Рабочая программа кружка "Наш театр" в начальных .классах. | Мой кабинет. Работа №353818
Проблема развития творческих способностей детей актуальна до сих пор.
Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения. У него более высокая работоспособность. У человека развивается его эмоциональная сфера, чувства, душа, чего так не хватает в современной жизни. Театральная деятельность - короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Именно театральная деятельность - является одним из средств развития творческого потенциала детей. С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Организация школьного театра – дело увлекательное и полезное. Потому что лишиться такого помощника в нравственном и эстетическом воспитании, как театр с его богатейшими возможностями художественной выразительности и воздействия на массового зрителя, представляется поистине невозможным. Его не смогут заменить ни школьные утренники, ни «огоньки», ни празднества по народному календарю.
МКОУ "Долголесковская ОШ"
РАССМОТРЕНО
На Педагогическом совете
Протокол № 1 от 23 августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Ахромеева Н.И.
Приказ №112-о от 23 августа 2023 г.
Программа дополнительного образования (кружок)
Наш театр
для обучающихся 2, 4 классов
Срок реализации 1год
Составитель: учитель начальных классов
Новикова Ольга Васильевна,
2023
Пояснительная записка
Рабочая программа Наш театр составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса Театр для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система Школа 2100 Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна).М:Баласс 2008
Проблема развития творческих способностей детей до сих пор актуальна. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения. У него более высокая работоспособность. У человека развивается его эмоциональная сфера, чувства, душа, чего так не хватает в современной жизни. Театральная деятельность - короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Именно театральная деятельность - является одним из средств развития творческого потенциала детей. С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Организация школьного театра – дело увлекательное и полезное. Потому что лишиться такого помощника в нравственном и эстетическом воспитании, как театр с его богатейшими возможностями художественной выразительности и воздействия на массового зрителя, представляется поистине невозможным. Его не смогут заменить ни школьные утренники, ни огоньки, ни празднества по народному календарю.
В то же время театральное искусство (театрализация)
способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, когда ты интересен всем, все интересны тебе. Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства;
-развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля(онлайн)
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение предмета в учебном плане МКОУ Долголесковская ОШ отводится:
Класс
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Всего часов за учебный год
2,4
1
34
34
Ресурсное обеспечение программы.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Список литературы, рекомендуемой для детей
1.
Сборник детских скороговорок.
Русские народные сказки.
2.
Анатолий Гин Сказки изобреталки от кота Потряскина.- М., ВИТА-ПРЕСС, 2010
3.
Джанни Родари: Большая книга сказок Изд. Махаон, 2011 г.
Список литературы, рекомендуемой для педагога
1.
Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства Школьный театр.
2.
Генералов И.А. Программа курса Театр для начальной школы Образовательная система Школа 2100 Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3.
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.
4.
Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
5.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
Технические средства обучения
.1.
Печатные пособия (обучающие печатные игры, пальчиковый кукольный театр)
2.
Технические средства обучения. (Мультимедийный проектор с программным обеспечением, компьютер)
3.
Экранно-звуковые пособия (музыка в школе 1 класс -пособие, видеофильмы)
4.
Игры и игрушки( театральные куклы, маски, ширма)
5.
Оборудование кабинета.( Ученические столы с комплектом стульев)
Планируемые результаты .
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе дополнительного образования можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: У меня всё получится, Я ещё многое смогу.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:Обучающийся научится:
●читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
●выразительному чтению;
●различать произведения по жанру;
●развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
●видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
●сочинять этюды по сказкам;
●умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы.
1.Основы театральной культуры (7 ч.)
2.Культура и техника речи (8ч)
3.Театральная игра (8ч)
4. Работа над спектаклем (11 ч)
Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений. Знакомство учащихся с основными направлениями работы кружка.
Здравствуй, театр ! Посещение с детьми сельского дома культуры. Знакомство с работниками клуба.
Знакомство с театрами (презентация). Показать учащимся на слайдах театры нашей столицы, объяснить в доступной форме их значение.
