Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа. Межпредметное сообщество параллель. «Физико-химические свойства веществ в разных агрегатных состояниях» | Хинабиева Джамиля Хинабиевна. Работа №353148

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В традиционной программе курс химии  начинается с 8 класса, а курс физики – с 7 класса. В системе концентрированного обучения в нашей школе физика и химия вводятся с 6 класса, как пропедевтические курсы с 2004 года. Начинается это со стартовой проектной задачи, которая плавно разводит предмет «окружающий мир» на 4 естественно-научных предмета: химию, физику, географию и биологию.

Пропедевтические курсы химия и физика вводятся через системы экспериментов.

Почему возникла необходимость ввести межпредметное сообщество «Параллель»? Чаще всего предметное обучение приводит к такой образовательной ситуации, когда понимание формируется чисто предметное, когда не выстраиваются межпредметные связи, а одни и те же процессы представляются как разные. Одни и те же понятия и величины различаются при расчетах, обозначениях.  В курсе «Параллель» мы пытаемся найти общие точки соприкосновения между науками физики и химии. Межпредметная связь в логически завершенном виде представляет собой выраженное во всеобщей форме, осознанное отношение между элементами структуры различных учебных предметов. Настоящий курс предполагает поэтапное формирование у учеников эффективного научного мышления.  А эффективность образования школьников зависит от следующих факторов:

·        единство и непрерывность представленного в соответствующих учебных программах естественно-научного материала и практических заданий;

·        всемерное развитие межпредметных связей и системного подхода в освоении естественно-научных знаний.

 

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.

Тема курса «Агрегатные состояния вещества».  Последовательность изучения состояний вещества: жидкость – твердое тело – газ. 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Межпредметное сообщество параллель. Физико-химические свойства веществ в разных агрегатных состояниях
Пояснительная записка
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, направленную, в первую очередь, на достижение школьниками личностных и метапредметных результатов, а также на повышение качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах.
В связи с этим следует учитывать, что в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.
Цель внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для проявления и развития учащимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, обучающихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основная часть.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса Параллель предназначена для учащихся 6 классов, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Цель курса: формирование у учеников целостной естественно-научной картины мира.
Задачи курса:
раскрыть учащимися те методологические черты, которые в своей совокупности представляют лицо современного научного познания или стиль научного мышления на данном этапе развития науки;
показать, что учет межпредметных связей эквивалентен межнаучным связям и поэтому является регулятором развития теоретических и практических знаний в учебном процессе;
учить анализировать связи изучаемого предмета со "здравым смыслом", чтобы раскрыть преимущество научных знаний;
на примере межпредметных связей со "здравым смыслом" показать, что прогресс познания реализуется в движении мысли от отражения менее глубоких и менее общих связей к установлению более глубоких и постоянных связей и отношений между явлениями и процессами;
показать, как межпредметные связи превращаются в общий прием научного познания;
раскрыть основополагающую мысль о том, что познание мира возможно лишь на основе всестороннего системного исследования объектов, выделения всех существенных связей и отношений, а также законов проявления данных связей;
за межпредметными связями учить находить причинные связи в становлении и развитии каждой системы;
В традиционной программе курс химии начинается с 8 класса, а курс физики – с 7 класса. В системе концентрированного обучения в нашей школе физика и химия вводятся с 6 класса, как пропедевтические курсы с 2004 года. Начинается это со стартовой проектной задачи, которая плавно разводит предмет окружающий мир на 4 естественно-научных предмета: химию, физику, географию и биологию.
Пропедевтические курсы химия и физика вводятся через системы экспериментов.
Почему возникла необходимость ввести межпредметное сообщество Параллель? Чаще всего предметное обучение приводит к такой образовательной ситуации, когда понимание формируется чисто предметное, когда не выстраиваются межпредметные связи, а одни и те же процессы представляются как разные. Одни и те же понятия и величины различаются при расчетах, обозначениях. В курсе Параллель мы пытаемся найти общие точки соприкосновения между науками физики и химии. Межпредметная связь в логически завершенном виде представляет собой выраженное во всеобщей форме, осознанное отношение между элементами структуры различных учебных предметов. Настоящий курс предполагает поэтапное формирование у учеников эффективного научного мышления. А эффективность образования школьников зависит от следующих факторов:
единство и непрерывность представленного в соответствующих учебных программах естественно-научного материала и практических заданий;
всемерное развитие межпредметных связей и системного подхода в освоении естественно-научных знаний.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.
Тема курса Агрегатные состояния вещества. Последовательность изучения состояний вещества: жидкость – твердое тело – газ.
Тематический план курса:
Раздел 1. Жидкости. Описание и исследование. 8 часов.
Практические занятия - 7 часов
Раздел 2. Твердое агрегатное состояние веществ. 5 часов
Практические занятия – 4 часа
Раздел 3. Газообразные вещества и их свойства. 4 часа
Практические занятия – 2 часа.
Поведение итогов: представление собственного продукта (электронное или бумажное пособие) и защита 2- часа.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
появление представлений о химической и физической основе окружающего нас мира;
умение проводить эксперименты;
анализировать сопоставлять и делать выводы по проведенным экспериментам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные (учебно-организационные):
ставить учебные задачи;
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу всравнении с существующими требованиями;
владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные
Учебно-логические:
классифицировать в соответствии с признаками;
сравнивать объекты исследования;
систематизировать структурировать информацию;
определять проблему и способы ее решения;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
овладеть навыками анализа и синтеза.
Учебно-информационные:
поиск и отбор необходимых источников информации;
представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление плана, выводов, конспекта, тезисов выступления; перевод информации из одного вида в другой(текст в таблицу, схему в текст и т.п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
составление рецензии, аннотации.
Коммуникативные:
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
уметь вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Календарно-тематическое планирование
Параллель. Физико-химические свойства веществ в разных агрегатных состояниях

