Рабочая программа кружка "Практический курс речеведения" | Марина Николаевна Карпинская. Работа №350820
В документе представлена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Практический курс речеведения". Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты, сообщения, редактировать их.
Утверждена
на педагогическом совете МОУ Ключанская СШ
протокол № 8 от 30 августа 2024 года
30 августа 2024 г. Пр.№ 186
Директор (Т.И. Видехина)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
Практический курс речеведения
Возраст учащихся: 14 – 17 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Карпинская Марина Николаевна,
учитель русского языка и
литературы, педагог
дополнительного образования
Ключ 2024
Пояснительная записка
Данный курс является частью образовательной области Филология и имеет художественную направленность. Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности. В современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Сдача Единого государственного экзамена, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты, сообщения, редактировать их. Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях курса легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком. Программа объединения включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка. Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья. Данная программа обеспечивает обязательное исполнение требований ФГОС к результатам освоения учащимися ООП, обеспечивает преемственность содержания образования по предмету Русский язык, реализует принцип интегративного подхода в содержании образования.
Дополнительная общеразвивающая программа объединения Практический курс речеведения дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области Филология за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии. Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 8-11 классов к олимпиадам, выпускному экзамену по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ. Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 8-11 классы. За эти годы ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п. Своеобразие и специфика данной Программы состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ОГЭ и ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 8-11 классов. В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ОГЭ и ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи. Программа включает также работу над заданиями повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить решать задания ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Программа кружка по русскому языку Практический курс речеведения будет полезна любому выпускнику школы. Программа объединения является логическим продолжением изучения предметов гуманитарной направленности, относится к программам стартового уровня.
Направленность дополнительной образовательной программы. Данная программа художественной направленности и способствует решению таких проблем, как:- увеличение занятости детей в свободное время;
- развитие мотивации к трудовой деятельности;
- поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка;- ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- создание условий творческой самореализации личности ребёнка.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Программа занятий объединения предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2023- 2024 года для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ОГЭ и ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Новизна программы.
Данная программа основывается на учебных пособиях как вузовского уровня, так и общеобразовательного. Новизна её в том, что на занятиях объединения учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, задания ОГЭ и ЕГЭ, развивать языковое чутьё.В условиях кардинальных изменений в социальной жизни страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе становятся особенно актуальными. Это потому, что налицо деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, снижение речевой культуры и грамотности, замена истинно культурных ценностей продуктами массовой культуры, падение интереса к изучению русского языка.Молодое поколение перестало любить само слово, интересоваться его богатейшими возможностями.Проблема преподавателей - вернуть утраченную красоту русской речи, увлечь молодых людей словесностью, тем самым победить равнодушие к родному слову и пробудить в юных гражданах чувство собственного достоинства и самоуважения, добра, милосердия и терпимости к чужому мнению.Программа объединения предполагает возродить уважение к самоценному, яркому и правдивому Слову.Программа объединения включает в себя:• теоретический материал;• вопросы и задания практического характера;• задания творческого характера.Предложенные в рамках объединения дополнительного образования занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчёты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации, работа на персональных компьютерах, работа с Интернет-продуктами.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества и образовательным стандартам второго поколения в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников.Изучающие русский язык неизбежно сталкиваются на всех его уровнях со сходными явлениями, требующими в определённых ситуациях быстрого и обоснованного их разграничения.
Благодаря полученным знаниям, исследовательской работе школьники будут учиться: самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к культуре. В подготовке к занятиям используется различная литература: научная, научно-популярная, художественная, местная и периодическая печать, справочники, словари, материалы Интернета. Перед учащимися должна стоять ближняя и доступная цель – творческая работа, подготовка проектов, докладов, сообщений, умение планировать, творчески мыслить, составлять презентации, писать сжатые изложения, сочинения-рассуждения. Занятия в кружке воспитывают такие качества, как: отзывчивость, дружелюбие, чувство прекрасного, творческие и интеллектуальные способности, усидчивость, трудолюбие, коммуникативные качества.
Отличительные особенности программы.Рабочая программа объединения Практический курс речеведения направлена на углубленное изучение русского языка.Курс имеет практико - ориентированный характер, предполагает расширенную работу по формированию умений и навыков глубокого прочтения текста, развития устной и письменной монологической речи через анализ текста.
Материалы практического курса речеведения расширят представление учащихся о стилистических возможностях лексики, грамматики, изобразительно-выразительных средствах языка и научат не допускать стилистически немотивированного использования слов, грамматических категорий. Обучащиеся приобретут навыки осознанного отбора языковых средств в связи с содержанием и структурой текста. Программа будет способствовать углублению лингвистических знаний, формированию и развитию интереса к самостоятельному литературному творчеству.
Практическая направленность курсапроявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста.
Содержание материала воспитывает патриотизм и отношение к своей речи как к связующему звену между прошлым и будущим, что повышает культуру слова и помогает постичь тайны языка.Содержание, формы и методы обучения данного курса помогают учителю стимулировать познавательную активность учащихся, способствуют повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению интересов воспитанников, раскрывают их творческий потенциал, позволяющий познать глубины родного языка, расширяют знания о русском языке, способствуют формированию языковых и речевых умений.Занятия курса направлены на систематизацию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позволит развивать коммуникативную компетентность и языковой вкус.На занятиях воспитанники знакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что, на мой взгляд, поможет им осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, заложенные во всех областях языка.
