Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по технологии «Шкатулка идей» | Вяткина Ирина Борисовна. Работа №312531

Дата публикации:
Автор:
Описание:

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности по технологии «Шкатулка идей» разработана для учащихся 7-8 классов.

Срок реализации программы 2 года, общий объем 136 часов. Занятия проводятся в течение 2-х часов (одно занятие из двух уроков), 1 раз в неделю.

    Программа внеурочной деятельности «Шкатулка идей» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОО, направлена на формирование художественно – эстетического вкуса учащихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии.

Муниципальное образование город Краснодар

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №82

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ТЕХНОЛОГИИ

художественно - эстетической направленности

(Тип программы: комплексная, тематическая, ориентированная на достижение результатов определенного уровня/ по конкретным видам внеурочной деятельности)

творческая студия

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Шкатулка идей»

(наименование)

2 года (7-8 класс); 68 часов в год

(срок реализации программы)

13-14 лет

(возраст обучающихся)

Вяткина Ирина Борисовна

(Ф.И.О. учителя, составителя)

 

Программа разработана: в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка

 

Программа «Шкатулка идей» реализует художественно - эстетическое направление во внеурочной деятельности. Рукоделие во все времена было очень востребованным. В современном мире появляются новые материалы и техники для рукоделия, но также возрождаются и сохраняются старинные виды.

Изделия, сделанные своими руками, всегда остаются модными и красивыми. Занятия рукоделием раскрывают творческие и художественные способности, фантазию, приучает к трудолюбию, дает возможность создавать прекрасные вещи собственными руками, лучше узнать национальную культуру.

Актуальность программы состоит в приобщении учащихся к народному декоративно-прикладному искусству. Занятия рукоделием позволяют реализовывать творческие задумки, выполнять изделия в подарок близким и для себя, а также могут служить источником дополнительного заработка.

Новизна программы в том, что она включает в себя различные виды рукоделия и не привязана к какому-либо одному направлению ДПИ. Благодаря этому у учащихся есть возможность познакомиться с огромным многообразием современного рукоделия, берущего истоки из народного творчества.

Практическая значимость программы заключается в возможности значительно расширить содержание предмета «Технология». Различные виды творческой деятельности дают возможность учащимся наиболее полно реализовать свои способности. Овладение различными технологиями декоративно-прикладного творчества, позволит учащимся создавать красивые изделия, поможет личностному росту, благодаря участию в выставках, конкурсах и т.п.

Цель программы:

развитие творческих способностей учащихся через освоение различных видов декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

развитие художественно - эстетического и вкуса, творческого мышления

у учащихся

;

овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда из различных материалов;

формирование интереса к декоративно-прикладным видам деятельности;

ознакомление с различными технологиями рукоделия, основами знаний в области

цветоведения

и композиции;

воспитание уважения к национальным народным традициям;

воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности;

На реализацию программы отводится 2 часа в неделю (одно занятие из двух уроков), всего 68 часов в год. Занятия проводятся в группах наполняемостью до 12 человек. Срок реализации программы - 2 года.

Содержание программы соответствует современным образовательным технологиям и обеспечивает обучение, воспитание и развитие учащихся, осуществляет гармоничную связь многих видов деятельности: познавательной, художественной, предметной, коммуникативной, физической и др.

Содержание программы делится на отдельные модули, каждый из которых нацелен на изучение теоретического материала и практические работы. Большее количество времени отводится на практическую деятельность учащихся. В теоретической части учащиеся знакомятся с правилами техники безопасности, узнают историю того или иного вида рукоделия, получают сведения о материалах и инструментах, необходимых для работы, условных обозначениях. Выполняя практические задания, дети приобретают необходимые умения и навыки, учатся выполнять изделия с использованием различных технологий рукоделия.

Содержание каждого модуля строится по следующему алгоритму:

 

историческ

ая справка

;

современн

ые тенденции

;

технологически

е

прием

ы

и способ

ы

обработки материалов

для

выполнени

я

практических заданий;

изготовление

изделий

.

