Рабочая программа дополнительного образования | Мартынова Елена Анатольевна. Работа №337918. Номер работы: №337918
Ценность краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь прошлого с современностью, ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа.
Большое значение краеведение имеет в расширении кругозора обучающихся, развитии у них интереса к фольклору, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки произведений устного народного творчества.
«Рассказы о былом» - программа, которая пробуждает интерес у ребят к славному прошлому нашей Родины.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Первомайский
Балашовского района Саратовской области»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Рассказы о былом: легенды Поволжья»
Направленность: естественно-научная
Срок реализации:1год
Возраст детей: 9-12 лет
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
Мартынова Елена Анатольевна
п. Первомайский, 2023 г.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рассказы о былом: легенды Поволжья» имеет естественно - научную направленность. является общеразвивающей, базового уровня
Программа разработана на основании:
Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273- ФЗ,
Концепции развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р,
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации новый приказ № 196 от 09.11.2018г.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Актуальность программы: ценность краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь прошлого с современностью, ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа.
Большое значение краеведение имеет в расширении кругозора обучающихся, развитии у них интереса к фольклору, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки произведений устного народного творчества.
«Рассказы о былом» - программа, которая пробуждает интерес у ребят к славному прошлому нашей Родины.
Новизна программы заключается в построении с требованиями современного общества к дополнительному образованию: обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий развития мотивации обучающихся к познанию и творчеству, ориентирована на интерес и пожелания обучающихся, учитывает их возрастные потребности, помогает реализовать возможности, стимулирует социальную и гражданскую активность, что и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков.
Отличительные особенности заключается в том, что структура занятий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.
В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (эстетической, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Реализация данной программы естественно - научной направленности предусматривает использование оборудования, средств обучения и воспитания Центра «Точка роста».
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Адресат программы - дети в возрасте 9-12 лет.
Ребята возраста 9-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам.
Для детей 11-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике.
Объём и срок освоения программы: 1 год.
Общее количество часов: 36 часов
Форма обучения - очная
Форма организации образовательного процесса - в соответствии с учебным планом.
Состав группы - постоянный.
Состав учащихся в группе –5-10 человек.
Цель программы: формирование у обучающихся представлений о богатой народной культуре региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область, посредством изучения песен, былин, сказок, легенд родного края.
Задачи программы:
1. Обучающие - овладеть начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов; читать, обсуждать и анализировать произведения народного творчества родного края.
2. Воспитательные - углубить представление о малой родине и Саратовском Поволжье и людях, его населяющих, приобщить к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовской области.
3. Развивающие - развивать познавательны интересы, внимательность, наблюдательность, творческое воображение и эмоциональные качества; овладеть составляющей исследовательской и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностными результатами освоения курса станут:
- осознание себя патриотом своей малой родины;
- осознание целостности мира через эстетическое восприятие художественных текстов и культуру народов Саратовского Поволжья; воспитание уважительно- доброжелательного, толерантного отношения друг к другу.
Метапредметными результатами освоения курса станут:
- умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение составляющими исследовательской и проектной деятельности; оформление продукта исследовательской деятельности в виде карты, альбома, презентации;
Предметными результатами освоения обучающимися программы по краеведению «Рассказы о былом» станут:
-приобретение знаний по культуре родного края;
-умение работать с книгой, документом, текстом, материалами музейных экспозиций.
-умение понимать, любить и беречь родное слово;
-осуществление расширенного поиска информации с использованием толковых словарей, имеющихся в библиотеке, сети интернет;
-владение умением оценивать с эстетической точки зрения произведения устного народного творчества.
Содержание программы
Учебный план
№
Название разделов
Количество часов
Вид аттестации/ контроля
всего
теория
практика
1
Введение.
1
1
Занятие-игра «Путешествие в прошлое»
2
Топонимика..
2
1
1
Викторина
3
Моя родословная.
3
1
2
Проектная работа
4
Предания волгарей
3
2
1
Творческая мастерская «Легенда о нашем крае»
6
Обитатели Древней Волги.
