РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» | Мирошниченко Виктория Владимировна. Работа №287544
Автор: Мирошниченко Виктория Владимировна
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.
Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться.
Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.
В программе «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №43
КРУЖОК «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Принята на заседании Составитель рабочей программы:
Педагогического совета воспитатель Мирошниченко В.В.
Протокол №_______
«____» _________ 2021
Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.
Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться.
Актуальность программы.
Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.
Цель программы:
- формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
- овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.);
- формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
- формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
- развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- овладению навыками речевого развития;
- развитие мелкой моторики и зрительно- двигательной координации.
В программе «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать общее представление о множестве и числе;
- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
- знакомить с составом числа;
- учить детей решать простейшие арифметические задачи;
- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- учить сравнивать множества;
- знакомить с математическими знаками;
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- развивать мелкую моторику, глазомер;
- развивать инициативу;
Воспитательные:
- воспитывать внимание;
- воспитывать организованность;
- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
Принципы и подходы к формированию Программы
- деятельный подход, признающий ведущую роль развития познавательных и творческих способностей;
- преобладание логических задач, ведущих к познанию закономерностей, простых алгоритмов;
- системность, обеспечивающая организацию процесса интеллектуального развития на основе
- взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результаты).
Принципы реализации Программы
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Развивающий и воспитательный характер обучения – повышение интереса к занятию математикой и развитие логического мышления у одаренных детей.
Преемственность ДОУ и семьи - взаимодействие педагога с семьей по вопросам математического развития ребёнка.
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Возрастные особенности развития математических способностей
у детей 5-6 лет
1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.
На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой.
2. Специфика развития математических способностей
Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
дить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно поэтому, начАнализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого.
Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например, классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.
3. Особенности развития в математической деятельности
В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, нахоинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения, когда дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.
Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умение оперировать образами, представлять объект в разных положениях. Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся сведения о мире, разбираться в них, устанавливать различные связи и зависимости и к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
2. Планируемые результаты
освоения Программы
Ребёнок знает и умеет:
- считать по образцу и названному числу в пределах десяти;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
- пользоваться математическими знаками +, -, =», <, >;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрическую фигуру — трапецию;
- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
- самостоятельно формулировать учебные задачи.
Содержательный раздел
Психолого – педагогические условия
реализации Программы
Особенности программы
Содержание, методы и формы организации организованной образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие математических представлений детей с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Способы и формы работы с детьм
- Дидактические игры
- Математические упражнения
- Логические задачи
- Игровые ситуации
- Рисование
Способы и направления поддержки детской инициативы
- Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.
- Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в играх на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.
- Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.
- Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
Технология проведения:
Содержание Программы является составной частью образовательной области «Познавательное развитие»(ФГОС ДО).
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений , которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Основные применяемые технологии:
- Здоровье сберегающие технологии
- Компьютерные (новые информационные) технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Структура организованной образовательной деятельности детей:
Кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
.
Программа предусматривает содержание трех составляющих, с помощью которых педагог осуществляет свою работу с детьми в определенной системе и
последовательности.
1. Учебно-методические пособия для педагога, в которых даны развернутые методические рекомендации. Они не являются строгой инструкцией, а представляют собой необходимый для работы дидактический материал.
2. Рабочие тетради с развивающими заданиями, при выполнении которых дети будут последовательно усваивать поставленные задачи.
3. Рабочая тетрадь с диагностическими заданиями, с помощью которой определяется уровень усвоения программы каждым ребенком и степень эффективности данной методики.
Критерии оценки математических способностей у детей 5-6 лет
Основы математических представлений детей 5-6 лет оцениваются по следующим критериям:
- Умение сравнивать предметы по их свойствам
- Умение считывать предметы, игрушки от понятий один -много до счёта от одного, двух, трёх, пяти ( в зависимости от возраста ребёнка)
- Умение считать до десяти вперёд и назад
- Умение считать десятками вперёд и назад
- Умение относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам (один, два, три -всего три кружка)
- Умение сравнивать что больше, а что меньше.
- Умение называть сколько всего. Умение считывать предметы
- Умение сравнивать что получилось, если убрать или если прибавить машинку, кружок.
