Рабочая программа кружка "ТАЛАНТОХА" ☼
Автор: Мищенко Наталия Сергеевна
Рабочая программа кружка "ТАЛАНТОХА"
Автор: Мищенко Наталия Сергеевна, воспитатель,МАДОУ ДС№3 г. Благовещенска Амурской обл.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «ТАЛАНТОХА » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А. Сухомлинский.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования «ТАЛАНТОХА" (образовательная область «Обучение рисованию»)
Программа кружка составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ;2010 г.
-Закона РФ от 10.07.1992 N 3266 -1 « Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.07 2009 N 148 – ФЗ)»
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ
-Учебного плана муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N3 «Надежда» города Благовещенска
-Годового календарного графика муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N3 «Надежда» г.Благовещенска.
Программа кружка рассчитана на 1 года обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий) 6-7 лет(подготовительной к школе группе).
Режим занятий:
Подготовительная группа - количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия . В год проводится 64занятия. Длительность занятия в подготовительной группе -30-35 мин.
Цель:
Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования
Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Предполагаемый результат:
Дети: Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии. Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Развитие личности
Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 5-6 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи. Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка. Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой — уважительное и заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам его сверстников. Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Так, большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т.п. Необходимо иметь в виду, что репутация ребенка в группе, отношение к нему сверстников и его душевное самочувствие могут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимо пострадать. Для этого достаточно частого выражения недовольства взрослого по поводу таких форм поведения, которые, хотя и создают организационные трудности, морально нейтральны, не зависят от ребенка и зачастую обусловлены его физиологическими особенностями. В развитии сознания детей открываются две очень важные возможности, от правильного использования которых существенно зависит общий уровень их умственного развития. Одна из возможностей связана с тем, что на пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с этого возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со слов взрослого (о животных и машинах, городах и странах и т.п.). Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний об окружающем. У него естественно возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам и опасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые месяцами живут в условиях полярной ночи, и уважение к их способности приноравливаться к сложным природным условиям. А это значит, что взрослый не только дает знания, но и принципиально расширяет круг событий и предметов, вызывающих у ребенка эмоциональный отклик: сочувствие и возмущение, уважение и интерес. Дети 5-6 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Между тем произвольность поддерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам. В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Развитие психических процессов
Наиболее ярко развитие детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 20-25 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 5-6 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах. Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 8-10 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. В 5 лет ребенок может собрать картинку из шести частей без опоры на образец и из восьми-десяти частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт. Воображение. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. В старшем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 5-6 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, то есть с перечислением трех-четырех признаков, с элементами сравнения, объяснения («Снег белый и немножко голубой,блестит как золотой»).
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Развитие личности
Возраст шестити лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Примерно до шести лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После шести лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок седьмого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, — не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До четырех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На пятом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра — важнейшая основа детских взаимоотношений — по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни оказать ему поддержку или выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей пятого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На шестом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На седьмом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимо¬пониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Дети 6-7 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. В играх действия детей становятся весьма разнообразными. К моменту поступления в подготовительную группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности. Так, очень эффективна игровая мотивация.
Развитие психических процессов
В подготовительном к школе возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до двадцати различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 7-8 объектов, к концу года — 9-10. В возрасте 6-7 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 7-8 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 7-8 слов. Мышление. В подготовительном к школе возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Воображение. Шестилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в этом дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Принципы проведения занятий:
системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Программа кружка предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа),
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
-2) По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Структура занятия кружка «ТАЛАНТОХА»
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок, и т.д.
ЧАСТЬ.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Элементы занятий:
элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи;
игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура). Умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.).
рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.
В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.
Формы работы кружка «ТАЛАНТОХА» в детском саду.
1. Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.
2. Работа с родителями
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.
Анкетирование.
3.Работа с воспитателями.
Консультации для воспитателей по работе с детьми в нетрадиционных техниках
Анкетирование.
План работы с родителями и воспитателями.
