Рабочая программа "Мой любимый край" | Наталья Сергеевна Тимченко. Работа №281386
Автор: Наталья Сергеевна Тимченко
Программа курса помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края актуально, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью и добиваться творческого удовлетворения и успеха.
Программа “Мой любимый край” предназначена для проведения внеурочной деятельности. Рассчитана на учащихся 7-8 лет. Программа реализуется в течение одного часа в неделю. Итого 34 часа в год.
Цели программы: формирование гармонически развитой, культурной и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой край.
Задачи программы:
- Изучение прошлого и настоящего Республики Мордовия, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем регионе.
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном крае.
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
- Активизация поисковой деятельности учащихся.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мой любимый край»
Тимченко Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Учхозская СОШ»
п. Преображенский - 2021 год
Пояснительная записка
Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою малую родину.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной мордовской земле.
Программа курса помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края актуально, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью и добиваться творческого удовлетворения и успеха.
Программа “Мой любимый край” предназначена для проведения внеурочной деятельности. Рассчитана на учащихся 7-8 лет. Программа реализуется в течение одного часа в неделю. Итого 34 часа в год.
Цели программы: формирование гармонически развитой, культурной и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой край.
Задачи программы:
- Изучение прошлого и настоящего Республики Мордовия, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем регионе.
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном крае.
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
- Активизация поисковой деятельности учащихся.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
№
Наименование разделов, блоков, тем
I год обучения
Всего,
час
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
Аудиторные
Внеаудиторные
1
Что такое «малая родина»?
7
2
5
Конкретизация знаний о понятии «малая родина». Знакомство с картой Мордовии. Посещение школьного музея. Пешая экскурсия по п. Преображенский.
2
Достопримечательности города Краснослободска и п. Преображенский
5
1
4
Знакомство с понятием «достопримечательность». Знакомство с достопримечательностями города Краснослободска и п. Преображенский.
3
Растительный и животный мир Республики Мордовия
12
3
9
Знакомство с разнообразием растительного и житного мира родного края.
4
Все народы Мордовии – одна семья
2
1
1
Работа в группах. Сбор информации о народах, проживающих на территории нашего края. Создание и защита проекта «Народы Мордовии – одна семья»
5
Что мы называем культурой? Что мы называем искусством?
6
1
5
Знакомство с понятиями «культура» и «искусство». Посещение экспозиций краеведческого музея, детской художественной школы.
6
Все профессии нужны, все профессии важны.
2
2
Профориентация учащихся. Знакомство с интересными профессиями родителей.
Содержание учебного курса
Что такое «малая родина»? 7 часов.
Конкретизация знаний о понятии «малая родина». Знакомство с картой Мордовии. Определение нахождения на карте г. Краснослободска. Посещение школьного музея. Пешая экскурсия по посёлку.
Достопримечательности села и города. 5 часов.
Знакомство с понятием «достопримечательность». Знакомство с достопримечательностями города Краснослободска и посёлка Преображенский.
Растительный и животный мир Мордовии. 12 часов
Знакомство с разнообразием растительного и житного мира Мордовии. Посещение экспозиций по данной тематике краеведческого музея.
Все народы Мордовии – одна семья. 6 часов
Работа в группах. Сбор информации о народах, проживающих на территории нашего края. Создание и защита проекта «Народы Мордовии– одна семья».
Что мы называем культурой? Что мы называем искусством? 6 часов
Знакомство с понятиями «культура» и «искусство». Посещение экспозиций краеведческого музея, детской художественной школы.
Все профессии нужны, все профессии важны. 2 часа
Профориентация учащихся. Знакомство с интересными профессиями родителей.
Предполагаемые результаты
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности по программе «Мой любимый край» для учащихся 2 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Формы и виды контроля
-Участие в общешкольных, районных мероприятиях (тематические конкурсы).
- Участие в социально-значимых проектах.
- Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
- Беседы, мини-сочинения, проекты по результатам экскурсий.