Рабочая программа по геометрии 7 класс | Кобзева Татьяна Павловна. Работа №336234
Рабочая программа по геометрии для учащихся 7 класса рассчитана на 2 часов в неделю и 68 часов на учебный год.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника:Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов / М.: Просвещение, 2020.- 385с.
Предметные результаты освоения ООП
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующихпредметныхобразовательныхрезультатов:
7класс
- Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычислениедлинотрезковивеличинуглов.
- Делатьгрубую оценку линейных и угловых величинпредметов в реальной жизни, размеров природных объектов. Различатьразмерыэтихобъектовпопорядкувеличины.
- Строитьчертежикгеометрическимзадачам.
- Пользоватьсяпризнакамиравенстватреугольников,использоватьпризнакиисвойстваравнобедренныхтреугольниковприрешениизадач.
- Проводитьлогическиерассуждениясиспользованиемгеометрическихтеорем.
- Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузепрямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.
- Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.
- Решать задачи на клетчатой бумаге.
- Проводить вычисления и находить числовые и буквенныезначения углов в геометрических задачах с использованиемсуммы углов треугольников и многоугольников, свойствуглов, образованных при пересечении двух параллельных
прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.
- Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
- Формулировать определения окружности и круга, хорды идиаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметьприменять эти свойства при решении задач.
- Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр. Пользоваться фактами о том,что биссектрисы углов треугольника пересекаются в однойточке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонамтреугольника пересекаются в одной точке.
- Владеть понятием касательной к окружности, пользоватьсятеоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.
- Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл.
- Проводить основные геометрические построения с помощьюциркуля и линейки
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа г.Сенгилея
имени Героя Советского Союза Н.Н. Вербина
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
учителей математики, информатики
Руководитель ШМО __________ /А.В.Андросова
Протокол № 1
От «29» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______ /Д.Р.Прокудина
«30» августа 2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ СШ г. Сенгилея
___________/В.М. Логинов
«31» августа 2023 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета ___Геометрия______________________
Класс __7
Уровень общего образования __основное_________________________
(начальное, основное, среднее)
Учитель __Кобзева Татьяна Павловна_________________________
Категория _ высшая__________________________________________
(первая, высшая, соответствие занимаемой должности, без категории)
Срок реализации программы:2023-2024
Количество часов по учебному плану __2__ в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для учащихся 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897, с изменениями);
основная образовательная программа основного общего образования МОУ СШ г. Сенгилея;
учебный план МОУ СШ г. Сенгилея на 20
23–
202
4
учебный год;
Примерные программы основного общего образования. Математика. (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2012.
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций –3-е изд. – М.: Просвещение, 20
20
. –96с.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 20
23
-202
4
учебном году
Рабочая программа по геометрии для учащихся 7 класса рассчитана на 2 часов в неделю и 68 часов на учебный год.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника:Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов / М.: Просвещение, 2020.- 385с.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОМЕТРИЯ
Личностные результаты освоения образовательной программы
Патриотическоевоспитание:
- проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданскоеидуховно-нравственноевоспитание:
- готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применениемдостиженийнауки,осознаниемважностиморальноэтическихпринциповвдеятельностиучёного.
Трудовоевоспитание:
- установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личныхинтересовиобщественныхпотребностей.
Эстетическоевоспитание:
- способностью к эмоциональному и эстетическому восприя тию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умениювидетьматематическиезакономерностивискусстве.
Ценностинаучного познания:
- ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической наукикаксферычеловеческойдеятельности,этаповеёразвития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательскойдеятельности.
Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяи эмоциональногоблагополучия:
- готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,сбалансированныйрежимзанятийиотдыха,регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другогочеловека.
Экологическоевоспитание:
- ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологическихпроблемипутейихрешения.
Личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптациюобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:
- готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенцииизопытадругих;
- необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулироватьиоцениватьрискиипоследствия,формироватьопыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предметахарактеризуютсяовладением универсальнымипознавательнымидействиями,универсальными коммуникативнымидействиямииуниверсальнымирегулятивнымидействиями.
1)Универсальныепознавательныедействияобеспечиваютформированиебазовыхкогнитивных процессовобучающихся(освоениеметодовпознанияокружающегомира;применениелогических, исследовательскихопераций,умений работатьсинформацией).
