативности программы:
Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
Результаты продуктивной деятельности детей.
Индивидуальная работа, для того чтобы:
Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Диагностический инструментарий: дидактические игры “Чудесный сундучок” (выяснение знаний детей о предметах быта), “Народные промыслы”, “Народные узоры” (лото с элементами декоративных росписей), “Что изменилось?”, “У матрешки день рождения” (определить и расписать силуэт), “Отгадай праздник” (по словесному описанию).
Работа с родителями.
Используются разнообразные формы работы:
Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
Беседы;
Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область
Содержание психолого-педагогической работы
Социально- коммуникативное развитие
1.Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого.
2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.
Познавательное развитие
1.Расширить представление о жанрах устного народного творчества.
2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
3. Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). Содействие атмосферы национального быта. Понимать историческую преемственность с современными аналогами( лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.). Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания
Речевое развитие
1.Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. Способствовать развитию любознательности.
2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве.
3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки.
Художественно- эстетическое развитие
1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.
2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки, музыка, пляски
3. Знать и различать народное искусство, промыслы. Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов( мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
4. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.
Физическое развитие
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх.
3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.
2.2. Формы работы по образовательным областям
Образовательная область
Младший дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Физическое развитие
1.Игровые беседы с элементами движений
2. Игра
3. Интегративная деятельность 4. Ситуативный разговор
5. Проблемная ситуация
1. Игра
2. Беседа
3. Рассказ
4. Рассматривание
5. Интегративная деятельность
6. Физкультурные досуги
7. Спортивные состязания
8. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
9. Проектная деятельность
10. Проблемная ситуация
Социально- коммуникативное
1.Игровое упражнение
2. Индивидуальная игра
3. Совместная с воспитателем игра
4.Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) 5. Чтение
6. Беседа
7. Наблюдение
8. Рассматривание
9. Праздник
10. Поручение
1. Индивидуальная игра
2. Совместная с воспитателем игра
3. Совместная со сверстниками игра
4. Чтение
5. Беседа
6. Наблюдение
7. Педагогическая ситуация
8. Экскурсия
9. Ситуация морального выбора
10. Проектная деятельность
11. Интегративная деятельность
12. Праздник
13. Рассматривание
14. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов 15. Экспериментирование
16.Поручение и задание
17. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
Речевое развитие
1.Рассматривание
2.Игровая ситуация 3.Дидактическая игра 4.Ситуация общения
5.Беседа
6.Интегративная деятельность 7.Хороводные игры с пением 8.Игра- драматизация
9.Чтение
10.Обсуждение
11.Рассказ
12.Игра
1.Чтение
2. Беседа
3. Рассматривание
4. Решение проблемных ситуаций
5. Игра
6. Проектная деятельность
7. Создание коллекций
8. Интегративная деятельность 9. Обсуждение
10. Рассказ
11. Инсценирование
12. Ситуативный разговор с детьми
13. Сочинение загадок
14. Проблемная ситуация
15. Использование различных видов театра
Познавательное развитие
1.Рассматривание
2. Наблюдение
3. Игра- экспериментирование
4. Исследовательская деятельность
5. Развивающая игра
6. Ситуативный разговор
7. Рассказ
8. Интегративная деятельность
9. Беседа
10. Проблемная ситуация
1.Создание коллекций
2. Проектная деятельность
3. Исследовательская деятельность
4. Экспериментирование
5. Развивающая игра
6. Наблюдение
7. Проблемная ситуация
8. Рассказ
9. Беседа
10. Интегративная деятельность
11. Экскурсия
12. Коллекционирование
13. Моделирование
14. Игры с правилами
Художественно-эстетическое развитие
1.Рассматривание эстетически привлекательных предметов
2. Игра
3. Организация выставок. Изготовление украшений
4. Слушание соответствующей возрасту народной, деткой музыки
5. Экспериментирование со звуками и материалами (песком, глиной)
6. Музыкально- дидактическая игра
7. Разучивание музыкальных игр и танцев
8. Совместное пение
1. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно- исследовательской деятельности
2. Создание макетов, коллекций и их оформление
3. Рассматривание привлекательных предметов
4. Игра
5. Организация выставок
6. Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки
7. Музыкально- дидактическая игра
8. Интегративная деятельность
9. Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение
10. Музыкальное упражнение
11. Попевка, распевка
12. Танец
13. Творческое задание
14. Концерт- импровизация
15. Музыкальная сюжетная игра
Образовательный материал, предусмотренный данной рабочей программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их краткое содержание. Программа составлена с учетом наличия в ДОУ методических, наглядно-дидактических пособий. В работе с детьми используются технические средства обучения.