Адресат программы.
Программа ориентирована на учащихся 14-17 лет школьного возраста (учащиеся 8-11 классов).Набор в объединение осуществляется на добровольной основе, по желанию детей и родителей. Состав группы – постоянный. Учебная группа объединяет учащихся разного возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.Реализация программы очень важна для определения сферы увлечений детей 14-17 лет. Среди интересов выделяются склонности к какой-то определённой области познания и деятельности, захватывающей воображение и волю, готовность отдать всё время любимому занятию. Необходимо учитывать и новую позицию детей данного возраста в системе общественных отношений, осознание ими новой роли и овладение нравственным опытом в индивидуальной или совместной творческой деятельности, направленной на достижение цели, имеющей значение для всего коллектива.
Уровень программы.
Уровень программы – базовый и углубленный. Комплектование групп осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний. Наполняемость групп: 9-11 человек. Группы формируются с учётом интересов и потребностей детей. Первая группа (учащиеся 8-9 классов, 9 человек). Это дети со средним уровнем мотивации и способностей составляют группу, осваивающую программу на базовом уровне.
Вторая группа (учащиеся 10-11 классов, 11 человек). Эта группа, состоящая из детей с высоким уровнем мотивации и способностей, осваивает программу на продвинутом уровне, что предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ обучающегося к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы.
Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и подгруппам, а также индивидуально с наиболее способными детьми при подготовке к олимпиадам, конкурсным мероприятиям или с детьми с особыми возможностями здоровья.
В программе объединения выделяются три смысловых блока: Работа с текстом, Культура речи, Трудности русского языка. Первый блок даёт представление о тексте как о продукте речевой деятельности, о речевых жанрах как разновидностях текста, об особенностях текста, о средствах выразительности текста, о редактировании текста. Второй блок даёт представление о культуре речи: об орфоэпических нормах языка, орфографических, пунктуационных, грамматических, морфологических, синтаксических, стилистических нормах, о речевом мастерстве. Третий блок даёт представление о трудностях в русском языке в области фонетики, морфологии, орфографии, пунктуации, синтаксиса, лексики, морфемики. В содержание каждого года обучения включены компоненты и первого, и второго, и третьего блока, при этом учитывается органическая взаимосвязь как блоков, так и их отдельных компонентов.
Объём программы, срок освоения.
Объём учебных часов по программе: 3 года обучения– 108 часов, в том числе: первый год обучения – 36 часов, второй – 36 часов, третий – 36 часов.
Срок освоения программы: 3 года.
Уровень программы
Сроки обучения
Объём программы
Первый год обучения (ознакомительный)
1 год
36 часов
Второй год обучения (базовый)
1 год
36 часов
Третий год обучения (углублённый)
1 год
36 часов
Форма обучения: очная.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 3 года, всего 108 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятия- 45 минут. Особенности организации образовательного процесса – разновозрастная группа, являющаяся основным составом кружка.
Продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель (начало занятий 3 сентября, завершение 30 мая). Пятидневная рабочая неделя.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор в объединение осуществляется на добровольной основе, по желанию детей и родителей. Состав группы – постоянный. Учебная группа объединяет учащихся разного возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.Формы обучения предусматривают фронтальный, групповой, индивидуальный подход к каждому ребёнку. В программе реализуются различные формы проведения занятий:
самостоятельная работа, практические занятия, выставка, защита проектов, конкурс, лекция, мастер-класс, соревнование, беседа, творческая мастерская, творческий отчёт, тренинг, работа со словарями, анализ таблицы, рефераты, презентации, решение тестов, разбор решений ОГЭ и ЕГЭ.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ и ЕГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Цели и задачи программы:
Цели программы:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование творческих способностей учащихся на основе коррекции базовых знаний по русскому языку;
- расширение и углубление знаний по программному материалу.
Осуществлению целей помогут следующие задачи:
Предметные:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование практической грамотности;
- совершенствовать и развивать умение конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; - совершенствовать и развивать умение читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме своё индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умение подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
- ликвидировать проблемы в знаниях учащихся;
- дать основы теоретических знаний в свёрнутом структурированном виде и способы их рационального запоминания;
Личностные:
- воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- формировать социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умения договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознание эмоциональных переживаний и состояния окружающих, выражение собственных переживаний;
Метапредметные:
- развитие познавательного интереса;
- развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и сопоставление);
- развивать произвольное внимание, зрительную и словестно – логическую память, логическое мышление;
- развитие мотивации к обучению -умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- развитие наглядно-образного мышления;
- формирование словесно-логического мышления,
- формирование умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
Первый год обучения (ознакомительный)
8-9 классы
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела/темы
Количество часов
Форма контроля
всего
теоретич.
практич.
1.
Введение в программу. Цели и задачи курса. Текст и его компоненты. Абзац
1
1
-
Фронтальный опрос, анализ текста
2.
Стили речи. Типы речи. Средства выразительности речи
2
1
1
Беседа, лингвистический
анализ текста
3.
Изложение. Виды изложений. Сжатое изложение
2
2
-
Фронтальный опрос,
анализ текста
4.
Способы и приёмы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ
5
1
4
Анализ текста,
творческая работа
5.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
3
1
2
Фронтальный опрос,
анализ текста
6.
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте
2
1
1
Беседа, работа с текстом
7.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации
1
1
-
Фронтальный опрос,
творческая работа,
проект
8.