Базовыелогическиедействия:
- выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакиматематических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенныйпризнакклассификации,основаниядляобобщения исравнения,критериипроводимогоанализа;
- воспринимать,формулироватьипреобразовыватьсуждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие;условные;
- выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных ииндуктивныхумозаключений,умозаключенийпоаналогии;
- разбиратьдоказательстваматематическихутверждений(прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновыватьсобственныерассуждения;
- выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий сучётомсамостоятельновыделенныхкритериев).
Базовыеисследовательскиедействия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводитьпосамостоятельносоставленномупланунесложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектовмеждусобой;
- самостоятельноформулироватьобобщенияивыводыпорезультатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
- прогнозироватьвозможноеразвитиепроцесса,атакжевыдвигатьредположенияоегоразвитиивновыхусловиях.
Работасинформацией:
- выявлятьнедостаточностьиизбыточностьинформации,данных,необходимыхдлярешениязадачи;
- выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразличныхвидовиформпредставления;
- выбиратьформупредставленияинформацииииллюстрироватьрешаемыезадачисхемами,диаграммами,инойграфикойиихкомбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложеннымучителемилисформулированнымсамостоятельно.
2)Универсальныекоммуникативныедействияобеспечиваютсформированностьсоциальныхнавыковобучающихся.
Общение:
- восприниматьиформулироватьсуждениявсоответствиис условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученныйрезультат;
- входеобсуждениязадаватьвопросыпосуществуобсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленныенапоискрешения;сопоставлятьсвоисуждения ссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличие и сходство позиций; в корректной форме формулироватьразногласия,своивозражения;
- представлятьрезультатырешениязадачи,эксперимента,исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступлениясучётомзадачпрезентациииособенностейаудитории.
Сотрудничество:
- пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальнойработы при решении учебных математическихзадач; принимать цель совместной деятельности, планиро вать организацию совместной работы, распределять виды ра бот, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщатьмнениянесколькихлюдей;
- участвоватьвгрупповыхформахработы(обсуждения,обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодей ствия.
3)Универсальныерегулятивныедействияобеспечивают формированиесмысловыхустановокижизненных навыков личности.
Самоорганизация:
- самостоятельносоставлятьплан,алгоритмрешениязадачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
- владетьспособамисамопроверки,самоконтроляпроцессаи результатарешенияматематическойзадачи;
- предвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьприрешении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
- оцениватьсоответствиерезультатадеятельностипоставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённомуопыту.
Предметные результаты освоения ООП
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующихпредметныхобразовательныхрезультатов:
7класс
- Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычислениедлинотрезковивеличинуглов.
- Делатьгрубую оценку линейных и угловых величинпредметов в реальной жизни, размеров природных объектов. Различатьразмерыэтихобъектовпопорядкувеличины.
- Строитьчертежикгеометрическимзадачам.
- Пользоватьсяпризнакамиравенстватреугольников,использоватьпризнакиисвойстваравнобедренныхтреугольниковприрешениизадач.
- Проводитьлогическиерассуждениясиспользованиемгеометрическихтеорем.
- Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузепрямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.
- Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.
- Решать задачи на клетчатой бумаге.
- Проводить вычисления и находить числовые и буквенныезначения углов в геометрических задачах с использованиемсуммы углов треугольников и многоугольников, свойствуглов, образованных при пересечении двух параллельных
прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.
- Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
- Формулировать определения окружности и круга, хорды идиаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметьприменять эти свойства при решении задач.
- Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр. Пользоваться фактами о том,что биссектрисы углов треугольника пересекаются в однойточке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонамтреугольника пересекаются в одной точке.
- Владеть понятием касательной к окружности, пользоватьсятеоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.
- Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл.
- Проводить основные геометрические построения с помощьюциркуля и линейки
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОМЕТРИЯ
7класс
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярностьпрямых.
Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии.Примерысимметриивокружающеммире.
Основныепостроенияспомощьюциркуляилинейки.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства.Равнобедренныйиравностороннийтреугольники.Неравенствотреугольника.
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признакиравенстватреугольников.
Свойства и признаки параллельныхпрямых. Сумма угловтреугольника.Внешниеуглытреугольника.
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольноготреугольника,проведённойкгипотенузе.Признакиравенствапрямоугольныхтреугольников.Прямоугольныйтреугольниксугломв30.
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенствоодлинеломаной,теоремаобольшемуглеибольшейсторонетреугольника.Перпендикуляринаклонная.
Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол. Вписанная и описанная окружности треугольника.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ НА УСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Начальные понятия и теоремы геометрии (10 ч. ).
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Отрезок, луч. Расстояние.
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы, следствия. Перпендикулярность прямых. Контрпример, доказательство от противного. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых.
Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Треугольник (17 ч.).
Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники. Прямая и обратная теоремы, свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.
Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Параллельные прямые (13 ч. ).
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч.).
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы.
Повторение. Решение задач. (10 ч. )
Учебно-тематический план
Разделы программы
Кол-во
часов
Глава 1. Начальные геометрические сведения
10
п. 1-2. Прямая и отрезок
1
п. 3, 4. Луч и угол
1
п. 5, 6. Сравнение отрезков и углов
1
п. 7, 8. Измерение отрезков
1
п. 7, 8 Решение задач по теме «Измерение отрезков»
1
п. 9, 10. Измерение углов.
1
п. 11. Смежные и вертикальные углы
1
п. 12, 13. Перпендикулярные прямые
1
п. 1-13. Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»
1
Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения»
1
Глава 2. Треугольник
17
п. 14. Треугольник
1
п. 15. Первый признак равенства треугольников
1
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников
1
п. 16, 17. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
1
п. 18. Свойства равнобедренного треугольника
1
п. 18. Свойства равнобедренного треугольника при решении задач.
1
п. 19. Второй признак равенства треугольников
1
п. 19. Второй признак равенства треугольников при решении задач.
1
п. 20. Третий признак равенства треугольников
1
п. 16-20. Решение задач по теме: «Треугольник. Признаки равенства треугольников»
1
п. 21. Задачи на построение. Окружность
1
п. 22-23. Задачи на построение. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла.
1
п. 22-23. . Задачи на построение. Построение перпендикулярных прямых. Построение середины отрезка.
1
п.15-23. Решение задач по теме: «Признаки равенства треугольников»
1
п. 15-23. Решение задач по теме: «Простейшие задачи на построение»
1
Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»
1
Анализ контрольной работы по теме «Треугольники».
1
Глава 3. Параллельные прямые
13
п.24, 25. Определение параллельных прямых. Углы при пересечении двух прямых третьей.
1
п. 25, 26. Признаки параллельности двух прямых
1
п. 24-26. Решение задач на применение признаков параллельности прямых
1
п. 27-28. Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых
1
п. 29. Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
1
п. 29-30. Решение задач по теме: «Свойства параллельных прямых».
2
п. 24-30. Решение задач на применение признаков параллельных прямых.
1
п. 24-30. Решение задач по теме «Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых»
3
Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»
1
Признаки параллельности двух прямых
1
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
18
п. 31-32. Сумма углов треугольника. Виды треугольников.
1
п. 31, 32. Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника
1
п. 33. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника
2
п. 31-34.. Решение задач. Подготовка к контрольной работе 4
1
Контрольная работа № 4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между углами и сторонами треугольника»
1
п. 35. Некоторые свойства прямоугольных треугольников
2
п. 36. Признаки равенства прямоугольных треугольников
1
п. 38. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
1
п. 39. Построение треугольника по трем элементам
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника
2
Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»
1
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
Итоговое повторение
10
п. 1-13. Повторение. Начальные геометрические сведения
1
п. 15-20. Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник
1
п. 24-30. Повторение. Параллельные прямые
1
п. 31-39. Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
Итоговая контрольная работа за курс геометрии 7 класс.
1
п. 15-20. Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник
1
67
п. 24-30. Повторение. Параллельные прямые
1
68
п. 31-39. Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
ИТОГО:
68
Календарно-тематическое планирование
Глава 1. Начальные геометрические сведения (10 часов)
Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элемен
тов, отношения фигур;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы постро
ения с помощью циркуля и линейки.
Получат возможность научиться:
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и от
ношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы по
строения с помощью циркуля и линейки;
исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных про
грамм;
выполнять проекты по темам (по выбору).
№ /п
Тема урока
Сроки
План
Факт
Введение в геометрию
1-8 сентября
Прямая и отрезок
1-8 сентября
Луч. Угол.
