Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа дополнительного образования "Веселый язычок и его друзья" | Нырцова Людмила Егоровна МБДОУ "Детский сад №55 "Мишутка". Работа №148540

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Нырцова Людмила Егоровна МБДОУ "Детский сад №55 "Мишутка"
Создание благопиятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей четырех- пяти лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа кружковой работы

«Веселый Язычок»

по направлению «Речевое развитие»

для детей 4- 5 лет

Руководитель кружка

Нырцова Л.Е.

Учитель - логопед

 

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исходя из этого , основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, активизация и обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства.

В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении речи ребенка- дошкольника. При нормальном развитии, овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4- 5 годам. Но иногда, в силу ряда причин, этот процесс затягивается. К 4-5 годам у ребенка мы часто наблюдаем несформированность всех сторон языка, что влечет за собой отставание в развитии. Нарушения речи у ребенка требуют специальной логопедической помощи.

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников лучше проводить в форме пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр с игрушками на звукоподражание, рассказов- драматизаций с игрушками.

Пальчиковые игры и упражнения отображают реальность окружающего мира, а их сопровождение стихами вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и чувства ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и т.п.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие речи ребенка. Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания , моторики артикуляционного аппарата;

- формирование выразительности речи, выработке дикции.

Задачи развития звуковой культуры речи:

- воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи,

- формировать произносительную сторону речи: развивать артикуляционный аппарат, работать над речевым дыханием, вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии условиями общения,

- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом,

- воспитывать интонационную выразительность речи,

- развивать мелкую моторику.

Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи:

- дидактические и подвижные игры,

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых потешек, чистоговорок),

- упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания,

- разучивание артикуляционных упражнений,

- разучивание упражнений для развития мелкой моторики.

Занятия проводятся из расчета: 1 занятие в неделю, 4-5 занятий в месяц, 37 занятий в год.

Длительность занятия- 20 минут

Календарно- тематическое планирование:

Недели

месяц

Тема

Методические приемы

1

сентябрь

«Веселый язычок»

1Беседа «Веселый Язычок». 2Игра на дыхание «Шторм в стакане»,3 Артикуляционная гимнастика (далее арт.г.) «Лягушка», «Хоботок», «Лопатка». 4Дид/игра (Далее Д/И) «Собери бусы»

2

 

«Друзья»

1Упр. на дыхание «Футбол».2Координация речи с движением «Мы во двор пошли гулять».3 Мимические упражнения «Настроение». 4 Д/И «Построй по росту»

3

 

«Осень золотая»

1Арт.г.-«Окошко», «Чистим зубки», «Чашечка».

2 упр-е на дых- е «Листопад». «бабочки».3 Пластические этюды «Осенние забавы».4 Д «Когда это бывает»

4

 

«Деревья»

1 Арт. и гимн на дыхание см. неделя 3.

2Д/И-«Составление елочки из счетных палочек»,3 Чистоговорка- ом- омом- мы построим новый дом.

1

Октябрь

«Овощи. Огород»

1Упр-е на дыхание «Разговоры овощей»

2Пальчимн.- «Сколько грядок в огороде»

3Пластический этюд- «Сажаем огород»

4Чистговорка- см.4-ю неделю сентября. И/у «Не скажу»

2

 

«Фруктыад»

1Арт, пальч. гимн, упр на дыхание. Мимические упражнения. Д/и «Сосчитай фрукты»

 

3

 

«Я-человек»

1 Арт, пальч. гимнастика, упр-я на дыхание, мимические упражнения. Д\игры «Расскажи о себе», «Узнай товарища по описанию»

4

 

«Мама, папа, я- дружная семья»

1Арт, пальч. гимнастика, упражнения на дыхание. Д\игры «Кто что делает?»(с мячом). «Кто что делает»- работа с картинным материалом.

