Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа по биологии 5 класс | Зубцов Владимир Серафимович. Работа №291397. Номер работы: №291397

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Зубцов Владимир Серафимович
Рабочаяпрограмма по биологии для 5 класса.

       Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Концепцией ФГОС  основного общего образования второго поколения (М., «Просвещение» 2008г), Фундаментальным ядром содержания общего образования (М.,«Просвещение» 2009г), на основе примерных программ  по  биологии (М.,«Просвещение» 2011г). Государственные образовательные стандарты второго поколения разработаны в соответствии  со ст. 43 Конституции России, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.  Государственные образовательные стандарты второго поколения вводятся в систему нормативно — правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

 

Принята методическим советом Протокол от ________ №

Утверждаю Директор МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная

школа» _______________(А.Ю. Самохвалов)

Приказ от №

 

 

Рабочая программа по

биологии

для 5 классов

на 2021-2022 учебный год

 

Составитель: Зубцов Владимир Серафимович,

первая квалификационная категория

 

 

 

 

Согласовано

Заместитель директора

(заведующий филиалом / методист)

Подпись __________ (расшифровка подписи)

Дата

 

 

 

 

 

 

п.Первомайский 2021 г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Концепцией ФГОС основного общего образования второго поколения (М., «Просвещение» 2008г), Фундаментальным ядром содержания общего образования (М.,«Просвещение» 2009г), на основе примерных программ по биологии (М.,«Просвещение» 2011г). Государственные образовательные стандарты второго поколения разработаны в соответствии со ст. 43 Конституции России, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Государственные образовательные стандарты второго поколения вводятся в систему нормативно — правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, на основе образовательной программы и рабочей программы «Биология. Рабочие программы 5-9 классы» для основной школы, разработанной В. В. Пасечником. При составлении рабочей программы учитывалось следующее: базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Концептуальной основой систематического курса биологии для основной школы являются идеи деятельностного подхода к образованию и направленности содержания на формирование универсальных учебных умений.

Настоящая программа создана на основе концентрического варианта Примерных программ по биологии.

Уровень изучения биологии заложен базовый.

В настоящей программе реализуются  следующие цели биологического образования:

социализация учащихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений;

приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей;

ориентация в системе моральных норм и ценностей;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности;

овладение ключевыми компетентностями: учебно

  познавательными,  инфор-мационными, ценностно - смысловыми, коммуникативными.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

Цели программы:

1.Развитие у школьников познавательного интереса к изучению биологии, естественно научного мировоззрения;

2. Решение воспитательных и развивающих задач, способствующих всестороннему развитию личности школьника.

 

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о структуре биологической науки, методах её исследования, строении и жизнедеятельности организмов.

В рабочей программе определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности учащихся. В настоящей программе изложено содержание основных биологических понятий, процессов и явлений, планируемые результаты биологического образования в предметной, личностной сфере и сфере универсальных учебных действий, характеристика основных видов деятельности учащихся, учебно- тематическое планирование материала, средства контроля и учебно - методическое обеспечение.

 

Общая характеристика курса

Курс предназначен для решения следующих задач:

Изучение структуры биологической науки, методов её исследования, строения и жизнедеятельности организмов;

Формирование умений применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами,( прежде всего умений работы с микроскопом и микропрепаратами), справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

Развитие универсальных учебных умений: сравнивать биологические объекты, сопоставлять, анализировать, делать выводы, решать биологические задачи, логически мыслить. Курс биологии направленно воздействует на личность учащегося, способствует тренировки памяти, развитию наблюдательности, любознательности и интереса к предмету, обучает приемам самостоятельной учебной деятельности. Обучение в 5 классе строится через организацию компетентностного подхода к образовательному процессу по биологии.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При преподавании курса биологии используются следующие технологии обучения: технологии сотрудничества, разноуровневого обучения, деятельностного подхода, метод проекта, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Данная программа построена по концентрическому типу. Отличительной чертой данной программы является то, что она обеспечивает структурно - системный подход к изучению организмов бактерий, грибов, растений. Кроме того, большое внимание было уделено организации учебного материала в соответствии с разными формами учебной деятельности (деятельностный подход), а также формированию УУД. Обучение в этом классе строится через организацию компетентностного подхода к образовательному процессу по биологии.