11-15 Сентябрь
Сравнение отрезков и углов
11-15 Сентябрь
Измерение отрезков и углов
18-22 Сентябрь
Перпендикулярные прямые
18-22 Сентябрь
Вертикальные и смежные углы
25-29 Сентябрь
Решение задач «Отрезки и углы»
25-29 Сентябрь
Решение задач «Отрезки и углы»
2-6 Октябрь
Контрольная работа «Начальные сведения»
2-6 Октябрь
Глава 2. Треугольники (17 часов)
Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
строить с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника;
проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобед
ренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необ
ходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
переводить текст (формулировки) первого, второго, третьего признаков равен
ства треугольников в графический образ, короткой записи доказательства, при
менению для решения задач на выявление равных треугольников;
выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построе
ния биссектрисы, перпендикуляра, середины отрезка), овладевать азами графи
ческой культуры.
Получат возможность научиться:
переводить текстовую информацию в графический образ и математическую мо
дель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов, записы
вать решения с помощью принятых условных обозначений;
составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
проводить исследования ситуаций (сравнение элементов равнобедренного тре
угольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
проводить подбор информации к проектам, организовывать проектную деятель
ность и проводить её защиту.
Треугольники
16-20 Октябрь
Первый признак
равенства треугольников
16-20 Октябрь
Решение задач
23-27 Октябрь
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
23-27 Октябрь
Свойства равнобедренного треугольника
30-4 ноябрь
Решение задач по теме «Треугольники»
30-4 ноябрь
Второй признак
равенства треугольников
6-10 ноября
Третий признак равенства треугольников
6-10 ноября
Решение задач на все признаки равенства треугольников
13-17 ноября
Решение задач на все признаки равенства треугольников
13-17 ноября
Окружность
27-2 декабря
Построение циркулем и линейкой
27-2 декабря
Задачи на построение
4-8 декабря
Задачи на построение
4-8 декабря
Решение задач
11-15 декабря
Контрольная работа «Признаки равенства треугольников»
11-15 декабря
Работа над ошибками
18-22 декабря
Глава 3. Параллельные прямые (13 часов)
Обучающийся научится:
передавать содержание материала в сжатом виде (конспект), структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математиче
ской символикой;
работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам;
использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции;
распределять свою работу, оценивать уровень владения материалом.
Получат возможность научиться:
работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам;
переводить текстовую информацию в графический образ и математическую мо
дель, представлять информацию в сжатом виде (схематичная запись формули
ровки теоремы), проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательные рассуждения.
Признаки параллельности двух прямых
18-22 декабря
Признаки параллельности двух прямых
25-29 декабря
Практические способы построения параллельных прямых
25-29 декабря
Решение задач на признаки параллельности прямых
9-12 января
Решение задач на признаки параллельности прямых
9-12 января
Аксиома параллельных прямых
15-19 января
Аксиома параллельных прямых
15-19 января
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
22-26 января
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
22-26 января
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
29-2 февраля
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
29-2 февраля
Контрольная работа «Параллельные прямые»
5-9 февраля
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
5-9 февраля
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18часов)
Обучающийся научится:
проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необ
ходимость ее проверки, совместно работать в группе;
составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж);
приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участ
вовать в коллективной деятельности, оценивать работы других;
различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе реше
ния исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника;
проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных тре
угольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать со
ответствующий признак для сравнения, работать в группе.
Получат возможность научиться:
переводить текстовую информацию в графический образ и математическую мо
дель, решать комбинированные задачи с использованием 2-3 алгоритмов, про
водить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, состав
лять обобщающие таблицы;
составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
осуществлять перевод понятий из текстовой формы в графическую.
29-2 февраля
Сумма углов треугольника
12-16 февраля
Решение задач по теме: "Сумма углов треугольника"
12-16 февраля
Соотношение между сторонами и углами треугольника
26-2 марта
Соотношение между сторонами и углами треугольника
26-2 марта
Неравенство треугольника
4-8 марта
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами
и углами треугольника»
4-8 марта
Контрольная работа «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
11-15 марта
Прямоугольные треугольники
11-15 марта
Прямоугольные треугольники
18-22 марта
Прямоугольные треугольники
18-22 марта
Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»
25-29 марта
Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»
25-29 марта
Расстояние от точки до прямой
1-5 апреля
Расстояние между параллельными прямыми
1-5 апреля
Построение треугольника по трем элементам
15-19 апреля
Построение треугольника по трем элементам
15-19 апреля
Решение задач
22-26 апреля
Контрольная работа «Соотношение в треугольника»
22-26 апреля
Повторение (10 часов)
Обучающийся научится:
обобщать и систематизировать знания по всем темам 7 класса;
Получат возможность научиться:
выполнять задания по выбранному способу действия;
анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, выбирать наиболее рациональный способ решения задач, критически оценивать полученный ответ.
