Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа факультатива по легоконструированию и робототехнике в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности | Лебедева Наталья Вячеславовна. Работа №253055

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лебедева Наталья Вячеславовна
 

Рабочая программа факультатива

по легоконструированию и робототехнике

в подготовительной к школе группе общеразвивающей

направленности для детей №9

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛОСНЕЖКА»

муниципального образования город Ноябрьск

 

 

 

Согласовано

Педагогическим советом

Протокол № 1

от «28» августа 2019 года

 

 

 

Утверждено

Приказом МБДОУ «Белоснежка»

от «30» августа 2019 г. № 170-од

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

факультатива

по легоконструированию и робототехнике

в подготовительной к школе группе общеразвивающей

направленности для детей №9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Лебедева Н. В.

Проценко Е. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020 уч. год

Содержание

 

Целевой раздел

 

1.1. Пояснительная записка

1.2. Предполагаемые результаты реализации программы

 

Содержательный раздел

 

2.1.Тематический план

2.2.Перспективное планирование

 

Организационный раздел

 

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

3.2. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевой раздел

 

1.1. Пояснительная записка

 

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, электронный конструктор «Знаток», которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции, схемы и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

 

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

 

Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего, «Знаток» стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Конструктор "Знаток" позволяет получить первые сведения о мире электричества и электроники.

 

Новизна программы. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation».

 

Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего, «Знаток». Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы:1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.

Нормативная база, на основе которой создана программа:

 

ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10);

письма Министерства образования России от 09.08.2000г. №237 – 23 - 16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года№06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.

 

Цель программы: развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

 

Задачи:

 

1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

 

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

 

3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

 

Направленность программы - художественно-эстетическая.

Направление образовательной деятельности - конструирование.

Срок реализации: 1 год.

 

Программа «Лего-конструирование и робототехника» направлена на развитие конструкторских способностей детей.

Длительность занятий не более 30 мин.

 

 

течение года на освоени

е программных задач отводится 18

НОД (два раза в месяц).

 

Принципы Лего-конструирования и робототехники Основные принципы по Лего-конструирования и робототехники: - от простого к сложному;

 

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

 

- активности и созидательности - использование эффективных методов

 

целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

 

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

 

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

 

Формы организации обучения дошкольников конструированию

С целью развития детского конструирования как деятельности, в

 

процессе которой развивается ребенок, используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:

 

Конструирование по образцу

:

заключается в том,

что детям

предлагаются образцы построек, выполненных из деталей

строительного

материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов

действий

основанных на подражании. Такое

конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

 

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по условиям:

не давая детям образца постройки

рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

 

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей

 

строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

 

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

 

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

1.2. Прогнозируемые результаты.

 

К концу года дети могут:

сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;

 

использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;

 

строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;

- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;

 

сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей

 

располагать кирпичики, пластины вертикально;

-правильно использовать детали строительного материала;

 

 

Планируемый результат старший дошкольный возраст 6-7 лет

Дети научатся:

различать и называть детали конструктора;

конструировать по условиям заданным взрослым;

 

конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;

 

самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;

 

работать в паре, коллективе;

рассказывать о постройке.

У детей сформируются:

 

- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;

 

познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;

 

качества

самостоятельно договариваться

друг с другом;

 

конструкторские навыки и умения;

 

Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.

 

2. Содержательный раздел:

Перспективный план совместной образовательной деятельности старший дошкольный возраст 6-7 лет

Задачи:

 

Повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора «Знаток».

 

Формировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы.

 

Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей

 

постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве.

 

Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору. Плану,

конструировать в соответствии с общим решением).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

факультатива по легоконструированию и робототехнике

в подготовительной к школе группе комбинированной

направленности для детей с ТНР №12

№п/п

Непрерывная образовательная

деятельность

Планируемая

дата

Фактическая

дата

1

Конструирование по замыслу

 

1 неделя сентября

 

2

Красивый мост

 

4 неделя сентября

 

3

Животные на ферме

 

1 неделя октября

 

4

Качели

 

4 неделя октября

 

5

Городской транспорт

 

5 неделя октября

 

6

Светофор. Дорожные знаки.

 

3 неделя ноября

 

7

Играем в зоопарк. Слон. Верблюд.

 

4 неделя ноября

 

8

Разные домики

3 неделя декабря

 

9

Знакомство с электронным конструктором «Знаток»

 

4 неделя декабря

 

10

Мир электроники (знакомство с видами деталей).