- Умение формировать представление о равенстве и неравенстве
- Умение понимать количество предметов, находить цифру и точку по количеству предметов, фигур, игрушек.
- Умение находить правильно на рисунке форму и цвет.
- Умение обводить по рисунку предмет, цифру, букву(письмо)
- Умение представлять геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, пирамида, треугольник, квадрат.
- Умение определять признаки фигур по наличию, отсутствию углов, подвижности, устойчивости.
- Умение различать цвета от "основных" и далее.
- Умение определять направление от себя (вперёд-назад, направо - налево, вверх-вниз)
- Умение ориентироваться во времени: день, ночь, утро, сегодня, завтра, вчера
2.Содержание
психолого – педагогической работы
для детей 5-6 лет
Формирование элементарных математических способностей
Содержание психолого- педагогической работы по формированию элементарных математических представлений включает следующие разделы:
- количество и счет;
- геометрические фигуры;
- величина;
- ориентирование во времени;
- ориентирование в пространстве;
Количество и счет
Геометрические фигуры
Величина
Ориентировка во времени
Ориентировка в пространстве
Логические задачи
Закрепить представления о числах и цифрах до 5.
Дать представления о числах и цифрах от6 до 10 на основе сравнения двух множеств.
Продолжить учить считать по образцу и названному числу.
Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
Учить воспроизводить количество движений по названному числу.
Учить писать цифры от 1 до 10.
Учить отгадывать математические загадки.
Познакомить с математическими знаками +, - , <, >.
Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков
и цифр.
Упражнять в различении количественного и порядкового счета а в пределах 10.
Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
Учить, как из неравенства сделать равенство.
Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
Познакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др.)
Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,овал.
Закрепить умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
Познакомить с геометрической фигурой- трапецией.
Учить преобразовывать одни фигуры в другие ( путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек.
Познакомить с тетрадью в клетку.
Учить рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
Учить рисовать в тетради в клетку символические изображения предметов из геометрических фигур
Учить выкладывать из сетных палочек геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Прямоугольник, трапецию.
Учить выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек (домик , лодка, елочка и др.).
Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»; «широкий», «уже», «еще поуже», «самый узкий»; «высокий», «ниже», «еще ниже», «самый низкий» и т.д.).
Развивать глазомер.
Учить делить предмет на 2, 4 и более частей.
Учить понимать , что часть меньше целого, а целое
Закрепить и углубить временные представления о частях суток, временах года.
Учить называть последовательно дни недели, определять , какой день недели был вчера, какой будет завтра.
Знакомить с названиями
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу.
Учить ориентироваться в тетради в клетку.
Продолжать учить решать логические задачи на сравнениеклассификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез.
3.Комплексно – тематическое планирование содержания кружковой работы
по Программе дополнительного образования «Математические ступеньки»
декабрь
январь
февраль
1 неделя. «Число и цифра 1 . Величина. Логическая задача на установление закономерности. Знакомство с первым месяцем осени – сентябрь»
Цели:
- закрепить знания о числе и цифре 1;
- учить писать цифру 1;
- закреплять умение устанавливать
- соответствия между количеством предметов и цифрой;
- познакомить с пословицами, в которых упоминается число1;
- закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине, употреблять эти понятия в речи;
- закреплять умение выделять признаки сходных разных предметов и объединять их по этому признаку;
- познакомить с названием первого месяца осени – сентябрь;
- учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 15.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр. 2)
«Число и цифра 2. Знакомство со знками +, =. Соответствие формы предмета с геометрической фигурой. Ориентитровка на листе.»
Цели:
-закрепить знания о числе и цифре 2;
-закрепить умение писать цифру 1;
-учить писать цифру 2;
-знакомить с пословицами, в которых упоминается число два;
-учить отгадывать математические загадки;
-познакомить со знаками +, =, учить писать эти знаки;
-учить записывать решение загадки цифрами и математическими знаками;
-закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой;
-учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;
-формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навыки самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 17.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.4).
2 неделя «Числа 1. 2. 3.Соотнесение количества прдметов с цифрой. Логическая задача на установление закономерностей. Квадрат, выкладывание квадрата из палочек. Ориентировка в тетрадке в клетке.
