Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» | Мирошниченко Виктория Владимировна. Работа №287544

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мирошниченко Виктория Владимировна
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.

 Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться.

Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.

 

В программе «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса  непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №43

КРУЖОК «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

 

 

 

 

 

Принята на заседании                                      Составитель рабочей программы:

Педагогического совета                                   воспитатель Мирошниченко В.В.

Протокол №_______

«____» _________ 2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевой раздел

Пояснительная записка

 Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.

 Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться.

Актуальность программы.

Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.

Цель программы:

- формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;

- овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.);

- формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;

- формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

- развитие способности к саморегуляции поведения  и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

- овладению навыками речевого развития;

- развитие мелкой моторики и зрительно- двигательной координации.

 

В программе «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса  непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.

 

         Задачи программы:

 

Образовательные:

- формировать общее представление о множестве и числе;

- формировать навыки количественного и порядкового счета в  пределах  20;

- знакомить с составом числа;

- учить детей решать простейшие арифметические задачи;

- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- учить сравнивать множества;

- знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать самостоятельность при  выполнении поставленной задачи;

- развивать мелкую моторику, глазомер;

- развивать  инициативу;

Воспитательные:

- воспитывать внимание;

- воспитывать организованность;

- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

 

Принципы и подходы к формированию Программы

- деятельный подход, признающий ведущую роль развития познавательных и творческих способностей;
- преобладание логических задач, ведущих к познанию закономерностей, простых алгоритмов;
- системность, обеспечивающая организацию процесса интеллектуального развития на основе
- взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результаты).
 

Принципы реализации Программы

Наглядность в обучении – осуществляется  на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Речевое  развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Развивающий и воспитательный характер обучения – повышение интереса к занятию математикой и развитие логического мышления у одаренных детей.

 

Преемственность ДОУ и семьи - взаимодействие педагога с семьей по вопросам математического развития ребёнка.

 

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Возрастные особенности развития математических способностей            

у детей 5-6 лет

1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.

На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой.

2. Специфика развития математических способностей

Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

дить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно поэтому, начАнализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).

Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части.

Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого.

Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);

- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);

- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);

- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);

- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.

Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например, классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.

3. Особенности развития в математической деятельности

В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, нахоинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения, когда дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.

Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умение оперировать образами, представлять объект в разных положениях. Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся сведения о мире, разбираться в них, устанавливать различные связи и зависимости и к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

 

2. Планируемые результаты

освоения Программы

 

Ребёнок знает и умеет:

считать по образцу и названному числу в пределах десяти;

- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

-  писать цифры от 1 до 10;

- пользоваться математическими знаками +, -, =», <, >;

- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;

- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

- знать геометрическую фигуру — трапецию;

-  рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;

- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше   части;

- называть последовательно дни недели, месяцы;

- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

- определять положение предметов по отношению к другому лицу;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;

- самостоятельно формулировать учебные задачи.

Содержательный раздел

Психолого – педагогические условия

реализации Программы

 Особенности  программы

Содержание, методы и формы организации организованной  образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают  много  нового, учатся обобщать.

В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие математических представлений детей с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Способы и формы работы с детьм

- Дидактические игры

-  Математические упражнения

-  Логические задачи

-  Игровые ситуации

-  Рисование

 

 

Способы и направления поддержки детской инициативы

- Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.

- Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в играх на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков  и схем.

- Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.

- Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.

Технология проведения:           

Содержание Программы является составной частью образовательной области «Познавательное развитие»(ФГОС ДО). 
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений , которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Основные применяемые технологии:

-  Здоровье сберегающие технологии

-  Компьютерные (новые информационные) технологии

-  Личностно-ориентированное обучение

Структура организованной образовательной деятельности детей:

Кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

.  
Программа предусматривает содержание трех составляющих, с помощью которых педагог осуществляет свою работу с детьми в определенной системе и 
последовательности.  
1. Учебно-методические пособия для педагога, в которых даны развернутые методические рекомендации. Они не являются строгой инструкцией, а представляют собой необходимый для работы дидактический материал.  
2. Рабочие тетради с развивающими заданиями, при выполнении которых дети будут последовательно усваивать поставленные задачи.  
3. Рабочая тетрадь с диагностическими заданиями, с помощью которой определяется уровень усвоения программы каждым ребенком и степень эффективности данной методики.  
 