Годовой цикл совместной деятельности воспитателя и детей по русской народной культуре, праздники, досуги строятся на основе народного календаря с изучением обрядов, традиций, фольклора. Непосредственно образовательная деятельность проводится воспитателем 1 раз в неделю по тематическому плану.
Продолжительность занятий:
- младшая группа – 10 минут
- средняя группа - 20 минут - старшая группа - 25 минут Всего 38 занятий в год в каждой группе.
Традиционным итогом работы воспитателей с детьми за месяц является праздник или досуг, которые проводятся 1 раз в месяц. Здесь дети в игровой форме используют весь изученный и накопленный за этот период материал.
Основой специально созданной развивающей среды является комната русского быта и предметы народно – прикладного искусства в изостудии, уголок русского быта и народного творчества для самостоятельной деятельности и самореализации детей в группе. Работа с детьми проводится как на специально организованных занятиях, так и во время организации режимных моментов в течение всего пребывания детей в детском саду – беседы, использование малых форм фольклора при организации режимных моментов, чтение литературы и др.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
2.3. Методика диагностики усвоения программы детьми
1. Знания названий и назначений предметов русского народного быта:
Дидактическая игра Чудесный сундучок. Ребенку загадываются загадки о предметах быта. Ребенок отгадывает и достает и называет предметы и способы их применения.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок должен получить 10 баллов.
2. Умение воспроизводить характерные признаки предметов русского быта в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по лепке, аппликации и рисованию.
Детям загадываются загадки (3-5) о предметах быта и предлагается изобразить (нарисовать, слепить или наклеить) отгадку.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 5 баллов.
3. Знание разных видов народно-прикладного творчества.
Дидактическая игра Народные промыслы. Детям предъявляются поочередно игрушки и предметы различных промыслов (10). Ребенок должен назвать вид народного искусства (возможны уточняющие вопросы к детям: Какие мастера выполнили игрушку? Какой росписью расписана игрушка? Материал, из которого она изготовлена?)
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 10 баллов.
4. Умение использовать разные виды народно-прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности во время проведения занятия.
Детям предъявляются силуэты игрушек и предметов (5), сделанных из бумаги. Предлагается определить силуэт и расписать нужным стилем.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 5 баллов.
5. Знания русских народных праздников и традиций.
Детям предлагается ответить на вопросы: какие осенние праздники они знают; названия зимних праздников; названия весенних праздников; в какое время они бывают.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 8 баллов.
Дидактическая игра Отгадай праздник.
Детям зачитывается описание праздника, дети должны указать его название. (Этот праздник празднуют только в воскресенье. Символом праздника считается яйцо, раскрашенное вручную. В этот день устраивают катание крашенок. Люди выражают друг другу уважение, целуются, прощают обиды. Праздник – Пасха).
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 3 балла.
Уровни знаний:
Высокий уровень (от 30 до 41 баллов)
У детей есть опыт восприятия разных жанров русского искусства. Ребенок с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений: знает пословицы, поговорки, загадки, считалки, знает народные приметы, умеет делать соответствующие умозаключения.
Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия многих народных праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
Имеет представление о народных промыслах и использует их элементы в своих работах. Умеет самостоятельно использовать разные виды народно-прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности.
Средний уровень (от 15 до 29 баллов)
Дети знают названия предметов русского быта и костюма, могут объяснить их назначение. Помнят русские народные потешки, загадки, считалки.
Знают некоторые названия праздников и принимают участие в них. Собственное отношение к тому, что они принадлежат именно к русской культуре, не сформировано.