Театральная игра. Как вести себя на сцене. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках художественного образа. Диалог с партнером на заданную тему. Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Игры Летает, не летает, сюжеты Вежливый ученик, С днем рождения
Театральная игра. Сочинение небольших рассказов и сказок. Игра Эхо, угадай мелодию.
Репетиция сказки Теремок.Рассказать детям сказку Теремок.Распределение ролей, репетиция и показ. Индивидуальная работа над темпом, громкостью, мимикой.
В мире пословиц. Разучивание пословиц.Инсценирование пословиц.
.Игра-миниатюра с пословицами Объяснялки.
.Виды театрального искусства. Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки,чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разными темпами и силой звука.
Инсценровка сказки Репка. Беседа по содержанию сказки. Распределение ролей. Индивидуальная работа над темпом, жестами, мимикой персонажей сказки. Упражнения для головы, шеи, плечи и рук.
Правила поведения в театре. Познакомить детей с правилами поведения в театре. Игра В театреУпражнения на приседания, прыжки на месте, вращения головой.
Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Игры сказки Три медведя.Распределение ролей, работа над темпом, громкостью, .Ритмические упражнения Эхо, Пулеметная очередь.
Театральная азбука. Разучивание скороговорок,потешек,пословиц и их обыгрывание. Индивидуальная работа.
Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. Игры
.Рисование героев изученных сказок.
Рассказать учащимся сказку Три поросенка. Работа над содержанием сказки .Фронтальная работа, работа по группам.
Рисуем героев сказки Три поросенка. Творческое изображение образов сказки на бумаге.
Театральная культура. Основные понятия: Театр-искусство коллективное,спектакль-результат творческого труда многих людей различных профессий. Музыкальные пластические игры и упражнения.
.Мы актеры. Работа над спектаклемЗнакомство с содержанием сказки. Распределение ролей.Работа над темпом, громкостью, жестами и мимикой.
Викторинапосказками. Разгадывание ребусов, кроссвордов. Групповая деятельность.
Театральная игра. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Игры-пантомимы.
Мы актеры.Работа над сказкой Сказкаорыбаке и рыбке.
Итоговое занятие. Обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчет, показ любимых инсценировок.
Тематическое планирование.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Всего
1.
Основы театральной культуры
7
2.
.Культура и техника речи
8
3.
Театральная игра
8
4.
Работа над спектаклем
11
Итого
34
Календарно – тематическое планирование.
Основы театральной культуры (7ч)
Вводное занятие, Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе.
Здравствуй, театр!
Знакомство с театрами (презентация)
Правила поведения в театре.
Театральная культура - Как вести себя на сцене.
Театральная культура. Мы – зрители.
Как создается спектакль
Культура и техника речи (8ч)
Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.
Диалог с партнером на заданную тему.
Театральная азбука. Разучивание скороговорок,потешек, пословиц.
Театральная азбука. Разучивание скороговорок,потешек, пословиц.
Ритмопластика
Чтение сказки Три поросенка Анализ, обсуждение.
Рисуем героев изученных сказок.
Викторина по сказкам.
Театральная игра (8ч)
Театральная игра. Сочинение небольших рассказов и сказок.
Театральная игра. Сочинение небольших рассказов и сказок.
Виды театрального искусства. Упражнение на развитие дикции(скороговорки, чистоговорки)
В мире пословиц. Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц.
Игра-миниатюра с пословицами Объяснялки.
Театральная игра. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Игры-пантомимы.
Театральная игра. Инсценировка стихотворений.
Театральная игра. Инсценировка стихотворений.
Работа над спектаклем (11ч)
Инсценировка сказки Репка. Распределение и пробы ролей.
Инсценировка сказки Репка. Распределение и пробы ролей.
Мы актеры. Работа над сказкой Теремок
Мы актеры. Работа над сказкой Теремок
Инсценировка сказки Три медведя Распределение и пробы ролей.
Инсценировка сказки Три медведя Распределение и пробы ролей.
Мы актеры. Работа над сказкой Сказка о рыбаке и рыбке
Мы актеры. Работа над сказкой Сказка о рыбаке и рыбке
Мы актеры. Работа над сказкой Сказка о рыбаке и рыбке
Выступление для зрителей со сказкой о рыбаке и рыбке
Итоговое занятие