Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа «Изобразительное искусство НОО» | Салгалова Алена Ивановна. Работа №331665

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рабочая программа по изобразительному искусству для НОО в соответствии с ФГОС. 

Программа  разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство1-4 классы». Она соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

     Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

     На уроках изобразительного искусства в начальной школе ребенку дается возможность экспериментировать с различными художественными материалами и техниками, которые позволяют ему в процессе обучения создать определенный выразительный образ.

     Цели курса:

 - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре  народов многонациональной России и других стран;

- развитие воображения, желания  и  умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства  и окружающего мира;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;

    Задачи:

- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

    - развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

   - формирование навыков работы с различными художественными материалами.  

 

В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в  каждом классе начальной школы  отводится по 1 часу в неделю, всего 138 часов. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 35 ч в год.

Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, которая состоит из следующих разделов: статуса  документа; общей характеристики курса; описания места предмета в учебном плане; описания ценностных ориентиров содержания учебного предмета; планируемых  результатов (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся); содержания курса, учебно-методического и материально-технического обеспечения; календарно-тематического планирования.   

   Срок реализации программы 4 года. 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с

основными

положениями

Федерального

государственного

образовательного стандарта

начального

общего

образования

от 31 мая 2021 г № 286

 

«ООП НОО» МБОУ «

Екатериновская

СОШ», утверждённой

П

р

. № 25 ДО

от

20.04.

2022г

ПО УМК «Школа России»

-Учебного плана МБОУ «Екатериновская СОШ», утверждённого от 08.06. 2022г

-Авторской программы для общеобразовательных школ УМК «Школа России» «Изобразительное искусство» Неменский Б.М, Неменская Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С. утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Моду

ль

«Графика»

Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.

Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.

Рисование с натуры: разные листья и их форма.

Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).

Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.

Модуль «Живопись»

Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.

Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом.

Навыки смешения красок и получение нового цвета.

Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.

Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию.

Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.

Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.

Модуль «Скульптура»

Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.).

Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.

 

Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания.

Объёмная аппликация из бумаги и картона.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.

Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.

Модуль «Архитектура»

Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.

Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.

Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

Модуль «Восприятие произведений искусства»

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.

Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).

Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.

Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.

Модуль «Азбука цифровой графики»

Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.

 

Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОВЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.

Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:

уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;

ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально- личностные позиции и социально значимые личностные качества;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;

позитивный опыт участия в творческой деятельности;

интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.

Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально- образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к

 

окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно- творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение

универсальными

познавательными

действиями

Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции;

выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;

находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;

сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;

анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;

обобщать форму составной конструкции;

выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;

абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;

соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;

выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.

Базовые логические и исследовательские действия:

проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;

проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;

использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;

 

анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;

формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;

использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;

ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Работа с информацией:

использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;

выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;

анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;

осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;

соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Овладение

универсальными

коммуникат

ивными

действиями

Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;

вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;

демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;

признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;

взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

Овладение

универсальными

регулятивными

действиями

Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;

 

соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.

Модуль «Графика»

Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.

Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.

Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.

Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.

Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.

Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.

Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.

Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.

Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).

Модуль «Живопись»

Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.

Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.

Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.

Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.

Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.

Модуль «Скульптура»

Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).

Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.

 

Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно- прикладного искусства.

Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.

Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.

Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).

Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.

Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.

Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.

Модуль «Архитектура»

Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.

Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.

Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.

Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.

Модуль «Восприятие произведений искусства»

Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.

Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.

Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).

Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.

Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).

Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.

Модуль «Азбука цифровой графики»

 

Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.

Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.

 

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

 

 

Тема

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Основные виды деятельности обучающихся

 

Модуль 1.Восприятие произведений искусства

 

1

Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского

творчества и формирование зрительских умений.

1

https://resh.edu.ru/ https://nsportal.ru/

https://ped-kopilka.ru/

Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения.

Объяснять расположение изображения на листе

и выбор вертикального или горизонтального формата. Объяснять, какими художественными материала- ми (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок.

Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем доступную тему, например «Весёлое солнышко», карандашами или мелками

2

Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия.

Представление о различных художественных материалах.

Обсуждение содержания рисунка.

1

 

 

Итого по модулю

2

 

 

 

Модуль 2. Графика

 

3

Линейный рисунок. Разные виды линий.

1

https://resh.edu.ru/ https://nsportal.ru/

https://ped-kopilka.ru/

Осваивать навыки работы графическими материалами.

Наблюдать и анализировать характер линий в природе.

Создавать линейный рисунок упражнение на разный характер линий.

Выполнять с натуры рисунок листа дерева. Рассматривать и обсуждать характер формы листа.

Осваивать последовательность выполнения рисунка.

Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета.

Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропор- циями.

Приобретать опыт внимательного аналитическо- го наблюдения.

Развивать навыки рисования по представлению и воображению.

Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса,

С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с про- стым весёлым, озорным развитием сюжета.

Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости.

Учиться работать на уроке с жидкой краской. Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных вообра- жением.

Приобрести новый опыт наблюдения окружаю- щей реальности.