Низкий уровень (от 0 до 15 баллов)
Оценки произведений русского искусства носят ситуативно-эмоциональный характер (нравится – не нравится), дети знают некоторые потешки, загадки, считалки и несколько народных подвижных игр, 2 – 3 названия предметов русского народного быта. Участвуют в русских народных праздниках, организуемых в детском саду.
3. Организационный раздел
3.1 Модель воспитательно-образовательного процесса
Тематическое планирование работы с детьми
Тематический план образовательной деятельности с детьми младшей группы

Тема
Содержание
Работа с родителями
1
Милости просим, гости дорогие
Знакомство с Хозяйкой.
1.Сбор урожая на огородах.
2.Изготовление поделок из овощей.
3. Изготовление нарядов для игровой зоны Ряжение
2
Ходит сон близ окон
Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями
3
Во саду ли, в огороде
Знакомство с огородом детского сада
4
Репка
Знакомство со сказкой Репка
5
Чудесный сундучок
Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.
6
Как у нашего кота
Знакомство с котом Васькой. Заучивание потешки Как у нашего кота
7
Котик, котик, поиграй
Повторение потешки Как у нашего кота. Дидактическое упражнение Похвали котика. Игра с котенком в катушку на ниточке.
8
Девочка и лиса
Знакомство со сказкой Снегурушка и лиса. Игра Кто позвал?
1.Участие в конкурсе поделок из природного материала Удивительное рядом.
2.Наглядно- информационный материал Русский фольклор и его значение в развитии ребёнка
9
Водичка, водичка, умой мое личико
Знакомство с рукомойником. Разучивание потешки Водичка, водичка, умой мое личико
10
С гуся вода, а с Ванечки худоба
Повторение потешки Водичка, водичка, умой мое личико и колыбельных
11
Идет коза рогатая
Знакомство с новыми гостями – козой Машкой. Разучивание потешки Идет коза рогатая
12
Волк и семеро козлят
Знакомство со сказкой Волк и семеро козлят
13
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча
Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой
14
Колобок
Знакомство со сказкой Колобок
15
Уж ты, зимушка – зима
Дидактическая игра Оденем куклу на прогулку
1.Участие в конкурсе поделок Мастерская Деда Мороза. 2.Консультация Одежда по сезону
16
Сундучок Деда Мороза
Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде
17
Пришла коляда – отворяй ворота
Знакомство детей с Рождеством
18
Фока воду кипятит и как зеркало блестит
Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра Напоим куклу чаем
1.Помощь в изготовлении чугунков.
2.Наглядно- информационный материал Русский фольклор о зиме
19
Гость на гость – хозяйке радость
Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды
1. Фотовыставка Мы играем.
2. Физкультурный досуг по русским народным играм Папа и я – спортивная семья
20
Три медведя
Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого Три медведя
21
Маша и медведь
Знакомство со сказкой Маша и медведь
22
Хозяйкины помощники
Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской
23
Половичку курочка веничком метет
Разучивание потешки Наша – то хозяюшка сметлива была
24
Масленица дорогая – наша гостья годовая
Знакомство детей с Масленицей
1. Участие в подготовки развлечения Масленица.
2. Чаепитие за самоваром с мамами по русским народным традициям.
25
Нет милее дружка, чем родимая матушка
Этическая беседа Моя любимая мама
26
Приходи, весна, с радостью
Разучивание заклички Весна, весна, красная!
1. Весенняя неделя добра. Изготовление скворечников; весенние поделки.
2. Наглядная информация Русский фольклор весной.
27
Петушок – золотой гребешок
Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке
28
Заюшкина избушка
Знакомство со сказкой Заюшкина избушка
29
Трень – брень, гусельки
Знакомство с русским народным инструментом – гуслями
30
Кот, лиса и петух
Знакомство со сказкой Кот, лиса и петух
31
Петушок с семьей
Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского Петушок с семьей
32
Курочка Ряба
Знакомство со сказкой Курочка Ряба
1. Помощь в посадке цветочных клумб; оформлении детских участков.
33
Здравствуй, солнышко – колоколнышко!
Разучивание потешки про солнышко
34
Сорока – белобока кашу варила
Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком
35
Кто в тереме живет?