Структура сочинения рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения
2
1
1
Беседа, анализ текста,
творческая работа
9.
Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении
3
1
2
Беседа, анализ текста,
творческая работа
10.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему
2
1
1
Беседа, анализ текста,
творческая работа
11.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
5
-
5
Беседа, анализ текста,
творческая работа
12.
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему
5
-
5
Беседа, анализ текста,
творческая работа,
проект
13.
Написание пробного варианта ОГЭ
3
-
3
Тестирование,
творческая работа
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в программу
Теория: Цели и задачи курса. Текст и его компоненты. Абзац
Теория: Стили речи. Типы речи. Средства выразительности речи
Практика: Лингвистический анализ текста
Раздел 2. Сжатое изложение (задание 1)
Теория: Изложение. Виды изложений. Сжатое изложение
Теория: Способы и приемы компрессии текста
Практика: Написание сжатого изложения и его анализ. Тестирование
Теория: Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Практика: Написание сжатого изложения и его анализ. Тестирование
Теория: Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте
Практика: Написание сжатого изложения и его анализ. Тестирование
Теория: Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации
Проект Алгоритм написания сжатого изложения
Раздел 3. Сочинение-рассуждение (задания 13.1, 13.2, 13.3)
Теория: Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения
Практика: Лингвистический анализ текста
Теория: Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении
Практика: Написание сочинения-рассуждения 13.1 и его анализ. Тестирование
Теория: Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему
Практика: Написание сочинения-рассуждения 13.2 и 13.3 и его анализ. Тестирование
Проект Алгоритм написания сочинения-рассуждения 13.1, 13.2, 13.3
Практика: Написание сочинения-рассуждения 13.1 и его анализ. Тестирование
Практика: Написание сочинения-рассуждения 13.2 и 13.3 и его анализ. Тестирование
Практика: Написание пробного варианта ОГЭ
Календарный учебный график
Начало занятий – 3 сентября.
Окончание занятий первого года обучения – 30 мая.
Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 34 недели.
Объем учебных часов – 108 часов.
Режим работы – 2 раза в неделю по 1 часу.
Время проведения занятий – согласно расписанию.
Каникулярное время: 7 октября – 11 октября, 18 ноября – 22 ноября, 1 января – 8 января, 17 февраля – 21 февраля, 7 апреля – 11 апреля.
№ п/п
Месяц
Раздел/тема
Количест-во часов
Форма контроля
1.
Сентябрь
Введение в программу. Сжатое изложение (задание 1)
4
Входная диагностика и текущий контроль
2.
Октябрь
Сжатое изложение (задание 1)
5
Текущий контроль
3.
Ноябрь
Сжатое изложение (задание 1)
4
Текущий контроль
4.
Декабрь
Сжатое изложение (задание 1)
4
Текущий контроль
5.
Январь
Сочинение-рассуждение (13.1, 13.2, 13.3)
4
Текущий контроль
6.
Февраль
Сочинение-рассуждение (13.1, 13.2, 13.3)
4
Текущий контроль
7.
Март
Сочинение-рассуждение (13.1, 13.2, 13.3)
4
Текущий контроль
8.
Апрель
Сочинение-рассуждение (13.1, 13.2, 13.3)
4
Текущий контроль
9.
Май
Написание пробного варианта ОГЭ
3
Аттестация по итогам учебного года
Каникулярное время
Групповые и индивидуальные занятия
11
Написание пробного варианта ОГЭ
Форма проведения занятий
Подготовка к олимпиадам, конкурсам, проведение пробного экзамена ОГЭ
Написание пробного варианта ОГЭ
Планируемые результаты освоения программы:
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- смысл понятий: стили речи, типы речи, средства выразительности, связь предложений в тексте, тема текста, микротема, ключевые слова, абзац, аргументы;
-основные нормы литературного языка, основные нормы речевого этикета;
-стили речи и их признаки;
-особенности жанра рассуждения;
-признаки текста и его функционально-смысловые типы;
-основные единицы языка, их признаки;
-основные нормы русского литературного языка;
-основные нормы речевого этикета.
уметь:
- писать сжатые изложения;
- писать сочинения-рассуждения;
- различать стили речи;
-производить лингвистический и стилистический анализ текста, анализировать языковые явления;
- вдумчиво, осмысленно читать текст, понимать смысл прочитанного, выделять основную и второстепенную информацию;
-вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
- планировать работу, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, аргументированно выражать свое мнение;
-свободно, правильно, логично, образно и связно излагать высказывание в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
-адекватно передавать содержание авторского текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
-создавать собственный текст по заданной модели;
-осуществлять речевой самоконтроль, находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
-извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации из средств массовой информации, свободно использовать её в творческой работе;
- применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Второй год обучения (базовый)
10 класс
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела/темы
Количество часов
Форма контроля
всего
теоретич.
практич.
1.
Введение в программу. Предмет и задачи культуры речи
1
1
-
Фронтальный опрос, лекция
2.
Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи
1
-
1
Беседа, тестирование,
сочинение-эссе
3.
Орфоэпические нормы
3
1
2
Фронтальный опрос,
тестирование
4.
Акцентологические нормы
3
1
2
Тестирование,
сочинение-эссе
5.
Орфографические и пунктуационные нормы
4
1
3
Тестирование,
сочинение-эссе, беседа
6.
Словообразовательные нормы
2
1
1
Беседа, тестирование
7.
