Рабочая программа кружка «Добрый мир» в старшей-подготовительной группе | Наталья Алексеевна Ботезат. Работа №318952
Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 общеразвивающего вида г. Можайска
Рабочая программа кружка
«Добрый мир»
по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир»
в старшей - подготовительной группе №3
2022-2023 учебный год
Подготовила воспитатель: Ботезат Н.А.
г. Можайск 2022-2023
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи рабочей программы
1.3. Содержание и формы работы с детьми.
1.4. Принципы кружковой работы.
1.5. Методологические приёмы, используемые в кружковой работе.
1.6.Планируемые результаты освоения кружковой программы.
2.Содержательный раздел.
2.1. Календарно-тематическое планирование работы кружка «Добрый мир».
3.Организационный раздел.
3.1 Учебный план.
3.2. Учебно-методическое обеспечение программы.
3.3. Приложение.
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
В нашем МДОУ в рамках Социально – нравственного направления в развитии и воспитании дошкольников решаются задачи духовно – нравственного воспитания.
Воспитание направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры. Ведущими духовными ценностями дошкольников являются доброта, любовь близких, семья. Необходимый уровень нравственного развития ребёнка зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живёт.
Актуальность:
Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность.
В МДОУ обучаются дети из разных социальных семей. Каждый ребёнок имеет индивидуальные особенности, поэтому очень важно воспитывать толерантные отношения между детьми, научить их уважению к старшим членам семьи – бабушкам, дедушкам, предкам, окружающему миру. Содержание программы основано на знакомстве детей с окружающим миром на основе ценностей православной культуры, способствующему эстетическому воспитанию с элементами творческой деятельности.
1.2. Цели и задачи рабочей программы.
Цель рабочей программы - это развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование у детей эстетической культуры.
Задачи рабочей программы:
Образовательные: приобщать детей к прекрасному через знакомство с искусством(литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура и др.) как классическим, так и народным(в том числе религиозным), через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут развиваются дети.
Развивающие: Формировать у детей представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве, развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает; развитие речи и формирование словаря; формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей.
Воспитательные: воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживание, послушание родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственного поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.
1.3. Содержание и формы работы с детьми:
Экскурсии, целевые прогулки.
Просмотр слайдов.
Знакомство с историей храмов, внешним убранством, внутренним убранством, посещение.
Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
Беседы (о правилах поведения в православных храмах).
Чтение (художественной литературы по духовно – нравственной тематике).
Слушание (духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен).
Творческая художественная деятельность детей.
Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.
Эстетические беседы.
Рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях.
Оформление наглядно – иллюстрированного материала «Моя семья».
Совместные творческие работы детей и родителей.
1.4. Принципы кружковой работы:
Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»)
Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путём формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам (любовь к ближним, природе,бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям нашего края)
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребёнка).
Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи и МДОУ).
.5. Методические приёмы, используемые в кружковой работе:
Наглядные методы (чтение воспитателем произведений устного народного творчества, наблюдения, показ сказок как педагогом, так и детьми, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов, моделирование сказок, целевые прогулки, экскурсии, проведение д/игр).
Словесные методы (рассказ воспитателя, заучивание песенок, поговорок, считалок, пословиц, рассказывание произведений устного народного творчества детьми, с элементами диалога, ответы на вопросы воспитателя, детей, загадывание загадок, проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, драматизаций), проведение викторин, праздников, утренников, конкурсов, разбор житейских ситуаций).
Практические методы (изготовление поделок на выставки, нарисовать иллюстрации к сказкам, стихам, поговоркам, потешкам, загадкам, совместное изготовление работ родителей и детей, проведение экскурсии в храм, организация праздника и его проведение)
1.6. Планируемые результаты освоения кружковой программы.
С помощью систематической работы по духовно – нравственному воспитанию, на основе Православия, ожидаются следующие результаты:
Устойчивость навыков поведения.
Сформировать основы ценностных сфер личности.
Стабильность психического развития.
Целостность восприятия мира.
Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом.
Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.
Приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям и формам традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
2. Содержательный раздел.
2.1.Календарно - тематическое планирование работы кружка «Добрый мир».