Знакомство со сказкой Теремок
36
Прощание
Дидактическая игра Чудесный сундучок. Прощание детей с Хозяйкой до осени
37
Диагностика
Выявление детьми знаний и умений о русской народной культуре
38
Диагностика
Выявление детьми знаний и умений о русской народной культуре
Тематический план образовательной деятельности с детьми средней группы

Тема
Содержание
Работа с родителями
1
Во саду ли, в огороде
Дидактическая игра Что растет в саду и огороде. Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки Наш козел
1. Сбор урожая на огородах.
2. Поделки из овощей.
2
Чудесный мешочек
Повторение песенки – потешки Наш козел. Дидактическая игра Чудесный мешочек
1. Участие в конкурсе детских поделок из природного материала Удивительное рядом.
2. Консультация Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей.
3
Коровушка и бычок
Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка
4
Бычок – черный бочок
Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой Бычок – черный бочок, белые копытца
1. Участие в развлечении Осенины.
2. Наглядная информация Народный фольклор осени
5
Приглашаем в гости к нам
Игра – упражнение Вежливое обращение к гостям. Повторение потешек о козле, коровушке, бычке
6
Гуси – лебеди
Знакомство со сказкой Гуси – лебеди. Разучивание потешки А тари, тари, тари
7
Сошью Маше сарафан
Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки А тари, тари, тари
8
Золотое веретено
Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой Золотое веретено
1. Вязание одежды для кукол из шерстяных ниток.
2. Физкультурный досуг Папа и я – спортивная семья.
9
Волшебные спицы
Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья)
10
Лисичка со скалочкой
Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство со сказкой Лисичка со скалочкой
11
Петушок – золотой гребешок
Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра Похвали Петушка. Знакомство со сказкой Петушок и бобовое зернышко
12
Чудесный сундучок
Дидактическая игра Кто спрятался? (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных
13
Здравствуй, зимушка – зима
Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки Как на тоненький ледок
1. Помощь в подготовке к Новому году.
2. Заучивание колядок и стихов к празднику.
3. Участие в конкурсе детских поделок Мастерская Деда Мороза.
14
Зимовье зверей
Знакомство со сказкой Зимовье зверей. Повторение песни Как на тоненький ледок
1. Участие в подготовке развлечения Рождественские святки. 2. Изготовление атрибутов к развлечению.
3. Участие в вечере зимних загадок.
4. Наглядная информация Русский фольклор зимы.
15
Одень зверей
Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки Зимовье зверей
16
Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!
Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки Щедровочка
17
Сундучок Деда Мороза
Беседа Подарки Деда Мороза. Разучивание заклички Мороз, Мороз, не морозь мой нос
18
Лиса и козел
Дидактическая игра Похвали лису. Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой Лиса и козел
19
Веселые ложки
Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных
20
Заюшкина избушка
Самостоятельный пересказ детьми сказки Заюшкина избушка
21
Кто же в гости к нам пришел?
Знакомство с домовенком Кузей. Игра Аюшки
22
Русская балалайка
Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке
23
Лисичка – сестричка
Знакомство со сказкой Лисичка – сестричка и серый волк
1. Участие в подготовки и проведении развлечения Масленица и праздника 8 – Марта.
2. За самоваром. Чаепитие по русским народным традициям.
3. Участие в выставке детских рисунков Весна, весна, поди сюда!
24
Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая
Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки Блины
25
При солнышке – тепло, при матушке – добро
Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ Какая моя мама. Пение песенок о маме
26
Крошечка – Хаврошечка
Знакомство со сказкой Хаврошечка
27
Весна, весна, поди сюда!
Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне
1. Наглядная информация Русский фольклор весной.
2. Выращивание семян цветов.
28
Пришла весна!
Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации Пришла весна
29
Шутку шутить – людей насмешить
Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками
30
Небывалица – небывальщина
Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц
31
Русская свистулька
Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек
32
Чудесный сундучок
Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра Угадай по звуку. Слушание народных мелодий
33
Времена года
Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года
1. Участие в организации чаепития.
2. Помощь в посадке цветочных клумб .
