Рабочая программа по физике за 7-9 классы | Зубрилина Наталья Николаевна. Работа №316185
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
——проявление интереса к истории и современному состоянию
российской физической науки;
——ценностное отношение к достижениям российских учёных-
физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
——готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическим
применением достижений физики;
——осознание важности морально-этических принципов в деятельности
учёного.
Эстетическое воспитание:
——восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
——осознание ценности физической науки как мощного инструмента
познания мира, основы развития технологий, важнейшей
составляющей культуры;
——развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности.
Содержание
учебного предмета
Введение
Что и как изучают физика и астрономия. Физические явления. Наблюдение и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учётом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин.
Физические законы и границы их применимости. Физика и техника.
Демонстрации.
Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.
Лабораторные работы и опыты
Измерение длины, объёма и температуры тела.
Измерение размеров малых тел.
Измерение времени.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать и описывать физические явления, высказывать предположения – гипотезы, измерять расстояния и промежутки времени, определять цену деления шкалы прибора.
Механические явления
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.
Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Международная система единиц. Равнодействующая сил. Сложение сил, направленных по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды трения.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии. Энергия рек и ветра.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение.
Свободное падение тел.
Равноускоренное прямолинейное движение.
Лабораторные работы и опыты:
Изучение равномерного движения.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение плотности вещества твердого тела.
Градуировка динамометра и измерение сил.
Измерение коэффициента трения скольжения.
Изучение условия равновесия рычага.
Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Определять путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени. Измерять массу тела, измерять плотность вещества. Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массы на основе второго закона Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы. Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения. Исследовать условия равновесия рычага. Вычислять кинетическую энергию тела. Вычислять потенциальную энергию тела, поднятого над Землей. Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергии тела. Измерять КПД наклонной плоскости. Объяснять процесс колебаний маятника.
Звуковые явления
Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота. Звуковые колебания. Источники звука.
Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр. Отражение звука. Эхо.
Демонстрации:
Наблюдение колебаний звучащих тел.
Исследование зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити.
Наблюдение зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Знать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Вычислять длину волны и скорость распространения звуковых волн.
Световые явления
Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.
Отражение света. Закон отражения света. Зеркальное и диффузное отражение. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой.
Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа. Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.
Демонстрации:
1. Наблюдение образования тени и полутени.
Получение и исследование изображения в плоском зеркале.
Изготовление перископа.
Получение и исследование изображения, даваемого вогнутым зеркалом.
Изучение закона преломления света.
Лабораторные работы и опыты:
Наблюдение прямолинейного распространения света.
Изучение явления отражения света.
Изучения явления преломления света.
Изучение изображения, даваемого линзой.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Разложение белого света в спектр. Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.
класс (64 часа, 2 часа в неделю)
Первоначальные сведения о строении вещества
Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул.
Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью теплового движения частиц вещества.
Взаимодействие частиц вещества. Смачивание. Капиллярные явления.
Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
.
Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел
Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Манометры. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние атмосферного давления на живой организм.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, твердость твердых тел
Фронтальные лабораторные работы
1. Измерение выталкивающей силы.
2. Изучение условий плавания тел.
3. Наблюдение роста кристаллов.
3. Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Абсолютная (термодинамическая) шкала температур. Абсолютный нуль.
Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Первый закон термодинамики.
Фронтальные лабораторные работы
4. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
5. Измерение удельной теплоемкости вещества.
4. . Изменение агрегатных состояний вещества
Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха
5 . Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры, объема газа данной массы от температуры (качественно).
Применение газов в технике.
Тепловое расширение твердых тел и жидкостей (качественно). Тепловое расширение воды.
Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильная машина. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей.
Фронтальные лабораторные работы
6.Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре
6. Электрические явления
Электростатическое взаимодействие. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Электроскоп.
Дискретность электрического заряда. Строение атома. Электрон и протон. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе.
Закон Кулона. Электростатическая индукция.
7. Электрический ток
Электрический ток. Источники постоянного электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, электролитах, газах и полупроводниках.
Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное.
Электрическая цепь. Сила тока. Измерение силы тока.
Напряжение. Измерения напряжения.
Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты.
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Счетчик электрической энергии. Закон Джоуля—Ленца.
Использование электрической энергии в быту, природе и технике. Правила безопасного труда при работе с источниками тока
Гальванические элементы и аккумуляторы.
Фронтальные лабораторные работы
7. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках.
8. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
9. Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра.
10. Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.
11. Изучение последовательного соединения проводников.
12. Изучение параллельного соединения проводников.