Признаки равенства треугольников
29-3 мая
Признаки равенства треугольников
Параллельные прямые
29-3 мая
Сумма углов треугольника
Признаки равенства прямоугольных треугольников
6-10 мая
Соотношение треугольника
6-10 мая
Прямоугольные треугольники
13-17 мая
Итоговая контрольная работа
13-17 мая
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
25-29 мая
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
25-29 мая
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа № 1.
1 вариант.
1). Три точкиВ, С, иD лежат на одной прямой. Известно, что ВD = 17 см, DC = 25 см. Какой может быть длина отрезка ВС ?
2). Сумма вертикальных углов МОЕ иDOC, образованных при пересечении прямых МС иDE, равна 2040 . Найдите угол МОD .
3). Спомощью транспортира начертите угол, равный 780, и проведите биссектрису смежного с ним угла.
2 вариант.
1). Три точки М, Nи Клежат на одной прямой. Известно, что MN = 15 см, NK = 18 см. Каким может быть расстояние МК ?
2). Сумма вертикальных углов АОВ и СОD, образованных при пересечении прямых АDиВС, равна 108 0 . Найдите угол ВОD .
3). Спомощью транспортира начертите угол, равный 1320, и проведите биссектрису одного из смежных с ним углов.
Контрольная работа № 2.
1 вариант.
1). На рисунке 1 отрезки АВ и СD имеют общую середину О. Докажите, что <Object: word/embeddings/oleObject1.bin>.
С
АO
В
D
2). Луч AD – биссектриса угла А. На сторонах угла А отмечены точки В и С так, что <Object: word/embeddings/oleObject2.bin>АDВ = <Object: word/embeddings/oleObject3.bin> АDС .Докажите, что АВ = АС .
3). В равнобедренном треугольнике с периметром 48 см боковая сторона относится к основанию как 5 : 2 . Найдите стороны треугольника.
2 вариант.
1). На рисунке 1 отрезки МЕ и РК точкой Dделятся пополам. Докажите, что<Object: word/embeddings/oleObject4.bin>КМD = <Object: word/embeddings/oleObject5.bin>РЕD.
М К
D
Р Е
2). На сторонах угла Dотмечены точки М иК так, что DМ = DК. Точка Р лежит внутри угла Dи РК = РМ . Докажите, что луч DР – биссектриса угла МDК .
3). В равнобедренном треугольнике с периметром 56 см основание относится к боковой стороне как 2 : 3 . Найдите стороны треугольника.
Контрольная работа № 3.
1 вариант.
1). Отрезки EF и PQпересекаются в их середине М. Докажите, что РЕ // QF.
2). Отрезок DM– биссектриса треугольника CDE. Через точку М проведена прямая, параллельная стороне CD и пересекающая сторону DE в точке N. Найдите углы треугольника DMN, если <Object: word/embeddings/oleObject6.bin>.
3). На рисунке АС // ВD, точка М – середина отрезка АВ. Докажите, что М – середина отрезка CD.
D
M
A B
C
2 вариант.
1). Отрезки МN и ЕFпересекаются в их середине Р. Докажите, что ЕN // МF.
2). Отрезок AD– биссектриса треугольника АВС. Через точку Dпроведена прямая, параллельная стороне FD и пересекающая сторону АС в точке F. Найдите углы треугольника АDF, если <Object: word/embeddings/oleObject7.bin>.
3). На рисунке AB // DC, АВ = DC. Докажите, что точкаО – середина отрезков АСи ВD.
В С
О
А D
Контрольная работа № 4.
1 вариант.
1). На рисунке: <Object: word/embeddings/oleObject8.bin>. Найдите сторону АВ треугольника АВС.
Е
BМ
А
CD
F
2). В треугольнике СDEточка М лежит на стороне СЕ, причём <Object: word/embeddings/oleObject9.bin> - острый. Докажите, что DE>DM.
3). Периметр равнобедренного тупоугольного треугольника равен 45 см, а одна из его сторон больше другой на 9 см. Найдите стороны треугольника.
2 вариант.
1). На рисунке: <Object: word/embeddings/oleObject10.bin><Object: word/embeddings/oleObject11.bin>. Найдите сторону АС треугольника АВС.