 

Место курса в учебном плане

Биология как учебный предмет — неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения, ценностных ориентаций.

Предмет «Биология» относится к естественно-научным предметам и входит в обязательную часть учебного плана для V- IX классов. Рабочая программа для V класса по биологии в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 учебный год рассчитана на  35 часов в год (1час в неделю).

 

Учебно-методический комплекс

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект в соответствии с Образовательной программой МБОУ СОШ:

1.Базовый учебник: Биология 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций/Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др./Под ред. Пасечника В.В.4-е изд.-М.:Просвещение,2015.-160с. - (Линия жизни);

2.Рабочая тетрадь. Биология  5 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций/Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др./Под ред. Пасечника В.В.4-е изд.-М.:Просвещение,2015.-160с. - (Линия жизни).

Контрольно-измерительные материалы:

1. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6-9 классы ( авторская линия В. В. Пасечника).- СПб.: Паритет, 2006.- 160с.

2. Сухова Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии.6-8 кл.: Метод. пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001 – 160 с.

3. Фросин  В. Н. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. Тематические тестовые задания/ В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. – М. : Дрофа,2010. – 187с.

 

 

Дополнительная литература:

 

1. Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы.

Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2008.- 96с.6

2. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия/

сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград, Учитель, 2005. – 154с.

3. Биология. Ботаника: 6 класс: Книга для учителя./ сост. Н. Ю. Феоктистова. - М. «Первое сентября», 2002. -256с.: ил.( Я иду на урок).

4. Галеева Н.Л.  Сто приемов для учебного успеха на уроках биологии: Мето-дическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания»,2006. -144с

5. Дубинина Н. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику ВВ. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» пособие для учителя.- 2-е изд., стереотип. / Дубинина Н. В., Пасечник В. В.:– М.: Дрофа,2001.- 96с.

6. Журнал «Биология в школе».- М.,ООО «Школьная пресса»,2008- 2012г.64с.

7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии

(сост. Кучменко В.С.) Изд. 2-е, испр./ 3-е, стереотип.. - М.: Дрофа, 2000.- 96 с.

8. Пасечник В.В. Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З.Г. Гапонюк . – М.: Просвещение,2012. -176с.

9. Разумовская, О. К. Встреча с растениями ( познавательная ботаника с викторинами и кроссвордами)/О. К. Разумовская, Е. Г. Козловский– М.:«Грамотей», 2002. –144с.

10. Реймерс, Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвеще-

ние, 1995.- 368с.

11. Рохлов, В. С. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и ро-

дителей./ В. С. Рохлов,А. И. Теремов , Р. Д. Петросова. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2002.- 432с.

12.Фросин, в. Н. Биология. Растения. Грибы. Лишайники.6 класс. Тематические тестовые задания/ В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. – М. : Дрофа,2010. – 187с.

 

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.основной учебник:

Базовый учебник: Биология 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций/Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др./Под ред. Пасечника В.В.4-е изд.-М.:Просвещение,2015.-160с. - (Линия жизни);

2.основное методическое пособие для учителя:

Пасечник В.В. Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З.Г. Гапонюк . – М.: Просвещение,2012. -176с.

3.дополнительные пособия для учащихся:

1. Журнал «Биология в школе».- М.,ООО «Школьная пресса»,2008- 2012г.-64с

2.Рабочая тетрадь. Биология  5 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций/Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др./Под ред. Пасечника В.В.4-е изд.-М.:Просвещение,2015.-160с. - (Линия жизни).

3. Разумовская О. К. Встреча с растениями ( познавательная ботаника с викторинами и кроссвордами)/ Разумовская О. К., Козловский Е. Г. – М.: «Грамотей», 2002. –144с.

4. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвеще-

ние, 1992, 1995 гг. -368с.

5. Трайтак Д. И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл.– М.,

Просвещение, 1996.- 223с.,ил.

6. Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 – М., Аванта +, 1997.-694с.

 

интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

информационно-коммуникационные средства обучения (CD, DVD, медиаресурсы)

 

презентации к урокам биологии по разделам:

Бактерии, грибы, растения: строение клетки, ткани, признаки бактерий, значение бактерий, плесневые грибы и дрожжи, грибы – паразиты, строение хламидомонады, водоросли, мохообразные, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, разнообразие растений, химический состав растений, побег и почки, строение стебля, лист, цветок, соцветия, плоды, подземные побеги, испарении, фотосинтез, классификация растений и т.д.

