Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся 5 "А" класса | Артёмова Ольга Владимировна. Работа №344989
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы. Для организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Программа расчитана на организацию коррекционно-развивающей работы с учащимися 5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в умеренной, тяжёлой или глубокой степени , преимущественно с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), которые имеют сопотствующеие нарушения сенсорной сферы и (или) аутичноподобное поведение.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 39 г.Томска
634021 г. Томск, Ул. Салтыкова- Щедрина, 35. Тел:(3822) 243-196; факс: 243-961
Рабочая программа
5А класса
Авторы-составители:
учитель – дефектолог Артемова Ольга Владимировна
учитель Китаева Оксана Борисовна
Срок реализации программы: 1 год
2024 -2025 учебный год
г. Томск
Пояснительная записка
Рабочая программа для 5А класса составлена на основе:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ
Минобрнауки
России от 19.12.2014 № 1599
Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 МБОУ ООШ №39 в соответствии с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
Положение МБОУ ООШ № 39 о структуре, порядке, разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметных дисциплин от 2016 г.
Учебного плана МАОУ ООШ №39 на 2024-2025 учебный год
Положение МБОУ ООШ № 39 о структуре, порядке, разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметных дисциплин от 2016 г.
Рабочая программа учителя-дефектолога рассчитана на организацию коррекционно-развивающей работы с учащимися 5А класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в умеренной, тяжелой или глубокой степени, преимущественно с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), которые имеют сопутствующие нарушения сенсорной сферы и\или аутичноподобное поведение.
Целью программы является: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по образовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: онтогенетического, коррекционно-развивающей и практической направленности обучения; направленности на формирование деятельности.
Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью охарактеризованы учеными (Э. Сеген, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.); также, как и специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, И.Г. Еременко, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, В.Н. Синев и др.).
Задачи программы:
1.Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:
климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности.
ситуации достижения успеха в учебной деятельности.
2.Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
опора на личный опыт ученика;
обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков;
использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.
Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей, обучающихся в 5А классе:
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.
У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.
По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий.
У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других–повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности во владении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации.
Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо-и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Применяемые технологии:
В процессе реализации рабочей программы предусмотрено применение информационно-компьютерных, здоровьесберегающих и игровых образовательных технологий.
Методы, используемые на уроках: Наблюдение, упражнения, практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала), методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение и т.д.)
Виды деятельности учащихся на занятии:
- аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры; игровая деятельность: игры-имитации, жестово-образные игры;
- рисование, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание;
- обводка, письмо цифр, письмо элементов букв, письмо букв.
Характеристика предмета:
Основными критериями отбора материала, рекомендованного для изучения в пятом классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП (вариант 2) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.
Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков каллиграфии;
Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие зрительной памяти и внимания;
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие
временных представлений
;
Развитие слухового внимания и памяти;
3. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Основной формой обучения для детей 5 класса являются индивидуальные и групповые занятия.
Способы определения результативности программы
Результативность программы оценивается через уровень познавательного развития ребенка. Динамика развития фиксируется диагностической процедурой, которая включает три этапа:
1. Первичная диагностика познавательного развития ребенка на начало проведения занятий.
2. Промежуточная диагностика развития в ходе занятий с целью коррекции рабочей программы.
3. Итоговая диагностика развития в конце реализации программы.
По результатам диагностики с родителями проводятся консультации.
Форма проведения диагностики – индивидуальная.
Методы диагностики:
с ребенком: наблюдение, игра, тестовые упражнения,
с родителями: анкетирование, беседа, наблюдение за совместной деятельностью ребенка и родителей.
Уровень умений и знаний учащихся оцениваться в зависимости от индивидуальных особенностей, потребностей учащегося. Критерии оценки данной категории учащихся ориентированы на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей
Продолжительность группового занятия рассчитана на 30-35 минут, индивидуального занятия – 20-25 минут. Возраст обучающихся 11-12 лет, периодичность встреч – 2 раза в неделю. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа имеет безоценочную систему прохождения материала.
Планируемые результаты
Минимальный уровень предметных результатов
Достаточный уровень предметных результатов
Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):
Фиксировать взгляд на объекте;
Различать и сопоставлять основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи.
Сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине).
Сравнивать наложением, приложением.
Ориентироваться по схеме тела (составляющие части) при организующей и направляющей помощи).
Ориентироваться в представлении (сутки, дни).
Под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики, отдельных частей тела, воспроизводить правильное дыхание.