13. Измерение работы и мощности электрического тока.
Законы механики
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность механического движения. Кинематические характеристики движения. Кинематические уравнения прямолинейного движения. Графическое представление механического движения. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение. Взаимодействие тел. Динамические характеристики механического движения. Центр тяжести. Законы Ньютона. Принцип относительности Галилея. Границы применимости законов Ньютона. Импульс тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель. Механическая работа. Мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
Инвариантность ускорения.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Исследование равноускоренного прямолинейного движения.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Изучение второго закона Ньютона.
Изучение третьего закона Ньютона.
Исследование зависимости силы упругости от деформации.
Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
Измерение механической работы и мощности.
Механические колебания и волны
Колебательное движение. Гармоническое колебание. Математический маятник. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Связь между длиной волны, скоростью волны и частотой колебаний. Закон отражения механических волн.
Скорость и ускорение при колебательном движении. Интерференция и дифракция волн.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
2. Изучение колебаний математического и пружинного маятников.
3. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Изучение колебаний груза на пружине. Измерение жесткости пружины с помощью пружинного маятника.
Электромагнитные явления
Электромагнитные колебания и волны
Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Генератор постоянного тока. Самоиндукция. Индуктивность катушки. Конденсатор. Электрическая емкость конденсатора. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращения энергии в колебательном контуре. Переменный электрический ток. Трансформатор. Передача электрической энергии. Электромагнитное поле. Энергия электромагнитного поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Радиопередача и радиоприем. Телевидение. Электромагнитная природа света. Скорость света. Дисперсия света. Волновые свойства света. Шкала электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Закон электромагнитной индукции. Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Наблюдение интерференции света. Наблюдение дисперсии света. Сборка детекторного радиоприемника. Изучение работы трансформатора.
Элементы квантовой физики
Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ. Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Состав атомного ядра. Протон и нейтрон. Заряд ядра. Массовое число. Изотопы. Радиоактивные превращения. Период полураспада. Ядерное взаимодействие. Энергия связи ядра. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Биологическое действие радиоактивных излучений и их применение. Счетчик Гейгера. Дозиметрия. Ядерная энергетика и проблемы экологии.
Явление фотоэффекта. Гипотеза Планка. Фотон. Фотон и электромагнитная волна.
Закон радиоактивного распада. Дефект массы и энергетический выход ядерных реакций. Термоядерные реакции. Элементарные частицы. Взаимные превращения элементарных частиц.
Вселенная
Строение и масштабы Вселенной. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы движения планет. Строение и масштабы Солнечной системы. Размеры планет. Система Земля—Луна. Приливы. Видимое движение планет, звезд, Солнца, Луны. Фазы Луны. Планета Земля. Луна — естественный спутник Земли. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение. Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы. Спектральный анализ небесных тел.
Движение космических объектов в поле силы тяготения. Использование результатов космических исследований в науке, технике, народном хозяйстве.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
5. Определение размеров лунных кратеров.
6. Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера Ио.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ
Изучение фотографий планет, комет, спутников, полученных с помощью наземных и космических наблюдений.
Резервное время
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
——проявление интереса к истории и современному состоянию
российской физической науки;
——ценностное отношение к достижениям российских учёных-
физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
——готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическим
применением достижений физики;
——осознание важности морально-этических принципов в деятельности
учёного.
Эстетическое воспитание:
——восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
——осознание ценности физической науки как мощного инструмента
познания мира, основы развития технологий, важнейшей
составляющей культуры;
——развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
——осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасного поведения
на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым
оборудованием в домашних условиях;
——сформированность навыка рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
——активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, требующих в том числе и физических знаний;
——интерес к практическому изучению профессий, связанных
с физикой.
Экологическое воспитание:
——ориентация на применение физических знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
——осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
——потребность во взаимодействии при выполнении исследований
и проектов физической направленности, открытость
опыту и знаниям других;
——повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность;
——потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы о физических объектах
и явлениях;
——осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей
в области физики;
——планирование своего развития в приобретении новых физических
знаний;
——стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики, в том числе с использованием физических
знаний;
——оценка своих действий с учётом влияния на окружающую
среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
——выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
——устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения;
——выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим
явлениям;
——выявлять причинно-следственные связи при изучении физических
явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать
гипотезы о взаимосвязях физических величин;
——самостоятельно выбирать способ решения учебной физической
задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор
наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
——использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
——проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
физический эксперимент, небольшое исследование
физического явления;
——оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования или эксперимента;
——самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
——прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических
процессов, а также выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
——применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной
учебной физической задачи;
——анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
——самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
——в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных
работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
——сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
——выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
——публично представлять результаты выполненного физического
опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
——понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной физической
проблемы;
——принимать цели совместной деятельности, организовывать
действия по её достижению: распределять роли, обсуждать
процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения
нескольких людей;
——выполнять свою часть работы, достигая качественного результата
по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
——оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
——выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих
для решения физических знаний;
——ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
——самостоятельно составлять алгоритм решения физической
задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
——делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
——давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
——объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
——вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения
физического исследования или проекта) на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей;
——оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
——ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии
на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику
другого.