1

Ноябрь

«Одежда. Обувь»

1 Упражнение на дыхание и голос «Шитье одежды», Уколи пальчик». 2 Арт. упражнения «Чистим нижние зубы», «Трубочка», «Качели», «Упрямый ослик». 3 Речевая зарядка «Где мой пальчик?».4 Игры «Развяжи узелки», «Оденем куклу»

 

2

 

«Игрушки»

1Упр. на дыхание «Ветерок». 2 Артпр-я см. I неделю ноября. 3 Пальч. игра «Поможем кукле завязать шапочку».4Д/и «Что делают игрушки», «Чудесный мешочек».5 Повторение чистоговорки

3

 

«Мой дом. Мебель»

1 Арт. гимнм. первую неделю.2 Упр. на дыхание «Шагаем по этажам».3 «Стул» из гороха- разв .мелк . мотор.4 пальч. игра «Дом на поляне» . 5 Чистоговорка: ом-ом-ом- мы построим новый дом.

4

 

«Кухня. Посуда»

1, 2, 3,4- смретью неделю.4Чистоговорка «Я пыхчу…». 5 Д/и- «Съедобное- несъедобное». 6 Рисование на манной крупе «Чашка»

1

Декабрь

«Зима»

1 Упр-я на дыхание «Вьюга», «Снежинки». 2 Арт.г. «Вкусное варенье», «Забор», «Дудочка».3 Проговаривание чистоговорки при массаже кистей рук массажным шариком «Су-.Джок».4 игра «Доскажи словечко» 5 Обведи по точкам елку.

2

 

«Зимующие птицы»

1Арт. г. «Окошко», «Лопатка», «Иголочка».2Упра дыхание «Птицы поют». 3 Пальч. игра «Где обедал воробей» 4 Рисование на манной крупе птицы.

3

 

«Зимние развлечения»

1 Арт. г. «Барабан», «Гармошка», «Грибок», «Лошадка».

2 Упр. на дыхание «Вьюга»

3Пластические этюды «Зимние забавы»

4 Самомассаж шариком «Су- Джок»

5 Д/и «Когда это бывает»

4

 

«Новогодний праздник»

1Арт.г. «Качели», «Грибок», «Лошадка», «Барабан»

2 Логоритмическое упражнение «Ёлка»

3 Найди игрушки в рисовой крупе

4Д/и «Выложи елочку»- из крупы

1

январь

«Зимние каникулы»

1Арт.г. «Окошко», «Чашечка», «Чистим зубки», «Дудочка»

2Упра дых. «Вьюга»

3Выкладываем снеговика из бумаги

4 Пальчиковая игра «Зима»

5Повторение чистоговорки- ма- ма-ма- наступила зима

2

 

«Домашние животные зимой»

1Арт.г. «Вкусное варенье», «Качели», «Лягушка», «Хоботок»

2Упр. на дыхание- «Звукоподражания»

3пальч. игра «Черепаха»

4 Д/и «Чем угостить», «Назови жилища»

5 Выкладывание кошки из геометрических фигур

3

 

«Дикие животные зимой»

1Пальч. гимн «Мама мишек будит рано»

2 Мимические упражнения «Лисенок высматривает мышку»

3 Пластические этюды «Медведь в берлоге»

4Д/и «Длинный- короткий», «Ёжик потерял иголки», «Подари лисичке хвостик»

1

Февраль

«Профессии»

1 Игра на дыхание «Шторм в стакане»

2Арт. г. «Чашечка», «Бублик», «Фокус», «Лошадка»

3Д/и «Кому что надо». 4 «Башня из кубиков».

