Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 3 класс | Романовская Ирина Сергеевна. Работа №351589
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Функциональной грамотности» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса.
Представленная программа, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность. В программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность. Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей в доступной форме.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная
школа № 92»
Рассмотрено
на заседании Педагогического Совета
МБОУ СОШ № 92
Протокол № 1 от 01.09.2023г.
Согласовано:
Руководитель методического объединения
________________ ____________
Протокол заседания ШМО от № 01.09.2023
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 92
_____________ Д.Н. Зимин
Приказ от 01.09.2023г. № 153-од
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
3 класс
Срок реализации – 1год
Разработана:
учителем начальных классов
Романовской И. С.,
высшей категории
г. Новосибирск, 2023г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Функциональной грамотности» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса. Программа «Функциональной грамотности» написана в соответствии с федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., который является главным направлением в государственной политике в сфере образования.
Цель курса внеурочной деятельности
- развитие основ функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Коррекционно - развивающие задачи курса:
- расширение и обогащение словарного запаса
-умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
- развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей,
- развитие воображения, умения передавать и распознавать эмоциональные состояния
- развитие способности к сравнению
-формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Общая характеристика программы
Представленная программа, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность. В программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность. Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей в доступной форме.
Место курса внеурочной деятельности в плане
Программа разработана для детей с ОВЗ, обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1) 3 класс. Возраст обучающихся 9-10 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Общая характеристика курса
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
В программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность
Личностные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных и предметных результатов освоения курса.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео ) сопровождением;
Содержание программы 3 класс (34ч)
Раздел
Название
раздела
Основные узловые моменты
Формы организации образовательного процесса
Раздел 1.
Основы читательской грамотности- 12 часов
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его
частей?
Типы текстов: текст рассуждение.
Викторина, работа с текстом
,эвристическая беседа
Раздел 2
Естесственно- научная грамотность-11 часов
Условия, в которых мы живем, что такое экология. Кто и как живет рядом с нами
Дидактическая игра, презентация, выпуск экологической листовки
Раздел 3
Математическая грамотность- 11 часов
Мир занимательных задач
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры
Занятие- путешествие, занятие- игра, презентация
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно- развивающего характера
Программа под редакцией Виноградовой Н.Ф. « Функциональная грамотность младших школьников». Вентана- Граф, 2018г.
Информационно-методическое обеспечение:
http://www.solnet.ee
Российский общеобразовательныйпортал для детей и взрослых.
http://www.viki.rdf.ru
Детские электронные книги и презентации
http://www.vidahl.agava.ru/
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т.
http://potomy.ru/
Сайт детям начальной школы
http://www.nachalka.com/photo/
Фотогалерея сайта Началка.com
http://www.lukoshko.net
Сайт «Лукошко сказок»
http://audioskazki.detsky-mir.com/
ДетскоеHYPERLINK «http://audioskazki.detsky-mir.com/» аудио (сказки, песни, стихи, HYPERLINK «http://audioskazki.detsky-mir.com/»рассказы спектакли и т.д.)HYPERLINK «http://audioskazki.detsky-mir.com/»
http://www.danilova.ru/storage/present.htm
Сиди и слушай аудиосказки
http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0HYPERLINK «http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1»&HYPERLINK «http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1»page=1
http://www.koob.ru/
Педагогическая библиотека
http://mirdetok.tomsk.ru/
Информационный сайт для детей и их родителей
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM)
Оборудование:
Проектор, компьютер с колонками, экран.
Литература для учителя:
Антошин М.К. Обучение смысловому чтению» 3 – 4 класс, АО «Издательство "Просвещение», 2020.
Литература для детей и родителей:
Любимые сказки
Ш.Перро «Красная шапочка
Учимся отвечать на вопросы
Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец».
Антошин М.К. Обучение смысловому чтению» 3 – 4 класс, АО «Издательство "Просвещение», 2020. 2. Галеева Н.Л. «Сборник метапредметных заданий для начальной школы» 3 – 4 класс, АО «Издательство "Просвещение», 2020. 3. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Корректировка
Тема учебного занятия
Содержание деятельности
Перечень универсальных действий
Коррекционная работа
Теоретическая часть
Практическая часть
Раздел 1.Основы читательской грамотности- 12 часов
1
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
Участие в эвристической беседе
Участие в коллективной игре путешествии (игре-соревновании), разгадывании
Осознание значимости чтения для личного развития;
умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий
Расширение словарного запаса, подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.
2
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
Участие в беседе
Работа в парах с текстами, написанными в разные эпохи, но объединёнными идеей
Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
Развитие вербального мышления. Развитие внимания и памяти
3
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
Обсуждение новой информации
Участие в коллективной игре
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Развитие внимательности, развитие двигательной памяти
4
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Просмотр видеоролика
Участие в выполнении интерактивных заданий
Самостоятельное чтение надписей-заглавий предугадывание продолжения содержания.
Развитие способности к сравнению и обобщению
5
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей
Обсуждение ценности важнейшей профессии. Участие в разыгрывании сценок «Я – учитель», «Я и мои ученики».
Участие в групповой, парной работе: создание рисунков «Наш класс», «Мой учитель», рисунка «Буква для первого предложения сказки Л.Н. Толстого».
Работа с текстами (пословицами, стихотворениями), связанными с профессией учителя
Самостоятельное чтение надписей-заглавий предугадывание продолжения содержания.
Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки.