Принятие себя и других:
——признавать своё право на ошибку при решении физических
задач или в утверждениях на научные темы и такое же право
другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 класс
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
——использовать понятия: физические и химические явления;
наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза; единицы физических
величин; атом, молекула, агрегатные состояния вещества
(твёрдое, жидкое, газообразное); механическое движение
(равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория,
равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая),
невесомость, сообщающиеся сосуды;
——различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества;
равномерное движение; неравномерное движение;
инерция; взаимодействие тел; равновесие твёрдых тел с закреплённой
осью вращения; передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами; атмосферное давление; плавание тел; превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих
данное физическое явление;
——распознавать проявление изученных физических явлений
в окружающем мире, в том числе физические явления в природе:
примеры движения с различными скоростями в живой
и неживой природе; действие силы трения в природе и технике;
влияние атмосферного давления на живой организм; плавание
рыб; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
——описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент
полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
строить графики изученных зависимостей физических величин;
——характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,
используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
——объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических
закона или закономерности;
——решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы
и формулы, связывающие физические величины: на основе
анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять
физические величины в формулы и проводить расчёты,
находить справочные данные, необходимые для решения
задач, оценивать реалистичность полученной физической
величины;
——распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических методов; в описании исследования выделять проверяемое
предположение (гипотезу), различать и интерпретировать
полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;
——проводить опыты по наблюдению физических явлений или
физических свойств тел: формулировать проверяемые предположения,
собирать установку из предложенного оборудования,
записывать ход опыта и формулировать выводы;
——выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы
тела, объёма, силы и температуры с использованием аналоговых
и цифровых приборов; записывать показания приборов
с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;
——проводить исследование зависимости одной физической величины
от другой с использованием прямых измерений (зависимости
пути равномерно движущегося тела от времени движения тела; силы трения скольжения от веса тела, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины; выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимости
от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело;
условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков);
участвовать в планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному
плану, фиксировать результаты полученной зависимости
физических величин в виде предложенных таблиц и графиков,
делать выводы по результатам исследования;
——проводить косвенные измерения физических величин (плотность
вещества жидкости и твёрдого тела; сила трения скольжения;
давление воздуха; выталкивающая сила, действующая
на погружённое в жидкость тело; коэффициент полезного
действия простых механизмов), следуя предложенной
инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную
установку и вычислять значение искомой величины;
——соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
——указывать принципы действия приборов и технических
устройств: весы, термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды,
барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, наклонная
плоскость;
——характеризовать принципы действия изученных приборов
и технических устройств с опорой на их описания (в том числе:
подшипники, устройство водопровода, гидравлический
пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя
знания о свойствах физических явлений и необходимые
физические законы и закономерности;
——приводить примеры / находить информацию о примерах
практического использования физических знаний в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
——осуществлять отбор источников информации в сети Интернет
в соответствии с заданным поисковым запросом, на основе
имеющихся знаний и путём сравнения различных источников
выделять информацию, которая является противоречивой
или может быть недостоверной;
——использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу физического содержания, справочные
материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования
текста, преобразования информации из одной
знаковой системы в другую;
——создавать собственные краткие письменные и устные сообщения
на основе 2—3 источников информации физического со держания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
——при выполнении учебных проектов и исследований распределять
обязанности в группе в соответствии с поставленными
задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать
коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
8 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
——проявление интереса к истории и современному состоянию
российской физической науки;
——ценностное отношение к достижениям российских учёных-
физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
——готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
——осознание важности морально-этических принципов в деятельности
учёного.