Месяц |
Темы |
Работа с родителями |
|
Сентябрь |
Консультация по теме: «Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей» |
Октябрь |
Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» |
Ноябрь |
Семинар-практикум N 1 «Знакомство со способами нестандартного раскрашивания» |
Декабрь |
Открытое занятие для родителей старший возраст «Я слепил снеговика» Подготовительный к школе возраст «Разноцветная радуга» ( художественная викторина). |
Январь |
Фотовыставка |
Февраль |
Совместная выставка творческих работ детей |
Март |
Семинар – практикум N 2» Сочетание техник нестандартного раскрашивания с элементами лепки и аппликации». |
Апрель |
Мастер – класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» |
Май |
Творческий отчёт о работе кружка |
План работы с воспитателями |
|
Сентябрь |
Выступление на педсовете о работе кружка |
Октябрь |
Буклет « Новое в рисовании или нетрадиционные материалы в рисовании, как они развивают детей». |
Ноябрь |
«Неделя творчества» |
Декабрь |
Выпуск новогодней газеты |
Январь |
«Семинар-практикум «Тема: «Знакомство со способами нестандартного раскрашивания» |
Февраль |
Фотовыставка |
Март |
Консультации по теме «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности». |
Апрель |
Совместная итоговая выставка |
Май |
Творческий отчёт о работе кружка |
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
-развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Система мониторинга
Уровень подготовки знаний детей воспитанников можно определить, воспользовавшись разработкой доктора пед. наук профессора Т.С. Комаровой “Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества”.
Анализ продукта деятельности
Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски; преодладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Ассоциативное восприятие пятна; 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полногму раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
Тематический план работы в подготовительной к школе группы
“Рисуем в нетрадиционной технике”
Основные требования к уровню подготовки детей
Требования к уровню подготовки детей по разделу “Изобразительная деятельность” представлены в таблице.
Воспитанник должен |
Базовая программа |
Компонент ДОУ |
Знать |
Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство |
Теплые и холодные оттенки |
Уметь |
Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства. Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства. Выделять особенности предмета; передавать в рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Размещать изображение на листе бумаги, соблюдая перспективу (близко, далеко) Передавать движения людей, животных. Соединять в одном рисунке разные материалы, техники для создания выразительного образа. Создавать фон для изображаемой картины различными способами. Определять названия цветов, различных оттенков. Смешивать краски, получая различные оттенки и использовать их в рисунке. Создавать узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, используя характерные для того или иного вида народного искусства и цветовую гамму. |
Использовать в рисунках различные техники ( по сырому, монотипия, пальцевая живопись, граттаж и т.д.). Использовать различные материалы (гелевые блестки, воздушные фломастеры, зубные щетки, поролон, клей ПВА, свеча и др.). Использовать в рисунке теплые и холодные оттенки, определенную цветовую гамму в соответствии с настроением, временем года, суток. Рисовать самостоятельно, опираясь на схемы. Стилизовать предметы, приукрашивая и обобщая особенности предметов. Создавать “сказочных” героев. Преобразовывать простые предметы (линии и др.) в определенные образы. Передавать абстрактные понятия с помощью определенных форм, линий. |
Список литературы
Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Рисование. Учебно-наглядные демонстрационные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М., 1998.
Бурганова Р.А. Татарский орнамент в изобразительной деятельности. Казань. 2003.
Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (подготовительная к школе группа). – М.: ВАКО, 2005. – 192 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Подготовительная к школе группа. М., 2005 .
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 176 с.– (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3 – е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
Ремезова А.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5 – 6 лет: Методика. – Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Клетки, точки и штрихи: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 с.: ил. – (Предшкольная пора).
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: Анализ форм и создание образа: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 64 с.: ил. – (Предшкольная пора).
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать:Графика, живопись и народные промыслы: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 96 с.: ил. – (Предшкольная пора).
Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992. – 126 с., 16 л.ил.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк.учреждений. – М.: Гуманитар.изд.центр.ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк.учреждений. – М.: Гуманитар.изд.центр. ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Общие показатели развития детского творчества:
компетентность (эстетическая компетентность);
творческая активность;
эмоциональность (возникновение умных эмоций);
креативность (творчество)
производительность и свобода поведения;
инициативность;
самостоятельность и ответственность;
способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.
Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
Общая ручная умелость.
Ожидаемый результат
Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.).
Сформируются навыки трудовой деятельности.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1.Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Пастель, сангина, уголь.
5. Гуашь.
6. Восковые мелки.
7. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки.
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
15. Кнопки.
16.Доски для росписи.
17.Папка для черчения.
18.Ватман.
19.Английская соль.
20.Заготовки пасхальных яиц.
21.Разноцветный скотч
Перечень основных средств обучения
Музыкальный центр.
Сиди - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».
Ноутбук.
CD-Плеер.