Критерии оценки математических способностей у детей 5-6 лет

Основы математических представлений детей 5-6 лет оцениваются по следующим критериям:

- Умение сравнивать предметы по их свойствам

- Умение считывать предметы, игрушки от понятий один ного до счёта от одного, двух, трёх, пяти ( в зависимости от возраста ребёнка)

- Умение считать до десяти вперёд и назад

- Умение считать десятками вперёд и назад

- Умение относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам (один, два, три -всего три кружка)

- Умение сравнивать что больше, а что меньше.

- Умение называть сколько всего. Умение считывать предметы

- Умение сравнивать что получилось, если убрать или если прибавить машинку, кружок.

- Умение формировать представление о равенстве и неравенстве

- Умение понимать количество предметов, находить цифру и точку по количеству предметов, фигур, игрушек.

- Умение находить правильно на рисунке форму и цвет.

- Умение обводить по рисунку предмет, цифру, букву(письмо)

- Умение представлять геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, пирамида, треугольник, квадрат.

- Умение определять признаки фигур по наличию, отсутствию углов, подвижности, устойчивости.

- Умение различать цвета от "основных" и далее.

- Умение определять направление от себя (вперёд-назад, направо - налево, вверх-вниз)

- Умение ориентироваться во времени: день, ночь, утро, сегодня, завтра, вчера

2.Содержание

психолого – педагогической работы

для детей 5-6 лет

Формирование элементарных математических способностей 

Содержание психолого- педагогической работы по формированию элементарных математических представлений   включает следующие разделы:

- количество и счет;

- геометрические фигуры;

- величина;

- ориентирование во времени;

- ориентирование в пространстве;

 

 

 

Количество и счет

Геометрические фигуры

Величина

Ориентировка во времени

Ориентировка в пространстве

Логические задачи

Закрепить представления о числах и цифрах до 5.

Дать представления о числах и цифрах от6 до 10 на основе сравнения двух множеств.

Продолжить учить считать по образцу и названному числу.

Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

Учить воспроизводить количество движений по названному числу.

Учить писать цифры от 1 до 10.

Учить отгадывать математические загадки.

Познакомить с математическими знаками +, - , <, >.

Учить записывать решение задачи  (загадки) с помощью математических знаков

 и цифр.

Упражнять в различении количественного и порядкового счета а в пределах 10.

Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.

Учить, как из неравенства сделать равенство.

Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Познакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др.)

 

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольниквал.

Закрепить умение видеть геометрические фигуры  в формах окружающих предметов.

Познакомить с геометрической фигурой- трапецией.

Учить преобразовывать одни фигуры в другие ( путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек.

Познакомить с тетрадью в клетку.

Учить рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

Учить рисовать в тетради в клетку символические изображения предметов из геометрических фигур

Учить выкладывать из сетных палочек геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Прямоугольник, трапецию.

Учить выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек  (домик , лодка, елочка и др.).

 

Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения  («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»; «широкий», «уже», «еще поуже», «самый узкий»; «высокий», «ниже», «еще ниже», «самый низкий» и т.д.).

Развивать глазомер.

Учить делить предмет на 2, 4 и более частей.

Учить понимать , что часть меньше целого, а целое 

 

Закрепить и углубить временные представления о частях суток, временах года.

Учить называть последовательно дни недели, определять , какой день недели был вчера, какой будет завтра.

Знакомить с названиями 

 

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

 Учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу.

Учить ориентироваться в тетради в клетку.

 

Продолжать учить решать логические задачи на сравнениеклассификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез.

 

3.Комплексно – тематическое планирование содержания кружковой работы

по Программе дополнительного образования «Математические ступеньки»

декабрь

январь

февраль

1 неделя. «Число и цифра 1 . Величина. Логическая задача на установление  закономерности. Знакомство с первым месяцем осени – сентябрь»

Цели:

- закрепить знания о числе и цифре 1;

- учить писать цифру 1;

- закреплять умение устанавливать

- соответствия между количеством  предметов и цифрой;

- познакомить с пословицами, в которых упоминается число1;

- закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине, употреблять эти понятия в речи;

- закреплять умение выделять признаки сходных разных  предметов и объединять их по этому признаку;

- познакомить с названием первого месяца осени – сентябрь;

- учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 15.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр. 2)

«Число и цифра  2. Знакомство со знками +, =. Соответствие формы предмета  с геометрической фигурой. Ориентитровка на листе.»

Цели:

-закрепить знания о числе и цифре 2;

-закрепить умение писать цифру 1;

-учить писать цифру 2;

-знакомить с пословицами, в которых упоминается число два;

-учить отгадывать математические загадки;

-познакомить со знаками +, =, учить писать эти знаки;

-учить записывать решение загадки цифрами и математическими знаками;

-закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой;

-учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;

-формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навыки самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 17.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.4).

