Рабочая программа курса внеурочной деятельности по технологии «Шкатулка идей» | Вяткина Ирина Борисовна. Работа №312531
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по технологии «Шкатулка идей» разработана для учащихся 7-8 классов.
Срок реализации программы 2 года, общий объем 136 часов. Занятия проводятся в течение 2-х часов (одно занятие из двух уроков), 1 раз в неделю.
Программа внеурочной деятельности «Шкатулка идей» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОО, направлена на формирование художественно – эстетического вкуса учащихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии.
Муниципальное образование город Краснодар
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №82
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
художественно - эстетической направленности
(Тип программы: комплексная, тематическая, ориентированная на достижение результатов определенного уровня/ по конкретным видам внеурочной деятельности)
творческая студия
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Шкатулка идей»
(наименование)
2 года (7-8 класс); 68 часов в год
(срок реализации программы)
13-14 лет
(возраст обучающихся)
Вяткина Ирина Борисовна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Программа разработана: в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка
Программа «Шкатулка идей» реализует художественно - эстетическое направление во внеурочной деятельности. Рукоделие во все времена было очень востребованным. В современном мире появляются новые материалы и техники для рукоделия, но также возрождаются и сохраняются старинные виды.
Изделия, сделанные своими руками, всегда остаются модными и красивыми. Занятия рукоделием раскрывают творческие и художественные способности, фантазию, приучает к трудолюбию, дает возможность создавать прекрасные вещи собственными руками, лучше узнать национальную культуру.
Актуальность программы состоит в приобщении учащихся к народному декоративно-прикладному искусству. Занятия рукоделием позволяют реализовывать творческие задумки, выполнять изделия в подарок близким и для себя, а также могут служить источником дополнительного заработка.
Новизна программы в том, что она включает в себя различные виды рукоделия и не привязана к какому-либо одному направлению ДПИ. Благодаря этому у учащихся есть возможность познакомиться с огромным многообразием современного рукоделия, берущего истоки из народного творчества.
Практическая значимость программы заключается в возможности значительно расширить содержание предмета «Технология». Различные виды творческой деятельности дают возможность учащимся наиболее полно реализовать свои способности. Овладение различными технологиями декоративно-прикладного творчества, позволит учащимся создавать красивые изделия, поможет личностному росту, благодаря участию в выставках, конкурсах и т.п.
Цель программы:
развитие творческих способностей учащихся через освоение различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
развитие художественно - эстетического и вкуса, творческого мышления
у учащихся
;
овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда из различных материалов;
формирование интереса к декоративно-прикладным видам деятельности;
ознакомление с различными технологиями рукоделия, основами знаний в области
цветоведения
и композиции;
воспитание уважения к национальным народным традициям;
воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности;
На реализацию программы отводится 2 часа в неделю (одно занятие из двух уроков), всего 68 часов в год. Занятия проводятся в группах наполняемостью до 12 человек. Срок реализации программы - 2 года.
Содержание программы соответствует современным образовательным технологиям и обеспечивает обучение, воспитание и развитие учащихся, осуществляет гармоничную связь многих видов деятельности: познавательной, художественной, предметной, коммуникативной, физической и др.
Содержание программы делится на отдельные модули, каждый из которых нацелен на изучение теоретического материала и практические работы. Большее количество времени отводится на практическую деятельность учащихся. В теоретической части учащиеся знакомятся с правилами техники безопасности, узнают историю того или иного вида рукоделия, получают сведения о материалах и инструментах, необходимых для работы, условных обозначениях. Выполняя практические задания, дети приобретают необходимые умения и навыки, учатся выполнять изделия с использованием различных технологий рукоделия.
Содержание каждого модуля строится по следующему алгоритму:
историческ
ая справка
;
современн
ые тенденции
;
технологически
е
прием
ы
и способ
ы
обработки материалов
для
выполнени
я
практических заданий;
изготовление
изделий
.