ЕМ
A С
В
DF
2). В треугольнике MNP точкаК лежит на стороне MN, причём <Object: word/embeddings/oleObject12.bin> - острый. Докажите , что КР< МР.
3). Одна из сторон тупоугольного равнобедренного треугольника на 17 см меньше другой. Найдите стороны этого треугольника, если его периметр равен 77 см.
Контрольная работа № 5.
1 вариант.
1). В остроугольном треугольнике МNP биссектриса угла М пересекает высоту NK в точке О, причём ОК = 9 см. Найдите расстояние от точкиОдо прямой МN.
2). Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу.
3). Один из углов прямоугольного треугольника равен 600, а сумма гипотенузы и меньшего катета равна 42 см. Найдите гипотенузу .
2 вариант.
1). В прямоугольном треугольнике DCE с прямым угломС проведена биссектриса EF, причём FC = 13 см. Найдите расстояние от точки F до прямой DE.
2). Постройте прямоугольный треугольник по катету и прилежащему к нему острому углу.
3). В треугольнике АВС<Object: word/embeddings/oleObject13.bin>, биссектрисы угловА и С пересекаются в точке О. Найдите угол АОС.
Итоговая контрольная работа
1 вариант.
1). В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС уголВ равен 42 0. Найдите два других угла треугольника АВС.
2). Величины смежных углов пропорциональны числам 5 и 7. Найдите разность между этими углами.
3). В прямоугольном треугольнике АВС <Object: word/embeddings/oleObject14.bin>, <Object: word/embeddings/oleObject15.bin>, АС = 10 см , СD<Object: word/embeddings/oleObject16.bin> АВ, DE <Object: word/embeddings/oleObject17.bin> АС. Найдите АЕ.
4). В треугольнике МРК угол Р составляет 60 0углаК, а угол М на 40 больше угла Р. Найдите угол Р.
2 вариант.
1). В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС сумма угловА и С равна 1560. Найдите углы треугольника АВС.
2). Величины смежных углов пропорциональны числам 4 и 11. Найдите разность между этими углами.
3). В прямоугольном треугольнике АВС <Object: word/embeddings/oleObject18.bin>, <Object: word/embeddings/oleObject19.bin>, ВС = 18 см , СК <Object: word/embeddings/oleObject20.bin>АВ, КМ <Object: word/embeddings/oleObject21.bin>ВС. Найдите МВ.
4). В треугольнике BDE уголВ составляет 30 0 угла D, а угол Е на 19 0больше угла D. Найдите угол В.
Контрольная работа №1 на тему: "Прямая на плоскости. Углы"
Вариант I.
1. Начертите прямую АВ и отметьте точки:
а) точку С, лежащую на луче ВА;
б) точку D, не лежащую на прямой АВ;
в) точку Е, не лежащую на прямой АВ, и проведите через эту точку прямую,+ пересекающую АВ.
2. Решите задачу.
а) Один из углов, образованных при пересечении двух прямых, равен 1230. Найдите остальные углы.
б) Один из смежных углов в пять раз больше другого. Найдите эти углы.
3. На отрезке СD последовательно отмечены точки M и N. Найдите длину отрезка:
а) MN, если CD=6 см, CN=4 см, CM=2 см.
б) CN, если CM=3 см, MD=7 см, ND=1 см.
4. Биссектриса угла и прямая, пересекающая стороны угла, образуют угол α. Найдите исходный угол, если известно, что данная прямая перпендикулярна к одной из сторон.
5. Угол COD=1240, луч ОЕ является биссектрисой угла COD, а луч OF делит один из получившихся углов в отношении 3:1. Найдите получившиеся углы.
Вариант II.
1. Начертите прямую АВ и отметьте точки:
а) точку С, лежащую на отрезке АВ.
б) точку F, не лежащую на прямой АВ.
в) точку Е, не лежащую на прямой АВ, и проведите через эту точку прямую, пересекающую АВ.
2. Решите задачу.
а) Один из углов, образованных при пересечении двух прямых, равен 1440. Найдите остальные углы.
б) Один из смежных углов в 9 раз меньше другого. Найдите эти углы.
3. На отрезке СD последовательно отмечены точки M и N. Найдите длину отрезка:
а) MN, если CD=8 см, CN=5 см, CM=1 см.
б) CN, если CM=4 см, MD=9 см, ND=2 см.
4. Прямая перпендикулярна к одной из сторон угла и образует угол α с прямой проведенной из вершины угла. Найдите исходный угол.