6
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей
. Просмотр видеоролика
Групповая, парная работа:
Умение участвовать в обсуждении различных текстов Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Расширение словарного запаса, подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.
7
Типы текстов: текст описание
Участие в беседе
Обсуждение творческого задания
Групповая и парная работа по созданию иллюстрации
Готовность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
Обогащение словарного запаса
8
Типы текстов: текст повествование.
Участие в эвристической беседе
Участие в коллективной, индивидуальной работе
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
Расширение словарного запаса, подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.
9
Типы текстов: текст рассуждение.
Участие в беседе Обсуждение пословиц
Коллективная виртуальная экскурсия. Участие в коллективной игре
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися
Развитие наглядно-образного мышления и словарного запаса
10
Работа со сплошным текстом.
Обсуждение качеств, которые отражают нравственные ценности и чувства.
Участие в эвристической беседе
Соревнование команд на умение устанавливать соответствие между частями текста
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции
11
Работа со сплошным текстом.
Просмотр видеоролика
Участие в коллективной игре
.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Наличие мотивации к работе на результат
Развитие связной речи.
Развитие слуховой памяти.
12
Работа со сплошным текстом.
Участие в беседе
Парная работа, связанная с применением полученной информации.
Выполнение интерактивных заданий
Формирование потребности в систематическом чтении. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
Расширение словарного запаса;
развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей,
Раздел 2. Естесственно- научная грамотность-11 часов
13
Изучение природы.
Обсуждение примеров положительного и отрицательного отношения к природе
Выполнение интерактивных заданий
Осознание значимости чтения для личного развития
Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки
14
Условия, в которых мы живем
Участие в эвристической беседе
Групповая работа по анализу (установление соответствия)
Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных
Расширение словарного запаса, подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.
15
Условия, в которых мы живем
Участие в эвристической беседе
Групповая работа по анализу ситуаций, связанных с выполнением обязанностей членами общества
Овладение элементарными приемами анализа художественного текста
Развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей.
16
Кто и как живет рядом с нами
Просмотр видеоролика Участие в беседе
Участие в ролевой игре «Мы, дети… года, мечтаем в новом году о…».
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
Развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей.
17
Кто и как живет рядом с нами.
Обсуждение содержания прочитанных одноклассниками произведений,
Групповая и парная работа: составление поздравления с праздником
Овладение элементарными приемами анализа художественных текстов
Развитие словарного запаса
18
Кто и как живет рядом с нами
Участие в просмотре и обсуждении содержания видеоматериалов
Чтение фрагментов ,обсуждение прочитанного.
Умение соблюдать нормы информационной изобразительности, этики и этикета.
Развитие наглядно-образного мышления и словарного запаса
19
Кто и как живет рядом с нами.
Просмотр и обсуждение видеоролика
Работа с текстами, ответы на вопросы по содержанию текстов.
Умение участвовать в обсуждении различных текстов.
Развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей,
20
Кто и как живет рядом с нами
Просмотр видеоролика
Групповая работа по анализу ситуаций, связанных с выполнением обязанностей членами общества
.Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных связей Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях
Развитие связной речи.
Развитие слуховой памяти
21
Кто и как живет рядом с нами.
Обсуждение содержания прочитанных одноклассниками произведений,
Интеллектуальная игра
Парная работа: подготовка рассказа
Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных связей
Развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей
22
Выясняем, что такое экология.
Участие в беседе о том,
Просмотр и обсуждение видеоматериалов
Выполнение интерактивных заданий
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости
Развитие воображения, умения передавать и распознавать эмоциональные состояния
Раздел 3 Математическая грамотность- 11 часов
23
Удивительный мир чисел»
Участие в эвристической беседе
Групповая работа по анализу (установление соответствия)
Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных связей
Развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей
24
Удивительный мир чисел»
Работа с интерактивными карточками
Формирование потребности в систематическом чтении. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Развитие наглядно-образного мышления
25
Удивительный мир чисел»
Участие в беседе
Парная работа, связанная с применением полученной информации.
Выполнение интерактивных заданий
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Развитие способности к сравнению
26
Мир занимательных задач
Решение занимательных задач в парах
Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных связей
Развитие зрительного и слухового внимания; двигательной и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей,
27
Мир занимательных задач
Решение занимательных задач в парах
Формирование потребности в систематическом чтении .Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Развитие общей моторики, координации движений
28
Мир занимательных задач
Решение занимательных задач в парах
Формирование понятий о нравственности. Умение участвовать в обсуждении различных текстов
Развитие связной речи.
Развитие слуховой памяти
29
Мир занимательных задач
Работа с интерактивными карточками
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Обучение умению понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека;
30
Мир занимательных задач
Решение занимательных задач в парах
Формирование понятий о добре и зле, нравственности.
Развитие связной речи.
Развитие слуховой памяти
31
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры
Решение занимательных задач в парах
.Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных
Развитие наглядно-образного мышления
32
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры
Участие в беседе
Парная работа, связанная с применением полученной информации.
Выполнение интерактивных заданий
Овладение элементарными приемами анализа художественных текстов.
Развитие воображения, умения передавать и распознавать эмоциональные состояния
33
Итоговый мониторинг.
Работа с интерактивными карточками
Овладение признаками установления аналогий и причинно-следственных
Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.
34
Итоговый мониторинг.
Участие в беседе об увлечениях Просмотр и обсуждение видеоролика
Выполнение интерактивных заданий
Групповая работа: подготовка мини-сообщения
Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.