Цели:
-закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
-учить писать цифру 3;
-знакомить с пословицами, в которых упоминается число 3;
-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;
-учить выкладывать квадрат из счетных палочек;
-познакомить с тетрадью в клетку;
-учить рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку;
-формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навыки самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 20.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет Е. В. Колесникова.Стр.6). «Я считаю до 10»
Числа 1, 2,3, 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Величина. Ориентировка в тетради в клетку.
Цели:
-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задачи с помощью знаков и цифр;
-закреплять умение писать цифры 2, 3;
-учить писать цифру 4;
-учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
-продолжать знакомить с тетрадью в клетку;
-учить рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 22.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.8).
3 неделя Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки +, =. Независимость числа от величины предметов. . Сложение числа 5 из двух меньших. Логическая задача на установление несоответствия. Знакомство с названием месяца – Октябрь»
Цели:
-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;
-закреплять умение писать цифры 1, 2, 3, 4;
-учить писать цифру 5;
-закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов;
-знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел;
-познакомить с названием текущего месяца — октябрь;
-познакомить с крылатыми выражениями, в которых упоминается число пять;
-учить решать логическую задачу на установление несоответствия;
-формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 24.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.10).
Число и цифра 6. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки +, =.. Сложение числа 6 из двух меньших. Логическая задача на установление закономерностей. Величинные понятия ..
Цели:
-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков:
-познакомить с цифрой 6;
-учить писать цифру 6;
-учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?;
-знакомить с составом числа 6 из двух меньших;
-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 27.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.12).
4 неделя Закрепление пройденного матерьяла ( ЧИСЛА ОТ 1 ДО 5) Работа с интерактивной доской
2 неделя «Числа и цифры 4,5,6.Знаки <,>, =. Независимость числа от расположения предметов. Квадрат и треугольник.
Цели:
-учить отгадывать математические загадки;
-закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6;
-учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
-познакомить со знаками <, >;
-учить выкладывать из счетных палочек треугольник, домик;
-учить рисовать треугольники в тетради в клетку;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 29.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.14).
«Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия между числом и цифрой и количеством предметов. Загадки. Логическая задача на установление закономерностей.
Цели:
-продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;
-знакомить с загадками, в которых присутствуют числа;
-учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 31.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.16).
3 неделя исла и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0. Знакомство со знаком - . Логическая задача на установление закономерностей. Геометрические фигуры. Знакомство с названием месяца – Ноябрь»
Цели:
-учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;
-познакомить со знаком «минус»;
-познакомить с цифрой 0;
-учить писать цифру 0;
-закрепить знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь), познакомить с названием последнего месяца осени — ноябрь;
-учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;
-учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 32.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.18).
Числа и цифры 0, 4, 5, 6. Решение задачи. Установление равенства между двумя группами предметов .Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки - ,< ,>.
Пространственные понятия.. Нахождение различий.
Цели:
-продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;
-продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
-познакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число ноль;
-учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними;
-учить пользоваться знаками <, >;
-закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;
-учить находить различие в двух похожих рисунках;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 35.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.20).
4 неделя Закрепление пройденного матерьяла
Работа с интерактивной доской
1 неделя Чмсло и цифра 7. Знаки =, + Математическая загадка Порядковый счет. Выкладывание прямоугольнмка из счетных палочек..Работа в тетрадях в клетку. Деление квадрата на 2 и 4 части.
Цели:
-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;
-познакомить с цифрой 7;
-учить писать цифру 7;
-учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?;
-учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник;
-учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку;
-учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;
-учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 37.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.22).
2 неделя Числа и цифры 1, 2, 3 4, 5 6 7. Сложение числа 7 из двух меньших чисел. Дни недели.
Цели:
-продолжать знакомить с цифрой 7;
-знакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел;
-закреплять умение писать цифры от 1 до 7;
-познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7;
-познакомить с днями недели;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 39.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.24).
.Числа и цифры1 – 8 Знаки +, - .Знакомство с названием месяца – Декабрь. Логическая задача на установление закономерностей.
Цели:
-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;
-познакомить с цифрой 8;
-учить писать цифру 8;
-учить правильно использовать и писать знаки + или
-познакомить с названием месяца — декабрь;
-учить решать логическую задачу;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 41.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.26).