2 неделя «Числа 1. 2. 3.Соотнесение количества прдметов с цифрой. Логическая задача на установление закономерностей. Квадрат, выкладывание квадрата из палочек. Ориентировка в тетрадке в клетке.

Цели:

-закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

-учить писать цифру 3;

-знакомить с пословицами, в которых упоминается число 3;

-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

-учить выкладывать квадрат из счетных палочек;

-познакомить с тетрадью в клетку;

-учить рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку;

-формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навыки самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 20.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет Е. В. Колесникова.Стр.6). «Я считаю до 10»

Числа  1, 2,3, 4. Соотнесение  количества предметов с цифрой. Величина. Ориентировка в тетради в клетку.

Цели:

-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задачи с помощью знаков и цифр;

-закреплять умение писать цифры 2, 3;

-учить писать цифру 4;

-учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-продолжать знакомить с тетрадью в клетку;

-учить рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 22.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.8).

3 неделя Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки +, =. Независимость числа от величины предметов. . Сложение числа 5 из двух меньших. Логическая задача на установление несоответствия. Знакомство с названием месяца – Октябрь»

Цели:

-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

-закреплять умение писать цифры 1, 2, 3, 4;

-учить писать цифру 5;

-закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов;

-знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел;

-познакомить с названием текущего месяца — октябрь;

-познакомить с крылатыми выражениями, в которых упоминается число пять;

-учить решать логическую задачу на установление несоответствия;

-формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 24.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.10).

Число и цифра  6. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки +, =.. Сложение числа 6 из двух меньших. Логическая задача на установление закономерностей. Величинные понятия ..

Цели:

-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков:

-познакомить с цифрой 6;

-учить писать цифру 6;

-учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?;

-знакомить с составом числа 6 из двух меньших;

-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 27.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.12).

4 неделя Закрепление пройденного матерьяла ( ЧИСЛА ОТ 1 ДО 5) Работа с интерактивной доской

2 неделя «Числа и цифры 4,5,6.Знаки <,>, =. Независимость числа от расположения предметов. Квадрат и треугольник.

Цели:

-учить отгадывать математические загадки;

-закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6;

-учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-познакомить со знаками <, >;

-учить выкладывать из счетных палочек треугольник, домик;

-учить рисовать треугольники в тетради в клетку;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 29.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.14).

«Числа и цифры 4,5,6. Установление соответствия между числом и цифрой и количеством предметов. Загадки. Логическая задача на установление закономерностей.

Цели:

-продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

-знакомить с загадками, в которых присутствуют числа;

-учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 31.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.16).

3 неделя исла и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0. Знакомство со знаком  - . Логическая задача на установление закономерностей. Геометрические фигуры. Знакомство с названием месяца – Ноябрь»

Цели:

-учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;

-познакомить со знаком «минус»;

-познакомить с цифрой 0;

-учить писать цифру 0;

-закрепить знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь), познакомить с названием последнего месяца осени — ноябрь;

-учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;

-учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 32.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.18).

Числа и цифры 0, 4, 5, 6. Решение задачи. Установление равенства между двумя группами  предметов .Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки  - ,< ,>.

Пространственные понятия.. Нахождение различий.

Цели:

-продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;

-продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-познакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число ноль;

-учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними;

-учить пользоваться знаками <, >;

-закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

-учить находить различие в двух похожих рисунках;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 35.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.20).

4 неделя Закрепление пройденного матерьяла

Работа с интерактивной доской

1 неделя Чмсло и цифра 7. Знаки =, + Математическая загадка Порядковый счет. Выкладывание прямоугольнмка из счетных палочек..Работа в тетрадях в клетку. Деление квадрата на 2 и 4 части.

Цели:

-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

-познакомить с цифрой 7;

-учить писать цифру 7;

-учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?;

-учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник;

-учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку;

-учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;

-учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 37.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.22).

2 неделя Числа и цифры  1, 2, 3 4, 5 6 7. Сложение числа 7  из двух меньших чисел. Дни недели.

Цели:

-продолжать знакомить с цифрой 7;

-знакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел;

-закреплять умение писать цифры от 1 до 7;

-познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7;

-познакомить с днями недели;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 39.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.24).