Эстетическое воспитание:
——восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
——осознание ценности физической науки как мощного инструмента
познания мира, основы развития технологий, важнейшей
составляющей культуры;
——развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
——осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасного поведения
на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым
оборудованием в домашних условиях;
—— сформированность навыка рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
——активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, требующих в том числе и физических знаний;
——интерес к практическому изучению профессий, связанных
с физикой.
Экологическое воспитание:
——ориентация на применение физических знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
——осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
——потребность во взаимодействии при выполнении исследований
и проектов физической направленности, открытость
опыту и знаниям других;
——повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность;
——потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
——осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей
в области физики;
——планирование своего развития в приобретении новых физических
знаний;
——стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики, в том числе с использованием физических
знаний;
——оценка своих действий с учётом влияния на окружающую
среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
——выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
——устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения;
——выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим
явлениям;
——выявлять причинно-следственные связи при изучении физических
явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать
гипотезы о взаимосвязях физических величин;
——самостоятельно выбирать способ решения учебной физической
задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор
наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
——использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
——проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
физический эксперимент, небольшое исследование
физического явления;
——оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования или эксперимента;
——самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
——прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических
процессов, а также выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
——применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной
учебной физической задачи;
——анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
——самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
——в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных
работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
——сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
——выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
——публично представлять результаты выполненного физического
опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
——понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной физической
проблемы;
——принимать цели совместной деятельности, организовывать
действия по её достижению: распределять роли, обсуждать
процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения
нескольких людей;
——выполнять свою часть работы, достигая качественного результата
по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
——оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
——выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих
для решения физических знаний;
——ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
——самостоятельно составлять алгоритм решения физической
задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
——делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
——давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
——объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
——вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения
физического исследования или проекта) на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей;
——оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
——ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии
на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику
другого.
Принятие себя и других:
——признавать своё право на ошибку при решении физических
задач или в утверждениях на научные темы и такое же право
другого.
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
——использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое
движение атомов и молекул, агрегатные состояния вещества,
кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный
пар, влажность воздуха; температура, внутренняя
энергия, тепловой двигатель; элементарный электрический
заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный
электрический ток, магнитное поле;
——различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача,
тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления,
испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля
на проводник с током, электромагнитная индукция) по описанию
их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих
данное физическое явление;
——распознавать проявление изученных физических явлений
в окружающем мире, в том числе физические явления в природе:
поверхностное натяжение и капиллярные явления в
природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание
водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана,
инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество
живых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полюсов,
роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние;
при этом переводить практическую задачу в учебную,
выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
——описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины (температура, внутренняя
энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества,
удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент
полезного действия тепловой машины, относительная
влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое
напряжение, сопротивление проводника, удельное
сопротивление вещества, работа и мощность электрического
тока); при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, обозначения и единицы физических
величин, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, строить графики
изученных зависимостей физических величин;
——характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,
используя основные положения молекулярно-кинетической
теории строения вещества, принцип суперпозиции полей
(на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон
Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон
сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку
закона и записывать его математическое выражение;
——объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе
и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера:
выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение
из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных
свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;
——решать расчётные задачи в 2—3 действия, используя законы
и формулы, связывающие физические величины: на основе
анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять
недостаток данных для решения задачи, выбирать законы
и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты
и сравнивать полученное значение физической величины
с известными данными;
——распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических методов; используя описание исследования, выделять
проверяемое предположение, оценивать правильность
порядка проведения исследования, делать выводы;
——проводить опыты по наблюдению физических явлений или
физических свойств тел (капиллярные явления, зависимость
давления воздуха от его объёма, температуры; скорости процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/
поглощающей поверхности; скорость испарения воды
от температуры жидкости и площади её поверхности;
электризация тел и взаимодействие электрических зарядов;
взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных
полей постоянных магнитов; действия магнитного
поля на проводник с током, свойства электромагнита, свойства
электродвигателя постоянного тока): формулировать
проверяемые предположения, собирать установку из предложенного
оборудования; описывать ход опыта и формулировать
выводы;
——выполнять прямые измерения температуры, относительной
влажности воздуха, силы тока, напряжения с использованием
аналоговых приборов и датчиков физических величин;
сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной
погрешности;
——проводить исследование зависимости одной физической величины
от другой с использованием прямых измерений (зависимость
сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование,
собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
——проводить косвенные измерения физических величин (удельная
теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа
и мощность электрического тока): планировать измерения,
собирать экспериментальную установку, следуя предложенной
инструкции, и вычислять значение величины;
——соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
——характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы
(примеры), электрические предохранители; электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
——распознавать простые технические устройства и измерительные
приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
——приводить примеры/находить информацию о примерах практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
——осуществлять поиск информации физического содержания
в сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения
дополнительных источников выделять информацию,
которая является противоречивой или может быть недостоверной;
——использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
——создавать собственные письменные и краткие устные сообщения,
обобщая информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности;
при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
——при выполнении учебных проектов и исследований физических
процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.