Рассматривать и анализировать иллюстрации известных художников детских книг с позиций освоенных знаний о пятне, линии и пропорциях

4

Линии в природе. Ветки (по

фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др.

Графические материалы и их

особенности. Приёмы рисования линией.

1

 

 

 

5

Рисунок с натуры: рисунок листьев

разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный).

Последовательность рисунка.

1

 

 

6

Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции

«лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных.

Линейный тематический рисунок (линия- рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в

походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом.

1

 

 

7

Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или

фантастического зверя. Развитие образного видения и способности

целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения.

Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.

1

 

 

 

8

Навыки работы на уроке с жидкой

краской и кистью, уход за своим рабочим местом.

Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским

книгам.

1

 

 

Итого по модулю

6

 

 

 

Модуль 3. Живопись

 

9

Цвет как одно из главных средств

выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и

получения нового цвета.

1

 

Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока.

Знать три основных цвета. Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом.

Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разно- цветным ковриком.

Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настрое нии весёлом, задумчивом, грустном и др.

Объяснять, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях.

Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным настроением.

Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий или

по представлению.

Развивать навыки аналитического рассматривания разной формы и строения цветов.

Выполнить изображения разных времён года. Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года.

Иметь представления о свойствах печатной техники. Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения.

Осваивать свойства симметрии

 

10

Эмоциональная выразительность цвета. Цвет как выражение настроения,

душевного состояния.

1

 

 

11

Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы

гуашью и навыков наблюдения.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения.

1

 

 

Итого по модулю

3

 

 

 

Модуль 4.Скульптура

 

12

Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.

Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.).

Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.

1

https://resh.edu.ru/ https://nsportal.ru/

https://ped-kopilka.ru/

Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. (в клас- се на основе фотографий).

Осваивать первичные навыки лепки — изображе- ния в объёме.

Лепить из целого куска пластилина мелких зверу- шек путём вытягивания, вдавливания.

Овладевать первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже.

Осваивать навыки объёмной аппликации (напри- мер, изображение птицы — хвост, хохолок, крылья на основе простых приёмов работы с бума- гой).

Рассматривать и характеризовать глиняные игрушки известных народных художественных промыслов.

Анализировать строение формы, частей и пропор- ций игрушки выбранного промысла.

Осваивать этапы лепки формы игрушки и её частей.

Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранно- го народного промысла.

Осваивать приёмы создания объёмных изображе- ний из бумаги.

Приобретать опыт коллективной работы по созданию в технике аппликации панно из работ учащихся

13

Бумажная пластика. Овладение

первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией.

Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных

художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

1

 

 

14

Объёмная аппликация из бумаги и картона.

1

 

 

Итого по модулю

3

 

 

 

Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство

 

15

Узоры в природе.

Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.

Ассоциативное сопоставление с

орнаментами в предметах декоративно- прикладного искусства.

1

https://resh.edu.ru/ https://nsportal.ru/

https://ped-kopilka.ru/

 

16

Представления о симметрии и наблюдение её в природе.

Последовательное ведение работы над изображением бабочки по

представлению, использование линии симметрии при составлении узора

крыльев.

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов.

Орнаменты геометрические и растительные.

1

 

 

17

Декоративная композиция в круге или полосе.

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору

учителя с учётом местных промыслов.

1

 

 

18

Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания

1

 

 

 

бумаги.

 

 

 

19

Форма и украшение бытовых предметов.

1

 

 

20

Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор.

1

 

 

Итого по модулю

6

 

 

 

Модуль 6. Архитектура

 

21

Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по

фотографиям, обсуждение их

особенностей и составных частей зданий.

1

https://resh.edu.ru/ https://nsportal.ru/

https://ped-kopilka.ru/

 

22

Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания,

вырезания деталей, использование приёмов симметрии.

1

 

 

23

Макетирование (или создание

аппликации) пространственной среды

сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

1

 

 

Итого по модулю

3

 

 

 

Модуль 7.Восприятие произведений искусства

 

24

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного

и эмоционального содержания детских работ.

1

https://resh.edu.ru/ https://nsportal.ru/

https://ped-kopilka.ru/

 

 

25

Художественное наблюдение

окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной

аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).

1

 

 

26

Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных

установок учителя в соответствии с изучаемой темой.

1

 

 

27

Знакомство с живописной картиной.

1

 

 

28

Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным

настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А.

Врубеля и других художников (по выбору учителя).

1

 

 

29

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения.

Ассоциации из личного опыта учащихся и

оценка эмоционального содержания произведений.

1

 

 

30

Произведения И. И. Левитана,

А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме

«Времена года»

1

 

 

 

Итого по модулю

8

 

 

 

Модуль 8. Азбука цифровой графики

 

31

Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений.

Обсуждение в условиях урока ученических фотографий,

соответствующих изучаемой теме.

1

https://resh.edu.ru/ https://nsportal.ru/

https://ped-kopilka.ru/

 

Итого по модулю

1

 

 

32

Защита творческой работы

1

 

 

33

Анализ творческих работ

1

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×