Первый год обучения:

модуль –

лоскутное шитьё

(пэчворк)

;

модуль –

работа с

гофрированной бумагой;

модуль –

бисероплетение

;

модуль –

папье-маше

;

модуль –

т

ворческий проект по собственному замыслу

Второй год обучения:

модуль –

декупаж

;

модуль –

пошив куклы Тильда

;

модуль –

валяние

из

шерсти

;

модуль –

т

ворческий проект по собственному замыслу

Последний модуль в конце каждого года обучения для работы над творческим проектом по собственному замыслу с помощью любой изученной технологии.

Программа предполагает работу с учащимися 13–14 лет.

Для развития мотивации учащихся к творческому поиску и более глубокого усвоения программы предполагается участие в различных выставках и конкурсах.

При проведении занятий используются различные методы и приемы обучения:

наглядные (показ, демонстрация изделий, иллюстраций, таблиц, фото- и видео мастер-классов, видеофильмов и др. наглядных пособий);

словесные (объяснение, рассказ, беседа);

практические

-

поисковые;

о

бъяснительно-иллюстративные;

проблемно-мотивационные;

творчески

е

проект

ы

.

При проведении занятий применяются различные формы обучения: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Планируемые р

езультаты освоения курса внеурочной деятельности

 

В процессе реализации курса внеурочной деятельности «Шкатулка идей» у учащихся формируются личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) результаты.

 

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей

деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных

потребностей;

;

готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладени

е

элементами организации умственного и физического труда;

самооценка умственных и физических способностей при трудовой

деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;

желание участвовать

в творческом

и

созидательном процессе

,

осваивать новые виды деятельности;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

устанавливать причинно-следственные связи;

вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе работы с изделием

Познавательные УУД:

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения

н

равственных, правовых норм,

эстетических ценностей

приняты

х

в обществе и коллективе

.

Коммуникативные УУД:

 

владе

ть

методами чтения и способами графического представления технологической информации;

самостоятельное выполн

ять

различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства;

примен

ять

элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

сочета

ть

образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;

 

 

Содержание программы

1 год обучения.

Вводное занятие.

Знакомство с программой творческой студии. Виды декоративно-прикладного искусства. Роль ДПИ в жизни человека. Народные ремесла и промыслы, традиции и современность. Показ изделий, иллюстраций, раскрывающих основные направления в художественной обработке различных материалов.

Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила. Инструктаж по охране труда.

Лоскутное шитьё (пэчворк) (12 ч)

Теория: История возникновения пэчворка. Виды пэчворка. Особенности лоскутного творчества. Инструменты и приспособления, правила работы с ними. Основные правила кроя, приемы и способы обработки. Способы соединения деталей в изделии. Виды швов, их классификация. Применение ручных швов для соединения деталей и отделки изделий из лоскутов. Ручные швы «вперед иголку», «назад иголку», «петельный», «тамбурный», «стебельчатый», «козлик». Практическое применение лоскутных изделий.

Практика: Создание эскизов. Изготовление выкроек для изделий. Подбор лоскутов и декоративных материалов в соответствии с эскизом изделия. Изготовление изделий в стиле пэчворк: кухонная прихватка из лоскутов, коврик в стиле пэчворк, сумка в технике «боро».

 

Работа с гофрированной бумагой (12 ч)

Теория: История создания гофрированной бумаги. Виды гофрированной бумаги и её использование. Инструменты и материалы для изготовления цветов из гофрированной бумаги. Технология изготовления декоративных и фантазийных цветов. Особенности строения живых цветов. Способы крепления цветов к подставкам, заколкам, ободкам. Правила техники безопасности при работе с клеевым пистолетом.

Практика: Разработка макета для объёмной композиции из гофрированных цветов. Подготовка гофрированной бумаги, вырезание лепестков. Изготовление различных цветов – тюльпана, астры, хризантемы, розы, ромашки и др. Изготовление фантазийных цветов из бумаги. Создание декоративных и вспомогательных элементов для оформления композиции. Создание объёмных цветов из гофрированной бумаги. Изготовление подставки для цветочной композиции и сборка композиции в единое целое

Бисероплетение (14 ч).