Месяц
Программное содержание
Совместная деятельность
Сентябрь
I раздел: Устроение мира.
1. «Наш красивый добрый мир».
Цель: Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога.
2. «Свет. День. Ночь».
Цель: Познакомить детей с «Первым днём творения», пробудить интерес детей к окружающему миру.
3. «Небо».
Цель: Познакомить детей со «Вторым днём творения», учить видеть и слышать красивое, развивать эстетическое восприятие.
1. Беседа – игра «Мы отправляемся в путешествие».
2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года.
3. Игровая деятельность: с/р игры «Коршун», «Облако и коршун»; п/игры «День и ночь», «Море волнуется».
4. Работа с иллюстрационным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Наш мир», «Путешествие воды», «Дождик путешественник», стихотворений «Ночь», «Небо», «Безоблачный день», «Берёза», «Гроза».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.
Октябрь
1. «Земля. Вода. Растения».
Цель: Познакомить с «Третьим днём творения»; с разнообразием цвета, звучаний в природе, с разнообразием форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения.
2. «Солнце. Луна. Звёзды».
Цель: Дать представления детям о Солнце и Луне. Закрепить знания о времени суток. Познакомить детей с «Четвёртым днём творения».
3. «Птицы. Рыбы. Насекомые».
Цель: Познакомить детей с «Пятым днём творения, закрепить знания детям о птицах, рыбах, насекомых.
4. «Животные». «Человек».
Цель: Познакомить детей с «Шестым днём творения». Закрепить знания о животных. Дать представление о человеке – как самом лучшем, красивом творении Бога.
1. Беседа игра «Кого мы встречаем на прогулках».
2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года.
3. Игровая деятельность: с/р игры «Бычок», «Баранчики», п/игры «Солнце разгорается», «Здравствуй солнце», «Птицы», «Галки», «Рыбаки и рыбки», «Вороны».
4. Работа с иллюстрационным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Спор животных», «Заяц и ёж», «Умная собака», «Лиса и крот», «Как на земле появились люди»; стихотворений «Луна», «Звёзды», «Садик», «Кукушка», «Осень», «День шестой», «Человек», «Воскресенье».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.
Ноябрь
1. «День отдыха».
Цель: Закрепить знания о днях творения. Дать представления о «Седьмом дне»
2. Праздник «Казанской иконы Божьей Матери».
(4 ноября).Димитровская родительская суббота – день богатырской славы.
3. «Звуки доброго мира»
Цель: вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение.
4. «Русская изба».(Мини-музей).
Цель: Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями.
1. Музыкальная деятельность:послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон).
2. Экскурсия в мини-музей.
3. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.
Декабрь
II раздел: Устроение отношений в мире.
1. «Кто сотворил добрый мир».
Цель: Дать представления детям о мире, как о даре Бога человеку.
2. «Быть добрым – хорошо».
Цель: Познакомить детей с нормами христианской этики, пробудить в них желание к приобретению добрых привычек.
3. «Добрые качества моей души и добрые дела».
Цель: Учить детей анализировать свои поступки. Закрепить знания о добродетельных качествах души.
4. «Умеем ли мы дружить?».
Цель: Учить детей заботиться о других. Дать понятие о дружбе.
1. Беседа по пословицам: «За добрые дела всегда похвала», «С кем поведёшься, того и наберёшься».
2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии с временем года.
3. Игровая деятельность: д/игры «Как называется дом», «Порядок», «Что хорошо, что плохо», «Как вести себя в течении дня»; п/игра «Выручалки».
4. Чтение художественных произведений: «Путешествие с книгой. Творец и его творения»; «Два козлика», «Как Ваня хорошее делал»; стихотворений «В тишине», «Всюду чудеса живут», «Добрый совет».
5. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.
Январь
1. «Праздник Рождества Христова».
Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника.
2. «О непослушании в рассказах, о творениях».
Цель: На примере рассказов о животных закрепить представление у детей, что не послушание приводит к беде.
3.«О трудолюбивых и ленивых».
Цель: Учить детей относится бережно к тому, что создано трудом других людей.
4. «Наши добрые дела».
Цель: Учить детей оценивать поступки людей.
