Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 3 класс | Романовская Ирина Сергеевна. Работа №351589

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Функциональной грамотности» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса.  

Представленная программа, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность. В   программу включены модули «читательская грамотность»,  «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность. Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей в доступной форме.

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная

школа № 92»

 

 

Рассмотрено

на заседании Педагогического Совета

МБОУ СОШ № 92

Протокол № 1 от 01.09.2023г.

 

Согласовано:

Руководитель методического объединения

________________ ____________

Протокол заседания ШМО от № 01.09.2023

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 92

_____________ Д.Н. Зимин

Приказ от 01.09.2023г. № 153-од

 

 

 

 

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

3 класс

Срок реализации – 1год

 

 

 

 

 

 

Разработана:

учителем начальных классов

Романовской И. С.,

высшей категории

 

 

 

 

 

г. Новосибирск, 2023г.

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Функциональной грамотности» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса. Программа «Функциональной грамотности» написана в соответствии с федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., который является главным направлением в государственной политике в сфере образования.

Цель курса внеурочной деятельности

- развитие основ функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:

– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

-находит и извлекает информацию из различных текстов;

- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Коррекционно - развивающие задачи курса:

- расширение и обогащение словарного запаса

-умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

    - развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей,

- развитие воображения, умения передавать и распознавать эмоциональные состояния

- развитие способности к сравнению

ормирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Общая характеристика программы

Представленная программа, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность. В программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность. Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей в доступной форме.

Место курса внеурочной деятельности в плане

Программа разработана для детей с ОВЗ, обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1) 3 класс. Возраст обучающихся 9-10 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю, всего 34 часа в год.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Общая характеристика курса

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.

В программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность

Личностные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных и предметных результатов освоения курса.

Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:

– оценивать свою вежливость;

– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

– знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео ) сопровождением;

 

Содержание программы 3 класс (34ч)

 

Раздел

Название

раздела

Основные узловые моменты

Формы организации образовательного процесса

Раздел 1.

 

Основы читательской грамотности- 12 часов

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его

частей?

Типы текстов: текст рассуждение.

Викторина, работа с текстом

,эвристическая беседа

Раздел 2

Естесственно- научная грамотность-11 часов

Условия, в которых мы живем, что такое экология. Кто и как живет рядом с нами

Дидактическая игра, презентация, выпуск экологической листовки

Раздел 3

 

Математическая грамотность- 11 часов

Мир занимательных задач

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры

Занятие- путешествие, занятие- игра, презентация

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно- развивающего характера

Программа под редакцией Виноградовой Н.Ф. « Функциональная грамотность младших школьников». Вентана- Граф, 2018г.

 

Информационно-методическое обеспечение:

 

 http://www.solnet.ee

Российский общеобразовательныйпортал для детей и взрослых.

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://www.vidahl.agava.ru/

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т.

http://potomy.ru/

Сайт детям начальной школы

http://www.nachalka.com/photo/

Фотогалерея сайта Началка.com

http://www.lukoshko.net

Сайт «Лукошко сказок»

http://audioskazki.detsky-mir.com/

ДетскоеHYPERLINK «http://audioskazki.detsky-mir.com/» аудио (сказки, песни, стихи, HYPERLINK «http://audioskazki.detsky-mir.com/»рассказы спектакли и т.д.)HYPERLINK «http://audioskazki.detsky-mir.com/»  

http://www.danilova.ru/storage/present.htm

Сиди и слушай аудиосказки

http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0HYPERLINK «http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1»&HYPERLINK «http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1»page=1

http://www.koob.ru/

Педагогическая библиотека

http://mirdetok.tomsk.ru/

Информационный сайт для детей и их родителей

 Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM)

Оборудование:

Проектор, компьютер с колонками, экран.

Литература для учителя:

Антошин М.К. Обучение смысловому чтению» 3 – 4 класс, АО «Издательство "Просвещение», 2020.

Литература для детей и родителей:

Любимые сказки

Ш.Перро «Красная шапочка

Учимся отвечать на вопросы

Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец».

Антошин М.К. Обучение смысловому чтению» 3 – 4 класс, АО «Издательство "Просвещение», 2020. 2. Галеева Н.Л. «Сборник метапредметных заданий для начальной школы» 3 – 4 класс, АО «Издательство "Просвещение», 2020. 3. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Дата

Корректировка

Тема учебного занятия

Содержание деятельности

Перечень универсальных действий

Коррекционная работа

 

 

 

 

Теоретическая часть

Практическая часть

 

 

Раздел 1.Основы читательской грамотности- 12 часов

1

 

 

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

Участие в эвристической беседе

Участие в коллективной игре путешествии (игре-соревновании), разгадывании

Осознание значимости чтения для личного развития;

умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий

 

Расширение словарного запаса, подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.

 

2

 

 

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

Участие в беседе

 

Работа в парах с текстами, написанными в разные эпохи, но объединёнными идеей

Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

Развитие вербального мышления. Развитие внимания и памяти

3

 

 

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

Обсуждение новой информации

Участие в коллективной игре

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

 

Развитие внимательности, развитие двигательной памяти

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Просмотр видеоролика

Участие в выполнении интерактивных заданий

Самостоятельное чтение надписей-заглавий предугадывание продолжения содержания.

Развитие способности к сравнению и обобщению

5

 

 

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей

Обсуждение ценности важнейшей профессии. Участие в разыгрывании сценок «Я – учитель», «Я и мои ученики».

 

Участие в групповой, парной работе: создание рисунков «Наш класс», «Мой учитель», рисунка «Буква для первого предложения сказки Л.Н. Толстого».

Работа с текстами (пословицами, стихотворениями), связанными с профессией учителя

Самостоятельное чтение надписей-заглавий предугадывание продолжения содержания.

Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки.

6

 

 

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей

. Просмотр видеоролика

Групповая, парная работа:

Умение участвовать в обсуждении различных текстов Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Расширение словарного запаса, подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы текстов: текст описание

Участие в беседе

Обсуждение творческого задания

Групповая и парная работа по созданию иллюстрации

Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

Обогащение словарного запаса

8

 

 

Типы текстов: текст повествование.

Участие в эвристической беседе

Участие в коллективной, индивидуальной работе

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Расширение словарного запаса, подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.

 

9

 

 

Типы текстов: текст рассуждение.

Участие в беседе Обсуждение пословиц

Коллективная виртуальная экскурсия. Участие в коллективной игре

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися

Развитие наглядно-образного мышления и словарного запаса

10

 

 

Работа со сплошным текстом.

Обсуждение качеств, которые отражают нравственные ценности и чувства.

Участие в эвристической беседе

Соревнование команд на умение устанавливать соответствие между частями текста

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции

 

11

 

 

Работа со сплошным текстом.

Просмотр видеоролика

Участие в коллективной игре

.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Наличие мотивации к работе на результат

Развитие связной речи.

Развитие слуховой памяти.

12

 

 

Работа со сплошным текстом.

Участие в беседе

Парная работа, связанная с применением полученной информации.

Выполнение интерактивных заданий

Формирование потребности в систематическом чтении. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Расширение словарного запаса;

развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей,

Раздел 2. Естесственно- научная грамотность-11 часов

13

 

 

Изучение природы.

Обсуждение примеров положительного и отрицательного отношения к природе

 

Выполнение интерактивных заданий

Осознание значимости чтения для личного развития

Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки

14

 

 

Условия, в которых мы живем

Участие в эвристической беседе

Групповая работа по анализу (установление соответствия)

Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных

Расширение словарного запаса, подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.

 

15

 

 

Условия, в которых мы живем

Участие в эвристической беседе

Групповая работа по анализу ситуаций, связанных с выполнением обязанностей членами общества

Овладение элементарными приемами анализа художественного текста

Развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей.

 

16

 

 

Кто и как живет рядом с нами

Просмотр видеоролика Участие в беседе

 

Участие в ролевой игре «Мы, дети… года, мечтаем в новом году о…».

 

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

Развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей.

 

17

 

 

Кто и как живет рядом с нами.

Обсуждение содержания прочитанных одноклассниками произведений,

Групповая и парная работа: составление поздравления с праздником

Овладение элементарными приемами анализа художественных текстов

Развитие словарного запаса

 

18

 

 

Кто и как живет рядом с нами

Участие в просмотре и обсуждении содержания видеоматериалов

Чтение фрагментов ,обсуждение прочитанного.

 

Умение соблюдать нормы информационной изобразительности, этики и этикета.

Развитие наглядно-образного мышления и словарного запаса

19

 

 

Кто и как живет рядом с нами.

Просмотр и обсуждение видеоролика

Работа с текстами, ответы на вопросы по содержанию текстов.

 

Умение участвовать в обсуждении различных текстов.

Развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей,

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто и как живет рядом с нами

Просмотр видеоролика

Групповая работа по анализу ситуаций, связанных с выполнением обязанностей членами общества

.Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных связей Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях

Развитие связной речи.

Развитие слуховой памяти

21

 

 

Кто и как живет рядом с нами.

Обсуждение содержания прочитанных одноклассниками произведений,

Интеллектуальная игра

Парная работа: подготовка рассказа

Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных связей

Развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей

22

 

 

 

 

 

Выясняем, что такое экология.

Участие в беседе о том,

Просмотр и обсуждение видеоматериалов

Выполнение интерактивных заданий

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости

Развитие воображения, умения передавать и распознавать эмоциональные состояния

Раздел 3 Математическая грамотность- 11 часов

23

 

 

Удивительный мир чисел»

Участие в эвристической беседе

Групповая работа по анализу (установление соответствия)

Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных связей

Развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей

24

 

 

Удивительный мир чисел»

 

Работа с интерактивными карточками

Формирование потребности в систематическом чтении. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Развитие наглядно-образного мышления

25

 

 

Удивительный мир чисел»

Участие в беседе

Парная работа, связанная с применением полученной информации.

Выполнение интерактивных заданий

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Развитие способности к сравнению

 

26

 

 

Мир занимательных задач

 

Решение занимательных задач в парах

Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных связей

Развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей,

 

27

 

 

Мир занимательных задач

 

Решение занимательных задач в парах

Формирование потребности в систематическом чтении .Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Развитие общей моторики, координации движений

28

 

 

Мир занимательных задач

 

Решение занимательных задач в парах

Формирование понятий о нравственности. Умение участвовать в обсуждении различных текстов

Развитие связной речи.

Развитие слуховой памяти

29

 

 

Мир занимательных задач

 

Работа с интерактивными карточками

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Обучение умению понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека;

 

30

 

 

Мир занимательных задач

 

Решение занимательных задач в парах

Формирование понятий о добре и зле, нравственности.

Развитие связной речи.

Развитие слуховой памяти

31

 

 

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры

 

Решение занимательных задач в парах

.Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных

Развитие наглядно-образного мышления

32

 

 

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры

Участие в беседе

Парная работа, связанная с применением полученной информации.

Выполнение интерактивных заданий

Овладение элементарными приемами анализа художественных текстов.

Развитие воображения, умения передавать и распознавать эмоциональные состояния

33

 

 

Итоговый мониторинг.

 

Работа с интерактивными карточками

Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных

Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.

34

 

 

Итоговый мониторинг.

Участие в беседе об увлечениях Просмотр и обсуждение видеоролика

 

Выполнение интерактивных заданий

Групповая работа: подготовка мини-сообщения

Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×