Теория: История бисерного рукоделия. Современные направления в бисероплетении. Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета. Правила сочетания цветов в изделии. Виды бисера, его особенности. Материалы и инструменты для работы. Различные способы плетения из бисера. Наращивание проволоки и лески в процессе работы. Условные обозначения в схемах бисероплетения.

Практика: Плетение простейших цепочек способом «в крестик», «колечки», их чередованием. Изготовление фенечек. Плетение по схемам. Изготовление объемных игрушек и браслетов способом параллельного плетения на леске.

Крепление фурнитуры. Плетение плоских фигурок. Изготовление цветов с использованием техники параллельного плетения и французской техники плетения из бисера. Выполнение отдельных элементов цветов – лепестков, листьев. Сборка изделий.

Папье-маше (8 ч)

Теория: История папье-маше. Основные техники, необходимые материалы. Масса для лепки папье-маше.

Практика: Карнавальная маска из папье-маше послойным методом. Объёмные фигурки из папье-маше (лепка из бумажной массы).

Творческий проект по собственному замыслу (10 ч)

Теория: Этапы проектирования. Постановка проблемы, обоснование темы проекта. История объекта проектирования или технологии изготовления. Анализ и выбор лучшей идеи для проекта. Выбор материалов, инструментов и оборудования. Конструирование и моделирование. Технологическая последовательность изготовления изделия. Экологическое и экономическое обоснование проекта. Самооценка, анализ результатов.

Практика: Работа над проектом. Изготовление изделия. Оформление проектной документации. Создание технологической карты изготовления изделия. Защита проекта.

Экскурсии (4 ч).

Посещение выставок декоративно-прикладного творчества.

Итоговое занятие (2 ч).

Подведение итогов года. Организация выставки работ.

2-й год обучения.

Вводное занятие.

Знакомство с программой. Правила поведения на занятиях, режим работы. Демонстрация изделий, иллюстраций, раскрывающих основные направления в художественной обработке различных материалов.

Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила. Инструктаж по охране труда.

Декупаж (16 ч)

Теория: История возникновения декупажа. Основные виды и стили. Инструменты и материалы. Выбор предполагаемых изделий. Продумывание и создание композиции

Практика: Декупаж на тарелке салфеточным методом. Изготовление шкатулки в стиле декупаж. Украшение цветочного кашпо салфеточным декупажем. Создание вазы в стиле декупаж.

Пошив куклы Тильда (20 ч)

Теория: Тильда: история возникновения, мировая популярность, секреты пошива, выкройки кукол. Необходимые инструменты и материалы. Мягкие игрушки в стиле тильда.

Практика: Выкройка и пошив птички Тильда. Выкройка и пошив кота Тильда. Выкройка и пошив куклы Тильда. Пошив одежды для куклы Тильда. Выкройка и пошив кролика Тильда

Валяние из шерсти (фелтинг) (14)

Теория: История возникновения валяния из шерсти. Виды валяния. Инструменты и материалы. Выбор игрушки для валяния сухим способом. Выбор картины для шерстяной акварели.

Практика: Подбор шерсти для валяния игрушек сухим способом (кота, совы). Валяние игрушек сухим способом. Создание картины методом Шерстяная акварель. Создание цветка-браслета методом Мокрое валяние.

Творческий проект по собственному замыслу (10 ч)

Теория: Этапы проектирования. Постановка проблемы, обоснование темы проекта. История объекта проектирования или технологии изготовления. Анализ и выбор лучшей идеи для проекта. Выбор материалов, инструментов и оборудования. Конструирование и моделирование. Технологическая последовательность изготовления изделия. Экологическое и экономическое обоснование проекта. Самооценка, анализ результатов.

Практика: Работа над проектом. Изготовление изделия. Оформление проектной документации. Создание технологической карты изготовления изделия. Защита проекта.

Экскурсии (4 ч).

Посещение выставок декоративно-прикладного творчества.

Итоговое занятие (2 ч).

Подведение итогов года. Организация выставки работ.