Первый год обучения:
модуль –
лоскутное шитьё
(пэчворк)
;
модуль –
работа с
гофрированной бумагой;
модуль –
бисероплетение
;
модуль –
папье-маше
;
модуль –
т
ворческий проект по собственному замыслу
Второй год обучения:
модуль –
декупаж
;
модуль –
пошив куклы Тильда
;
модуль –
валяние
из
шерсти
;
модуль –
т
ворческий проект по собственному замыслу
Последний модуль в конце каждого года обучения для работы над творческим проектом по собственному замыслу с помощью любой изученной технологии.
Программа предполагает работу с учащимися 13–14 лет.
Для развития мотивации учащихся к творческому поиску и более глубокого усвоения программы предполагается участие в различных выставках и конкурсах.
При проведении занятий используются различные методы и приемы обучения:
наглядные (показ, демонстрация изделий, иллюстраций, таблиц, фото- и видео мастер-классов, видеофильмов и др. наглядных пособий);
словесные (объяснение, рассказ, беседа);
практические
-
поисковые;
о
бъяснительно-иллюстративные;
проблемно-мотивационные;
творчески
е
проект
ы
.
При проведении занятий применяются различные формы обучения: индивидуальная, фронтальная и групповая.
Планируемые р
езультаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе реализации курса внеурочной деятельности «Шкатулка идей» у учащихся формируются личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей
деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных
потребностей;
;
готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладени
е
элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой
деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
желание участвовать
в творческом
и
созидательном процессе
,
осваивать новые виды деятельности;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе работы с изделием
Познавательные УУД:
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
н
равственных, правовых норм,
эстетических ценностей
приняты
х
в обществе и коллективе
.
Коммуникативные УУД:
владе
ть
методами чтения и способами графического представления технологической информации;
самостоятельное выполн
ять
различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства;
примен
ять
элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
сочета
ть
образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
Содержание программы
1 год обучения.
Вводное занятие.
Знакомство с программой творческой студии. Виды декоративно-прикладного искусства. Роль ДПИ в жизни человека. Народные ремесла и промыслы, традиции и современность. Показ изделий, иллюстраций, раскрывающих основные направления в художественной обработке различных материалов.
Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила. Инструктаж по охране труда.
Лоскутное шитьё (пэчворк) (12 ч)
Теория: История возникновения пэчворка. Виды пэчворка. Особенности лоскутного творчества. Инструменты и приспособления, правила работы с ними. Основные правила кроя, приемы и способы обработки. Способы соединения деталей в изделии. Виды швов, их классификация. Применение ручных швов для соединения деталей и отделки изделий из лоскутов. Ручные швы «вперед иголку», «назад иголку», «петельный», «тамбурный», «стебельчатый», «козлик». Практическое применение лоскутных изделий.
Практика: Создание эскизов. Изготовление выкроек для изделий. Подбор лоскутов и декоративных материалов в соответствии с эскизом изделия. Изготовление изделий в стиле пэчворк: кухонная прихватка из лоскутов, коврик в стиле пэчворк, сумка в технике «боро».
Работа с гофрированной бумагой (12 ч)
Теория: История создания гофрированной бумаги. Виды гофрированной бумаги и её использование. Инструменты и материалы для изготовления цветов из гофрированной бумаги. Технология изготовления декоративных и фантазийных цветов. Особенности строения живых цветов. Способы крепления цветов к подставкам, заколкам, ободкам. Правила техники безопасности при работе с клеевым пистолетом.
Практика: Разработка макета для объёмной композиции из гофрированных цветов. Подготовка гофрированной бумаги, вырезание лепестков. Изготовление различных цветов – тюльпана, астры, хризантемы, розы, ромашки и др. Изготовление фантазийных цветов из бумаги. Создание декоративных и вспомогательных элементов для оформления композиции. Создание объёмных цветов из гофрированной бумаги. Изготовление подставки для цветочной композиции и сборка композиции в единое целое
Бисероплетение (14 ч).
Теория: История бисерного рукоделия. Современные направления в бисероплетении. Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета. Правила сочетания цветов в изделии. Виды бисера, его особенности. Материалы и инструменты для работы. Различные способы плетения из бисера. Наращивание проволоки и лески в процессе работы. Условные обозначения в схемах бисероплетения.