Грамматические нормы: морфологическиеи синтаксические нормы. Определение грамматических норм.Морфологические нормы
3
1
2
Фронтальный опрос,
тестирование,
сочинение-эссе
8.
Стилистические нормы
2
1
1
Беседа, тестирование
9.
Лексические и фразеологические нормы
2
1
1
Беседа, тестирование
10.
Информативная насыщенность речи
1
1
-
Беседа, анализ текста,
11.
Точность речи
2
1
1
Беседа, анализ текста,
сочинение-эссе
12.
Логичностъ речи
1
-
1
Беседа, тестирование
13.
Чистота речи
2
-
2
Тестирование,
творческая работа
14.
Богатство речи
2
-
2
Тестирование,
сочинение-эссе
15.
Выразительность речи
2
-
2
Тестирование,
сочинение-эссе
16.
Образность речи
2
-
2
Тестирование,
сочинение-эссе
17.
Уместность речи
1
-
1
Тестирование
18.
Подведение итогов. Творческая мастерская
2
1
1
Тестирование,
сочинение-эссе, проект
Содержание учебного плана
РазделI. Культура речи как специальная языковедческая дисциплина
Тема 1. Предмет и задачи культуры речи (1 час).
Теория: Язык и речь. Культура языка и культура речи. Две ступениосвоения литературного языка: правильность речи и речевое мастерство. Коммуникативное качество — основное теоретическое понятие учения о культуре речи.Из истории возникновения и развития культуры речи.
Тема 2. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи (1 час).
Теория: Учение о коммуникативных качествах речи.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №1.
РазделII. Две ступени освоения литературного языка:речь правильнаяи речевое мастерство. Правильность речи
Тема 1. Орфоэпические нормы (3 часа)
Теория: Роль орфоэпии в устном общении между людьми.Произношение гласных и согласных в словах в соответствии с орфоэпическими нормами и их допустимыми вариантами.Правильное произношение безударных гласных и согласных звуков.Произношение иностранных слов.Особенности произношения мужских и женских имён и отчеств.Стили произношения в зависимости от темпа речи: полный и неполный.
Классификация стилей произношения по принципу дифференциальной экспрессивно-оценочной функции произношения: нейтральный, высокий (книжный, академический), разговорный.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №2.
Тема 2. Акцентологические нормы (3 часа)
Теория: Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Допустимые варианты произношения и ударения. Исторические изменения в произношении и ударении.Обударениях в именах существительных (подвижное и неподвижное ударение), разновидности подвижного ударения в именах существительных. Ударение в именах прилагательных.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №3.
Тема 3. Орфографические и пунктуационные нормы (4 часа)
Теория: Роль орфографии в письменном общении между людьми. Возможности орфографии для более точной передачи смысла речи.Разделы русской орфографии.Звукобуквенные орфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного или раздельного написания.Смысловой анализ при выборе строчной или прописной буквы. Роль пунктуации в письменном общении. Смысловая роль знаков препинания. Употребление знаков препинания в конце предложения. Употребление знаков препинания в простом предложении. Знаки препинания между частями сложного предложения. Способы оформления прямой речи. Цитирование.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №4.
Тема 4. Словообразовательные нормы (2 часа)
Теория: Правильное употребление однокоренных слов с разными приставками и суффиксами.Правильный выбор слов разных словообразовательных типов.Учёт стилистической окраски и эмоционально-оценочного значения различных морфем при выборе слова.
Практика: К.З. Тест №5.
Тема 5. Грамматические нормы: морфологическиеи синтаксические нормы. Определение грамматических норм.Морфологические нормы (3 часа).Теория: Колебания в грамматическом роде имён существительных; род неизменяемых имён существительных, род сложносокращённых слов. Особенности в склонении некоторых существительных. Вариантность падежных окончаний имён существительных. Единственное и множественное число существительных.
Синонимия полных и кратных форм имён прилагательных. Синонимия прилагательных и форм косвенных падежей существительных. Ошибки в образовании и употреблении форм имён прилагательных.Употребление имён числительных. Вариантность в сочетаниях числительных с существительными.Употребление местоимений, ошибки в употреблении местоимений.Особенности употребления глаголов.Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Варианты координации главных членов предложения. Варианты согласования определений и приложений с определяемыми словами. Варианты форм, связанные с управлением. Зачем нужны обособленные обороты. Простое и сложное предложение. Недостатки в конструкциях с отглагольными существительными. Правила употребления сложных предложений.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №6.
Тема 6. Стилистические нормы (2 часа)
Теория: Употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля, с целью и условиями общения. Прикреплённость языковых единиц к определённой стилевой системе.
Практика: Р.Р. Лингвистический анализ текста.
К.З. Тест №7.
Тема 7. Лексические и фразеологические нормы (2 часа)
Теория: Основная функция лексических единиц. Предметное значение слова. Функционально-стилистическая принадлежность слов. Эмоциональная окраска слова, его экспрессивные возможности.
Употребление слов в соответствии с их точным значением и стилистической окраской. Лексическая сочетаемость слов.Изменчивость фразеологических норм. Вариантность фразеологических норм.Разделение фразеологических оборотов по степени семантической слитности: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения.Приёмы использования фразеологизмов.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №8.
Раздел III. Речевое мастерство
Тема 1. Информативная насыщенность речи(1 час)Теория: Содержание речи. Условия содержательности речи. Многословие, или речевая избыточность. Речевая недостаточность. Плеоназм. Тавтология. Лексический повтор.Сжатость речи. Синтаксис устной формы речи. Синтаксис письменной формы речи.