3 неделя Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших чисел. Деление предмета на 4 части.
Цели:
-упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?;
-учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале;
учить делить предмет на две, четыре части;
-понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 43.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.28).
Решение примеров. Ориентировка в пространстве.. Овал. Логическая задача на установление закономерностей.
Цели:
-продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание;
-учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;
-учить рисовать овалы в тетради в клетку;
-учить решать логическую задачу;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 45.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.30).
Решение примеров. Ориентировка в пространстве.. Овал. Логическая задача на установление закономерностей.
Цели:
-продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание;
-учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;
-учить рисовать овалы в тетради в клетку;
-учить решать логическую задачу;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 45.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.30).
4 неделя Повторение пройденного работа с интерактивной доской
март
апрель
май
1 неделя Логическая задача на анализ и синтез. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг. Порядковый счет.
Цели:
-учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях;
-упражнять в различении количественного и порядкового счета;
-правильно отвечать на вопросы сколько?, который?, на каком по счету месте?;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 47.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.32).
2 неделя Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Квадрат. Логические задачи.
Цели:
-учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?, на котором по счету месте?;
-учить соотносить количество предметов с цифрой;
-учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними;
-учить складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линиям сгиба;
-учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
-учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 50.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.36).
3 неделя Число и цифра 10. Выкладывание трапеции из счетных палочек. Работа в тетради в клетку. Нахождение различий в 2-х рисунках.
Цели:
-учить отгадывать математическую загадку;
-познакомить с числом 10;
-учить писать число 10;
-познакомить с геометрической фигурой — трапецией;
-учить выкладывать из счетных палочек трапецию;
-учить рисовать трапецию в тетради в клетку;
-учить находить различия в двух похожих рисунках;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 53.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.38).
Числа от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших чисел. Логическая задача на установление закономерностей. Круг. Квадрат, Трапеция, Треугольник
Цели:
-закрепить умение писать цифры от 1 до 10;
-учить понимать отношения между числами;
-учить составлять число десять из двух меньших чисел;
-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;
-закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 55.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.40).
4 неделя Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки + и -_ . Знакомство с месяцем – Февраль. Работа в тетради в клетку.
Цели:
-учить решать задачи, записывать решение;
-познакомить с названием месяца — февраль;
-продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру;
-учить пользоваться знаками +, -;
-учить рисовать в тетради в клетку кораблик;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навыки самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 56.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.42).
Закрепление пройденного
Работа с интерактивной доской
1 неделя Решение задачи на сложение и вычитание. Порядковый счет. Логическая задача на анализ и синтез. Работа со счетными палочками..
Цели:
-продолжать учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись;
-учить решать логическую задачу на анализ и синтез;
-упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?;
-учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку);
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 59.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.44).
Решение примеров на сложение и вычитание. Составление числа из двух меньших. Ориентировка в пространстве. Работа в тетрадях в клетку. Круг. Прямоугольник.
Цели:
-продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание;
-учить составлять числа 7, 8, 9, 10 из двух меньших чисел;
-учить различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад», учить двигаться в указанных направлениях;
-способствовать развитию графических навыков — рисование машины;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;,
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 60.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.46).
2 неделя Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки <,>. Дни недели. Логическая задача на установление закономерностей. Круг. Треугольник. Прямоугольник. Трапеция.
Цели:
-продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;
-учить пользоваться знаками <, >;
-закреплять знания о днях недели;
-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 62.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.48).
Решение задач на сложение и вычитание. Знакомство с названием месяца март. Логическая задача.
Цели:
-продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание;
-записывать и читать запись;
-познакомить с названием месяца — март;
-закрепить знания о зимних месяцах (декабрь, январь, февраль);
-учить решать логическую задачу на сходство и различие;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 64.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.50).
3неделя Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой.. Части суток. Работа в тетради в клетку. Треугольники. Величинные понятия.
Цели:
-продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение;
-учить читать запись;
-учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
-закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь);
-учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников в тетради в клетку;
-способствовать развитию глазомера;
-использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький»;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 66.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.52).