Телевизор.
Наглядный материал
Альбом «художники и их иллюстрации»;
Альбом «Рисуйте с нами»;
Альбом «Народный месяцеслов»;
Игры для восприятия цвета и развития руки;
Ватман;
Обои;
Фломастеры;восковые мелки,свечи,
Акварель, гуашь,пальчиковые краски, кисточки;
Печати – клише;
Трафареты;
«инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
Бусинки, пуговицы;
Пробки;
Система работы кружка
Работа с педагогами |
Работа с родителями |
Совместная деятельность родителей и детей |
1. Консультации: Темы: 1. «Рисование нетрадиционными способами» 2. «Влияние нетрадиционных методов на положительные эмоции у дошкольников» 3. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности». 2. Мастер - класс для воспитателей Тема: 1. «Мастер-класс «Капитошка» для детей 6-7 лет. 2.«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» 3. Комплексные занятия с воспитателями: Темы: 1. Тема: «Весёлые рыбки». 2. Тема: «В гостях у осени» 3. Тема: “У Лукоморья дуб зеленый” (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном). 4.Тема: «Я слепил снеговика» |
1. Консультации: (1 раз в квартал): Темы: 1. «Как научить ребенка различать цвета» 2. «Родителям о нетрадиционной техники». 3.«Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию» 2. Семинары – практикумы: Темы: 1. «Семинар–практикум для родителей: «Формирование у детей художественно-творческих навыков средствами различных техник рисования» «Рисуем солью» 2. Беседа с элементами практикума Тема:Мастер- класс «Аппликация с элементами рисования нитками» 3. Подбор и изготовление нетрадиционных пособий и материалов для изобразительной деятельности 4. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.). |
1. Открытые занятия: (1 раз в квартал): Темы: 1. «Мы с мамой» 2. «Вместе весело творить» 3. ««Разноцветная радуга» ( художественная викторина)» 2. Развлечения по изобразительной деятельности (1 раз в квартал): Темы: 1. «Путешествие в сказку» 2. «Путешествие в мир красок» 3.»Сказочные приключения» 3. Выставки рисунков Темы: 1. «Мы рисуем» 2. «Волшебные ладошки» 3.»Зимние забавы и чудеса» 4.«Один день из жизни елочки» |
Перспективный план занятий кружка «ТАЛАНТОХА»
Подготовительная группа
№ п/п |
Тема занятия |
Нетрадиционная техника |
Программное содержание |
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|||||
Октябрь |
|||||||||
1 |
Листопад |
Тиснение |
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. |
|
|||||
2 |
Осенние листья |
Тычкование |
Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования. Развивать чувство композиции |
|
|||||
3 |
Георгины в вазе (с натуры) |
|
Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой |
|
|||||
4 |
По замыслу |
Различные |
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
|
|||||
5 |
Ковер из осенних листьев |
Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету |
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати |
|
|||||
6 |
Роспись дымковской игрушки |
|
Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. |
|
|||||
7 |
Платье |
Оттиск печатками, рисование пальчиками |
Закрепить умение украшать платье |
|
|||||
8 |
По замыслу |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
||||||
Ноябрь |
|||||||||
9 |
Осеннее дерево |
Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия |
Учить изображатьбражатьизображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках |
|
|||||
10 |
Кошечка |
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном |
Совершенствовать умение детей в различныхизобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции |
|
|||||
11 |
Городецкие узоры |
|
Закрепить знания детей о городецкой росписи. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции |
|
|||||
12 |
По замыслу |
Различные |
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
|
|||||
13 |
Снежок |
Монотипия. Рисование пальчиками |
Закрепить умение изображать снег,используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции |
|
|||||
14 |
Осенние дары |
|
Закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции |
|
|||||
15 |
Красивая тарелочка |
|
Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции. |
|
|||||
16 |
По замыслу |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
|
|||||
Декабрь
17 |
Фантазии |
Кляксография, «знакомая форма – новый образ» |
Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение |
18 |
Вечер |
Черно-белый граттаж |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белогогратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих |
19 |
Снежинки |
|
Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих |
20 |
По замыслу |
Различные |
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
21 |
Рисование с натуры |
|
Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, линия, штрих). Учить продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования. Закрепить умение пользоваться такими материалами, как тушь и уголь |
22 |
Волшебная птица |
|
Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу (из цветов и листьев городецкой росписи). |
23 |
Новый год |
Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки |
Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акврель+восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках. |
24 |
По замыслу |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Январь
25 |
Сказочный сад |
Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету |
Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белыйграттаж, печать поролоном по трафарету). |