5 неделя января

 

11

Регулируемый различным способом вентилятор.

1 неделя февраля

 

12

Паровоз везёт товары. Станция.

 

4 неделя февраля

 

13

Параллельное соединение лампы и электродвигателя.

1 неделя марта

 

14

Электродвигатель. Последовательное соединение лампы и электродвигателя.

4 неделя марта

 

15

Ракета, космонавты.

1 неделя апреля

 

16

Смешанное соединение лампочки, светодиода и электродвигателя.

4 неделя апреля

 

17

Пожарная машина, сопровождающаяся световым и звуковым сигналом.

1 неделя

мая

 

18

Итоговое занятие «Мыконструкторы»

 

4 неделя

мая

 

 

Примерное распределение НОД на год:

Конструирование по образцу и преобр

азование образца по условиям (6

)

 

Конструирование по условиям (3

)

Конструирование по замыслу (2

)

Работа с электронн

ым конструктором «Знаток» (7

)

Перспективное планирование

факультатива по легоконструированию и робототехнике

в подготовительной к школе группе комбинированной

направленности для детей с ТНР №12

Месяц

Тема

Цели

сентябрь

Конструирование по замыслу

 

 

 

Закреплять полученные ранее. Учить, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 

Красивый мост

 

 

Закреплять навыки, полученные в ранее. Учить строить мост по карточке.

 

октябрь

Животные на ферме

 

 

 

 

 

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность, навыки конструирования.

 

 

Качели

 

Учить строить сложную постройку.

 

 

Городской транспорт

 

Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус.

ноябрь

Светофор. Дорожные знаки.

 

 

Закреплять знания о светофоре. Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате.

 

 

Играем в зоопарк. Слон. Верблюд.

 

 

Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях. Учить строить слона с большим хоботом. Учить строить одно и двугорбых верблюдов.

декабрь

Разные домики

Закреплять умение строить домики

 

Знакомство с электронным конструктором «Знаток»

 

Дать детям представления о происхождении конструктора, его разработчике.

 

январь

Мир электроники (знакомство с видами деталей).

 

февраль

Регулируемый различным способом вентилятор.

Познакомить с электрической цепью«Вентилятор». Учить собирать данную электрическую цепь.

 

Паровоз везёт товары. Станция.

 

 

 

Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. Учить строить станцию для паровозиков.

март

Параллельное соединение лампы и электродвигателя.

 

Познакомить с параллельным соединением лампы и электродвигателя. Учить собирать электрическую цепь по схеме.

 

Электродвигатель. Последовательное соединение лампы и электродвигателя.

Учить последовательному соединению лампы и электродвигателя.

 

 

апрель

Ракета, космонавты.

Закреплять знания о первом космонавте Ю.Гагарине. Учить строить ракеты.

 

Смешанное соединение лампочки, светодиода и электродвигателя.

 

Познакомить со смешанным соединением лампочки, светодиода и электродвигателя. Учить собирать электрическую цепь по схеме.

май

Пожарная машина, сопровождающаяся световым и звуковым сигналом.

Учит собирать электрическую цепь «Пожарная машина». Закрепить знания детей в названиях деталей.

 

 

Итоговое занятие «Мы – конструкторы»

 

 

Закреплять полученные знания о деталях конструктора «Знаток» и способах их соединений. Развивать инициативу и самостоятельность.

Организационный раздел.

Материально-техническое обеспечение программы

 

Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

 

Предметно-развивающая среда:

Строительные наборы и конструкторы:

настольные;

напольные;

деревянные;

пластмассовые (с разными способами крепления);

 

электронный конструктор «Знаток»;

 

«

Лего

-Дупло», «

Лего-Дакта

», подобные отечественным конструкторам; Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).

 

Демонстрационный материал:

наглядные пособия;

цветные иллюстрации;

фотографии;

схемы;

образцы;

необходимая литература.

 

Техническая оснащенность:

магнитофон;

фотоопарат

;

 

диски,

касеты

с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

 

интерактивная доска;

компьютер;

демонстрационная магнитная доска.

 

Список литературы:

 

1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.

 

Куцакова

Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

 

Методический комплект заданий к набору первые механизмы

Legoeducationсложные

задания, связанные с физикой.

 

Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду»

М.;Академия

,2002г.-192с.

 

Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.

ФешинаЕ.В.Лего

-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,

2012.-

114с.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×