34
Волшебная палочка
Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам
35
Игра с Колобком
Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки Колобок
36
Прощание с избой
Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки). Прощальное чаепитие
37
Диагностика
Выявление детьми знаний и умений о русской народной культуре
38
Диагностика
Выявление детьми знаний и умений о русской народной культуре
Тематический план образовательной деятельности с детьми старшей группы

Тема
Содержание
Работа с родителями
1
Что летом родится, - зимой пригодится
Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы
1. Сбор урожая на огородах; ягод в лесу. 2. Сбор природного материала для поделок. 3. Участие в выставке Самая интересная поделка из овощей.
2
Гуляй, да присматривайся
Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра С какого дерева детки? (плоды, листья). Разучивание песенки – попевки Восенушка – осень
3
Вершки да корешки
Знакомство со сказкой Мужик и медведь. Дидактическая игра Вершки да корешки. Загадывание детьми загадок
4
Хлеб – всему голова
Беседа с детьми Откуда хлеб пришел? Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе
5
Октябрь пахнет капустой
Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки Восенушка – осень
6
Зайчишка – трусишка
Знакомство со сказкой Заяц – хваста. Разучивание потешки Зайчишка – трусишка
1. Консультация Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей. 2. Участие в конкурсе детских поделок из природного материала Удивительное рядом
7
У страха глаза велики
Беседа о страхе. Знакомство со сказкой У страха глаза велики
8
Друг за дружку держаться – ничего не бояться
Знакомство со сказкой Крылатый, мохнатый да масленый. Беседа о взаимовыручке и поддержке
9
Знаешь ли ты сказки?
Литературная викторина по сказкам Заяц – хваста, У страха глаза велики, Крылатый, мохнатый да масляный
10
Гончарные мастеровые
Дидактическая игра Что как называется? Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой Лиса и кувшин
1. Участие в подготовке развлечения Капустник. 2. Фотовыставка Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
11
Дикие животные
Знакомство со сказкой Лиса и рак. Разучивание песенки – потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них
12
Что нам осень принесла?
Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц
13
Здравствуй, зимушка – зима!
Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички Ты Мороз, Мороз, Мороз
1. Разучивание с детьми стихов и колядок к праздникам.
2. Наглядная информация Русский фольклор зимой.
3. Участие в конкурсе поделок Мастерская Деда Мороза.
4. Помощь в организации Новогоднего праздника.
14
Проказы старухи зимы
Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички Ты Мороз, Мороз, Мороз. Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского Проказы старухи зимы
15
Лиса – обманщица
Викторина по сказкам. разыгрывание сюжета сказки Лисичка – сестричка и серый волк
16
Пришла коляда – отворяй ворота
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки
1. Участие в подготовке развлечения Рождественские святки.
2.Изготовление атрибутов к развлечению. 3. Участие в выставке детских рисунков Зимушка хрустальная.
17
С Новым годом со всем родом!
Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок
18
Гуляй, да присматривайся
Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой Морозко
19
Хороший город Городец
Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи. Пение частушек
20
Городецкая роспись
Продолжение рассказа о Городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве
21
Гуляй, да
Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой Два Мороза
22
Сказка для Кузи
Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра Аюшки
23
Письмо Нафане
Составление детьми письма Нафане – другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице
24
Ой ты, Масленица!
Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен
1. Помощь в подготовке праздника Масленица. 2. Участие в физкультурном досуге Папа и я – спортивные друзья.
25
Нет милее дружка, чем родимая матушка
Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме
26
Мудреному и счастье к лицу
Знакомство со сказкой Семилетка. Загадывание загадок
27
Гуляй, да присматривайся
Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне Жаворонки, прилетите
28
Весна, весна, поди сюда!
Пение закличек о весне. Словесное упражнение Какие краски и для чего нужны весне
29
Шутку шутить – людей насмешить
Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях
1. Испечь печенье Жаворонки, бублики. 2. За самоваром. Чаепитие по русским народным традициям. 3. Участие в выставке детских рисунков Весна – красна
30
Небылица в лицах, небывальщина
Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц
31
Красная горка
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек
32
Апрель ленивого не любит, проворного голубит
Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян
1. Участие в развлечениях Небылица в лицах, небывальщина, Красная горка. 2. Выращивание семян цветов. 3. Наглядная информация Русский фольклор весной.