5. Угол COD=1440, луч ОЕ и OF делят этот угол на три равных. В угле ЕOF проведена биссектриса OM. Найдите углы COM, MOD, EOM, MOF, COF.
Ответы на контрольную работу №1 на тему: "Прямая на плоскости. Углы"
Контрольная работа №2 на тему: "Треугольники"
Вариант I.
1. Используя рисунок выберите верный ответ:
a) АH – медиана.
б) BM – медиана.
в) AH – высота.
г) BM – биссектриса.
д) △ABC△ABC – равнобедренный.
2. Периметр △ABC△ABC равен 12 см, сторона АС=5см, ВС=4см. Известно, что АВ=СD, ∠DCA=30°, ∠BAH=150°.
а) Докажите, что △ABC=△DCA△ABC=△DCA.
б) Найдите длины сторон △DCA△DCA.
3. В △ABC△ABC AB=AC, AH – биссектриса, ∠ABC=57°. Найдите углы △ABC△ABC.
4. В окружности с центром в точке О проведены хорды АС и ВЕ, так что ∠AOB=∠COE.
Докажите: а) АС=ВЕ; б) АЕ – диаметр окружности.
5. △ABC△ABC равнобедренный (ВС=АС). Точка D взята внутри треугольника так, что ВD=AD, ∠ADB=120°, ∠A=60°. Найдите ∠BDC и ∠DAC.
Вариант II.
1. Используя рисунок выберите верный ответ:
а) АH – биссектриса.
б) BM – медиана.
в) AH – высота.
г) BM – биссектриса.
д) △ABC△ABC – остроугольный.
2. Периметр △ABC△ABC равен 18 см, сторона АС=6см, ВС=5см. Известно, что АВ=СD, ∠DCA=60°, ∠BAH=120°.
а) Докажите, что △АВС△АВС=△DCA△DCA.
б) Найдите длины сторон △DCA△DCA.
3. В △ABC△ABC AB=AC, AH – высота, ∠ABC=38°. Найдите углы △ABC△ABC.
4. В окружности с центром в точке О проведены хорды АF и ВM так, что ∠AOF=∠BOM.
Докажите: а) АB=FM; б) АM – диаметр окружности.
5. △ABC△ABC равнобедренный (ВС=АС). Точка D взята внутри треугольника, так что ВD=AD, ∠ADB=120°,; ∠A=60°. Найдите ∠BDC и ∠DAC.
Контрольная работа №3 на тему: "Параллельные прямые"
Вариант I.
1. Используя рисунок, докажите, что a||b и c||d.
2. На рисунке ∠1=126°, а||b. Найдите ∠2, ∠3,∠4.
3. Прямые АВ и СD пересекаются в точке О. Докажите, что если AD||BC и OD=CO, то △AOD=△COB△AOD=△COB.
4. △ABC△ABC равнобедренный, МР||BC, MP||KH, ∠B=70°, AM:MB=1:2, MK:KB=1:3, AB=6 см. Найдите: ∠A, ∠AKH, ∠KHA, HC.
5. △ABC△ABC равнобедренный (AB=АС), AH – высота, ∠C=52° ∠MBA=76°. Докажите, что MB||AC.
Вариант II.
1. Используя рисунок, докажите, что a||b и c||d.
2. На рисунке ∠1=132°, а||b. Найдите ∠2, ∠3,∠4.
3. Прямые АВ и СD пересекаются в точке О. Докажите, что если AC||BD и AO=OB, то △AOC=△ODB△AOC=△ODB.
4. △ABC△ABC равнобедренный, МР||BC, MP||KH, ∠B=80°, AM:MB=1:3, MK:KB=1:5, AB=8см. Найдите: ∠A, ∠AKH, ∠KHA, HC.
5. Дан △ABC△ABC, AH – высота, ∠B=38° ∠MBA=104°. Докажите, что MB||AC.
Контрольная работа №4 на тему: "Соотношения между углами и сторонами треугольника"
Вариант I.
1. Используя рисунок, выберите верные утверждения:
а) △ABC△ABC – равнобедренный;
б) △ABC△ABC – тупоугольный;
в) ∠C=80°
г) ∠2 – внешний для △ABC△ABC.
2. В равнобедренном △ABC△ABC с основанием АС, АН – высота, ∠B=45°. Найдите все возможные внутренние углы △ABC△ABC.
