Рабочая программа ОП.03 Основы менеджмента | Ксения Владимировна Максимова. Работа №328379
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО по профессии 38.01.01. Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении по профессиям социально-экономического циклов.
Дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- принимать участие в организации работы подразделения;
- принимать в профессиональной деятельности приёмы делового общения;
- организовывать собственную профессиональную деятельность.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения современного менеджмента;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- приёмы делового общения.
Министерство образования Сахалинской области
Долинский филиал государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения
«Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03. Основы менеджмента
по профессии СПО 38.01.01.Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы
2021-2023 г.г.
г.Долинск 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии 38.01.01. Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы.
Организация-разработчик: ДФ ГБПОУ СТС и ЖКХ
Разработчики: Максимова К.В., преподаватель ДФ СТС и ЖКЖ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦ
И
ПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и
содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия
реализации
учебной
дисциплины
10
Контроль и оценка результатов О
своения уче
б
ной дисциплины
12
паспорт
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«
ОСНОВЫ
МЕНЕДЖМЕНТ
А
»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО по профессии 38.01.01. Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении по профессиям социально-экономического циклов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- принимать участие в организации работы подразделения;
- принимать в профессиональной деятельности приёмы делового общения;
- организовывать собственную профессиональную деятельность.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения современного менеджмента;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- приёмы делового общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента – 130 ч., в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 90 часов;
Занятий на уроках – 48 часов;
Практических занятий – 42 часа;
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – 40 часов.
Распределение часов, отводимое на освоение дисциплины по семестрам:
№ п/п
Нагрузка обучающегося
Номер семестра
Всего часов
1
2
3
4
5
6
130
1.
ОП.03. Основы менеджмента
1.1. Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
30
60
90
В том числе:
Занятий на уроках
14
34
48
Лабораторных работ
Практических занятий
16
26
42
Внеаудиторная самосто
я
тельная работа
обучающихся
8
32
40
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Э
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
130
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
90
в том числе:
практические занятия
42
Самостоятельная работа студента (всего)
40
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины основы менеджмента
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов
Объем часов
1
2
3
4-й семестр
30 часов
14 ч. Т.О., 16 ч. П.З., 8 ч. С.Р.
Раздел 1.
Основы менеджмента
Тема 1.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента
Содержание
1
Введение. Основные понятия, сущность, принципы менеджмента.
2
Практические занятия:
№1
Основные школы менеджмента. Искусство менеджмента.
2
№ 2
Менеджер в профессиональной деятельности, качества менеджера.
2
Самостоятельная работа:
1
Составление презентацию по теме: «Условия и предпосылки возникновения менеджмента».
2
Тема 1.2.
Система управления. Методы управления.
Содержание
2
Управление: сущность, составляющие. Принципы управления.
2
3
Методы управления: процессный, системный и ситуационный подходы Социально-психологические методы.
2
Практические занятия:
№ 3
Организационные структуры управления. Объект и субъект управления.
2
№ 4
Методы управления.
2
Самостоятельная работа:
2
Составить конспект по теме: « Этапы развития менеджмента».
1
3
Составить конспект: «Принципы менеджмента».
1
Тема 1.3.
Коммуникации в организации
Содержание
4
Понятие коммуникации. Классификация коммуникаций в профессиональной деятельности.
2
Практические занятия:
№ 5
Виды коммуникаций. Общение как вид коммуникации.
2
№ 6
Методика проведение собраний, бесед.
2
Самостоятельная работа:
4
Составить конспект: «Основные черты менеджера».
1
Тема 1.4.
Организация как объект менеджмента
Содержание
5
Организация диспетчерской службы как объект управления.
2
6
Типы организационных структур.
2
7
Внутренняя, и внешняя среда организации
2
Практические занятия (4 ч):
№ 7
Изучение общих характеристик организаций. Проектирование организационной структуры любого типа
2
№ 8
Признаки внутренней и внешней среды организации.
2
Самостоятельная работа:
5
Составление конспекта: «Самоуправление».
1
6
Составить конспект: «Принципы управления»
1
7
Составление конспекта: «Саморазвитие личности, как фактор делового общения».
1
5й семестр
60 часов
34 ч. ТО, 26 ч. ПЗ, 32 ч. СР
Раздел 2.
Основы технологии менеджмента
Тема 2.1. Технология менеджмента
Содержание
9
Планирование профессиональной деятельности
2
10
Стратегическое и перспективное планирование
2
11
Организация как функции менеджмента
2
Практические занятия (4 ч):
№ 9
Построение дерева целей. Планирование производственной деятельности
2
№ 10
Стратегическое и перспективное, планирование
2
Самостоятельная работа:
9
Составить конспект: «Самоуправление».
2
10
Составить схему алгоритм «Проведение собраний».
2
11
Составить схему-алгоритм «Проведение беседы».
2
Тема 2.2. Мотивация и контроль
Содержание
12
Понятие мотивации. Общая характеристика мотивации. Способы мотивации профессиональной деятельности
2
13
Понятие контроль, сущность, значение, функции контроля. Виды контроля
2
Практические занятия (6 ч):
№ 11
Виды контроля. Контроль за исполнением решений
2
№ 12
Способы мотивирования на повышение качества труда
2
№ 13
Работа с нормативными актами в системе контроля
2
Самостоятельная работа:
12
Составить схему-алгоритм «Классификация коммуникаций».
