Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа кружка "Волшебные краски" | Карпова Елена Ивановна. Работа №298641

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Карпова Елена Ивановна
Рабочая программа кружка предназначена для детей 4-5 лет. Цель которой  - создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

     Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка №7 Дзержинского района г. Волгограда

400137, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии,, 36

ИНН/КПП 3443905565 / 344301001,ОГРН 1023402981030

Тел. 31-61-93, 53-69-39 (факс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественно – эстетической направленности

«Волшебные краски»

 

 

Возраст обучающихся: 4-5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

Автор - составитель:

педагог - Карпова Елена Ивановна

 

 

 

Программа художественно – эстетического кружка

«Волшебные краски»

 

 

Пояснительная записка.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                                           В.А.Сухомлинский

 

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что  художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая  деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Истоки» «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности  в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 

 

1. Новизна данной программы заключается в приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 

 

2. Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

 

3. Программно –методическое обеспечение.

Основой к структуре разработки рабочей программы художественно – эстетического кружка «Волшебные краски» являются парциальная программа Т.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» и разработка комплекса занятий по нетрадиционной технике рисования по материалам вариативных, дополнительных, альтернативных для успешного развития детской личности

 

 

4. Цель работы кружка - создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

 

 

5. Задачи художественно – эстетического кружка «Волшебные краски»:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

 

 

6. Основные направления художественно – эстетического кружка «Волшебные краски.

- Развитие творческих способностей.

- Художественно-эстетическое развитие.

- Познавательное развитие.

Художественно - эстетическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:

- Систематичности и последовательности (знания  преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал).

-Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении).

- Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от  известного к неизвестному, от простого к сложному).

- Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей).

- Связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни).

- Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).

- Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать  самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).

 

 

 

7. Организация деятельности и режим художественно – эстетического кружка:

Кружок проводится 1 раз в неделю - вторник, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.30 - 15.50 ч продолжительностью 20 минут.

 

 

 

 

Учебный план

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

«Яблочко наливное».

 

 

 

1 час

2.

«Красивый букет».

1 час

3.

«Осенние листочки».

 

1 час

4.

« Кисть рябинки, гроздь калинки».

1 час

5.

«Черепашка».

1 час

6.

«Цыпленок».

 

1 час

7.

«Волшебные зонтики».

 

1 час

8.

«Два петушка».

 

1 час

9.

«Красивые снежинки».

 

1 час

10.

«Елочка».

 

1 час

11.

«Ёлочка пушистая, нарядная».

1час

12.

«Укрась елочку бусами».

 

1 час

13.

«Узоры на окнах».

 

1 час

14.

«Мои рукавички».

 

1 час

15.

«Снеговичок»

1 час

16.

«Дед Мороз».

1 час

17.

«Зимний пейзаж».

1 час

18.

«Подарок папе».

 

1 час

19.

«Подарок папе». (продолжение)

 

1 час

20.

«Придумай и дорисуй».

 

1 час

21.

«Ветка мимозы».

 

1 час

22.

«Волшебный цветок».

1 час

23.

«Волшебная страна – подводное царство».

1 час

24.

«Веселые матрешки» (рисование декоративное)

1 час

25.

«Пасхальное яйцо»

 

1 час

26.

«Солнышко».

1 час

27.

«Совушка - сова».

1 час

28.

«Расцвели одуванчики»

 

1 час

29.

«Букет к 9 мая».

1 час

30.

«Попугаи».

1 час

31.

«Красивые бабочки»

1 час

32.

«Божья коровка ».

 

1 час

 

Тематический план художественно – эстетического кружка «Волшебные краски»

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

№ п/п

Тема

Задачи

1.

«Яблочко наливное».

 

 Продолжать рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете, заполнять контур несколькими цветами.

 

2.

«Красивый букет».

Учить детей работать с хрупким материалом листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

 

3.

«Осенние листочки».

 

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати

 

4.

«Кисть рябинки, гроздь калинки».

Учить рисовать кисть рябины, путем скатывания полосок из пластилина, наносить на листочек пластилин мазками. Развивать чувство ритма и цвета, делать оттиск листьями разной формы и цвета.

 

Ноябрь

5.

«Черепашка».

Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость.

 

 

6.

«Цыпленок».

 

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек.

7.

«Волшебные зонтики».

Знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность

8.

«Два петушка».

 

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

 

Декабрь

 

9.

«Красивые снежинки».