33
Весна красна
Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой Под кустом
34
Победа в воздухе не вьется, а руками достается
Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой Каша из топора
35
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать
Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода
36
Прощание с избой
Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек
37
Диагностика
Выявление детьми знаний и умений о русской народной культуре
38
Диагностика
Выявление детьми знаний и умений о русской народной культуре
Тематический план приобщения детей к русской культуре
через изобразительную деятельность
Месяцы
Вид деятельности
Тема
Младшая группа
сентябрь
Лепка
Яблоко
октябрь
Лепка
Грибы
ноябрь
Аппликация декоративная
Платок для матрешки
декабрь
Лепка
Колодец
Аппликация
Гирлянда из флажков
январь
Рисование
Украсим елочку
Лепка
Матрешки
февраль
Аппликация
Домик для зайчат
март
Лепка
Цветок
Рисование
Весна
апрель
Аппликация
Цыплята гуляют
Лепка
Пасхальное яйцо
май
Лепка
Грядки
Месяцы
Вид деятельности
Тема
Средняя группа
сентябрь
Рисование декоративное
Одеяло для Ванюши
октябрь
Рисование декоративное
Украсим платочек для барыни
ноябрь
Лепка
Зайчишка – трусишка морковку нашел, капусту нашел…
декабрь
Рисование по мотивам кружевоплетения
Морозные узоры (зимнее окошко)
январь
Рисование декоративное
Дымковские птицы
Рисование по представлению
Петя – петушок, золотой гребешок
Лепка рельефная в спичечном коробке
Сонюшки – пеленашки
Лепка декоративная по мотивам народной пластики
Пестрая крякуша ловит лягушек, ходит вразвалочку
Аппликация по мотивам русской народной сказки Заюшкина избушка
Избушка ледяная и лубяная
февраль
Рисование декоративное
Филимоновская лошадь
Лепка рельефная
Цветы – сердечки
март
Рисование декоративное
Веселые матрешки (хоровод)
Лепка декоративная по мотивам народной пластики
Филимоновские игрушки – свистульки
апрель
Рисование декоративное
Разноцветное яичко
Лепка декоративная по мотивам народной пластики
Курочка и петушок (филимоновская игрушка)
май
Рисование декоративное
Филимоновские игрушки
Старшая группа
сентябрь
Беседа о дымковских игрушках
Игрушки не простые – глиняные, расписные
Рисование декоративное
Дымковская радуга
октябрь
Лепка по мотивам народных игрушек
Лошадки (веселая карусель)
Рисование декоративное по мотивам дымковской росписи
Нарядные лошадки
ноябрь
Знакомство с искусством
Рассматривание предметов с хохломской росписью
Рисование декоративное по мотивам народной росписи
Золотая хохлома и золотой лес
Рисование сюжетное
Лиса – кумушка
декабрь
Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения
Волшебные снежинки
Лепка по мотивам богородской игрушки
Косматый мишка
январь
Рисование декоративное по мотивам хохломской росписи
Золотая чаша
Рисование декоративное по мотивам Городецкой росписи
Узор на полосе из бутонов и листьев
Аппликация сюжетная
А водица далеко, а ведерко велико… (иллюстрация к потешке)
Лепка декоративная по мотивам народной пластики
Дымковская барышня
Аппликация декоративная по мотивам Городецкой росписи
Городецкие бутоны
Рисование сюжетное по мотивам народных сказок
Мои любимые сказки
февраль
Рисование декоративное
Волшебные цветы
Лепка декоративная по мотивам народной пластики
Филимоновский олешек
Рисование по мотивам гжельской росписи
Сказочная гжель
март
Лепка рельефная декоративная
Солнышко, покажись!
Аппликация декоративная
Солнышко, улыбнись!
Рисование декоративное
Солнышко, нарядись!
