Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружковой работы по ПДД «Азбука дорожной безопасности» | Кузьмина Ирина Васильевна. Работа №354573

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Программа кружковой деятельности «Азбука дорожной безопасности» разработана для работы с детьми 5-6 лет с целью формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На занятиях кружка дети углубляют представления о ПДД, полученные ранее, продолжают знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями, учатся применять правила в различных жизненных ситуациях.

Цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Задачи:

-обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;

-освоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;

-формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

-воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

Форма занятий: фронтальные (групповые), индивидуальные занятия.

Формы подведения реализации кружка «Азбука дорожной безопасности»: акции, конкурсы, викторины, игры, выставки рисунков, поделок, творческих работ, участие в соревнованиях.

Тип кружка: долгосрочный.

Направленность: социально – педагогическая.

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №25»

Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Октябрьская, 100а.Тел. 88655362686,

тел., факс 88655362677, эл. почта – detsad25_2012@mail.ru, официальный сайт https://detsadn25.stv.prosadiki.ru/

 

 

 

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад №25»

Протокол № 1

от августа 20 г.

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №25»

________Шубенок Т. С.

Приказ № /02-01

от « » августа 20 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружковой работы по ПДД

«Азбука дорожной безопасности»

Средняя группы «Жемчужина»

Срок реализации программы: 2023 -2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №25»

Кузьмина И.В

 

 

 

 

Содержание

 

1. Целевой раздел

 

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Возрастные особенности психофизического развития детей 5-6 лет 4

4

2. Содержательный раздел

 

2.1. Актуальность

5

2.2. Методы, используемые на занятиях кружка

5

2.3. Организационно – методическое обеспечение программы

6

2.4. Прогнозируемый результат

6

2.5. Развивающая среда в группе

6

2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка

6

3.Организационный раздел

 

3.1. Перспективный план кружка

7

3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями

11

3.3. Методическая литература

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа кружковой деятельности «Азбука дорожной безопасности» разработана для работы с детьми 5-6 лет с целью формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На занятиях кружка дети углубляют представления о ПДД, полученные ранее, продолжают знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями, учатся применять правила в различных жизненных ситуациях.

Цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Задачи:

-обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;

-освоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;

-формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

-воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

Форма занятий: фронтальные (групповые), индивидуальные занятия.

Формы подведения реализации кружка «Азбука дорожной безопасности»: акции, конкурсы, викторины, игры, выставки рисунков, поделок, творческих работ, участие в соревнованиях.

Тип кружка: долгосрочный.

Направленность: социально – педагогическая.

Основные направления работы по программе:

Профилактическое:

- обеспечение знаний о транспортной среде города, поселка;

- предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;

- решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.

Организационное:

- организация предметно-развивающей среды в группе по ПДД;

- определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;

- изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;

- пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

Количество занятий.

В месяц: 4 занятия.

В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 20-25 минут.

Возрастная группа: дети от 5 до 6 лет (средняя группа).

 

1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 5-6 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребёнка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

Физическое развитие ребёнка. В среднем физические возможности ребёнка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся всё более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольный возраст становится более ловким и быстрым по сравнению с младшим. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 5-6 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребёнок быстро устаёт. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов развития физического развития, то от 5 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребёнок подрастает за год на 5-7 см и набирает 1,5-2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем всего детского организма. Психическое развитие ребёнка. В возрасте 5-6 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребёнка сейчас, является наглядно - образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщённым, и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно – логическое. Значительно увеличивается объём памяти: уже ребёнок способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течении непродолжительного времени (20-25 минут) сосредоточенно заниматься каким – либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 5-6 лет, воспитатели, дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребёнка.

 

 

2. Содержательный раздел

 

2.1. Актуальность

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Программа «Азбука дорожной безопасности» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

2.2. Методы, используемые на занятиях кружка

Методы и формы работы с детьми:

-словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;

практические формы обучения: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки (в том числе на специально оборудованную площадку) во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания;

- рассматривание иллюстраций;

организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;

продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация (на закрепление).