Практика: Р.Р. Лингвистический анализ текста.
Тема 2. Точность речи (2 часа)
Теория: Понятие точности речи. Точность словоупотребления. Два вида точности: предметная и понятийная.Синонимия, паронимия и точность речи. Приём парономазии. Полисемия, омонимия и точность речи. Терминология и точность речи.Лексико-семантическая интерференция. Собственно лексическая интерференция и семантическая интерференция.Сочетаемость слов и точность речи. Лексическая сочетаемость слов. Грамматическая сочетаемость. Стилистическая сочетаемость.Причины нарушения точности речи (нанизывание падежей, нарушение порядка слов в предложении, загромождение предложения придаточными, причастными оборотами и другими обособленными конструкциями).Точность речи и функциональные стили.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
Тема З. Логичностъ речи(1 час)Теория: Понятие логичности.Два вида логичности: предметная и понятийная.Экстралингвистические условия логичности. Основные законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.Лингвистические условия логичности речи. Логичность речи и функциональные стили.
Практика: К.З. Тест №9.
Тема 4. Чистота речи(2 часа)Теория: Понятие чистоты речи.Использование в речи диалектной, профессиональной и терминологической лексики.Иноязычные слова и выражения в речи. Речевые штампы и канцеляризмы.Слова-паразиты, авторские неологизмы и чистота речи.Жаргонизмы и языковые элементы, не допускаемые нормами нравственности. Жаргон (сленг). Стилистическое использование жаргонной лексики.
Практика: К.З. Тест №10.
Тема 5. Богатство речи (2 часа)
Теория: Понятие богатства речи.Фонетические средства и речевое богатство.Лексико-фразеологическое и семантическое богатство речи.Игра слов (каламбуры). Парадокс.Синонимическое богатство русского языка. Антонимы. Оксюморон.Словообразование как источник речевого богатства. Грамматические ресурсы речевого богатства.Речевое богатство и функциональные стили.
Практика: Р.Р. Лингвистический анализ текста.
Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №11.
Тема 6. Выразительность речи(2 часа)Теория: Выразительность и её основные условия.Фонетические средства выразительности (ритм, рифма, аллитерация, ассонанс).
Благозвучие речи. Звукопись в художественной речи. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка.Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи.Выразительные возможности грамматики. Основные источники речевой выразительности в области морфологии.Выразительные возможности синтаксиса, использование стилистических фигур: анафоры, эпифоры, антитезы, градации, инверсии, параллелизма, эллипсиса, умолчания, риторического вопроса, бессоюзия и др.Паралингвистические средства выразительности.Функциональные стили в их отношении к выразительности речи.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №12.
Тема 7. Образность речи (2 часа)
Теория: Понятие образности речи. Стилистика образной речи.Тропы.Эпитеты постоянные и индивидуально-авторские.Образные сравнения.Метафорические образы. Мёртвые метафоры. Развёрнутая метафора. Реализация метафоры.Метонимия. Синекдоха. Антономазия (переименование).Олицетворение. Персонификация.Гипербола и литота в образной речи.Иносказание.Ирония.Перифраз.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №13.
Тема 8. Уместность речи (1 час)
Теория: Понятие уместности речи.Уместность — коммуникативное и функциональное качество речи. Необходимые условия уместности речи.Стилевая уместность.Ситуативно-контекстуальная уместность.Личностно-психологическая уместность.
Практика: Тест №14.
Подведение итогов. Творческая мастерская (2 часа).
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №15.
Проект. Изобразительно-выразительные средства языка.
Календарный учебный график
Начало занятий – 3 сентября.
Окончание занятий первого года обучения – 30 мая.
Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 34 недели.
Объем учебных часов – 108 часов.
Режим работы – 2 раза в неделю по 1 часу.
Время проведения занятий – согласно расписанию.
Каникулярное время: 7 октября – 11 октября, 18 ноября – 22 ноября, 1 января – 8 января, 17 февраля – 21 февраля, 7 апреля – 11 апреля.
№ п/п
Месяц
Раздел/тема
Количест-во часов
Форма контроля
1.
Сентябрь
Введение в программу. Культура речи как специальная языковедческая дисциплина
4
Входная диагностика и текущий контроль
2.
Октябрь
Две ступени освоения литературного языка:речь правильнаяи речевое мастерство. Правильность речи
4
Текущий контроль
3.
Ноябрь
Две ступени освоения литературного языка:речь правильнаяи речевое мастерство. Правильность речи
4
Текущий контроль
4.
Декабрь
Две ступени освоения литературного языка:речь правильнаяи речевое мастерство. Правильность речи
5
Текущий контроль
5.
Январь
Речевое мастерство
4
Текущий контроль
6.
Февраль
Речевое мастерство
4
Текущий контроль
7.
Март
Речевое мастерство
4
Текущий контроль
8.
Апрель
Речевое мастерство
4
Текущий контроль
9.
