рабочая программа ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" | Нестерова Татьяна Васильевна. Работа №231524
Автор: Нестерова Татьяна Васильевна
Рабочая программа ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" и календарно тематическое планирование
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(модуль «Основы светской этики»).
4 КЛАСС
Рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») изучается обучающимися 4 классов с их согласия и по выбору их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
К концу обучения младшего школьника определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества
со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических сре
дств пр
едставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, виде
о-
и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и
межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Основы светской этики
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1 час.
Россия – наша Родина.
Основы светской этики. Часть 1 16час.
Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Анализ важности соблюдать человеком моральные нормы.
Основы светской этики. Часть 2 12час
Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь. Совесть. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Анализ важности соблюдать человеком нравственные нормы.
4. Духовные традиции многонационального народа 5 час.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Анализ жизненных ситуаций и выбор нравственных форм поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Создание и защита творческих проектов «Жизнь человека – высшая нравственная ценность». Создание и защита творческих проектов «Любовь и уважение к Отечеству».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Модуль «Основы светской этики»
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
2
Основы светской этики. Часть1
16
3
Основы светской этики. Часть2
12
4
Духовные традиции многонационального народа России
5
итого
34
КТП «Основы светской этики»
№ урока
№ ур. в разделе
тема
Характеристика деятельности учащихся
1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
-Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
-Знакомятся с историей развития представлений
человечества о морали и нравственности.
-Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.
-Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными и традициями и поведением людей.
- Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных и культурных, в том числе религиозных, традициях.
- Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
- норм.
-Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.
-Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.
-Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.
-Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.
-Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
-Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
-Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и
излагать своё мнение.
-Готовят сообщения по выбранным темам (теме)
1
1
Россия — наша Родина
2. Основы светской этики. Часть 1 (16 час)
2
1
Что такое светская этика
3
2
Культура и мораль.
4
3
Особенности морали
5
4
Добро и зло
6
5
Добро и зло
7
6
Добродетель и порок
8
7
Добродетель и порок
9
8
Свобода и моральный выбор человека
10
9
Свобода и ответственность
11
10
Моральный долг
12
11
Справедливость
13
12
Альтруизм и эгоизм
14
13
Дружба
15
14
Что значит быть моральным
16
15
Анализ важности соблюдать человеком моральные нормы.
17
16
Подведение итогов
3. Основы светской этики. Часть 2 (12 час)
18
1
Род и семья – исток нравственных отношений
19
2
Нравственный поступок
20
3
Золотое правило нравственности
21
4
Стыд, вина и извинения
22
5
Честь
23
6
Совесть
24
7
Образцы нравственности в культурах разных народов
25
8
Образцы нравственности в культуре Отечества.
26
9
Этикет.
27
10
Семейные праздники.
28
11
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
29
12
Анализ важности соблюдать человеком нравственные нормы.
4. Духовные традиции многонационального народа России (5 час)
30
1
Любовь и уважение к Отечеству.
31
2
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
32
3
Создание и защита творческих проектов «Жизнь человека – высшая нравственная ценность».
33
4
Создание и защита творческих проектов «Любовь и уважение к Отечеству».
34
5
Итоговая презентация творческих проектов