Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 4 класс | Журавлева Галина Петровна. Работа №346065
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
– понимать роль математических действий в жизни человека;
– интересоваться различными видами учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
– интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
– общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности, о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметными результатами являются формирование следующих УДД:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
– понимать роль математических действий в жизни человека;
– интересоваться различными видами учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
– интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
– общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности, о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметными результатами являются формирование следующих УДД:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Числа. Арифметические действия. Величины
Учащийся научится:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
Учащийся получит возможность научиться:
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Учащийся научится:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
Учащийся получит возможность научиться:
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верный и наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Учащийся научится:
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
Учащийся получит возможность научиться:
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток, сравнивать построенную конструкцию с образцом;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа. Арифметические действия. Величины. (12 ч.)
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Мир занимательных задач (28 ч.)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика (28 ч.)
Пространственные представления. Маршрут передвижения. Точка начала движения. Стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Дата
Раздел/тема урока
Виды деятельности
план
факт.
Числа. Арифметические действия. Величины. (12 ч.)
1
Вводное занятие. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками.
Решать головоломки
Находить решение числовых головоломок
Решать головоломки
Находить решение числовых головоломок
Решать головоломки
Находить решение числовых головоломок
2
Числовые головоломки. Поиск нескольких решений. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино».
3
Числовые головоломки. Поиск нескольких решений. Игры: «Не собьюсь!», «Задумай число»
4
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательно выполнять арифметические действия
Отгадывать задуманные числа
5
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Игры: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»
6
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Заполнять числовые кроссворды
7
Числа-великаны (миллион и др.). Как велик миллион? Что такое гугол?
Называть числа-великаны
Называть числа, которые читаются одинаково слева направо и справа налево
Находить и называть слова, связанные с математикой
8
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
9
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
10
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки (на одной стороне — задание, на другой — ответ)
Соблюдать правила игры
«Крестики-нолики»,
«Крестики-нолики на бесконечной доске»,
«Морской бой»
11
Игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»
12
Числовые головоломки. Игра «Счастливый случай»
Работать в группе
Мир занимательных задач (28 ч.)
13
Задачи, допускающие несколько способов решения.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Применять знания и способы действий в измененных условиях
14
Задачи с недостаточными, данными.
15
Задачи с некорректными данными.
16
Задачи с избыточным составом условия.
17
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений.
18
Обратные задачи и задания.
Соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить.
Составлять обратные задачи и задания.
Выбирать необходимую информацию, содержащуюся в рисунке, в таблице для ответа на заданные вопросы.
Записывать решение в виде таблицы.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Применять знания и способы действий в измененных условиях.
Решать логические задачи, составлять аналогичные задачи.
Решать задачи способом перебора.
Решать задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Решать задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Воспроизводить способ решения задачи.
Выбирать наиболее эффективный способ решения.
19
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
20
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, для ответа на заданные вопросы.
21
Выбор необходимой информации, содержащейся в рисунке, для ответа на заданные вопросы.
22
Выбор необходимой информации, содержащейся в таблице, для ответа на заданные вопросы.
23
Запись решения в виде таблицы.
24
Старинные задачи.
25
Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
26
Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.
27
Нестандартные задачи.
28
Нестандартные задачи. Составление аналогичных задач и заданий.
29
Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
30
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
31
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
32
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
33
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
34
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
35
В царстве смекалки. Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
Решать задачи на смекалку.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
36
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Решать олимпиадные задачи международного конкурса «Кенгуру» прошлых лет.
37
Задачи в стихах. Игра «Задумай число».
38
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру» прошлых лет.
39
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
40
Блицтурнир по решению задач.
Геометрическая мозаика (28 ч.)
41
Пространственные представления.
Находить точку начала движения.
Указывать стрелками направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту.
Строить собственный маршрут.
Строить конструкцию по заданному образцу.
Составлять карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту.
Определять расстояния между городами и сёлами.
42
Маршрут передвижения. Точка начала движения. Стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения.
43
Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку).
44
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
45
Выбери маршрут. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
46
Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.
47
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Строить геометрические узоры.
Находить закономерность в узорах.
48
Симметрия.
49
Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
50
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички).
Определять части фигуры.
Находить место заданной фигуры в конструкции.
Выбирать детали в соответствии с заданным контуром конструкции, поиск нескольких возможных вариантов решения
Составлять и зарисовывать фигуры по собственному замыслу. Разрезать и составлять фигуры.
Делить заданные фигуры на равные по площади части.
Искать заданные фигуры в фигурах сложной конфигурации
51
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
52
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.
53
Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур.
54
Деление заданной фигуры на равные по площади части.
55
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
56
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
57
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
Распознавать окружность в орнаменте.
Составлять орнамент с помощью циркуля.
58
Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
59
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделировать из проволоки объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Создавать объёмные фигуры из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Моделировать фигуры из одинаковых треугольников, уголков
60
Моделирование из проволоки.
61
Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная.
62
Создание объёмных фигур из развёрток: куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
63
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
64
«Спичечный» конструктор
Выполнять задания творческого и поискового характера.
65
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит
(зарисует) геометрическую фигуру?
66
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат».
Выполнять задания творческого и поискового характера.
67
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Работать в группе.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
68
Математический лабиринт