Май
Речевое мастерство
3
Аттестация по итогам учебного года
Каникулярное время
Групповые и индивидуальные занятия
10
Написание пробного варианта ОГЭ
Форма проведения занятий
Подготовка к олимпиадам, конкурсам, проведение пробного экзамена ОГЭ
Написание пробного варианта ОГЭ
Планируемые результаты освоения программы:
В результате обучения старшеклассники получат возможностьсовершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности,которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Учащиеся должны научиться:
соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать свою речь и чужую с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические ошибки и исправлять их;
совершенствовать и редактировать свой текст;
создавать текст сочинения-рассуждения, учитывая основные критерии;
анализировать текст, уметь его интерпретировать;
уметь высказывать свою точку зрения и приводить аргументы из художественных произведений.
Третий год обучения (углублённый)
11 класс
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела/темы
Количество часов
Форма контроля
всего
теоретич.
практич.
1.
Введение в программу. Цели и задачи курса. Характеристика содержания ЕГЭ
1
1
-
Фронтальный опрос, лекция
2.
Фонетика
3
1
2
Беседа, тестирование,
сочинение-эссе
3.
Морфемика. Словообразование
4
1
3
Фронтальный опрос,
тестирование, сочинение-
эссе
4.
Лексика и фразеология
3
1
2
Тестирование
5.
Морфология
4
1
3
Тестирование,
сочинение-эссе, беседа
6.
Орфография
6
1
5
Беседа, тестирование
7.
Синтаксис и пунктуация
6
1
5
Беседа, тестирование
8.
Анализ текста. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту
6
1
5
Беседа, тестирование,
сочинение-эссе
9.
Подведение итогов. Написание пробного варианта ЕГЭ
3
-
2
Тестирование,
сочинение-эссе, проект
Содержание учебного плана
Введение в программу (1 час).
Теория: Цели и задачи курса. Характеристика содержания ЕГЭ. Структура теста. Типы тестовых заданий.
Фонетика (3 часа).
Теория: Особенности фонетического строя русского языка. Сильные и слабые позиции гласных и согласных. Позиционные чередования звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение). Фонетические явления в языке. Транскрипция. Нормы произношения и ударения.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №1.
Морфемика. Словообразование (4 часа).
Теория: Особенности словообразовательных ресурсов русского языка. Определение морфемы. Варианты морфем. Окончание. Нулевое окончание. Порядок морфемного разбора слова. Нормы образования форм слов.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №2.
Лексика и фразеология (3 часа).
Теория: Лексическая система языка. Разряды книжной и разговорной лексики. Нейтральная лексика. Лексическая сочетаемость слов. Использование многозначности, омонимов, синонимов, антонимов. Функции неологизмов, устаревших слов, диалектизмов и жаргонизмов, профессиональных и иноязычных слов. Употребление фразеологизмов в речи. Образность фразеологизмов. Лексические нормы; нормы управления и согласования.
Практика: К.З. Тест №3.
Морфология (4 часа).
Теория: Характеристика и особенности частей речи. Назначение самостоятельных и служебных частей речи. Отличие постоянных и непостоянных признаков самостоятельных частей речи. Порядок морфологического разбора. Нормы построения предложений с деепричастиями.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №4.
Орфография (6 часов).
Теория: Правописание падежных и родовых окончаний. Употребление буквы ь. Правописание гласных и согласных в корнях, слов с приставками, личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание Н-НН в суффиксах частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту. К.З. Тест №5.
Синтаксис и пунктуация (6 часов).
Теория: Грамматическая основа. Главные и второстепенные члены в предложении. Знаки препинания в предложениях с союзом И; при обособленных членах предложения; при вводных конструкциях; в предложениях с однородными членами. Тире, двоеточие и многоточие в простом и сложном предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении; в сложном предложении с различными видами связи. Синтаксические нормы построения предложений.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
К.З. Тест №6.
Анализ текста (6 часов).
Теория: Признаки текста. Структура текста. Смысловой анализ текста. Стиль и тип речи. Средства языка. Средства выразительности. Композиция сочинения – рассуждения. Формулирование проблемы. Работа с текстом, речевыми клише.Комментарии к проблеме. Авторская позиция. Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Пробное сочинение.
Практика: Р.Р. Сочинение-эссе по прочитанному тексту.
Проект. Комплексный анализ текста.
Практика: Подведение итогов. Написание пробного варианта ЕГЭ (3 часа).
Календарный учебный график
Начало занятий – 3 сентября.
Окончание занятий первого года обучения – 30 мая.
Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 34 недели.
Объем учебных часов – 108 часов.
Режим работы – 2 раза в неделю по 1 часу.
Время проведения занятий – согласно расписанию.
Каникулярное время: 7 октября – 11 октября, 18 ноября – 22 ноября, 1 января – 8 января, 17 февраля – 21 февраля, 7 апреля – 11 апреля.
№ п/п
Месяц
Раздел/тема
Количест-во часов
Форма контроля
1.
Сентябрь
Введение в программу. Фонетика
4
Входная диагностика и текущий контроль
2.
Октябрь
Морфемика. Словообразование
4
Текущий контроль
3.
Ноябрь
Лексика и фразеология
5
Текущий контроль
4.
Декабрь
Морфология
4
Текущий контроль
5.
Январь
Морфология. Орфография
4
Текущий контроль
6.
Февраль
Орфография. Синтаксис и пунктуация
4
Текущий контроль
7.
Март
Синтаксис и пунктуация. Анализ текста
4
Текущий контроль
8.
Апрель
Анализ текста
4
Текущий контроль
9.