9 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
——проявление интереса к истории и современному состоянию
российской физической науки;
——ценностное отношение к достижениям российских учёных-
физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
——готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и этических проблем, связанных с практическим
применением достижений физики;
——осознание важности морально-этических принципов в деятельности
учёного.
Эстетическое воспитание:
——восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
——осознание ценности физической науки как мощного инструмента
познания мира, основы развития технологий, важнейшей
составляющей культуры;
——развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
——осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасного поведения
на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым
оборудованием в домашних условиях;
——сформированность навыка рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
——активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, требующих в том числе и физических знаний;
——интерес к практическому изучению профессий, связанных
с физикой.
Экологическое воспитание:
——ориентация на применение физических знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
——осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
——потребность во взаимодействии при выполнении исследований
и проектов физической направленности, открытость
опыту и знаниям других;
——повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность;
——потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы о физических объектах
и явлениях;
——осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей
в области физики;
——планирование своего развития в приобретении новых физических
знаний;
——стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики, в том числе с использованием физических
знаний;
——оценка своих действий с учётом влияния на окружающую
среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
——выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
——устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения;
——выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим
явлениям;
——выявлять причинно-следственные связи при изучении физических
явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать
гипотезы о взаимосвязях физических величин;
——самостоятельно выбирать способ решения учебной физической
задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор
наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
——использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
——проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
физический эксперимент, небольшое исследование
физического явления;
——оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования или эксперимента;
——самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
——прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических
процессов, а также выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
——применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной
учебной физической задачи;
——анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
——самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
——в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных
работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
——сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
——выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
——публично представлять результаты выполненного физического
опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
——понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной физической
проблемы;
——принимать цели совместной деятельности, организовывать
действия по её достижению: распределять роли, обсуждать
процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения
нескольких людей;
——выполнять свою часть работы, достигая качественного результата
по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
——оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
——выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих
для решения физических знаний;
——ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
——самостоятельно составлять алгоритм решения физической
задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
——делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
——давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
——объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
——вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения
физического исследования или проекта) на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей;
——оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
——ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии
на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику
другого.
Принятие себя и других:
——признавать своё право на ошибку при решении физических
задач или в утверждениях на научные темы и такое же право
другого.
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
——использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория, относительность механического движения, деформация (упругая, пластическая), трение, центростремительное ускорение, невесомость и перегрузки; центр тяжести; абсолютно твёрдое тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие; механические колебания и волны, звук, инфразвук
и ультразвук; электромагнитные волны, шкала электромагнитных
волн, свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и поглощения; альфа-, бета- и гамма-излучения, изотопы, ядерная энергетика;
——различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное
движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение (затухающие и вынужденные колебания),
резонанс, волновое движение, отражение звука, прямолинейное
распространение, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, разложение белого света в спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и
на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
——распознавать проявление изученных физических явлений
в окружающем мире (в том числе физические явления в природе:
приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления в природе, биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского
излучений; естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов; действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
——описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность,
потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона, скорость света, показатель преломления среды); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,
обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
——характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,
используя закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях;
при этом давать словесную формулировку закона и записывать
его математическое выражение;
——объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе
и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера:
выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение
из 2—3 логических шагов с опорой на 2—3 изученных
свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;
——решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2—
3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие
физические величины: на основе анализа условия задачи записывать
краткое условие, выявлять недостающие или избыточные
данные, выбирать законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины;
——распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических методов; используя описание исследования, выделять
проверяемое предположение, оценивать правильность
порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
——проводить опыты по наблюдению физических явлений или
физических свойств тел (изучение второго закона Ньютона,закона сохранения энергии; зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний; прямолинейное распространение света, разложение белого света
в спектр; изучение свойств изображения в плоском зеркале и свойств изображения предмета в собирающей линзе; наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования;
описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы;
——проводить при необходимости серию прямых измерений,
определяя среднее значение измеряемой величины (фокусное
расстояние собирающей линзы); обосновывать выбор способа
измерения/измерительного прибора;
——проводить исследование зависимостей физических величин
с использованием прямых измерений (зависимость пути от
времени при равноускоренном движении без начальной скорости;
периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления от угла падения): планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
——проводить косвенные измерения физических величин (средняя
скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жёсткость пружины, коэффициент трения скольжения, механическая работа и мощность, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей линзы, радиоактивный фон): планировать измерения; собирать
экспериментальную установку и выполнять измерения, следуя
предложенной инструкции; вычислять значение величины
и анализировать полученные результаты с учётом заданной
погрешности измерений;
——соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
——различать основные признаки изученных физических моделей:
материальная точка, абсолютно твёрдое тело, точечный
источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель атома,
нуклонная модель атомного ядра;
——характеризовать принципы действия изученных приборов
и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые
физические закономерности;
——использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических
устройств, измерительных приборов и технологических
процессов при решении учебно-практических задач;
оптические схемы для построения изображений в плоском
зеркале и собирающей линзе;
——приводить примеры/находить информацию о примерах практического
использования физических знаний в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами
и техническими устройствами, сохранения здоровья
и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
——осуществлять поиск информации физического содержания
в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос,
находить пути определения достоверности полученной
информации на основе имеющихся знаний и дополнительных
источников;
——использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу физического содержания, справочные
материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами
конспектирования текста, преобразования информации из
одной знаковой системы в другую;
——создавать собственные письменные и устные сообщения на
основе информации из нескольких источников физического
содержания, публично представлять результаты проектной
или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать
изученный понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников.
Т
ематическое планирование.
Дата
№
Тема урока
Количество часов, отводимых на освоение темы
ЭУММ
Практ раб
Контрол работы
1
Что изучает физика и астрономия. Как изучают явления природы.
1
2
Физические величины. Измерение физических величин.
Точность измерений.
1
3
Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объема и температуры тела».
1
4
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
1
5
Лабораторная работа №3 «Измерение времени»
1
6
Физические теории. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.
1
7
Повторительно-обобщающий урок по теме«Введение. Физическая картина мира.
1
8
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь.
1
9
Равномерное движение. Скорость равномерного движения
1
10
Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения».
1
11
Решение задач.
1
12
Неравномерное движение. Средняя скорость
1
13
Равноускоренное движение. Ускорение. Путь.
1
14
Решение задач.
1
15
Инерция.
1
16
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
1
17
Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Скорость».
1
18
Масса. Измерение массы.
1
19
Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах».
1
20
Плотность вещества.
1
21
Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твердого тела.»
1
22
Решение задач по теме : Плотность вещества
1
23
Сила.
1
24
Измерение силы
1
25
Международная система единиц
1
26
Сложение сил.
1
27
Сила упругости. Сила тяжести.
1
28
Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость.
1
29
Лабораторная работа № 7 «Градуирование динамометра и измерение сил».
1
30
Давление.
1
31
Сила трения.
1
32
Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения скольжения».
1
34
Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения»..
1
35
Механическая работа.
1
36
Мощность.
1
37
Решение задач.
1
38
Простые механизмы. Правило равновесия рычага.
1
39
Лабораторная работа № 10 «Изучение условия равновесия рычага».
1
40
Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.
1
41
Коэффициент полезного действия.
1
42
Лабораторная работа №11 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
1
43
Решение задач.
1
44
Энергия.
1
45
Кинетическая и потенциальная энергия.
1
46
Закон сохранения энергии.
Решение задач
1
47
Контрольная работа № 2 по теме «Работа и мощность. Простые механизмы».
1
48
Колебательное движение.
1
49
Период колебаний маятника.
1
50
Звук. Источники звука.
1
51
Волновое движение.
Длина волны.
1
52
Звуковые волны. Распространение звука.
Скорость звука.
Громкость и высота звука.
1
53
Отражение звука. Решение задач.
1
54
Источники света.
Прямолинейное распространение света. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света.
1
55
Отражение света.
Лабораторная работа №13 «Изучение явления отражения света».
1
57
Изображение предмета в плоском зеркале. Вогнутое зеркало.
1
58
Преломление света.
Лабораторная работа №14 «Изучение явления преломления света».
1
59
Полное внутреннее отражение.
Волновая оптика.
1
60
Линза, ход лучей в линзе.
