Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №353258
Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патриотических чувств, используя башкирское устное творчество, которое имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развития связной речи и становлении личности ребенка.
Актуальность программы
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям башкирского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Основные принципы, положенные в основу программы:
— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и ребенка;
— научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
— систематичности и последовательности – знание
в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети
могут применять их на практике.
Цель программы:
- Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей знания об истории родного края, национальной культуре; продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством и особенностями этикета башкирского народа;
Развивающие:
-развивать приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
-развитие интереса к изучению окружающего мира.
Воспитывающие:
-воспитать уважение к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры;
-формировать личность ребенка, способной ориентироваться в обществе;
-воспитать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Планируемые результаты освоения Программы
Наличие у детей знаний о Республике Башкортостан: о столице РБ- городе Уфа, достопримечательностях, природных богатствах, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему республики Башкортостан, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей
Знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знают герб, флаг Башкортостана и своего родного села.
Имеют представление о родном крае; о природе родного края, о людях разных национальностей, обычаях, о традициях, искусстве, фольклоре, праздниках башкирского народа, о знаменитых людях и исторических личностях Башкортостана.
Формы и режим занятий:
Программа составлена на старшую группу (5-6 лет), согласно учебному плану МБДОУ Детский сад «Миляш» с. Большеустьикинское МР МР РБ. Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут. Срок реализации:1 год
Форма проведения занятия: групповое.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
· словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти
методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются
источником новой информации.
· наглядные методы: демонстрации
рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные
методы дают возможность более детального обследования объектов,
дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
· практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем,
практические работы. Практические методы позволяют воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение
детей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «МИЛЯШ» С.БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад «Миляш»
_____Г.Г.Яубаширова
Рабочая программа
кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста
(срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет,
объем программы ____ часа в год).
Составитель программы:
воспитатель
Воронина Лилия Таухитовна
с. Большеустьикинское 2022г.
Пояснительная записка
Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патриотических чувств, используя башкирское устное творчество, которое имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развития связной речи и становлении личности ребенка.
Актуальность программы
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям башкирского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Основные принципы, положенные в основу программы:
— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и ребенка;
— научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
— систематичности и последовательности – знание
в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети
могут применять их на практике.
Цель программы:
- Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей знания об истории родного края, национальной культуре; продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством и особенностями этикета башкирского народа;
Развивающие:
-развивать приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
-развитие интереса к изучению окружающего мира.
Воспитывающие:
-воспитать уважение к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры;
-формировать личность ребенка, способной ориентироваться в обществе;
-воспитать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Планируемые результаты освоения Программы
Наличие у детей знаний о Республике Башкортостан: о столице РБ- городе Уфа, достопримечательностях, природных богатствах, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему республики Башкортостан, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей
Знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знают герб, флаг Башкортостана и своего родного села.
Имеют представление о родном крае; о природе родного края, о людях разных национальностей, обычаях, о традициях, искусстве, фольклоре, праздниках башкирского народа, о знаменитых людях и исторических личностях Башкортостана.
Формы и режим занятий:
Программа составлена на старшую группу (5-6 лет), согласно учебному плану МБДОУ Детский сад «Миляш» с. Большеустьикинское МР МР РБ. Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут. Срок реализации:1 год
Форма проведения занятия: групповое.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
словесные методы
: рассказ, беседа, сообщения — эти
методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются
источником новой информации.
наглядные методы
: демонстрации
рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные
методы дают возможность более детального обследования объектов,
дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы
: изготовление рисунков, плакатов, схем,
практические работы. Практические методы позволяют воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение
детей.
Тематическое планирование деятельности по программе
№
Месяц
Тема
Содержание и формы работы с детьми
Цель
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8.
9.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Январь
Декабрь
Февраль
март
апрель
май
Воспитание личности на основе традиций и культурного наследия башкирского народа
Природа родного края.
О родном крае, образ жизни, занятия населения Башкортостана
Башкирское устное народное творчество
Представители литературы башкирского народа. Прошлое башкирского народа.
Знаменитые люди Башкортостана
Искусство башкирского народа
Традиции и обычаи, праздники башкирского народа.
1.Диагностика по разделу «Патриотическое воспитание»
2. Изучение символики Республики Башкортостан.
3.ООД. Рисование «Флаг РБ»
4. Презентация «Мой край-Башкортостан»
1.Беседа о жизни людей, животных, птиц, насекомых и растений осенью»
2.ООД. Тема: «11октября-День Республики Башкортостан»
3.Дидактическая игра «Кто где живет?»
4.Аппликация «Золотая осень»
1.ООД. Тема: «Уфа – столица Республики Башкортостан»
2.Дидактическая игра «Достопримечательности города Уфа»
3.Беседа о занятиях жителей нашей республики. Презентация.
4.Сюжетно-ролевая игра «Пчеловоды»
1.Знакомство с народной сказкой «Курай».
2.Знакомство и организация башкирской народной игры «Капка сыгышы», «Гургурлю», проведение игры «Медведь и пчелы», «Юрта»
3-4. Слушание народных песен, разучивание башкирских народных потешек, считалок, пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
1. Беседа о прошлой жизни народа.