.Числа и цифры1 – 8 Знаки +, - .Знакомство с названием месяца – Декабрь. Логическая задача на установление закономерностей.

Цели:

-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

-познакомить с цифрой 8;

-учить писать цифру 8;

-учить правильно использовать и писать знаки + или

-познакомить с названием месяца — декабрь;

-учить решать логическую задачу;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 41.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.26).

3 неделя  Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших чисел. Деление предмета на 4 части.

Цели:

-упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?;

-учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале;

учить делить предмет на две, четыре части;

-понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 43.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.28).

Решение примеров. Ориентировка в пространстве.. Овал. Логическая задача на установление закономерностей.

Цели:

-продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание;

-учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

-учить рисовать овалы в тетради в клетку;

-учить решать логическую задачу;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 45.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.30).

Решение примеров. Ориентировка в пространстве.. Овал. Логическая задача на установление закономерностей.

Цели:

-продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание;

-учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

-учить рисовать овалы в тетради в клетку;

-учить решать логическую задачу;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 45.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.30).

4 неделя Повторение пройденного работа с интерактивной доской

 

март

апрель

май

1 неделя  Логическая задача на анализ и синтез. Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг. Порядковый счет.

Цели:

-учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях;

-упражнять в различении количественного и порядкового счета;

-правильно отвечать на вопросы сколько?, который?, на каком по счету месте?;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 47.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.32).

2 неделя  Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Квадрат. Логические задачи.

Цели:

-учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?, на котором по счету месте?;

-учить соотносить количество предметов с цифрой;

-учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними;

-учить складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линиям сгиба;

-учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 50.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

 Е. В. Колесникова.Стр.36).

3 неделя Число и цифра 10. Выкладывание трапеции из счетных палочек. Работа в тетради в клетку. Нахождение различий в 2-х рисунках.

 Цели:

-учить отгадывать математическую загадку;

-познакомить с числом 10;

-учить писать число 10;

-познакомить с геометрической фигурой — трапецией;

-учить выкладывать из счетных палочек трапецию;

-учить рисовать трапецию в тетради в клетку;

-учить находить различия в двух похожих рисунках;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 53.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.38).

Числа от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших чисел. Логическая задача на установление закономерностей. Круг. Квадрат, Трапеция, Треугольник

 Цели:

-закрепить умение писать цифры от 1 до 10;

-учить понимать отношения между числами;

-учить составлять число десять из двух меньших чисел;

-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

-закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 55.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.40).

4 неделя Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки + и -_ .  Знакомство с месяцем – Февраль. Работа в тетради в клетку.

Цели:

-учить решать задачи, записывать решение;

-познакомить с названием месяца — февраль;

-продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру;

-учить пользоваться знаками +, -;

-учить рисовать в тетради в клетку кораблик;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навыки самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 56.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.42).

Закрепление пройденного

Работа с интерактивной доской

1 неделя  Решение задачи на сложение и вычитание. Порядковый счет. Логическая задача на анализ и синтез. Работа со счетными палочками..

Цели:

-продолжать учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись;

-учить решать логическую задачу на анализ и синтез;

-упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?;

-учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку);

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 59.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.44).

Решение примеров на сложение и вычитание. Составление числа из двух меньших. Ориентировка в пространстве. Работа в тетрадях в клетку. Круг. Прямоугольник.

 Цели:

-продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание;

-учить составлять числа 7, 8, 9, 10 из двух меньших чисел;

-учить различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад», учить двигаться в указанных направлениях;

-способствовать развитию графических навыков — рисование машины;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;,

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 60.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.46).

2 неделя  Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки <,>. Дни недели. Логическая задача на установление закономерностей. Круг. Треугольник. Прямоугольник. Трапеция.

 Цели:

-продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

-учить пользоваться знаками <, >;

-закреплять знания о днях недели;

-учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 62.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.48).

Решение задач на сложение и вычитание. Знакомство с названием месяца март. Логическая задача.

Цели:

-продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание;

-записывать и читать запись;

-познакомить с названием месяца — март;

-закрепить знания о зимних месяцах (декабрь, январь, февраль);

-учить решать логическую задачу на сходство и различие;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 64.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.50).

3неделя  Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой.. Части суток. Работа в тетради в клетку. Треугольники. Величинные понятия.

Цели:

-продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение;

-учить читать запись;

-учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь);

-учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников в тетради в клетку;

-способствовать развитию глазомера;

-использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький»;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 66.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.52).