Дата проведения занятия
Тема
Форма контроля
По плану
По факту
Раздел 1. Жидкости. Описание и исследование
1
Введение. Что такое вещество? Три агрегатных состояния (Демонстрация веществ. Описание.)
2
Свойства жидкости (химические, физические) Эксперимент Вода - универсальный растворитель
3
Химические свойства жидкости. Эксперимент Другие растворители.
4
Физические свойства жидкости. Эксперимент Живые крупинки манки. Уникальная жидкость - вода.
5
Эксперимент Исследование поверхностного натяжения жидкостей
6
Эксперимент Смачивание и не смачивание.
7
Эксперимент Капиллярные явления
8
Вода – глазами физика и химика Эксперимент Приготовление растворов
Справочник. Тематический отчет о проделанной работе
Раздел 2. Твердое агрегатное состояние веществ
9
Эксперимент Получение осадка (нового вещества) из растворов
10
Эксперимент Разделение веществ. Отделение осадка от жидкости. Химический выход на твердое вещество.
11
Эксперимент Уникальность замороженной воды
12
Эксперимент Исследование физических свойств твердых веществ при нормальных условиях
13
Исследование физических свойств других твердых веществ при нормальных условиях
Справочник. Тематический отчет о проделанной работе
Раздел 3. Газообразные вещества и их свойства.
14
Как получить газ? Чем надуть шар? Эксперимент Действие уксусной кислоты на соду
15
Что такое газ? Можно ли его увидеть? Значение
Эксперимент Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
16
Воздух - что это?
17
Подведение итогов 1. Составление единых таблиц и схем.
Создание электронного или бумажного пособия по предмету
18
Подведение итогов 2. Составление единых таблиц и схем.
Создание электронного или бумажного пособия по предмету
Учебно-методическое обеспечение курса:
Попов А.А. Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода. Москва, 2014
Книга для чтения по неорганической химии 3.Габриелян О.С. Химия – 8 учебник 2004 – 2007
Львовский В.А Самоучитель по физике. Открытый институт Развивающее образование Москва, 2009
Перышкин А.В., Физика 7, Дрофа 2002
Материально-техническое обеспечение курса:
1. Лабораторное оборудование и реактивы.
2. Компьютер.
3. Проектор.
4. Экран.
5. Словари, энциклопедии.
Список источников:
1. Методические материалы Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ N03-296 от 12 мая 2011 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×