2.Беседа о славных сынах башкирского народа. Салават Юлаев.
3-4.Знакомство детей с народным поэтом Башкортостана Мустай Карим.
1.Беседы о прошлой жизни народа, рассказ воспитателя о земляках-героях (презентация)
2.Знакомство с Народным артистом –Арсланом Мубаряковым.
3. Знакомство со знаменитыми кураистами (Юмабай Исянбаев, Ишмулла Дильмухаметов).
3. Знакомство со знаменитыми кубызистами (Миндигафур Зайнетдинов. Роберт Загретдинов).
5. Организация башкирских народных игр.
1.Экскурсия в библиотеку.
Башкирский национальный костюм.
2.Аппликация Украшение одежды башкирским национальным орнаментом.
3.ООД.Умельцы нашего села.
4.Знакомство с башкирской кухней. Выставка.
1.Знакомство детей с праздниками «Сабантуй», Воронья каша», Кукушкин чай».
2.Рисование «Праздник «Сабантуй»
3. Беседы о религиозных праздниках. Гостеприимство башкир.
4.Организация игр, которые проводятся во время проведения праздника «Сабантуй»
1-2 Обобщающие занятия.
3-4 Диагностика.
Продолжать знакомить детей с символикой РБ и расширять кругозор о родном крае;
Закрепление знаний об осени в родном краю, о животных, растениях;
Закреплять знания детей о символике РБ, воспитывать чувство гордости за свою Родину;
Расширять знания детей о городе Уфа- столице РБ, продолжать знакомить с достопримечательностями города;
Продолжать знакомить детей с жизнью людей родного края и их деятельностью;
Продолжать знакомить детей башкирскими народными сказками и народными играми, пословицами, поговорками.
Обогащать и активизировать словарь, развитие и
совершенствование речевого навыка слушания и понимания художественных текстов различных жанров воспитывать интерес к башкирскому устному народному творчеству.
знакомить с национальным героем Салаватом Юлаевым, с народным поэтом Мустаем Каримом.
Рассазать детям о земляках-героях РБ, с народным артистом Арсланом Мубаряковым, со знаменитыми кураистами.
Продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми и обыгрывать их;
Организовать экскурсию в библиотеку; продолжать знакомить детей с башкирским национальным костюмом, орнаментом; развивать у воспитанников умение увидеть практичность и красоту национальных костюмов.
Продолжать знакомить детей с башкирскими национальными блюдами и напитками.
Дать понятие о значении народных праздников «Сабантуй», «Карга буткахы». Обучение новым играм по программе этих праздников.
Познакомить с детей с правилами башкирского гостеприимства.
Обобщение знаний детей, проведение диагностики.
Содержание программы
1.Вводные занятия «Мой край- республика Башкортостан.
2. Природа родного края.
3. Образ жизни, занятия населения Башкортостана.
4. Башкирское устное народное творчество.
5. Прошлое башкирского народа. Исторические личности.
6. Представители литературы.
7. Традиции, праздники и обычаи башкирского народа.
8. Искусство башкирского народа.
9. Знаменитые люди Башкортостана.
Материально-техническое сопровождение
дидактические и наглядные пособия;
ИКТ;
методическая литература;
репродукции картин;
художественная литература;
видеозаписи и
аудиозаписи ;
карты, атлас Республики Башкортостан;
символика Республики Башкортостан и города Туймазы;
различные виды театра.
макеты
Список литературы:
«Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.Уфа-2007.
«Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ
».З.Г.Нафикова.Уфа
-2011.
Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
«Оскон
».З.Г.Нафикова
,Ф.Г.Азнабаева.Уфа-2010.
Р.Л, Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
8.«
Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
Г.М.Нафикова.Уфа-2004.
Энциклопедия «Полезные ископаемые Башкортостана». Уфа-2008.стр.125.
«Башкирская энциклопедия». Уфа-2005.стр.624.
11.Галяутдинов И.Г.Башкирские народные детские игры.-Уфа: Китап, 2006.
12.Агишева Р.Л. Дидактические игры. «Я познаю Башкортостан»: Учебно- практическое пособие для воспитателя детского сада и учителя начальных классов.-Уфа: БИРО,2005.
13. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий,- М.: ТЦ «Сфера», 1999.
14. Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа.-2004
15.Гасанов Р.Х., Гасанова Л.Н. «Фольклор в воспитании дошкольников: методические рекомендации.- Уфа: Издательство ИРО, 2017.
16.История и культура Башкортостана. Хрестоматия. / Сост. В.С. Мавлетов. - Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2008
17.Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина... - Москва, 2003г.
18.Мартынов П.И. Нравственно-патриотическое воспитание - Киев,2000г.
19.Молчева «Декоративно- прикладное искусство Башкортостана дошкольникам.-Уфа: Башкирское издательство «Китап»,- 1995.
20.А.В. Колбина Аппликация в детском саду: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских обр. учреждений.-Уфа, 2014.
21.Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции - Уфа, 2004г
22.Фазлыева Ф.Н Мой край-Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.-Уфа: Китап, 2003.
График кружка «Мой край родной, Башкортостан»
День недели
Время
Вторник
15:30 – 16:00
Список детей