 

Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.

10.

«Елочка».

 

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

11.

«Ёлочка пушистая, нарядная».

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

12.

«Укрась елочку бусами».

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету.

 

Январь

 

13.

«Узоры на окнах».

 

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

 

14.

«Мои рукавички».

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

 

15.

«Снеговичок».

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

 

16.

«Дед Мороз».

Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

 

 

Февраль

17.

«Зимний пейзаж».

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

18.

«Подарок папе».

 

Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

19.

«Подарок папе». (продолжение)

Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

20.

«Придумай и дорисуй».

 

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.

 

Март

21.

«Ветка мимозы».

 

Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах

22.

«Волшебный цветок».

Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета.

23.

«Волшебная страна – подводное царство».

Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

 

24.

«Веселые матрешки» (рисование декоративное)

Знакомство с матрешкой как видом народной игрушки. Рисование матрешки с натуры, передавать форму, пропорции и элементы оформления «одежды».

 

Апрель

25.

«Пасхальное яйцо»

Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина

 

26.

«Солнышко».

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие.

 

27.

«Совушка - сова».

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз).

 

28.

«Расцвели одуванчики»

 

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

 

Май

29.

«Букет к 9 мая».

Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

 

30

«Попугаи».

Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов.

 

 

31.

«Красивые бабочки»

Совершенствовать технику рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета.

32.

«Божья коровка ».

 

Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе божьей коровки). Развивать пространственное мышление.

 

 

Тематика занятий в календарных планах воспитательно - образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- игровые ситуации;

- наглядные;

- практические.

В качестве подведения итогов планируется провести викторины,  выставка детских работ, фотоальбом детских рисунков, презентация- отчёт по работе кружка.

 

9. Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей, что помогает всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

 

 

Дошкольник должен:

 

 

 

 

ЗНАТЬ

- Название техники, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приѐмов рисования;

- изобразительно-выразительные средства: пятно, набрызг, цвет, печать, эстамп (оттиск).

- произведения мастеров нетрадиционного искусства рисования;

- различные способы создания изображения;

- значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая,).

 

 

 

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

- о технике нетрадиционного рисования,

- о способах создания изображения,

-о различных терминах изобразительного искусства,

-о инструментах и материалах для нетрадиционного рисования,

- разнообразии изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования.

 

 

 

 

УМЕТЬ

- Пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;

- создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;

- создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;

- создавать рисунок по собственной инициативе.

 

 

 

Показатели диагностических исследований определения уровней развития детей художественно – эстетического кружка «Волшебные краски» для детей средней группы.

 

Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год. Диагностика проводится на основе методики, предложенной авторским коллективом под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Диагностическое обследование необходимо для того, чтобы выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка.

 

Требования к уровню подготовки.

Ребенок должен уметь отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Уметь правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом. Уметь сочетать некоторые материалы.

 

Уровни усвоения программы:

Уровни развития

Качественные характеристики

Высокий уровень

Ребенок по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

Средний уровень

Ребенок нетрадиционные техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень

Ребенок нетрадиционные техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.

 

 

Диагностическая карта.

№ п/п

Ф.И

ребенка

Увлеченность темой и техникой

Способность создавать художественный образ

Средства выразительности

Способность рационально применять техники

Владение техникой изображения

Проявление самостоя

тельности

Желание эксперимен

тировать

 

 

 

С

 

М

 

С

 

М

 

С

 

М

 

С

 

М

 

С

 

М

 

С

 

М

 

С

 

М

 

 

 

 

Диагностика на начальном этапе:

Уровни развития детей средней группы

Количество детей

Высокий

 

Средний

 

Низкий

 

 

 

 

Диагностика в конце учебного года:

Уровни развития детей средней группы

Количество детей

Высокий

 

Средний

 

Низкий

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

- А. А. Фатеева  "Рисуем  без  кисточки" – Ярославль: Академия развития, 2007 г.

 

- А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; КАРО, 2010 г.

 

- Г.Н. Давыдова  "Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду"- М., 2007г.

 

- Г.Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

 

- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа

 

- И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера2009    

 

- И.А. Лыкова  "Цветные  ладошки" – М.,1996г.

 

- И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

 

- К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

 

- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

 

- Общеобразовательная программа дошкольного образования « Детство» Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.

 

- Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники

 

- Т.Н. Давыдова  "Рисуем  ладошками": Стрекоза, 2012 г.

 

- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×