Методы и формы работы с родителями:

- консультации;

- оформление уголков безопасности дорожного движения в ДОУ (группах);

-памятки-буклеты по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;

- литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».

- анкетирование;

- индивидуальные беседы о соблюдении правил дорожного движения;

- день открытых дверей;

- участие в конкурсах, акциях на тему ПДД.

 

 

 

2.3. Организационно-методическое обеспечение программы

Программа кружка «Азбука дорожной безопасности» рассчитана на один год. Для успешного освоения программы кружка численность детей в группе должна составлять 20 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц  во 2 половине дня, с сентября по май.

Возраст детей: дети от 5 до 6 лет (старшая группа).

Сроки реализации: сентябрь 2023 г. по май 2024г.

Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 20-25 минут.

Наполняемость групп: 21 человек.

2.4. Прогнозируемый результат

расширить  представления детей о различных видах транспорта,  об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;

сформировать  навыки  спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно

-

транспортной среде;

развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

повысить  активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

2.5. Развивающая среда представлена в группе следующим центром (уголком)

у

голок «Дорожного движения»;

н

аглядный материал: транспорт различного функционального назначения; настольно

-

печатные игры;

дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

атрибуты для сюжетно-ролевой и

гры «Транспорт»

;

дорожные знаки;

методический инструментарий;

художественная литература по ПДД.

2.6. Средства, необходимые для реализации программы кружка

карандаши, краски, клей, ножницы, кисточки, альбомные листы, пластилин;

атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и полицейские машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

светофоры,

дорожные знаки,

фигурки людей (пешеходов, водителей);

плакаты

,

иллюстративно-наглядный

материал

по ПДД;

сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов

(жезл, свисток, фуражка и др.);

н

астольно-печатные игры;

детская художественная литература;

 

 

3. Организационный раздел

3.1. Перспективный план кружка

Тема занятия

 

Кол-во

заня-тий

 

Программное содержание

Формы и методы работы

 

 

Сентябрь

 

Диагностика

2

Оценить знания и представления детей по данной теме на начальном этапе.

Опрос.

«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»

1

Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.

Беседы с рассматриванием иллюстраций различных ситуаций. Проблемная ситуация «Как найти свой дом».

«Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»

1

Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память.

Рассматривание сюжетных картинок с изображением различных ситуаций. Беседа с детьми о том, как они добираются до детского сада.

 

 

Октябрь

 

«Знакомство с улицей»

1

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.

Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».

 

«Что такое транспорт».

«Какие бывают машины»

2

Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду. Познакомить детей с машинами специального назначения. Раскрыть понятие о том, что пассажирский транспорт ездит по определённому маршруту.

Рассматривание картинок городского общественного транспорта, беседа. Конструирование машин из строительного материала.

Рассматривание книжек с машинами специального назначения, загадки о разных видах транспорта.

НОД «Машины спешат на помощь».

Прогулка «Наблюдение за транспортом»

1

Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.

Сравнительные наблюдения за грузовым и пассажирским транспортом.

 

 

Ноябрь

 

«В городском транспорте»

1

Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте.

Рассматривание сюжетных картинок  с правилами поведения в городском транспорте. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

«Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах»

2

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.

Чтение рассказа

Н. Носова «Автомобиль».

Рисование «Будь внимателен на дороге!»

Прогулка

«Я - пешеход»

1

Закреплять знания правил дорожного движения. Научить как правильно и безопасно ходить по тротуару, переходить улицу.

Подвижная игра: «Стоп!», «Весёлый трамвайчик».

 

 

Декабрь

 

«Особенности движения по скользкой дороге»

2

Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.

Рассматривание иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года.

Рисование «Осторожно, гололёд!».

Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке». Чтение С. Михалков «Гололёд».

«Где можно и где нельзя играть»

1

Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности.

Рассматривание иллюстрации по теме. Д/игра «Что будет если…». Игровая ситуация «Научи Незнайку играть во дворе».

Прогулка. «Опасности нашего двора»

 

1

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.

Наблюдение, беседа, подвижная игра.

 

 

Январь

 

«Правила ПДД. Детям нужно это знать»

1

Познакомить детей с некоторыми правилами для пешеходов, с понятиями: пешеход, наземный, подземный переход.