Лабораторная работа №15 «Изучение изображения, даваемого линзой».
1
61
Формула линзы.
Фотоаппарат. Проекционный аппарат.
1
62
Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.
1
63
Контрольная работа № 3 по теме «Световые явления».
1
64
Анализ контрольной работы. Решение задач
Дата
№
Тема урока
Кол-во часов
ЭУММ
Раздел 1. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч).
Прак
раб
Контр
раб
1
Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы.
1
2
Движение молекул. Диффузия.
1
3
Взаимодействие молекул.
1
4
Смачивание. Капиллярные явления
1
5
Строение газов, жидкостей и твёрдых тел.
1
6
Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля
1
7
Передача давления жидкостями и газами. Давление жидкости на дно и стенки сосуда.
1
8
Сообщающиеся сосуды
1
9
Гидравлическая машина. Гидравлический пресс
1
10
Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления, барометры. Влияние атмосферного давления на живой организм.
1
11
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда
1
12
Лабораторная работа №1 «Измерение выталкивающей силы»
1
13
Лабораторная работа №2 «Изучение условий плавания тел»
1
14
Плавание судов. Воздухоплавание. Подготовка к контрольной работе
1
15
Контрольная работа №1 «Механические свойства жидкостей и газов»
1
16
Работа над ошибками. Строение твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела. Лабораторная работа № 3* «Наблюдение роста кристаллов».
1
17
Деформация твёрдых тел.
Виды деформаций. Свойства твёрдых тел: упругость, прочность,
пластичность, твёрдость.
1
18
Тепловое равновесие. Температура и ее измерение.
1
19
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. .
1
20
Виды теплопередачи: конвекция и излучения
1
21
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества
1
22
Уравнение теплового баланса. Решение задач.
1
23
Удельная теплота сгорания топлива.
1
24
Первый закон термодинамики.
1
25
Лабораторная работа №4 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
1
26
Лабораторная работа №5 «Измерение удельной теплоёмкости вещества»
1
27
. Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Температура плавления.
28
Удельная теплота плавления. Решение задач.
29
Испарение и конденсация
30
Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования
31
Влажность воздуха. Решение задач. Подготовка к контрольной работе
32
Контрольная работа №2 «Изменение агрегатных состояний вещества»
1
33
Работа над ошибками. Связь между параметрами состояния газа. Применение газов
1
34
Лабораторная работа №6 «Исследование зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре».
1
35
Тепловое расширение твёрдых тел и жидкостей. Решение задач. «Связь между параметрами состояния газа».
1
36
Принципы работы тепловых машин. КПД тепловой машины. ДВС, паровая турбина, холодильная машина. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Основные направления совершенствования тепловых двигателей. Паровая турбина.
1
37
Обобщение материала по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел».
1
Раздел 6. Электрические взаимодействия
38
Электрическое взаимодействие. Электрический заряд.
1
39
Делимость электрического заряда. Строение атома.
1
40
Электризация тел.
1
41
Понятие об электрическом поле. Линии напряженности электрического поля
1
42
Электризация через влияние*. Проводники и диэлектрики. Подготовка к контрольной работе.
1
43
Закон Кулона*
1
Раздел 7. Электрический ток
44
Работа над ошибками. Электрический ток. Источники тока. Гальванические элементы и аккумуляторы*
45
Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное
46
Электрическая цепь. Сборка электрической цепи.
47
Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока
48
Лабораторная работа №7 «Сборка эл.цепи и измерение силы тока на различных её участках»
1
49
Электрическое напряжение. Измерение напряжения Вольтметр
50
Лабораторная работа №8 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
1
51
Электрическое сопротивление. Расчет сопротивления проводника.
52
Лабораторная работа №9 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
1
53
Реостаты. Лабораторная работа №10 «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата»
1
54
Закон Ома для участка цепи.
1
55
Последовательное соединение проводников.
Лабораторная работа№11«Изучение последовательного соединения проводников»
1
56
Параллельное соединение проводников. Лабораторная работа №12«Изучение параллельного соединения проводников»
1
57
Мощность электрического тока.
1
58
Работа электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Лабораторная работа №13 «Измерение работы и мощности электрического тока»
1
59
Контрольная работа №3 «Электрический ток»
1
60
Анализ контрольной работы.
1
61
Повторение
1
62-64
Резерв
2
Дата
№
Тема урока
Количество часов, отводимых на освоение темы
ЭУММ
Практ раб
Контр
раб
1
Первичный инструктаж по ТБ.
Основные понятия механики
1
2
Равномерное прямолинейное движение. Графическое представление равномерного движения.