Май
Написание пробного варианта ЕГЭ
3
Аттестация по итогам учебного года
Каникулярное время
Групповые и индивидуальные занятия
10
Написание пробного варианта ОГЭ
Форма проведения занятий
Подготовка к олимпиадам, конкурсам, проведение пробного экзамена ОГЭ
Написание пробного варианта ОГЭ
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные:
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты:
Обучающиеся должнызнать/понимать:
- значение речи в жизни людей;
- качества хорошей речи;
- определения изучаемых лингвистических понятий;
- лексические, грамматические и орфоэпические нормы в пределах изучаемого материала;
- понятия речевой этикет, речевая ситуация;
- этикетные правила, этикетные фразы и слова для наиболее распространённых речевых ситуаций;
- основные виды речевых ошибок;
уметь:
- использовать этикетные слова и выражения в соответствии с речевой ситуацией;
- соблюдать языковые нормы в речи;
- редактировать и совершенствовать чужие и собственные тексты;
- пользоваться различного рода словарями, справочной литературой.
Материально-техническое обеспечение:
Дополнительная общеобразовательная программа Практический курс речеведенияреализуется в учебном кабинете, который имеет материальную и техническую базу, обеспечивающую организацию и проведение различных видов деятельности обучающихся, предусмотренных образовательной программой. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам
При реализации программы предусматриваются специально организованные места, предназначенные для индивидуальной, коллективной работы, общения, демонстрации достижений учащихся. Для учащихся организованы рабочие места. Учебный кабинет оснащён компьютером, колонками. В кабинете имеется информационно-методический комплект, включающий учебные пособия, дидактические материалы (словари, сборники упражнений, таблицы, карточки, электронно-образовательные ресурсы). Для проведения занятий используются компьютер, учебная доска, интерактивная доска, есть выход в Интернет.
1. Кабинет русского языка и литературы.
2. Печатные пособия, тексты произведений.
3. Пакеты КИМов.
4. Серия справочных таблиц по русскому языку.
5. Компьютер, проектор, интерактивная доска.
6. ПК, колонки.
7. Мультимедийные презентации.
8. Учебный портал МЭСИ.
9. ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал Русский язык.
10. Компакт-диски Уроки русского языка КИМ. (5-9 классы).
11. Компакт-диск Репетитор по русскому языку КИМ. М.: Просвещение, 2009.
Кадровое обеспечение:
Реализация дополнительной общеобразовательной программы Практический курс речеведения обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее педагогическое образование, обладающими достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями в области русского языка, владеющими на достаточном уровне ИКТ-технологиями, интерактивными технологиями, имеющими опыт работы с детьми школьного возраста.. Педагог дополнительного образования, имеет высшее педагогическое образование, окончила Рязанский ордена Знак Почёта государственный педагогический институт, по специальности учитель русского языка и литературы, педагогический стаж работы – 42 года, высшая квалификационная категория.
Формы контроля:
В течение года проводится аттестация учащихся. Содержанием аттестации является:
- входной контроль (нулевой срез) – начальный уровень знаний, умений, навыков обучающихся по данному курсу;
- промежуточная аттестация - содержание изученного текущего программного материала; содержание образовательной программы определенного этапа обучения.
- итоговая аттестация – содержание всей образовательной программы в целом. Итоговая аттестация проводится в мае. Форма аттестации – решение пробного варианта ОГЭ и ЕГЭ. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
В течение учебного года педагог наблюдает за деятельностью учащихся, оценивает динамику их личностного развития и творческой активности и в конце учебного года фиксирует результаты в диагностической карте. Критерии оценки результатов обучения учащихся объединения соответствуют следующим показателям: высокий (оптимальный) уровень – успешное освоение обучающимися от 100% до 80% содержания образовательной программы; средний (допустимый) уровень – успешное освоение обучающимися от 79% до 50% содержания образовательной программы; низкий (критичный) уровень – успешное освоение обучающимся от 49% до 20% содержания образовательной программы; ниже низкого уровня (не освоил программу) — меньше 20% Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов - журнал посещаемости.
Формы контроля знаний:
- элементы тестирования на каждом занятии;
- сжатое изложение;
- рецензирование и редактирование текста;
- сочинение-рассуждение по данному тексту;
- контрольная работа;
- работа с авторскими текстами;
- создание собственного текста;
- создание проекта;
- создание презентаций;
- творческий отчёт;
- участие в олимпиадах, конкурсах;
- в конце каждой темы комплексный анализ текста;
- в конце каждой темы итоговое тестирование, подготовка к ОГЭ.
Результативность усвоения учебного материала отслеживается посредством тестирования по индивидуальным карточкам ( промежуточного и итогового тестирования по вариантам ЕГЭ, домашнего сочинения по текстам из открытого банка данных ЕГЭ (сайт ФИПИ).
Оценочные материалы:
Непременным методическим условием является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать возраст ребёнка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.
Содержание программы предполагает формы контроля: собеседование, тестирование, наблюдение, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные уроки, практические работы, зачёты, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, итоговые занятия.
Входная диагностика (тест).
Тренировочные тесты по темам.
Творческие задания.
Тексты для комплексного задания.
Пакет заданий для промежуточной и итоговой аттестации.
1. И.П. Цыбулько, Т.Н. Малышева. Русский язык. Типовые варианты ОГЭ. 36 вариантов. ФИПИ. Москва Национальное образование.
2. И.П. Цыбулько. Русский язык. ЕГЭ.Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. Москва Национальное образование.
3. Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых. Русский язык. 11 класс. ЕГЭ. Государственная итоговая аттестация в новой форме. Типовые задания. Москва Экзамен.