4 Пальч. гимн. «Этот пальчик хочет спать»

5 Игра «Гармошка» с бумагой

2

 

«Хлеб»

1 Арт.г. «Чашечка», «Фокус», «Бублик», «Лошадка»

2 Упр. на дыхание «Ветряная мельница»

3Рисунок на манной крупе «Пшеница»

4 Пальч. игра с кольцом «Су-Джок»

3

 

«Наша Армия»

1 Упра дыхание «Чей пароход лучше гудит»

2 Арт.г. «Пароход», «Индюк», «Вкусное варенье»

3 Самомассаж с грецким орехом

4 «Танк» из счетных палочек

5.Игра «Шнуровка»

4

 

«Транспорт»

1 Упр. на дыхание «Прокололась шина», «Насос»

2 Пальч. гимн. «Самолет»

3Арт.г. «Забор», «Маляр», «Барабан», «Гармошка»

4 «Кораблик» из геометрических фигур

5Д/и «Дружит- не дружит»

1-2

Март

«Ранняя весна. Приметы весны. Мамин праздник»

1 Мимические упражнения «Медведь в берлоге»

2Арт.г. «Упрямый ослик», «Трубочка», «Чистим нижние зубки»

3игры на тактильное восприятие «Горяча- холодная»

4 Игры с бумагой «Цветок»

5 Самомассаж «Су- Джок»

6 Игра «Ответь правильно»

3

 

«Комнатные растения»

1 Пальч. гимнастика «Цветок»

2Самомассаж

3 «Обведи по точкам цветок»

4 Повтори чистоговорку: ок-ок-ок на окошке цветок

5 Игры с прищепками «Веселые пальчики»

4

 

«Аквариумные рыбки»

1Пальчиковые игры «Рыбка», «Зайчик», «Кошка»

2Арт.г. «Поймай звук «Л», «Индюк», «Посчитаем зубки»

3 «Рыбки» из счетных палочек

4 «Аквариум» из пуговиц

5Заучивание стихотворения «Рыбка»

1

Апрель

«Весенние работы в саду и огороде»

1Упр. для мышц шеи, щек, губ «Ветерок качает подснежник», «Пускаем кораблик»

2Пластический этюд «Работа в огороде»

3Игры с бумагой 4 Игра «Подскажи словечко»

5 Проговаривание чистоговорки по теме

2

 

«Насекомые»

1 Пальчиковые игры «Гусь», «Бабочка», «Собачка», «Очки»

2 речевая подвижная игра «Стрекоза»

3 «Бабочка» из счетных палочек

4 Обведи по точкам муравья

5 Д/и «Кто кого видел»

3

 

«Домашние животные и их детеныши»

1Упражнение на дыхание и голос «Звукоподражание»

2 Арт.г. «Фокус», «Чашечка», «Бублик»Лошадка»

3Пальчиковые игры «Кошка», «Собачка», «Человечек»

4 «Кошка» из геометрических фигур

5 Игра «Кто у кого»

 

 

4

 

«Дикие животные и их детеныши»

1 Упр. для жевательно- артикул. мышц, щек и губ «Бобры пилят дерево», «Зайчик», «Сердитый волк»

2 Мимические упражнения «Лисенок высматривает мышку»

3 Пластические этюды «Медведь в берлоге», «Медвежата и пчелы».

4 Игры с бумагой

5 Повторение чистоговорок по теме

 

1-2-3

Май

«Моя страна. Республика. День победы»

1 Арт.г. «Окошко», «Иголочка», «Лошадка», «Качели»

2 «Дом» из счетных палочек

3 Подвижная игра «Плечом к плечу»

4 «Флаг»- обведи по точкам

5 Заучивание четверостишия о «Дне Победы»

1 Упражна речевое дыхание «Футбол», «Бабочка», «Ветерок»

2 Подвижная игра «Топай- хлопай»

3 заучивание стихотворения о городе.

4 Повторение чистоговорок

 

 

«Мой город. Поселок. Улица»

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы: Подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

 

Список литературы

Бачина

О.В.,

Самородова

Л.Н.

Взаимодействие

логопеда

и

семьи

ребенка

с

недостатками

речи

. — М.: ТЦ

Сфера

, 2009.

Детско

– родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей

.

/

а

вт. – сост. Н. М.

Сертакова

. – Волгоград: Учитель, 2014.

Микляева

Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.:

Мозиака

– синтез, 2011.

Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. - М.: АСТ:

Астрель

, 2010.

Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×