1
3
Решение задач
1
4
Относительность механического движения
1
5
Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение
1
6
Графики зависимости скорости от времени при равноускоренном движении. Решение задач.
1
7
Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении.
1
8
Решение задач на равномерное и равноускоренное движение.
1
9
Лабораторная работа № 1 Исследование равноускоренного прямолинейного движения. Инструктаж по ТБ.
1
10
Свободное падение. Решение задач.
1
11
Перемещение и скорость при криволинейном движении. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
1
12
Решение задач
1
13
Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение»
1
14
Первый закон Ньютона.
1
15
Взаимодействие тел. Масса тела.
1
16
Второй закон Ньютона.
1
17
Третий закон Ньютона
1
18
Движение искусственных спутников Земли.
1
19
Невесомость и перегрузки
1
20
Движение тела под действием нескольких сил
1
21
Решение задач
1
22
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение
1
23
Решение задач
1
24
Механическая работа и мощность
1
25
Решение задач.
1
26
Работа и потенциальная энергия
1
27
.Работа и кинетическая энергия
1
28
Закон сохранения механической энергии
1
29
Решение задач. Защита проектов.
1
30
Контрольная работа 2 по теме «Законы сохранения»
1
31
Математический и пружинный маятники. Резонанс.
1
32
Период колебаний математического и пружинного маятников
1
33
Лабораторная работа № 2 «Изучение колебаний математического и пружинного маятников»
Инструктаж по ТБ.
1
34
Лабораторная работа №3* Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Инструктаж по ТБ.
1
35
Вынужденные колебания. Резонанс.
1
36
Механические волны. Решение задач.
1
37
Свойства механических волн
1
38
Постоянные магниты
1
39
Магнитное поле.
1
40
Лабораторная работа № 4 «Изучение
магнитного поля постоянных магнитов». Инструктаж по ТБ.
1
41
Магнитное поле Земли.
1
42
Магнитное поле электрического тока. Решение задач.
1
43
Применение магнитов.
1
44
Лабораторная работа № 5 «Сборка электромагнита и его испытание».
1
45
Действие магнитного поля на проводник с током.
1
46
Лабораторная работа № 6 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током». Решение задач.
1
47
Лабораторная работа № 7 «Изучение работы электродвигателя постоянного тока».
1
48
Явление электромагнитной индукции.
1
49
Магнитный поток
1
50
Направление индукционного тока. Правило Ленца.
1
51
Лабораторная работа № 4* Изучение явления электромагнитной индукции
Инструктаж по ТБ.
1
51
Самоиндукция
1
52
Переменный электрический ток.
1
53
Трансформатор. Решение задач.
1
54
Передача электрической энергии.
1
55
Контрольная работа № 3 по теме «Электромагнитные явления».
1
56
Конденсатор
1
57
Колебательный контур.
1
58
Свободные электромагнитные колебания
1
59
Вынужденные электромагнитные колебания
1
60
Электромагнитные волны.
1
61
Использование электромагнитных волн
для передачи информации.
1
62
Свойства электромагнитных волн*.
1
63
Электромагнитная природа света.
1
64
Шкала электромагнитных волн.
1
65
*.Фотоэффект
1
66
Строение атома
1
67
Спектры испускания и поглощения
1
68
Радиоактивность
1
69
Состав атомного ядра
1
70
Радиоактивные превращения. Решения задач
1
71
Ядерные реакции.
1
72
Дефект массы*. Энергетический выход ядерных реакций*.
1
73
Решение задач
1
74
Деление ядер урана. Цепная реакция.
1
75
Ядерный реактор. Ядерная энергетика.
1
76
*Термоядерные реакции.
1
77
Действия радиоактивных излучений и их применение
1
78
*Элементарные частицы.
1
79
Контрольная работа 4 по теме «Элементы квантовой физики».
1
80
Строение и масштабы Вселенной
1
81
Развитие представлений о системе мира.
1
82
Строение и масштабы Солнечной системы.
1
83
Система «Земля—Луна»
1
84
Физическая природа планеты Земля и её естественного спутника Луны.
1
85
Лабораторная работа № 9 «Определение размеров лунных кратеров».
1
86
Планеты.
1
87
Малые тела Солнечной системы
1
88
Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение
1
89
Использование результатов космических исследований в науке, технике и народном хозяйстве.
1
90
Итоговая контрольная работа
1
91
Анализ контрольно работы
1
92
Обобщающий урок «Роль физики в жизни человека»
1
93
Резерв