26 |
Любимый узор |
Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками |
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка) |
27 |
Сова |
Тычок полусухой жесткой кистью |
Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. |
28 |
По замыслу |
Различные |
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
29 |
Мой друг |
Черно-белыйграттаж, акварель + восковые мелки |
Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. |
30 |
Комнатное растение |
|
Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с пастелью |
31 |
Волшебный цветок |
|
Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы с пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие |
32 |
По замыслу |
Различные |
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
Февраль
33 |
Подводное царство |
Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель |
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции |
34 |
Полярная ночь |
|
Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности |
35 |
Арктика |
|
Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Развивать умение отображать в рисунке сложный сюжет |
36 |
По замыслу |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
37 |
Матрешка |
|
Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи |
38 |
Матрешки |
Рисование пальчиками |
Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие |
39 |
По замыслу |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании. |
40 |
Ваза с ветками |
Оттиск печатками |
Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. |
Март
41 |
Подарок маме |
Печать по трафарету, рисование пальчиками |
Учить украшать цветами и рисовать пальчиками . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному |
42 |
Портрет любимого друга |
|
Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека. |
43 |
Платок для бабушки |
|
Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма,цветовосприятие |
44 |
По замыслу |
Различные |
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
45 |
Весенние цветы |
Акварель + восковой мелок |
Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие |
46 |
Узор на платке |
|
Продолжать знакомить детей с павло-посадскими платками. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции |
47 |
Натюрморт |
Восковые мелки + акварель |
Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели |
48 |
По замыслу |
Различные |
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
Апрель
49 |
Автопортрет |
|
Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека. |
50 |
Роспись подноса |
|
Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию . |
51 |
Фантазия |
Набрызг, печать поролоном по трафарету |
Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник |
52 |
Красивые цветы |
|
Продолжать знакомить с росписью жостовксих подносов. Развивать чувство ритма, композиции |
53 |
Наш детсад |
|
Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные навыки и знания. Развивать чувство композиции |
54 |
Наш сад |
Тиснение |
Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров.Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу |
55 |
Цветы |
Монотипия |
Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью |
56 |
По замыслу |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании . |
Май
57 |
Пчелки |
Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель |
Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции |
58 |
Одуванчики |
Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование |
Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно. |
59 |
Игрушки |
|
Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или готовые игрушки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции |
60 |
По замыслу |
Различные |
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
61 |
Дерево |
Рисование свечой |
Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ.ВРазвивать чувство композиции |
62 |
Украшение фартука |
|
Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его |
63 |
Весеннее дерево |
Рисование пальчиками, тычками |
Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки |
64 |
Итоговая выставка рисунков за год |
Календарно-тематическое планирование
Направление деятельности |
Содержание деятельности (формы работы) |
Информационно-методическое обеспечение |
Изучение литературы. Составление плана работы кружка. Мониторинг |
Работа с детьми |
«Знакомство с пейзажем» «Я шагаю по ковру из осенних листьев» «Осенний пейзаж» |
|
Творим без кисточки Рисуем ладошками (игры - рисунки) Рисуем пальчиками (игры - рисунки) Печатка "Листопад" (знакомство) «Печатаем растения» |
|
Способы тонирования бумаги Акварель по сырой бумаге "Тонирование солью" " Эффект кристаллов" "Тампонирование" (сугробы, облака) |
|
Рисуем ватными палочками "Рыбка" "Зимняя ночь" |
|
"Рисует ветерок" " Пейзаж в технике выдувания" "Мыльные пузырьки" Знакомство с кляксографией "Подводный мир" "Страна фантазий" |
|
Рисуем пластилином "Знакомство с барельефом" "Весёлая гусеничка" "Цветок для мамы" |
|
Набрызг "Знакомство " «Набрызг с трафаретом» Коллективная композиция "Цветные сны" «Звездное небо» |
|
Граттаж "Знакомство с техникой граттаж" "Вечерний город" «Салют» |
|
Монотопия "Знакомство с техникой" "Бабочка" Составление альбома "Фантазия", закрепление пройденного материала Мониторинг |
Сотрудничество с родителями |
Привлечение родителей к совместной работе с детьми (оформление выставок). Оформление выставки-отчета |