2
1
1
Творческая работа «Мы на карте области»
7
Народы Поволжья
20
10
10
Игры, презентации, викторины, тематические кроссворды
8
Хопёрские казаки
3
1
2
Творческая мастерская
9
Итоговое занятие
2
2
Игровой тренинг,
проект
Содержание учебного плана
Тема 1. Введение (1ч.)
Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора.
Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).
Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки.
Тема 2. Топонимика (2 ч.) Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт.
Тема 3. Моя родословная (3 ч.)
Принципы и правила составления родословной. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).
Тема 4. Предания волгарей (3 ч.)
Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке.
Сколько названий у Волги. Что такое Среднее Поволжье?
Предания, записанные М. Ежовым "Как вас прозывают", "Первый силач Волги", "Машинист", "Лоцман».
Тема 5.Обитатели Древней Волги (2ч.)
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания.
Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго.
Народы района, в котором проживает школьник.
Тема 6. Народы Поволжья (20 ч.)
Сербы (2ч.)
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Нравственные идеалы в сказках. "Рубаха счастливого человека", "Сливы за сор", "Кто не работает, тот не ест", "Правда и кривда", "Счастье и ум", "Век живи - век учись".
Татары (2ч.)
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.
"Предания о Казани", "Завещание", "Правда спасает, а неправда подводит".
Чуваши (2ч.)
Чуваши на Волге. Чуваши в нашем посёлке.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе Отражение действительности в мифах.
Чувашские мифологические персонажи - Улып-Великан.
Мордва. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. "Ехал по Волге князь Мурза", "Волга-Рав и Каспий", "Алтырь и Инсар", "Как кузнец соседа подковал".
Русские. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. "Про град Китеж", "Легенды о граде Китеже", "Утёсы над Волгой", "Воцарение Ивана Грозного", "Наказание Волги", "Свеча".
Немцы . (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк "Немецкая история". Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.
Казахи. (2ч.)
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
"Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа.
Украинцы. (2ч.)
"Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья".
Калмыки. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства.
Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".
Мари-Эл. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Национальный костюм. Национальная кухня. Легенды и предания Мари-Эл
Тема 7. Хопёрские казаки (3 ч.) Историческая справка. Быт. Национальный костюм. Фольклор.
Тема 8. Итоговое занятие (2 ч.)
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Материально-техническое обеспечение программы:
Материально-техническая база центра "Точка роста" включает в себя следующее оборудование:
-компьютер;
-проектор;
-экран;
-тексты изучаемых произведений.
Формы организации образовательного процесса:
Занятия проводятся в любой форме по выбору педагога и желанию (возможностью) учащихся (лекция, объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т.д.).
Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра. Практическая работа является основной формой проведения занятия.
Используется наглядный метод - демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах.
Промежуточным и конечным итогом работы игровой тренинг, защита исследовательских работ (проектов), где обучающиеся выполняют индивидуальную, творческую работу.
Образовательный процесс включает в себя традиционные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный;
- эвристический.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Реализовать на занятии деятельностный подход помогает применение информационных технологий.
Использование фронтально и индивидуально цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет: презентации, видеоролики, программы; обучение детей работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, с целью развития интеллектуальных способностей школьников. Создание условий максимально раскрывающих творческие способности учащихся применяются игровые технологии. Они основаны на использовании индивидуальной (тесты,), парной (дидактические игры, тренинги) и групповой (занятие-путешествие, деловые игры) форм работы и эффективны на любом этапе занятия.
Исследовательские и проблемно-поисковые технологии требуют реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущим методом является проблемное обучение, метод проектов. Обучающиеся, сначала под руководством педагога, а потом и самостоятельно, создают и презентуют проекты, проводят исследования.
Методическое обеспечение:
Структура теоретического занятия:
1. Организационная часть: мотивация, актуализация знаний. Фронтально.
2. Изложение нового материала: лекция педагога или сообщения учащихся.
3. Закрепление материала: беседа по вопросам.
4. Усвоение материала: работа в группах и индивидуально.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Структура практического занятия:
1. Организационная часть: подготовка рабочих мест и оборудования.