1. Беседа: «Рождество Христово»; по пословицам «Терпение труд всё перетрут», «Муравей невелик, а горы копает», «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай».
2. Музыкальнаядеятельность: Слушание песни: «Христос рождается», «Как положено друзьям всё мы делим пополам».
3. Игровая деятельность: д/игра «Стрекоза и муравей».
4. Работа с иллюстративным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Непослушный Мишутка», «Три златопёрые рыбки»; стихотворений: «Посидим в тишине».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.
Февраль
1. «Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных».
Цель: Закрепить понятие доброта.
2. «Если нас обидели».
Цель: Учить детей прощать обиды другому человеку, уметь сдерживать себя и уступать.
3. «Защитники Руси».
Цель: Дать детям представление о православных войнах и героях.
4. «Как следует относиться к людям».
Цель: Учить детей уважительно относиться друг к другу.
1. Беседа: «Умеем ли мы прощать и мириться».
2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Доброта».
3. Игровая деятельность: д/игры «Как лучше общаться с друзьями», «Дружная семья», «Кто построил добрый дом?».
4. Работа с иллюстративным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Три малыша», «Святой князь Александр Невский», стихотворений: «Обидное слово», «Обида».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.
Март
1. «Скромность и гордость».
Цель: Сформировать представление о качествах души: скромности и гордости.
III раздел: Устроение отношений в нашей жизни.
2. «Моя мама».
Цель: Учить относиться к родителям заботливо и с благодарностью.
3. «Правда и ложь».
Цель: Раскрыть понятие добрых и злых поступков.
4. «Моя семья»
Цель: Помочь детям понять, что значат родители для нас, как важно уважительно относиться к старшим.
1. Беседа: «Можно ли скрыть нечестный поступок», «Какая твоя мама»; по пословицам «Шила в мешке не утаишь».
2. Музыкальная деятельность: «Колыбельная», «Мой дом».
3. Игровая деятельность: д/игры «Дочки – матери», «Ложь гора», «Что боится хитрая ложь», «Капустка».
4. Работа с иллюстративным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Лягушка и вол», «Мама»; стихотворений «Лгун».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.
Апрель
1. «Что мы называем Родиной».
Цель: Дать представление о Родине.
2. «Традиции праздника Пасхи».
Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника.
3. «Православный храм».
Цель: Познакомить детей с православным храмом.
4. «День Ангела».
Цель: Раскрыть детям знание их имён.
1. Беседа: «Чему радуются в праздник Пасхи».
2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Русь называют Святой», «Колокольный звон», песенка про ангелов.
3. Игровая деятельность: д/игры пазлы.
4. Работа с иллюстративным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Родина»; стихотворений: «Православный храм», «Церковь Божия», «Именины».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.
Май
1. «Наши меньшие друзья птицы».
Цель: Сформировать доброе отношение к птицам.
2. «Забота человека о домашних животных».
Цель: Сформировать заботливое отношение к домашним питомцам.
3. «Как человеку следует относиться к животным, птицам, растениям».
Цель: Учить детей относиться бережно к окружающему миру.
4. «Открытое путешествие в добрый мир».
Цель: Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками.
1. Беседа: по картине «Зёрнышки доброты», «Друзья», по пословицам «Чего себе не хочешь, того другу не желай».
2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Соловей», «Пропала собака».
3. Игровая деятельность: п/игра «Курочки летят», д/игры «Угадай цветок», «Назови животное».
4. Работа с иллюстративным материалом.
5. Чтение художественных произведений: «Добрый мальчик», «Растите колокольчики», «Голодная птичка», «Находка», «Стыдно перед соловушкой».
6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.
3.Организационный раздел.
3.1.Учебный план.
Педагог (руководитель кружка): Фунтикова Елена Владимировна
Категория воспитанников: дети разновозрастной группы 5-7
Срок реализации 1 год (сентябрь - май)
Время проведения: понедельник:16.00-16.30 Длительность: 25-30мин.
.
Данная рабочая программа реализуется в форме кружковой работы.
Планирование составлено на основе:
программы Л.Л. Шевченко «Добрый мир»
3.2. Учебно - методическое обеспечение программы.
1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2011г.
2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо - плохо. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2011г.
4. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
5. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
6. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
7. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
8. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2011г.