 

технические средства обучения: проектор, компьютер, телевизор.

.учебно-практическое оборудование и учебные пособия: таблицы по всему курсу, коллекции гербарных экземпляров, микроскопы, лупы, микропрепараты.

 

Формы контроля знаний:

Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;

Фронтальный и индивидуальный опрос;

Отчеты по практическим и лабораторным работам;

Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)

Презентация творческих и исследовательских работ с использованием информационных

 

 

 

 

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Базовые требования

Пятиклассник научится:

осваивать знания о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли бактерий, грибов и растений;

о роли биологической науки в практической деятельности людей;

о методах познания живой природы;

Пятиклассник будет понимать:

необходимость позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

единство строения и процессов жизнедеятельности различных организмов;

эволюционную теорию происхождения изучаемых организмов.

Пятиклассник будет уметь:

применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

Сверх базы

Ученик получит возможность научиться:

применять в своей деятельности основные положения биологической науки

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений;

принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Ученик сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оказания первой

помощи себе и окружающим;

оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде,

собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

 

 

(личностные, метапредметные и предметные результаты, выраженные в операциональных действиях учащихся):

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Умение общаться в группе, коллективе, отстаивать своё собственное мнение, уважать мнение других учащихся, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные:

необходимость позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

роль биологических знаний для современного человека при освоении природных богатств, для сохранения среды обитания живых организмов;

значение идеи развития жизни для формирования материалистического мировоззрения.

Метапредметные:

регулятивные

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

познавательные

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

Называть признаки царств бактерий, грибов, растений, отделов растений, классов и семейств цветковых растений;

Характеризовать строение и функции клеток и организмов бактерий, грибов и растений;

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

Распознавать организмы бактерий, грибов, лишайников и растений;

Сравнивать царства живой природы.

 

 


2. Содержание учебного предмета

Понятийная база и содержание курса полностью соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым документам Российской Федерации, в том числе ФГОС ООО, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.

Рабочая программа включает следующие разделы:

1.Введение. Биология как наука (5 часов)

Водный инструктаж по технике безопасности. Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Дисциплины, связанные с биологией. Способы организации учебной деятельности. Методы изучения биологии. Практические и теоретические методы, биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. Среды обитания организмов. Особенности каждой среды. Виды животных, растений, заселяющие эти среды жизни. Приспособленность организмов к среде обитания.

Контрольная работа №1 на тему: «Введение. Биология как наука».

2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (8 часов)

Первичный инструктаж по технике безопасности.Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Химический состав клетки. Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), раздражимость, рост, развитие и деление клетки.

Лабораторные работы:

1. Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы. Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.

2. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

3. Пластиды в клетках листа элодеи.

Контрольная работа №2 на тему: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов».

3. Многообразие организмов (22часа)

Классификация организмов- 1ч.

Понятие классификации. Отличительные признаки царств живой природы. Ввести понятие вида.

Строение и многообразие Бактерий– 2ч.

Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Строение и многообразие Грибов – 2ч .

Повторный инструктаж по технике безопасности. Роль грибов в природе и жизни человека. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

 

Лабораторные работы:

«Особенности строения мукора и дрожжей»

Контрольная работа №3 на тему « Бактерии. Грибы»-1ч.

Характеристика Царства Растений – 1 ч.

Ботаника- наука о растениях. Разнообразие растений. Характерные признаки растений. Дать понятие тканям и органам. Фотосинтез. Различие высших и низших растений.

Водоросли –1ч.

Низшие растения. Строение зеленых, бурых и красных водорослей.

Лишайники-1ч.

Знакомство с лишайниками. Строение лишайников. Явление симбиоза. Виды лишайников.

Высшие споровые растения -1ч.

Высшие споровые растения. Ризоиды. Среда обитания мхов. Отличие мхов от водорослей.

Семенные растения-2ч.

Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных. Размножение голосеменных. Покрытосеменные (цветковые) растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Многообразие растений и их происхождение.

Лабораторные работы:

« Внешнее строение цветкового растения»

Контрольная работа №4 на тему « Царство Растений»-1ч.