Практика: Плетение простейших цепочек способом «в крестик», «колечки», их чередованием. Изготовление фенечек. Плетение по схемам. Изготовление объемных игрушек и браслетов способом параллельного плетения на леске.
Крепление фурнитуры. Плетение плоских фигурок. Изготовление цветов с использованием техники параллельного плетения и французской техники плетения из бисера. Выполнение отдельных элементов цветов – лепестков, листьев. Сборка изделий.
Папье-маше (8 ч)
Теория: История папье-маше. Основные техники, необходимые материалы. Масса для лепки папье-маше.
Практика: Карнавальная маска из папье-маше послойным методом. Объёмные фигурки из папье-маше (лепка из бумажной массы).
Творческий проект по собственному замыслу (10 ч)
Теория: Этапы проектирования. Постановка проблемы, обоснование темы проекта. История объекта проектирования или технологии изготовления. Анализ и выбор лучшей идеи для проекта. Выбор материалов, инструментов и оборудования. Конструирование и моделирование. Технологическая последовательность изготовления изделия. Экологическое и экономическое обоснование проекта. Самооценка, анализ результатов.
Практика: Работа над проектом. Изготовление изделия. Оформление проектной документации. Создание технологической карты изготовления изделия. Защита проекта.
Экскурсии (4 ч).
Посещение выставок декоративно-прикладного творчества.
Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов года. Организация выставки работ.
2-й год обучения.
Вводное занятие.
Знакомство с программой. Правила поведения на занятиях, режим работы. Демонстрация изделий, иллюстраций, раскрывающих основные направления в художественной обработке различных материалов.
Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила. Инструктаж по охране труда.
Декупаж (16 ч)
Теория: История возникновения декупажа. Основные виды и стили. Инструменты и материалы. Выбор предполагаемых изделий. Продумывание и создание композиции
Практика: Декупаж на тарелке салфеточным методом. Изготовление шкатулки в стиле декупаж. Украшение цветочного кашпо салфеточным декупажем. Создание вазы в стиле декупаж.
Пошив куклы Тильда (20 ч)
Теория: Тильда: история возникновения, мировая популярность, секреты пошива, выкройки кукол. Необходимые инструменты и материалы. Мягкие игрушки в стиле тильда.
Практика: Выкройка и пошив птички Тильда. Выкройка и пошив кота Тильда. Выкройка и пошив куклы Тильда. Пошив одежды для куклы Тильда. Выкройка и пошив кролика Тильда
Валяние из шерсти (фелтинг) (14)
Теория: История возникновения валяния из шерсти. Виды валяния. Инструменты и материалы. Выбор игрушки для валяния сухим способом. Выбор картины для шерстяной акварели.
Практика: Подбор шерсти для валяния игрушек сухим способом (кота, совы). Валяние игрушек сухим способом. Создание картины методом Шерстяная акварель. Создание цветка-браслета методом Мокрое валяние.
Творческий проект по собственному замыслу (10 ч)
Теория: Этапы проектирования. Постановка проблемы, обоснование темы проекта. История объекта проектирования или технологии изготовления. Анализ и выбор лучшей идеи для проекта. Выбор материалов, инструментов и оборудования. Конструирование и моделирование. Технологическая последовательность изготовления изделия. Экологическое и экономическое обоснование проекта. Самооценка, анализ результатов.
Практика: Работа над проектом. Изготовление изделия. Оформление проектной документации. Создание технологической карты изготовления изделия. Защита проекта.
Экскурсии (4 ч).
Посещение выставок декоративно-прикладного творчества.
Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов года. Организация выставки работ.