2. Мотивационный этап: сообщение темы и цели, вводный инструктаж, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля.
3. Самостоятельная практическая работа учащихся.
4. Итоговая часть: рефлексия, подведение итогов.
Формы подведения итогов реализации программы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение, ранее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.
Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года (при сроке реализации программы более одного года).
Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе.
Самоконтроль и самооценка обучающихся - данный вид контроля ведется учащимися в течение всего учебного года, как на занятии - путем итогового обсуждения, анализа выполненных исследовательских работ вначале самими детьми, затем педагогом, так и во время проведения конференций и защиты работ учащихся, где детям предоставляется возможность сопоставить
разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с работами своих товарищей.
Формы контроля могут быть следующие: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, творческий показ, зачет, контрольная работа, выставка, конкурс, фестиваль творчества, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях.
Оценочные материалы
Оценка предметных результатов
Показатели
ФИО уч-ся
Освоение технологических приемов при выполнении работ
Знание специальной терминологии
Самостоятель-ность выполнения работы
Аккуратность выполнения работы
По уровню освоения программного материала результаты достижений учащихся можно разделить на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий: полностью овладел теоретическими и практическими знаниями, знает специальную терминологию, применяет теорию в практике, высокое качество исполнения работ, проявляет самостоятельность в изготовлении изделия. Оценивается 3 баллами.
Средний: не полностью овладел теоретическими и практическими знаниями, частично применяет специальную терминологию, применяет теорию в практике, в работе имеются погрешности, при выполнении работ возникают трудности.
Оценивается 2 баллами.
Низкий: не полностью овладел теоретическими и практическими знаниями, не усвоил специальную терминологию, нет самостоятельного применения в практике, низкое качество работ, практически отсутствует самостоятельная работа.
Оценивается 1 баллом.
Оценка метапредметных результатов
________________________________________________________________
(фамилия, имя)
УУД
Критерии
Баллы
1 полугодие
год
1
Определять и
формулировать цель
деятельности
Умеет самостоятельно поставить и сформулировать задание, определять его цель
2
2
Умеет при помощи педагога поставить и сформулировать задание, определять его цель. Иногда выполняет эти действия самостоятельно, но неуверенно
1
1
Не способен сформулировать словесно задание, определить цель своей деятельности. Попытки являются единичными и неуверенными
0
0
2
Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели, сверяясь с результатом
Умеет самостоятельно корректировать работу по ходу выполнения задания
2
2
Умеет корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне
1
1
Не умеет корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне
0
0
3
Оценка результатов своей работы
Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы. Умеет оценить действия других учащихся, выделяет критерии оценки
2
2
Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы по предложенным педагогом критериям оценки. Не умеет оценить действия других учащихся
1
1
Может с помощью педагога соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна
0
0
4
Умение работать в команде
Умение сотрудничать, кооперировать, конструктивно преодолевать разногласия для достижения общей цели и коллективных результатов.
2
2
Умение сотрудничать, кооперировать, конструктивно преодолевать разногласие с помощью педагога. Педагог ставит цели и направляет для достижение коллективного результата.
1
1
Не умеет выстраивать сотрудничество, кооперировать, конструктивно преодолевать разногласия. Не достигает общих целей и коллективных результатов.
0
0
ИТОГО: 5-6 баллов высокий уровень, 3-4 балла средний уровень, 0-2 балла низкий уровень
Список литературы, рекомендованной для педагога.
1. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.
2. Саратовский вестник. Выпуск 5. Костюм, 1995.
3. Фольклор Саратовской области.
4. Материалы музеев краеведения и этнографии.
5. Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. - Саратов. Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002.
6. К.Д. Зеленин Восточнославянская этнография. Москва. 1995г.
Список литературы, рекомендованной для детей.
1 Волжские сказки. - Саратовское издательство: "Надежда", 1993.
2. Фольклор Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1946.
3. Серия "Сказки народов мира".
4. Волга - река русская. - Саратовское книжное издательство, 1954.
5. Сказки Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1937.
6. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.