Аппликация
Русские матрешки
Лепка декоративная (знакомство с искусством – ковроделием)
Весенний ковер
апрель
Лепка
Пасхальное яйцо (налеп из пластилина)
Рисование декоративное
Украшенное яйцо
Рисование
Матрешек русский хоровод
май
Беседа (закрепление) о народных промыслах
Народная игрушка
Тематический план приобщения детей к истокам русской народной культуры средствами музыки
Младшая группа
Месяцы
Слушание
Пение
Музыкально-ритмические движения
сентябрь
Прогулка муз. В.Волкова
Колыбельная муз. Т.Назаровой
Петушок русская народная прибаутка
Ладушки русская народная песня
Ножками затопали
муз. М. Раухвергера
Ай-да!
муз. и сл. Г. Ильиной
октябрь
Осенний ветерок муз. А.Гречанинова
Русская народная плясовая
Где же наши ручки? муз. Т.Ломовой
Птичка
муз. М. Раухвергера
Погуляем
муз. Т.Ломовой
ноябрь
Колыбельная песня
Прогулка
муз. В.Волкова
Дождик
муз. Н.Любарского
Кошка муз. Ан.Александрова
Осень
муз. И.Кишко
Марш
муз. А. Парлова
Кружение на шаге муз. Е. Аарне
декабрь
Медведь
муз. В.Ребикова
Вальс Лисы Ж.Калодуба
Полька
муз. Г.Штальбаум
Елочка
муз. Н.Бахутовой
Елочка
муз. М.Красева
Дед Мороз
муз. А.Филиппенко
Зимняя пляска
муз. С.Старокадамского
Марш и бег
муз. Е.Тиличеевой
Сапожки русская народная мелодия
январь
Колыбельная муз. С.Разоренова
Марш
муз. Э.Парлова
Лошадка
муз. М.Симанского
Машенька-Маша
муз. и сл. С.Невельштейн
Топ, топ, топоток
муз. В.Журбинской
Баю-баю
муз. М.Красева
Гуляем и пляшем муз. М. Раухвергера
Спокойная ходьба и кружение (русская народная мелодия)
февраль
Полька
муз. З.Бетмана
Шалун муз. О.Бера
Плясовая
Заинька
муз. М.Красева
Маша и каша муз. и сл. Т.Назаровой
Машенька-Маша
Пляска зайчиков муз. А.Филиппенко
Упражнение Притопы
март
Капризуля
муз. В.Волкова
Марш
муз. Е.Тиличеевой
Я иду с цветами муз. Е.Тиличеевой
Пирожки
муз. А.Филиппенко
Упражнение бег с платочками
Да-да-да!
муз. Е.Тиличеевой
апрель
Резвушка
муз. В.Волкова
Воробей
муз. А.Руббаха
Марш муз. Э.Парлова
Есть у солнышка друзья
муз. Е.Тиличеевой
Петушок русская народная прибаутка
Кап-кап!
муз. А.Филиппенко
Упражнение с лентами (болгарская народная мелодия)
Воробушки венгерская народная мелодия
май
Мишка
муз. М. Раухвергера
Курочка
муз. Н.Любарского
Колыбельная
Машина
муз. Т.Попатенко
Цыплята
муз. А.Филиппенко
Упражнение топающий шаг (Ах, вы сени русская народная песня)
Средняя группа
Месяцы
Слушание
Пение
Музыкально-ритмические движения
сентябрь
Ах, ты береза
Две тетери
Парный танец
Медведь и дети - игра
октябрь
Пастушок Майкапар
Дождик
Аннушка
Полька Жилинского
Заинька - игра
ноябрь
Вечерняя сказка Хачатурян
Гуси
Танец с платочками
Узнай по голосу - игра
декабрь
Сани с колокольчиками Агафонников
Как на тоненький ледок
Танец Пружинки
Гвоздик - игра
январь
Колокольчики звенят Моцарт
Выйди Маша из ворот
Русский танец с платочками
Гуси, вы гуси - игра
февраль
Зимой Шуман
Где был, Иванушка
По улице мостовой
Карусель - игра
март
Пляска скоморохов Римский - Корсаков
Жаворонушки прилетите
Танец Приглашение
Заинька выходи - игра
апрель
Подснежник Гречанинов
Ой кулики весна поет
Пляска с воспитателем
Платочек - игра
май
Нянина сказка Чайковского
Я на горку шла
Мы в зеленые луга пойдем
Воробей - игра
Старшая группа
Месяцы
Слушание
Пение
Музыкально-ритмические движения
сентябрь
Грустный дождик Кабалевского
Чики – чикалочки
Ах, вы сени
Плетень - игра
октябрь
Октябрь Чайковского
Патока с имбирем
Русская пляска
Ворон - игра
ноябрь
Веселый крестьянин Шуман
Бай, качи-качи
Полька
Яшка - игра
декабрь
Веники
У кота – воркота
Танец фигуристов
Сороконожка - игра
январь
Танец снежинок Чайковского