Царство Животные-6ч.

Царство Животные. Охрана животного мира. Красная книга. Подцарство Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Холоднокровные и теплокровные животные. Охрана природы.

Лабораторные работы:

«Разведение и изучение амеб в лаборатории»

Итоговая контрольная работа-1ч.

Экскурсия в местный лес.-1ч.

Игра «Посвящение в биологи»-1ч.

 

 


3. Тематическое планирование

 

 

 


п/п

 

Тема разделов и уроков

 

 

Кол-во

часов

Планируемые результаты

 

 

 

предметные

 

метапредметные:

познавательные (П), регулятивные (Р), коммуникативные (К)

личностные

1

 

Введение. Биология как наука

 

6

Знакомство с техникой безопасности. Определить предмет изучения биологии. Перечислить отличительные свойств живого. Уметь приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания. Объясненять значения живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

Характеризовать методы биологической науки и их роль в познании живой природы. Уметь находить различия между практическими и теоретическими методами познания, определять метод исследования;

проводить Знать отличительные признаки живых организмов от тел неживой природы, основные царства живой природы.

Уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме. Знакомство с устройством увеличительных приборов. Пользоваться увеличительными приборами для выявления клеточное строение организмов.

Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. Пользо-ваться увеличитель-ными приборами. Формировать понятия о строении клетки; готовить м/п чешуи кожицы лука. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их.Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. Пользо-ваться увеличитель-ными приборами. Формировать понятия о строении клетки; готовить м/п чешуи кожицы лука. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их

 

 

.: усвоить технику безопасности, сформулировать проблемы «Что изучает биология как наука», анализ и сравнение живых организмов по способам питания, передвижения, внешнему виду. Уметь логически сравнивать науки друг с другом, преобразовывать полученную информацию, находить необходимую информацию; уметь работать с текстом, находить в нём главное.

Р.: осуществлять самопроверку, оценивать значение каждой науки.

К.: уметь выражать свои мысли в заданиях, ставить вопросы для об.: анализ объектов с целью выделения признаков; уметь самостоятельно выделять признаки. Развить умение структурировать текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение, классифицировать объекты.

Р.: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, составление плана.

К.: аргументация своего мнения и позиции в определять признаки организмов разных царств. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, выражать свои мысли в ответах.суждения.

В ходе урока у учащихся формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры. Правила поведения на уроке биологии. Стремиться хорошо учиться, ориентироваться на качественное получение образования. Стре-миться к познанию мира.

 

2.

Клетка – основа строения и жизнедея-тельности организмов.

 

8

Знакомство с устройством увеличительных приборов. Пользоваться увеличительными приборами для выявления клеточное строение организмов.

Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. Структурировать

знания о способах деления клеток, раскрыть роль деления в жизни организмов. Систематизировать обобщать знания о строении, химическом составе и жизненно важных процессах, протекающих в клетках. 

 

 

П.: Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности. Подво-дить итоги работы, формулировать выводы.

Р.: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель исследований объекта.

К.: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. П.: преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему «Химический состав клетки»). Уметь вести поиск необходимых сведений и информации, анализировать и оценивать ее.

Р.: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель изучения химического состава клетки. Составлять план решения проблемы. В диалоге с учителем сверять полученную информацию, исправлять ошибки.

К.: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Стремиться хорошо учиться, ориентироваться на качественное получение образования. Стре-миться к познанию мира.

3.

Многообразие организмов.

 

22

Получить представление о классификации живых организмов, знакомиться с отличительными признаками царств живой природы и понятием « вид». Иметь представление об

особенностях Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. Пользо-ваться увеличитель-ными приборами. Формировать понятия о строении клетки; готовить м/п чешуи кожицы лука. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать ихстроения бактерий и их многообразии Иметь представления

о многообразии растений, их характерных признаках, о высших

П.: развить умения классифицировать живые организмы, находить и отбирать необходимую информацию, структурировать знания по царствам живой природы, анализировать разнообразие живых организмов.

Р.: осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.

К.: выражать свои мысли в ответах. П.:уметь работать с различными источниками

информации, преобразовывать ее из одной

формы в другую, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал

Р.: уметь организовать выполнение заданий учителя. Развить навыки

самооценки и самоанализа.