2
13
Подбор и оформление материала по теме: «Модели мотивации Маслоу моделями Мак Кленнанда и Герцберга».
2
Раздел 3
Связующие процессы менеджмента
Тема 3.1.Управленческие технологии
Содержание
14
Понятие, классификация, виды управленческих решений
2
15
Процесс принятия и реализации управленческих решений
2
Самостоятельная работа:
14
Подбор и оформление материала по теме: «Жизненный цикл организации».
2
15
Подбор и оформление материала по теме: «Формальные и неформальные организации».
2
Раздел 4
Менеджер и его функции
Тема 4.1. Менеджмент в сервисной деятельности
Содержание
16
Современный менеджмент в диспетчерской службе.
2
17
Функционал современного менеджера диспетчерской службы
2
Самостоятельная работа:
16
Составить конспект «Типы организационных структур управления предприятием».
2
17
Составить конспект «Внутренняя и внешняя среда организации».
2
Раздел 5.
Управление коллективом
Тема 5.1.
Особенности управления коллективом
Содержание
8
18
Руководство: власть и партнёрство
2
19
Лидерство и партнёрство.
2
Практические занятия (10 ч):
10
№ 14
Моделирование процесса коллективного принятия решения, используя технику «мозговой атаки»
2
№ 15
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
2
№ 16
Функции менеджмента в сервисной деятельности
2
№ 17
Методы управления. Система методов управления
2
№ 18
Определение лидера в коллективе
2
Самостоятельная работа
2
18
Составление конспекта по теме: «Современный менеджер»
1
19
Составление конспекта по теме: «Коммуникации и управленческое общение»
1
Тема 5.2. Оптимизация рабочего времени
Содержание
6
20
Способы анализа затрат рабочего времени
2
21
Планирование рабочего времени. Причины потерь рабочего времени.
2
Практическое занятие
2
№ 19
Планирование рабочего времени. Долгосрочное планирование.
2
Самостоятельная работа
2
20
Составить конспект по теме: «Современные виды управления коллективом»
1
21
Составить конспект «Методы управления»
1
Тема 5.3. Место и роль маркетинга в деятельности предприятия.
Содержание
4
22
Понятие маркетинга. Цели и задачи маркетинга в профессиональной деятельности
2
Практические занятия (2 ч):
20
Нормативно-правовые акты в маркетинговой деятельности
2
Самостоятельная работа
2
22
Подготовить реферат «Формы социального партнёрства»
1
Тема 5.4. Конфликты, стрессы
Содержание
8
23
Конфликты их виды. Способы разрешений производственных конфликтов
2
24
Стрессы их природа. Управление стрессовыми ситуациями
2
Практические занятия (2 ч):
2
21
Правила поведения в конфликтных ситуациях. Управление стрессами
2
Самостоятельная работа
2
23
Составить конспект по теме «Конфликты, стратегия поведения в конфликтной ситуации»
2
24
Составить конспект по теме: «Причины возникновения стрессовых ситуаций»
1
Всего:
130
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Менеджмента.
Оборудование учебного кабинета:
нормативные документы (
Федеральный г
осударственный образовательный ста
н
дарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующие деятел
ь
ность по реализации программы по дисциплине.
учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы
учебники, дидактические материалы, раздаточный материал в соответствии с о
б
разовательной программой
комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта
стендовый материал, который носит обучающий характер:
- рекомендаций по выполнению домашних работ;
- рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен)
- правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
Технические средства обучения:
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц
Комплект инструментов для работы у доски
Технические средства
Экспозиционный экран (на штативе или навесной)
Проектор
Компьютер с возможностью подключения к
Internet
.
Принтер лазерный
Слай
ды
по тематике курса «Менеджмент»
Информационное обеспечение обучения
Основная литература
Панцуркина
, Т. К. Основы менеджмента
:
учебное пособие для СПО / Т. К.
Па
н
цуркина
. — Саратов, Москва
:
Профобразование, Ай
Пи Ар
Медиа, 2020. — 133 c. — ISBN 978-5-4488-0808-1, 978-5-4497-0472-6. — Текст
:
электронный // Электронный р
е
сурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование
: [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/96023
Дорофеева, Л. И. Основы менеджмента
:
учебник для СПО / Л. И. Дорофеева. — Саратов, Москва
:
Профобразование, Ай
Пи Ар
Медиа, 2021. — 494 c. — ISBN 978-5-4488-1329-0, 978-5-4497-1357-5. — Текст
:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование
: [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/110573
Косьмин
А.Д.
,
«
Менеджмент
»
: учебник
, М., Акаде
мия, 2016
г.
Косьмин
А.Д.
, «Менеджмент»: практикум, М., Академия, 2016 г.
Дополнительные источники:
Основы менеджмента. Практический курс
:
учебное пособие для среднего пр
о
фессионального образования / А.Н.
Мардас
, О.А. Гуляева. – 2-е изд.,
испр
. и доп. - Москва : Издательство
Юрайт
, 2020. – 175 с. – (Профессиональное образование). – Текст
:
неп
о
средственный.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Ди
с
циплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- принимать участие в организации работы подразделения;
- принимать в профессиональной деятельности приёмы делового общения;
- организовывать собственную профессиональную деятельность;
- основные положения современного менеджмента;
- пользоваться различными средствами связи, в том числе максимальной и электронной;
Текущий контроль в форме:
- оценка практических занятий
- тестирование
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- приёмы делового общения;