Рабочая программа кружка "Школа развития речи" | Павленко Татьяна Петровна. Работа №313658
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму.
Рабочая программа кружка «Школа развития речи»
1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с нормативными актами федерального уровня:
Законом «Об образовании в Российской Федерации»
Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. №03-296
Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. №2357 «Об изменениях, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009г. №373»
При составлении программы учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
На уровне школы нормативными документами, определяющими правовое поле для организации внеурочной деятельности для учащихся школы являются: Устав школы, приказы директора, локальные акты школы.
Одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Школа развития речи» для учащихся начальных классов, основанная на авторском курсе Т.Н. Соколовой «Речь».
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников проводится курс занятий по программе «Школа развития речи». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Школа развития речи» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.
Задачи:
вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
обогащать словарный запас учащихся;
постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Наиболее удачные и эффективные методы, направленные на формирование речевого творчества у младших школьников:
Метод проблемной ситуации;
Метод ассоциативной теории креативности;
Метод мозгового штурма;
Метод синектики (Аналогии );
Метод контрольных вопросов.
2. Тематический план программы
№
Наименование разделов/
модулей, тем
Всего, час
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
1
2
3
4
Аудиторные
Внеаудиторные
Аудиторные
Внеаудиторные
Аудиторные
Внеаудиторные
Аудиторные
Внеаудиторные
Речь и её значение в жизни
26
1
-
5
1
8
2
6
3
Научатся основным качествам речи: правильности, точности, богатству, выразительности. Выработают умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространёнными грамматическими и речевыми ошибками, умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения, умение импровизировать, умение инсценировать диалог. Раскроют способности для драматических импровизаций. Выработают навыки выразительного чтения, интонации.
Слово
40
13
2
9
-
9
2
5
-
Различать главное и существенное на основе заданий и упражнений, сравнивать слова.
Выделять закономерности.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи..
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки, отгадывать шарады, ребусы.
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.
Предложение и словосочетание
17
4
1
6
-
4
-
2
-
Научатся определять виды предложений по цели высказывания и интонации. Выработают умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении, умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Научатся интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст. Культура общения
52
8
4
8
5
5
4
13
5
Определять главное и существенное на основе заданий и упражнений.
Находить связь предложений в тексте.
Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.
Ориентироваться в тексте.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Излагать свои мысли ясно и последовательно
Итого:
135
26
7
28
6
26
8
26
8
3. Содержание программы
1 класс.
Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова-родственники. Слова-родственники и слова -друзья. (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова-родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-родственники., установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
2 класс.
Речь. Техника и выразительность речи. Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3 класс.
Речь. Техника и выразительность речи. Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет" сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение и словосочетание. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо-временная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
4 класс.
Речь. Техника и выразительность речи. Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространёнными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1-3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет - сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. "Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учётом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. "Умение пользоваться толковым словарём. Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. "Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее. "Умение составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение с определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью. "Умение интонационно правильно читать, предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. "Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. "Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно-публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. "Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесённость глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. "Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. "Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. "Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. "Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
«Школа развития речи»
Не боится высказывать свои смелые идеи
Легко вступает в обсуждаемую тему разговора
Свободно выражает свои мысли как устно и письменно
Приводит веские аргументы к своим суждениям
выполняет операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строит умозаключения, умеет рассуждать, доказывать предлагаемое суждение;
создаёт самостоятельные устные и письменные сообщения с использованием изобразительных средств языка.
Имеет богатый словарный запас
Коммуникабелен
Мыслит нешаблонно
Уверен в себе, психологически ориентирован на успешность любой деятельности
Имеет адекватную самооценку
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
5. Формы контроля
Выставки детских работ
Турниры
Конкурсы
Мини-проекты
Спектакли
Концерты
Портфолио
6. Методические рекомендации
Овладение языковыми формами; развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности. Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие.
В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта. Как всякая деятельность, речь характеризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий. Детей следует обучать речевой деятельности, т.е. учить правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции.
В результате правильного выполнения речевых операций формируются автоматизированные речевые навыки (произносительные, лексические, грамматические). Но для речевой деятельности этого недостаточно.
У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения. Развитие этих умений позволит высказать свои мысли, станет основой для перехода образцов в собственную активную речь ребенка. Бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ученику овладеть многими грамматическими правилами. В частности, ребёнку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова. Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «столица» и «сталь» и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.
Дети с недостаточным речевым развитием не улавливают этих тонкостей, с большим трудом овладевают и правилами образования новых слов, что также задерживает пополнение словарного запаса. Многим бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать что-либо интересное из услышанного, увиденного, пережитого. А ведь за безыскусной речью порой скрывается великолепный интеллект, интересная личность.
Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.
7. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
Веселая грамматика разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
1
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
1
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
1+1+1
2. Печатные пособия
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2010.
1
Т.Н. Соколова. Школа развития речи: Курс «Речь»: «Рабочие тетради для детей 7-8, 8-9, 9-10 лет: в 2-х частх. – М.: Издательство РОСТ.
индивидуально на каждого ученика
3. Технические средства обучения
Ноутбук
1
Мультимедийный проектор
1
Интерактивная доска
1
Принтер
1
4. Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные ресурсы
5. Игры и игрушки
Набор мягких игрушек
1
Наборы муляжей
1
Настольные игры
4
6. Оборудование кабинета (-ов)
Комплект дидактических раздаточных пособий по русскому языку
1
Комплект разрезных карточек по русскому языку (для тренировки орфографических навыков)
1
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– приёмы преподнесения заданий;
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
Календарно – тематическое планирование в 1 классе
№
п/п
Тема занятий
Кол-во
часов
Дата
Коррекция
1.