.Решение задачи.Отгадывание загадок. Порядковый счет. Дни недели. Времена года.
Цели:
-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение;
-учить читать запись задачи;
-учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки;
-развивать мышление;
-закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 68.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.54).
4 неделя Решение математической загадки. Сложение числа 10 из двух меньших чисел.. Ориентировка на листе.
Цели:
-продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись;
-закреплять умение составлять число 10 из двух меньших;
-закреплять понятия «левый верхний, нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина»;
-учить решать логическую задачу на анализ и синтез;
-закрепить знания о геометрических фигурах: круг, овал, треугольник;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 70.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.56).
Повторение пройденного
Работа с интерактивной доской
2 неделя Решение задач. Знакомство с названием месяца – апрель. Логическая задача на установление закономерностей. Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник.
Цели:
-продолжать учить составлять задачи, записывать и читать запись;
-познакомите с названием месяца — апрель-,
-закрепить знания о первом месяце весны — марте;
-продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия;
-закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треуго
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 71.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.58).
3 неделя Порядковый счет. Решение математическойзагаадки. Ориентировка в пространстве. Работа в тетради в клетку.
Цели:
-упражнять в различении количественного и порядкового счета;
-учить отвечать на вопросы сколько?, на каком по счету месте?;
-закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись;
-закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица;
-учить рисовать лягушку в тетради в клетку;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».
Е. В. Колесникова. Стр. 73.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.60).
4 неделя Порядковый счет. Сложение числа 10 из двух меньших чисел. Логическая задача на анализ и синтез предмета сложной формы. Треугольник. Круг. Трапеция. Символические изображения предметов из счетных палочек.
Цели:
-закреплять навыки порядкового и количественного счета;
-закреплять умение правильно отвечать на вопросы сколько?, на каком по счету месте?)
-продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления;
-продолжать учить выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов (дом, елка, лодка);
-учить решать логическую задачу на анализ и синтез;
-учить видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки;
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 75.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.62).
Решение задачи и примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов. Знакомство с названием месяца – май. Закрепление знаний о названиях и последовательности месяцев.Стихи о цифрах от 0 до 9
Цели:
-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова. Стр. 76.
Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»
Е. В. Колесникова.Стр.65).
5 неделя Повторение пройденного за год Работа с интерактивной доской
Организационный раздел
1.Режим и формы реализации Программы
Условия реализации Программы:
Программа реализуется через кружковую деятельность для детей 5-6 лет.
Название кружка «Математические ступеньки». Кружковая деятельность организуется в групповой комнате
Сроки и время:
Срок реализации Программы - 6 месяцев
Кружок «Математические ступеньки» организуется и проводится:
- 7-8 раз в месяц;
- 2 раза в неделю;
- день недели –среда пятница
- продолжительность – 25 минут.
Формы реализации Программы:
Кружковая деятельность проводится в форме:
- игровых упражнений;
- системы увлекательных игр и упражнений при помощи интерактивной доски
- упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
- демонстрационный материал по всем разделам содержания Программы;
- раздаточный материал на каждого ребенка;
- набор цифр;
- набор геометрических плоскостных и объемных фигур;
- модель часов, весы;
- наборное полотно;
- Набор счетных палочек на каждого ребенка;
- карточки и схемы математических упражнений;
- магнитные цифры;
- символические обозначения.
Методическое обеспечение кружковой деятельности:
- Демонстрационный материал. Математика для детей 5—6 лет. Е. В. Колесникова Москва. ТЦ Сфера 2014г.
- Методическое пособие «Математика для детей 5—в лет». Е. В. Колесникова
Москва. ТЦ Сфера 2014г.
- Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до десяти». Е. В. Колесникова
Москва. ТЦ Сфера 2016г.
- Методическое пособие «Играем в цифры от 0 до 10». И. Асеева.
Новосибирск. Актуальная литература 2009г.
- Практическое пособие «Состав числа». Г. П. Шалаева.
Москва. ЭКСМО 2003г.
- Практическое пособие «Сложение и вычитание». Г. П. Шалаева.
Москва. ЭКСМО 2003г.
- Практическое пособие «Числа и цифры». Т. В. Чупина.
Ярославль. Академия развития 2009г.