Рабочая программа факультатива по легоконструированию и робототехнике в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности | Лебедева Наталья Вячеславовна. Работа №253055
Автор: Лебедева Наталья Вячеславовна
Рабочая программа факультатива
по легоконструированию и робототехнике
в подготовительной к школе группе общеразвивающей
направленности для детей №9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОСНЕЖКА»
муниципального образования город Ноябрьск
Согласовано
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «28» августа 2019 года
Утверждено
Приказом МБДОУ «Белоснежка»
от «30» августа 2019 г. № 170-од
Рабочая программа
факультатива
по легоконструированию и робототехнике
в подготовительной к школе группе общеразвивающей
направленности для детей №9
Автор: Лебедева Н. В.
Проценко Е. А.
2019-2020 уч. год
Содержание
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Предполагаемые результаты реализации программы
Содержательный раздел
2.1.Тематический план
2.2.Перспективное планирование
Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
3.2. Список литературы
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, электронный конструктор «Знаток», которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции, схемы и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего, «Знаток» стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Конструктор "Знаток" позволяет получить первые сведения о мире электричества и электроники.
Новизна программы. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation».
Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего, «Знаток». Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы:1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Нормативная база, на основе которой создана программа:
ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10);
письма Министерства образования России от 09.08.2000г. №237 – 23 - 16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года№06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.
Цель программы: развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи:
1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Направление образовательной деятельности - конструирование.
Срок реализации: 1 год.
Программа «Лего-конструирование и робототехника» направлена на развитие конструкторских способностей детей.
Длительность занятий не более 30 мин.
течение года на освоени
е программных задач отводится 18
НОД (два раза в месяц).
Принципы Лего-конструирования и робототехники Основные принципы по Лего-конструирования и робототехники: - от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов
целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
С целью развития детского конструирования как деятельности, в
процессе которой развивается ребенок, используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:
Конструирование по образцу
:
заключается в том,
что детям
предлагаются образцы построек, выполненных из деталей
строительного
материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов
действий
основанных на подражании. Такое
конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
Конструирование по условиям:
не давая детям образца постройки
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей
строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
1.2. Прогнозируемые результаты.
К концу года дети могут:
сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;
сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала;
Планируемый результат старший дошкольный возраст 6-7 лет
Дети научатся:
различать и называть детали конструктора;
конструировать по условиям заданным взрослым;
конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
работать в паре, коллективе;
рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
качества
самостоятельно договариваться
друг с другом;
конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.
2. Содержательный раздел:
Перспективный план совместной образовательной деятельности старший дошкольный возраст 6-7 лет
Задачи:
Повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора «Знаток».
Формировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы.
Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей
постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве.
Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору. Плану,
конструировать в соответствии с общим решением).
Тематический план
факультатива по легоконструированию и робототехнике
в подготовительной к школе группе комбинированной
направленности для детей с ТНР №12
№п/п
Непрерывная образовательная
деятельность
Планируемая
дата
Фактическая
дата
1
Конструирование по замыслу
1 неделя сентября
2
Красивый мост
4 неделя сентября
3
Животные на ферме
1 неделя октября
4
Качели
4 неделя октября
5
Городской транспорт
5 неделя октября
6
Светофор. Дорожные знаки.
3 неделя ноября
7
Играем в зоопарк. Слон. Верблюд.
4 неделя ноября
8
Разные домики
3 неделя декабря
9
Знакомство с электронным конструктором «Знаток»
4 неделя декабря
10
Мир электроники (знакомство с видами деталей).
5 неделя января
11
Регулируемый различным способом вентилятор.
1 неделя февраля
12
Паровоз везёт товары. Станция.
4 неделя февраля
13
Параллельное соединение лампы и электродвигателя.
1 неделя марта
14
Электродвигатель. Последовательное соединение лампы и электродвигателя.
4 неделя марта
15
Ракета, космонавты.
1 неделя апреля
16
Смешанное соединение лампочки, светодиода и электродвигателя.
4 неделя апреля
17
Пожарная машина, сопровождающаяся световым и звуковым сигналом.
1 неделя
мая
18
Итоговое занятие «Мы – конструкторы»
4 неделя
мая
Примерное распределение НОД на год:
Конструирование по образцу и преобр
азование образца по условиям (6
)
Конструирование по условиям (3
)
Конструирование по замыслу (2
)
Работа с электронн
ым конструктором «Знаток» (7
)
Перспективное планирование
факультатива по легоконструированию и робототехнике
в подготовительной к школе группе комбинированной
направленности для детей с ТНР №12
Месяц
Тема
Цели
сентябрь
Конструирование по замыслу
Закреплять полученные ранее. Учить, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Красивый мост
Закреплять навыки, полученные в ранее. Учить строить мост по карточке.
октябрь
Животные на ферме
Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность, навыки конструирования.
Качели
Учить строить сложную постройку.
Городской транспорт
Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус.
ноябрь
Светофор. Дорожные знаки.
Закреплять знания о светофоре. Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате.
Играем в зоопарк. Слон. Верблюд.
Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях. Учить строить слона с большим хоботом. Учить строить одно и двугорбых верблюдов.
декабрь
Разные домики
Закреплять умение строить домики
Знакомство с электронным конструктором «Знаток»
Дать детям представления о происхождении конструктора, его разработчике.
январь
Мир электроники (знакомство с видами деталей).
февраль
Регулируемый различным способом вентилятор.
Познакомить с электрической цепью«Вентилятор». Учить собирать данную электрическую цепь.
Паровоз везёт товары. Станция.
Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. Учить строить станцию для паровозиков.
март
Параллельное соединение лампы и электродвигателя.
Познакомить с параллельным соединением лампы и электродвигателя. Учить собирать электрическую цепь по схеме.
Электродвигатель. Последовательное соединение лампы и электродвигателя.
Учить последовательному соединению лампы и электродвигателя.
апрель
Ракета, космонавты.
Закреплять знания о первом космонавте Ю.Гагарине. Учить строить ракеты.
Смешанное соединение лампочки, светодиода и электродвигателя.
Познакомить со смешанным соединением лампочки, светодиода и электродвигателя. Учить собирать электрическую цепь по схеме.
май
Пожарная машина, сопровождающаяся световым и звуковым сигналом.
Учит собирать электрическую цепь «Пожарная машина». Закрепить знания детей в названиях деталей.
Итоговое занятие «Мы – конструкторы»
Закреплять полученные знания о деталях конструктора «Знаток» и способах их соединений. Развивать инициативу и самостоятельность.
Организационный раздел.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
настольные;
напольные;
деревянные;
пластмассовые (с разными способами крепления);
электронный конструктор «Знаток»;
«
Лего
-Дупло», «
Лего-Дакта
», подобные отечественным конструкторам; Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
наглядные пособия;
цветные иллюстрации;
фотографии;
схемы;
образцы;
необходимая литература.
Техническая оснащенность:
магнитофон;
фотоопарат
;
диски,
касеты
с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
интерактивная доска;
компьютер;
демонстрационная магнитная доска.
Список литературы:
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
Куцакова
Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
Методический комплект заданий к набору первые механизмы
Legoeducationсложные
задания, связанные с физикой.
Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду»
М.;Академия
,2002г.-192с.
Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
ФешинаЕ.В.Лего
-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,
2012.-
114с.