Как у наших у ворот
Краковяк
Чей кружок скорее соберется - игра
февраль
Зимушка, ты пришла
Солдатушки, браво ребятушки
Чеботуха, Матрешки
Гори, гори ясно - игра
март
Оранжевый скоморох Кикта
Ходит зайка по саду
Круговая пляска
Не опоздай - игра
апрель
Слушание колокольных звонов записи
Сорока, сорока
А я по лугу
Ловушка - игра
май
Как Иван да Марья
Ходила младешенька по борочку
Возле речки, возле моста
Домовой - игра
Перспективное планирование народных подвижных игр
Младшая группа
Месяц
Народные подвижные игры
сентябрь
Солнышко и дождик, Ножки
октябрь
Раздувайся пузырь!, Карусели
ноябрь
Воробушки и автомобиль, Обезьянки
декабрь
Птички летают, По ровненькой дорожке
январь
Лохматый пес, Зайка беленький сидит
февраль
Лиса в курятнике, Снежинки и ветер
март
Мой веселый звонкий мяч, Воробушки и автомобиль
апрель
По ровненькой дорожке, Обезьянки
май
Солнышко и дождик, Раздувайся пузырь!
Средняя группа
Месяц
Народные подвижные игры
сентябрь
У медведя во бору, Воробушки и кот
октябрь
Гуси – гуси, Кот и мыши
ноябрь
Хвост, Зайцы и волк
декабрь
Бабка – Ежка, Мыши в кладовой
январь
Два мороза, Козлик
февраль
Гуси – лебеди, Кот и мыши
март
Медведь, Караси и щука
апрель
Бабка – Ежка, Наседка и цыплята
май
Мешочек, Козлик
Старшая группа
Месяц
Народные подвижные игры
сентябрь
Кондалы - закованы, Кот и мыши
октябрь
Хвост, Горелки с платочком
ноябрь
Гуси – лебеди, Медведь, Мы веселые ребята
декабрь
Два мороза, Мешочек, День и ночь
январь
Горшок, Бабка – Ежка, Дедушка – рожок
февраль
Совушка, Караси и щука, Мышеловка
март
Коршун и наседка, У медведя во бору
апрель
Хвост, Мы веселые ребята, Мешочек
май
Горелки в кругу, Гуси – лебеди, Кондалы – закованы
3.2 Программно-методическое обеспечение
Программы
Методики
Примерная образовательная программа дошкольного образования Детство/ Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой (СПб. ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014)
О.Л.Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры
И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки, 2006
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия./Сост. В.В.Гербова, Н.П. Ильчук и др. –М., 2005.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. 2010г.
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Путешествия.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. 1984.
Чебан А.Я. Л.Л. Бурлакова Знакомим дошкольников с народной культурой. М.2011
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М. 1986.
Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре, Мозаика – синтез, М.2010
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
3.3. Список литературы
1. Закон РФ Об образовании в Российской Федерации от 29.12 .2012 № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г.);
4. Санитарно-эпидемиологичеоские требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 Об утверждении СанПин 2.4.3049-13).
5. Детство Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой (СПб. ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014)
6. Устав образовательного учреждения
7. Программа Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой;
8. Н.В.Микляева и др. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования, Айрис пресс, М.2006;
9. А.А.Майер Управление инновационными процессами в ДОУ, Творческий центр Сфера, М.2008;
10. А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова Знакомим дошкольников с народной культурой, Творческий центр Сфера, М.2011.
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×