4. И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Русский язык. Типовые экзаменационные задания. 37 вариантов.Москва Экзамен.
5. Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Экзаменационный тренажёр. 20 экзаменационных вариантов. Москва Озон.
6. С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Сочинение по литературе. ЕГЭ по русскому языку. Москва Интеллект – Центр.
7. Образовательный портал для подготовки к экзаменам Решу ЕГЭ. rus-ege.sdamgia.ru
8. Образовательный портал для подготовки к экзаменам Решу ОГЭ. rus-ege.sdamgia.ru
9. РУСТЬЮТОРС. Русский язык и литература. ОГЭ по русскому языку. rustutors.ru
10. РУСТЬЮТОРС. Русский язык и литература. ЕГЭ по русскому языку. rustutors.ru
11. ФИПИ. Критерии оценивания ОГЭ по русскому языку 2020.
12. ФИПИ. Критерии оценивания ЕГЭ по русскому языку 2020.
Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определённое количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
Методические материалы
На занятиях объединения учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения: Репродуктивный (при повторении теоретического материала). Продуктивный (при выполнении тестов, работе над сочинением). Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы: рассказ учителя, беседа, работа со словарями, анализ таблицы. При этом используются приёмы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Формы организации образовательного процесса:
Комбинированное тематическое занятие:
( Выступление учителя или кружковца;
( Самостоятельное решение заданий по избранной определённой теме;
( Разбор решения заданий ОГЭ и ЕГЭ;
( Ответы на вопросы учащихся;
(Домашнее задание.
Конкурсы, олимпиады, игры, соревнования:
( Лингвистическая карусель.
( Турниры, эстафеты.
( Устные или письменные олимпиады.
3. Заслушивание рефератов учащихся;
4 Разбор заданий муниципальной олимпиады, анализ ошибок;
5. Решение заданий на разные темы;
6. Разбор заданий, заданных на дом;
7. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с русским языком.
8. Просмотр видеофильмов, роликов, презентаций по русскому языку.
Формы организации учебного занятия:
1) Практическое занятие;
2) Лекция;
3) Решение тестов;
4) Семинар.
Методы обучения, используемые на занятиях:
Методы проблемного изложения материала:
монологический;
рассуждающий;
диалогический.
Методы самостоятельной деятельности учащихся:
эвристический (открытие нового самим учащимся под руководством и с помощью педагога);
исследовательский (работа со словарями).
Метод практической работы:
письменные и устные упражнения;
работа по карточкам;
диктант, изложение, сочинение;
составление диалога, монолога, ребусов, кроссвордов;
тренировочные упражнения с помощью компьютерной программы.
Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях:
познавательные игры;
грамматико-орфографические тесты по ключевым темам с вариантами ответов.
Методы контроля:
Контроль теоретических знаний:
устный опрос
письменный опрос.
Контроль формирования практический умений и навыков:
Письменная практическая работа:
в речевой форме
в графической форме.
Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные образовательные технологии обучения:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающие технологии (физкультминутки);
- игровые (тематические викторины, кроссворды, шарады, анаграммы);
- технология группового обучения,
- технология дифференцированного обучения,
- технология развивающего обучения.
Занятия проводятся с учётом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса: беседа, устный опрос, самостоятельная работа, практикум, исследование, контрольная работа, тестирование, лабораторная работа, эвристическая беседа, лингвистическая лаборатория, проверочная работа, письменный опрос, письменная практическая работа
Дидактический материал: тренировочные упражнения, сигнальные карточки, толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов, орфографические словари мультимедийная презентация, таблицы, схемы, плакаты, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, мультимедийные материалы,
Список литературы:
Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. В 2 частях. М.: Русское слово.
Л.М. Рыбченкова, А.Г. Нарушевич. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. М.: Просвещение.
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык: Учебники для 8, 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.
Пособия:
С.В. Драбкина. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. Москва: Интеллект-Центр.
Г.Т. Егораева. ЕГЭ: 2000 заданий с ответами по русскому языку. Все задания части В. М.: Издательство Экзамен.
Г.Т. Егораева. ОГЭ (ГИА) 2018. Практикум по русскому языку. Выполнение задания С 2. Сочинение на лингвистическую тему. М.: Издательство Экзамен.
Н.А. Нефёдова. ОГЭ (ГИА) 2018. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые экзаменационные задания. М.: Издательство Экзамен.
Н.А. Сенина. Русский язык. ОГЭ-2019. 9-й класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие. Ростов на Дону: Легион.
Интернет-ресурсы:
http://egeigia.ru/all-ege/materialy-ege/geografiya -ЕГИ и ГИА. От урока до экзамена!
http://mirege.ru/ -мир ЕГЭ http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579 - ФИПИ.
http://www.saharina.ru/- интерактивные задания по русскому языку.
http://uchimcauchitca.blogspot.com/ - по уши в ГИА (русский язык).
http://www.uledu.ru/ege - центр информационных технологий Ульяновск.
http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/egerus/ - ЕГЭ 2013.
http://www.ctege.info/ - ЕГЭ информационная поддержка.
http://ege.do.am/ - ЕГЭ и ГИА.
Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/ Официальный информационный портал Единого государственного экзамена: http://www.ege.edu.ru/
Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме: http://www.ege.ru/
http://examino.ru/news/ege_13/2012-08-21-123 -подготовка к ЕГЭ и ГИА.