 

Тематическое планирование

Первый год обучения

Тема занятий

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

Лоскутное шитьё (пэчворк) (12 ч)

2

Виды пэчворка. Особенности лоскутного творчества. Основные правила кроя, приемы и способы обработки

2

3

Кухонная прихватка из лоскутов

2

4

Изготовление коврика в стиле пэчворк

2

5

Изготовление коврика в стиле пэчворк

2

6

Сумка в технике «боро»

2

7

Сумка в технике «боро»

2

Работа с гофрированной бумагой (12 ч)

8

История создания гофрированной бумаги. Виды гофрированной бумаги и её использование. Инструменты и материалы для изготовления цветов из гофрированной бумаги

2

9

Разработка макета для объёмной композиции из гофрированных цветов.

2

10

Выбор цветка и подготовка материалов для создания объёмных цветов из гофрированной бумаги

2

11

Изготовление объёмных цветов из гофрированной бумаги

2

12

Изготовление объёмных цветов из гофрированной бумаги

2

13

Изготовление подставки для цветочной композиции и сборка композиции в единое целое

2

 

Бисероплетение (20)

 

14

История бисерного рукоделия. Виды бисера. Материалы и инструменты. Цветовые решения в работе

2

15

Плетение простейших цепочек. Изготовление фенечек

2

16

Параллельное плетение на леске. Выполнение объёмных фигурок

2

17

Плетение объёмных фигурок

2

18

Параллельное плетение на проволоке. Техника плетения цветов и листьев

2

19

Изготовление изделий в технике параллельного плетения

2

20

Изготовление изделий в технике параллельного плетения

2

21

Французское плетение. Листья и лепестки.

2

22

Изготовление изделий в технике французского плетения

2

Папье-маше (8 ч)

23

История папье-маше. Основные техники, необходимые материалы

2

24

Карнавальная маска из папе-маше

2

25

Карнавальная маска из папе-маше

2

26

Объёмные фигурки из папье-маше

2

Творческий проект по собственному замыслу (10 ч)

27

Работа над проектом. Аналитический этап

2

28

Работа над проектом. Конструкторский этап

2

29

Работа над проектом. Технологический этап

2

30

Работа над проектом. Технологический этап

 

31

Работа над проектом. Заключительный этап. Защита проекта

2

32-

33

Экскурсии (4 ч)

4

34

Итоговое занятие

2

Итого

68

 

 

Второй год обучения.

Тема занятий

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

Декупаж (16 ч)

2

История возникновения декупажа. Основные виды и стили. Инструменты и материалы.

2

3

Салфеточный декупаж. Декупаж на тарелке.

2

4

Подбор материалов для изготовления шкатулки в стиле декупаж. Продумывание и создание композиции.

2

5

Изготовление шкатулки в стиле декупаж.

2

6

Изготовление шкатулки в стиле декупаж.

2

7

Украшение цветочного кашпо декупажем

2

8

Украшение цветочного кашпо декупажем

2

9

Ваза в стиле декупаж

2

Пошив куклы Тильда (20 ч)

10

Тильда: история возникновения, мировая популярность, секреты пошива, выкройки кукол. Необходимые инструменты и материалы.

2

11

Выкройка и пошив птички Тильда

2

12

Выкройка и пошив кота Тильда

2

13

Выкройка и пошив куклы Тильда

2

14

Пошив куклы Тильда

2

15

Пошив куклы Тильда

2

16

Пошив одежды для куклы Тильда

2

17

Пошив одежды для куклы Тильда

2

18

Выкройка и пошив кролика Тильда

2

19

Выкройка и пошив кролика Тильда

2

Валяние из шерсти (фелтинг) (14)

20

История возникновения. Виды валяния. Инструменты и материалы

2

21

Валяние игрушек сухим способом

2

22

Валяние игрушек сухим способом

2

23

Валяние игрушек сухим способом

2

24

Шерстяная акварель. Создание картины

2

25

Шерстяная акварель. Создание картины

2

26

Мокрое валяние. Создание цветка-браслета

2

Творческий проект по собственному замыслу (10 ч)

27

Работа над проектом. Аналитический этап

2

28

Работа над проектом. Конструкторский этап

2

29

Работа над проектом. Технологический этап

2

30

Работа над проектом. Технологический этап

2

31

Работа над проектом. Заключительный этап. Защита проекта

2

32-

33

Экскурсии (4 ч)

4

34

Итоговое занятие

2

Итого:

68

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×