.Решение задачитгадывание загадок. Порядковый счет. Дни недели. Времена года.

Цели:

-учить отгадывать математическую загадку, записывать решение;

-учить читать запись задачи;

-учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки;

-развивать мышление;

-закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 68.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.54).

4 неделя Решение математической загадки. Сложение числа 10 из двух меньших чисел.. Ориентировка на листе.

Цели:

-продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись;

-закреплять умение составлять число 10 из двух меньших;

-закреплять понятия «левый верхний, нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина»;

-учить решать логическую задачу на анализ и синтез;

-закрепить знания о геометрических фигурах: круг, овал, треугольник;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 70.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.56).

Повторение пройденного

Работа с интерактивной доской

2 неделя Решение задач. Знакомство с названием месяца – апрель. Логическая задача на       установление закономерностей. Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник.

Цели:

-продолжать учить составлять задачи, записывать и читать запись;

-познакомите с названием месяца — апрель-,

-закрепить знания о первом месяце весны — марте;

-продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия;

-закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треуго

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 71.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.58).

3 неделя Порядковый счет. Решение математическойзагаадки. Ориентировка в пространстве. Работа в тетради в клетку.

Цели:

-упражнять в различении количественного и порядкового счета;

-учить отвечать на вопросы сколько?, на каком по счету месте?;

-закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись;

-закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица;

-учить рисовать лягушку в тетради в клетку;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет». 

Е. В. Колесникова. Стр. 73.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.60).

 4 неделя  Порядковый счет. Сложение числа 10 из двух меньших чисел. Логическая задача на анализ и синтез предмета сложной формы. Треугольник. Круг. Трапеция. Символические изображения предметов из счетных палочек.

Цели:

-закреплять навыки порядкового и количественного счета;

-закреплять умение правильно отвечать на вопросы сколько?, на каком по счету месте?)

-продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления;

-продолжать учить выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов (дом, елка, лодка);

-учить решать логическую задачу на анализ и синтез;

-учить видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки;

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 75.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

Е. В. Колесникова.Стр.62).

Решение задачи и примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов. Знакомство  с названием месяца – май. Закрепление знаний о названиях и последовательности месяцевтихи о цифрах от 0 до 9

Цели:

-учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

(Методическое пособие к рабочей тетради «Математика для детей 5-6 лет».  Е. В. Колесникова. Стр. 76.

Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до 10»

 Е. В. Колесникова.Стр.65).

5 неделя Повторение пройденного за год Работа с интерактивной доской

 

 

 

 

Организационный раздел

1.Режим и формы реализации Программы

Условия реализации Программы:

Программа реализуется через кружковую деятельность для детей 5-6 лет.

Название кружка «Математические ступеньки». Кружковая деятельность организуется в групповой комнате

Сроки и время:

Срок реализации Программы - 6 месяцев

Кружок «Математические ступеньки» организуется и проводится:

- 7-8 раз в месяц;

- 2 раза в неделю;

- день недели –среда пятница

- продолжительность – 25 минут.

Формы реализации Программы:

Кружковая деятельность  проводится в форме:

- игровых упражнений;

- системы увлекательных игр и упражнений при помощи интерактивной доски

- упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

- демонстрационный материал по всем разделам содержания Программы;

- раздаточный материал на каждого ребенка;

- набор цифр;

- набор геометрических плоскостных и объемных фигур;

- модель часов, весы;

- наборное полотно;

- Набор счетных палочек на каждого ребенка;

- карточки и схемы математических упражнений;

- магнитные цифры;

- символические обозначения.

 

Методическое обеспечение кружковой деятельности:

 

-  Демонстрационный материал. Математика для детей 5—6 лет. Е. В. Колесникова Москва. ТЦ Сфера 2014г.

-  Методическое пособие «Математика для детей 5—в лет». Е. В. Колесникова

Москва. ТЦ Сфера 2014г.

- Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до десяти». Е. В. Колесникова

Москва. ТЦ Сфера 2016г.

 

- Методическое пособие «Играем в цифры от 0 до 10». И. Асеева.

Новосибирск. Актуальная литература 2009г.

 

- Практическое пособие  «Состав числа». Г. П. Шалаева.

Москва. ЭКСМО 2003г.

 

- Практическое пособие  «Сложение и вычитание». Г. П. Шалаева.

Москва. ЭКСМО 2003г.

 

- Практическое пособие «Числа и цифры». Т. В. Чупина.

Ярославль. Академия развития 2009г.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×