Под контролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться письменными принадлежностями.
Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):
Различать, показывать или называть основные цвета; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), тела (шар, куб).
Сравнивать предметы по величине больше – меньше, длиннее – короче).
Определять изученные цвет, форму, величину в знакомых предметах.
Группировать по 1 признаку.
Ориентироваться в схеме тела (знать составляющие и отдельные части тела), различать право – лево с опорой на маркер.
Выделять части суток, названия дней: вчера, сегодня, завтра.
Выполнять по показу и инструкции простые двигательные упражнения (для мелкой моторики и крупной моторики).
Уметь выполнять простые упражнения.
Правильно пользоваться письменными принадлежностями.
Формирование базовых учебных действий
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание тем коррекционного (дефектологического) занятия.
В содержание курса 5 класса входит:
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий
Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу и инструкции простых упражнений, на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.
Развитие моторики,
графомоторных
навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Развитие слухового восприятия
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков.
Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звука.
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле:
дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Восприятие времени
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в отдельном оснащённом кабинете учителя-дефектолога, где имеется: возрастная мебель, интерактивный стол, компьютер, магнитная доска мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы; мольберт, карандаши, альбомы, пластилин, цветная бумага разной фактуры; тематические игровые и дидактические комплекты, раздаточный материал, дидактические пособия. Коррекционные и развивающие программы. Методические пособия по игровой терапии, с упражнениями для развития и коррекции. Настольные игры.
Лист внесения изменений в рабочую программу
№ п/п
Тема (темы) урока
Причина корректировки
Способ, форма корректировки
Согласование с администрацией школы
Литература:
Выготский Л.С.
Психология развития ребенка (сборник)
/
Л.С.Выготский
. – Москва: Издательство Смысл
,
2005. – 512
с
.
Годовникова
Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с
ОВЗ :
учебное пособие для вузов / Л. В.
Годовникова
. — 2-е изд. —
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2023.
–
305 с.
Гр
аборов
А.Н. Типы трудных детей / Проф. А.Н.
Граборов
. – Москва; Ленинград:
Гос.изд
-во,
1930
. – 78 с.
Грачева Е. К. Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка / Предисл. Л. С. Выготского.
-
М
осква
; Л
енинград. –
1932
. – 123 с.
Еременко И.Г.
Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы /
И.Г.Еременко
. – Киев. – 1971. – 132 с.
Кащенко
В.П.
Исключительные
дети: Их изучение и воспитание /
В.П.Кащенко
.
–
1929
.-
66 с
.
Мамайчук
, И. И.
Психокоррекционные
технологии для детей с проблемами в
развитии :
учебное пособие для вузов / И. И.
Мамайчук
. — 2-е изд.,
испр
. и доп. —
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2024. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10042-6. —
Текст :
электронный // Образовательная платформа
Юрайт
[сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/541435
(дата обращения:
20
.0
8
.2024).
Мелешкевич
О.,
Эрц
Ю.
Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения(АВА) / О.
Мелешкевич
, Ю.
Эрц
.-
Издательский
дом
Бахрах
.
-
М. – 2014. – 86 с.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта
: программно-методические материал
ы / под ред. И.М.
Бгажноковой
. -
М
осква
.
- Издательский
центр
Владос
. -
2007.
– 181 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика
):Учеб
ное
пособие для студ
ентов
высш
их
пед
агогических
учеб
ных
заведений /
Б.П.Пузанов
,
Н.П.Коняева
,
Б.Б.Горскин
и др./Под ред.
Б.П.Пузанова
. - Издательский центр Академия. -
М. -
2001. -
272 с.
Певзнер
М.С.
Дети-
олигофрены
/
М.С.
Певзнер/- Издательство Просвещение. – 1959. – 486 с.
Рудик
О.С.
Коррекционная работа с аутичным ребенком. -
Гуманитар
ный
изд
ательский
центр
Владос
. –
2015
. -189 с.
Сеген
,
Эдвар
Воспитание, гигиена и нравственное лечен
ие умственно-ненормальных детей. –
Санкт
- Петербург. - 1903 . -
319 с.
С
требелева
Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн
ига
для педагога-дефектолога /
Е.А.Стребелева
. –Гуманит
арный
изд
ательский центр ВЛАДОС. – М. -
2016. – 180 с
.
Сухарева
Г.Е.
Л
екции по пс
ихиатрии детского возраста. – 1988. -
320 с
Янушко
Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
/
Е.А.Янушко
. – М. – 2021. – 104 с.