К.: уметь строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками.

Формировать научное мировоззрение о многообразии органического мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический планирование на 2021-2022 учебный год

по биологии

5 класс

Учитель Зубцов В.С.

1 час в неделю

Составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной_________

 

 


п/п

 

 

Тема разделов и уроков

 

 

Кол-во

часов

Вид контроля

Дата по плану

Дата фактически

1

 

Введение. Биология как наука

 

 

6

 

 

 

1.1.

 

1.Вводный инструктаж по ТБ.

Биология - наука о живой природе.

1

Предварительный

 

 

1.2.

 

2.Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории.

 

1

Текущий

 

 

 

1.3.

 

3.

Разнообразие живой природы.

1

Текущий

 

 

 

1.4.

 

4.Среды обитания организмов.

 

 

 

1

Текущий

 

 

 

1.5.

 

5.

Контрольная работа №1 «Введение. Биология как наука».

1

Тематический 

тестовый контроль

 

 

2.

Клетка – основа строения и жизнедея-тельности организмов.

 

8

 

 

 

2.1.

 

1.Первичный инструктаж по ТБ.

Увеличи-тельные приборы.

Лабораторная работа № 1. «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы. Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним»

 

 

 

1

Предварительный

 

 

2.2.

 

2.Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1

Текущий

 

 

2.3.

3. Химический состав клетки. Органические вещества.

1

Текущий

 

 

2.4.

 

4.Строение клетки.

Лабораторная работа № 2. «Приготовление и рассматрива-ние препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

 

1

Текущий

 

 

 

2.5.

 

5.Особенности строения клеток. Пластиды.

Лабораторная работа № 3. «Пластиды в клетках листа элодеи»

 

1

Текущий

 

 

 

2.6.

 

5. Процесс жизнедеятельности в клетке.

 

1

Текущий

 

 

 

2.7.

 

6. Деление клеток.

 

1

Текущий

 

 

 

2.8.

 

7.

Контрольная работа №2 по теме

«Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

 

1

Тематический

тестовый контроль

 

 

3.

Многообразие организмов.

 

22

 

 

 

3.1.

 

1.Классифи-кация организмов.

 

 

1

Предварительный

 

 

3.2.

 

2. Строение и распространение бактерий.

 

1

Текущий

 

 

 

3.3.

 

3.Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

Текущий

 

 

3.4.

 

4. Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые.

1

Текущий

 

 

3.5.

 

5. Повторный инструктаж поТБ.

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 4. «Особенности строения мукора и дрожжей».

 

1

Текущий

 

 

3.6.

 

6. Контрольная работа №3

на тему «Бактерии. Грибы».

 

1

Тематический

тестовый контроль

 

 

3.7.

 

7. Характерис-тика царства Растения.

 

1

Предварительный

 

 

3.8.

 

8. Водоросли.

 

1

Текущий

 

 

3.9.

 

9.

Лишайники.

 

1

Текущий

 

 

3.10.

 

10. Высшие споровые растения.

1

Текущий

 

 

3.11.

11. Голосеменные растения.

 

1

Текущий

 

 

3.12.

12. Покрытосеменные растения.

Лабораторная работа № 5.

«Внешнее строение цветкового растения»

 

 

1

Текущий

 

 

3.13.

13. Контрольная работа №4

на тему

« Царство Растений»

 

1

Тематический

тестовый контроль

 

 

3.14.

 

14. Общая характеристика царства Животные.

1

Текущий

 

 

3.15.

15. Подцарство ОдноклеточныеЛабороторная работа №6.

«Разведение и изучение амеб в лаборатории»

1

Текущий

 

 

3.16.

16.Подцарство многоклеточные. Беспозвоночные животные.

1

Текущий

 

 

3.17.

 

17.Холоднокровные позвоночные животные.

1

Текущий

 

 

3.18.

 

18.Теплокровные позвоночные животные.

1

Текущий

 

 

3.19.

 

19.Многообразие живой природы. Охрана природы.

1

Текущий

 

 

3.20.

 

Итоговая контрольная работа.

 

1

Итоговый

 

 

3.21.

 

Экскурсия в местный лес.

1

Итоговый

 

 

3.22.

Игра «Посвящение в биологи»

1

Итоговый

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×