Тематическое планирование
Первый год обучения
№
Тема занятий
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2
Лоскутное шитьё (пэчворк) (12 ч)
2
Виды пэчворка. Особенности лоскутного творчества. Основные правила кроя, приемы и способы обработки
2
3
Кухонная прихватка из лоскутов
2
4
Изготовление коврика в стиле пэчворк
2
5
Изготовление коврика в стиле пэчворк
2
6
Сумка в технике «боро»
2
7
Сумка в технике «боро»
2
Работа с гофрированной бумагой (12 ч)
8
История создания гофрированной бумаги. Виды гофрированной бумаги и её использование. Инструменты и материалы для изготовления цветов из гофрированной бумаги
2
9
Разработка макета для объёмной композиции из гофрированных цветов.
2
10
Выбор цветка и подготовка материалов для создания объёмных цветов из гофрированной бумаги
2
11
Изготовление объёмных цветов из гофрированной бумаги
2
12
Изготовление объёмных цветов из гофрированной бумаги
2
13
Изготовление подставки для цветочной композиции и сборка композиции в единое целое
2
Бисероплетение (20)
14
История бисерного рукоделия. Виды бисера. Материалы и инструменты. Цветовые решения в работе
2
15
Плетение простейших цепочек. Изготовление фенечек
2
16
Параллельное плетение на леске. Выполнение объёмных фигурок
2
17
Плетение объёмных фигурок
2
18
Параллельное плетение на проволоке. Техника плетения цветов и листьев
2
19
Изготовление изделий в технике параллельного плетения
2
20
Изготовление изделий в технике параллельного плетения
2
21
Французское плетение. Листья и лепестки.
2
22
Изготовление изделий в технике французского плетения
2
Папье-маше (8 ч)
23
История папье-маше. Основные техники, необходимые материалы
2
24
Карнавальная маска из папе-маше
2
25
Карнавальная маска из папе-маше
2
26
Объёмные фигурки из папье-маше
2
Творческий проект по собственному замыслу (10 ч)
27
Работа над проектом. Аналитический этап
2
28
Работа над проектом. Конструкторский этап
2
29
Работа над проектом. Технологический этап
2
30
Работа над проектом. Технологический этап
31
Работа над проектом. Заключительный этап. Защита проекта
2
32-
33
Экскурсии (4 ч)
4
34
Итоговое занятие
2
Итого
68
Второй год обучения.
№
Тема занятий
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2
Декупаж (16 ч)
2
История возникновения декупажа. Основные виды и стили. Инструменты и материалы.
2
3
Салфеточный декупаж. Декупаж на тарелке.
2
4
Подбор материалов для изготовления шкатулки в стиле декупаж. Продумывание и создание композиции.
2
5
Изготовление шкатулки в стиле декупаж.
2
6
Изготовление шкатулки в стиле декупаж.
2
7
Украшение цветочного кашпо декупажем
2
8
Украшение цветочного кашпо декупажем
2
9
Ваза в стиле декупаж
2
Пошив куклы Тильда (20 ч)
10
Тильда: история возникновения, мировая популярность, секреты пошива, выкройки кукол. Необходимые инструменты и материалы.
2
11
Выкройка и пошив птички Тильда
2
12
Выкройка и пошив кота Тильда
2
13
Выкройка и пошив куклы Тильда
2
14
Пошив куклы Тильда
2
15
Пошив куклы Тильда
2
16
Пошив одежды для куклы Тильда
2
17
Пошив одежды для куклы Тильда
2
18
Выкройка и пошив кролика Тильда
2
19
Выкройка и пошив кролика Тильда
2
Валяние из шерсти (фелтинг) (14)
20
История возникновения. Виды валяния. Инструменты и материалы
2
21
Валяние игрушек сухим способом
2
22
Валяние игрушек сухим способом
2
23
Валяние игрушек сухим способом
2
24
Шерстяная акварель. Создание картины
2
25
Шерстяная акварель. Создание картины
2
26
Мокрое валяние. Создание цветка-браслета
2
Творческий проект по собственному замыслу (10 ч)
27
Работа над проектом. Аналитический этап
2
28
Работа над проектом. Конструкторский этап
2
29
Работа над проектом. Технологический этап
2
30
Работа над проектом. Технологический этап
2
31
Работа над проектом. Заключительный этап. Защита проекта
2
32-
33
Экскурсии (4 ч)
4
34
Итоговое занятие
2
Итого:
68