Беседа о подземном, наземном переходах, как правильно переходить улицу. Чтение книги «Правила дорожного движения».

«Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке»

2

Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.

Чтение «Азбука безопасности»

О. Бедарева.

Игровая ситуация «Кто такие пешеходы?».

Д/игра «Разрешается, запрещается».

Прогулка. «Прогулка пешехода в зимнее время года».

1

Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор.

Наблюдение, беседа, подвижная игра.

 

 

Февраль

 

«О чём говорят дорожные знаки»

1

Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в   окружающей детей обстановке.

Рассматривание знаков на картинках. Стихотворение В.Кожевникова «Песенка о правилах».

НОД «В гости к дорожным знакам».

«Светофор»

 

2

Дать детям понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.

Чтение стихотворений и рассказов о светофоре.

Аппликация «Три глаза светофора».

Прогулка.

«Светофор и его сигналы»

1

Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода.

Наблюдение за работой светофора» (на специально оборудованной площадке).

 

 

Март

 

«Что такое пешеходный переход»

2

Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах.

Беседа о различных видах переходов через дорогу. Заучивание стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно».

Аппликация «Пешеходный переход».

«Как правильно переходить улицу»

1

Воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.

Чтение О. Бедарев «Если бы».

Предложить детям построить из строительного материала улицу (дорогу, дома) и обыграть её.

Прогулка.

«Наша улица»

1

Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге.

Наблюдение, беседа, подвижная игра.

 

 

 

Апрель

 

«Катание на велосипеде (самокате, роликах)»

2

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.

Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде».

«Влиятельная палочка»

2

Дать начальное представление о работе полицейского - регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.

НОД «Профессия – регулировщик».

Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер».

 

 

 

Май

 

«Правила дорожные детям знать положено»

1

Воспитывать культуру поведения на улице, в транспорте.

Выставка макетов, рисунков.

Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»

1

Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

Игры, инсценировка, исполнение песен, эстафета.

 

Диагностика

 

2

Оценить знания и представления по теме с сентября по май.

 

Опрос.

 

3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями

 

Месяц

Формы и методы работы

Сентябрь

Ознакомить с планом работы по ПДД с детьми на учебный год.

Анкетирование: «Взрослые и дети на улицах города».

Памятки-буклеты для родителей «Воспитываем грамотного пешехода».

Октябрь

Рекомендация «Прогулка по улицам города».

Консультации «Что дети должны знать о правилах дорожного движения».

Совместное оформление индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада.

Ноябрь

Консультация «Безопасность детей на улице».

Фотовыставка «Дети на улице».

Информационный лист «Правила поведения с ребенком в общественном транспорте».

Декабрь

Беседа с родителями «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет».

Консультация для родителей «Ребёнок на санках».

Памятки по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Январь

Консультация «Безопасность детей – забота взрослых».

Рекомендации по домашнему чтению. Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».

Конкурс семейных творческих работ «Дорога и дети!».

Февраль

Рекомендовать совершить экскурсию к светофору, понаблюдать за его работой.

Консультация для родителей: «Безопасное кресло».

Индивидуальные беседы с родителями о соблюдении правил дорожного движения.

Март

Консультация «Сам соблюдай и детей обучай правилам дорожного движения».

Рекомендации для родителей игр по ПДД.

Развлечение «Путешествие за светофором».

Апрель

Информационный лист «Ребенок на велосипеде».

Консультация «Дети участники дорожного движения».

Совместное участие в конкурсах рисунков на тему ПДД.

Май

Консультация «Безопасная дорога летом».

Папка – передвижка «Ребенок в автомобиле».

Фотовыставка из семейных архивов «Мы за безопасное движение».

Тематический день по ПДД (вовлечение родителей к организации и проведению этого дня).

 

 

3.3. Методическая литература

1.Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.

2.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

3.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

4.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.:ТЦ Сфера, 2007.

5.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

6. Т.Ф. Саулина  Знакомим дошкольником с правилами дорожного движения.

7. Н.В. Елжова ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий.

8. Т.А.Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.

9. А.Бочко Правила дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×