Хорошая речь слаще мёда.
1
2.
Покорное слово гнев укрощает.
1
3.
Слово имеет значение. Анаграммы. Палиндромы.
1
4.
Слово имеет значение. Игра «Буква заблудилась».
1
5.
Слова-названия. Имена собственные. Шарада.
1
6.
Значение слова. Толковый словарь.
1
7.
Прямое и переносное значение слов.
1
8.
Многозначные слова.
1
9.
Омонимы.
1
10.
Синонимы.
1
11.
Антонимы.
1
12.
Тематические группы слов.
1
13.
Описания.
1
14.
Сравнения.
1
15.
Звукоподражание.
1
16.
По семенам и всходы. Проверочная работа.
1
17.
Загадка.
1
18.
Добрые слова лучше мягкого пирога.
1
19.
Пословицы.
1
20.
Восстановление деформированного текста.
1
21.
Построение предложений. Умение подбирать точные и самые подходящие слова.
1
22.
Текст.
1
23.
Деление текста на предложения.
1
24.
Заглавие текста.
1
25.
Тема текста.
1
26
Составление текста.
1
27.
Составление текста по опорным словам.
1
28.
Части текста.
1
29.
Восстановление деформированного текста.
1
30.
План текста.
1
31.
Красивые речи приятно и слушать. Составление текста.
1
32.
Ученику удача-учителю радость. Проверочная работа.
1
33.
Конкурс эрудитов.
1
ИТОГО
33
Календарно – тематическое планирование во 2 классе
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Коррекция
1.
Слово. Значение слова.
1
2.
Многозначные слова.
1
3.
Омонимы.
1
4.
Омофоны, омоформы.
1
5.
Синонимы.
1
6.
Антонимы.
1
7.
Фразеологизмы.
1
8.
Фразеологизмы.
1
9.
Фразеологизмы.
1
10.
Пословицы.
1
11.
Загадки.
1
12.
Изобразительные средства языка. Сравнение.
1
13.
Изобразительные средства языка. Олицетворение.
1
14.
Тема текста. Заглавие.
1
15
Тема текста. Заглавие.
1
16
Опорные слова.
1
17
Опорные слова.
1
18
Проверочная работа.
1
19
План текста.
1
20
Виды плана.
1
21
Виды плана.
1
23
Связь между предложениями в тексте.
1
24
Связь между частями текста.
1
25
Связь между частями текста.
1
26
Работа с деформированным текстом.
1
27
Работа с деформированным текстом.
1
28
Редактирование текста.
1
29
Типы текста. Описание.
1
30
Типы текста. Описание.
1
31
Текст – сравнительное описание.
1
32
Типы текста. Повествование.
1
33
Типы текста. Рассуждение.
1
34
Типы текста. Рассуждение.
1
Итого
34
Календарно – тематическое планирование в 3 классе
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Коррекция
1.
Многозначные слова
1
2.
Омонимы, омоформы и омофоны.
1
3.
Фразеологизмы.
1
4.
Сравнения.
1
5.
Олицетворение.
1
6.
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.
1
7.
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
1
8.
Откуда приходят слова.
1
9.
Этимология.
1
10.
Как тебя зовут?
1
11.
Как тебя зовут?
1
12.
Наши фамилии.
1
13.
Топонимы.
1
14
Устаревшие слова.
1
15
Устаревшие слова.
1
16
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
1
17
Проверочная работа.
1
18
Типы текстов.
1
19
Тема текста. Опорные слова.
1
20
Связь предложений в тексте.
1
21
Цепная связь предложений в тексте.
1
22
Цепная связь предложений в тексте.
1
23
Параллельная связь предложений в тексте.
1
24
Параллельная связь предложений в тексте.
1
25
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».
1
26
Единый временной план текста.
1
27
Единый временной план текста.
1
28
Единый временной план текста.
1
29
Стили речи.
1
30
Стили речи.
1
31
Культура общения.
1
32
Научный стиль.
1
33
Словари.
1
34
Олимпиада.
1
Итого
34
Календарно – тематическое планирование в 4 классе
№
Тема
Кол-во часов
Дата проведения
Коррекция
1.
Омонимы, омоформы и омофоны. Каламбуры.
1
2.
Фразеологизмы.
1
3.
Фразеологизмы.
1
4.
Диалектизмы.
1
5.
Сравнение, эпитеты, олицетворение.
1
6.
Метафора.
1
7.
Пословицы и поговорки. Афоризмы.
1
8.
Сочинение по пословице.
1
9.
Анализ сочинений по пословице.
1
10.
Художественный стиль. Общее понятие.
1
11.
Сочинение – пейзажная зарисовка.
1
12.
Рифма.
1
13.
Диалог и монолог.
1
14
Драматические импровизации.
1
15
Драматические импровизации.
1
16
Композиция текста. Основные элементы композиции.
1
17
Композиция. Работа с деформированным текстом.
1
18
Творческая работа.
1
19
Сочинение-миниатюра в художественном стиле.
1
20
Творческая работа.
1
21
Публицистический стиль.
1
22
Газетно-публицистический стиль.
1
23
Газетно-публицистический стиль.
1
24
Деловая игра «Вёрстка газеты».
1
25
Деловая игра «Вёрстка газеты».
1
26
Официально-деловой стиль.
1
27
Тезисы. Конспект.
1
28
Аннотация.
1
29
Я пишу письмо.
1
30
Личный дневник.
1
31
Сочинение «Мои любимые стихи».
1
32
Сочини сценарий для мультфильма.
1
33
Лингвистический турнир.
1
34
Олимпиада
1
Итого
34