3. В △ABC△ABC ∠B больше ∠A на 30°, а ∠C в 113113раза больше ∠А. Найдите углы △ABC△ABC.
4. Используя данные рисунка, найдите АВ.
5. В равностороннем △ABC△ABC проведена высота АН. На стороне АВ отмечена точка М. Через эту точку проведен перпендикуляр к стороне АС, который пересекает ее в точке N. АН и MN пересекаются в точке О. Найдите углы четырехугольника MBHO.
Вариант II.
1. Используя рисунок, выберите верные утверждения:
а) BC=AC;
б) △ABC△ABC – прямоугольный;
в) ∠A=67°
г) внешний угол к ∠A=153°.
2. В равнобедренном △ABC△ABC с основанием АС, АН – высота, ∠B=50°. Найдите все возможные внутренние углы △ABC△ABC.
3. В △ABC△ABC ∠B больше ∠A на 12°, а ∠C в 2 раза больше ∠А. Найдите углы △ABC△ABC.
4. Используя данные рисунка, найдите BC.
5. В равностороннем △ABC△ABC проведена высота АН. На стороне АВ отмечена точка М. Через эту точку проведена прямая, пересекающая сторону АС в точке N. АН и MN пересекаются в точке О. ∠MNA=60°. Найдите углы четырехугольника MBHO.
Контрольная работа №5 (итоговая)
Вариант I.
1. Используя рисунок, найдите равнобедренные треугольники:
2. В равностороннем △ABC△ABC на биссектрисе ВН взята точка О так, что ON⊥BC; OM⊥AB (N∈BC, M∈AB). Докажите, что △AOM=△NOC△AOM=△NOC. Найдите углы этих треугольников.
3. В окружности с центром в точке О хорды АВ и СD пересекаются в точке N. ∠CNB=150°; CD⊥OB; CO⊥AB. Найдите ∠COB.
4. В △ABC△ABC AB=BC, на сторонах AB и АC отмечены точки К и Е так, что КЕ||ВС, KH – биссектриса ∠BKE; ∠BKH=32°. Найдите углы △ABC△ABC.
5. Докажите, что если два отрезка равны и точкой пересечения делятся в одинаковом отношении, то отрезки, соединяющие концы данных отрезков, параллельны.
Вариант II.
1. Используя рисунок, найдите равнобедренные треугольники:
2. В равностороннем △ABC△ABC на высоте ВН взята точка О так, что ON⊥BC; OM⊥AB (N∈BC, M∈AB). Докажите, что △MOB=△NOB△MOB=△NOB. Найдите углы △ABC△ABC.
3. В окружности с центром в точке О хорды АВ и СD пересекаются в точке N. ∠AND=120°; CD⊥OB; CO⊥AB. Найдите ∠COB.
4. В △ABC△ABC AB=BC, на сторонах AB и АC отмечены точки M и N так, что MN||ВС, NH – биссектриса ∠MNC; ∠HNC=53°. Найдите углы △ABC△ABC.
5. Докажите, что если два отрезка пересекаются в середине, то отрезки, соединяющие концы данных отрезков, параллельны.
Ответы на контрольную работу №1 на тему: "Прямая на плоскости. Углы"
Вариант I.
2. a) 1230, 570, 570; б) 300 и 1500.
3. а) 2 см б) 9см.
4. 180-2α.
5. COE=62, MOF=15.5, FOD=46.5.
Вариант II.
2. a) 1440, 360, 360; б) 180 и 1620.
3. а) 4 смб) 11 см.
4. 2α-180.
5. COM=72, MOD=72, EOM=24, MOF=24, COF=96.
Ответы на контрольную работу №2 на тему: "Треугольники"
Вариант I.
1. б, в.
2. DC=3; AC=5; AD=4.
3. ∠B=57°; ∠C=57°; ∠A= - -°.
5. ∠BDC=120°; ∠DAC=30°.
Вариант II.
1. a, в, д.
2. DC=7; AC=6; AD=5.
3. ∠B=38°; ∠C=38°; ∠A=104°.
5. ∠BDC=105°;∠DAC=45°.
Ответы на контрольную работу №3 на тему: "Параллельные прямые"
Вариант I.
2. ∠2=126°; ∠3= 54°;∠4=54°.
4. ∠A=40°; ∠AKH=70°; ∠KHA=70°; HC=3.
Вариант II.
2. ∠2=132°; ∠3=48°;∠4=48°.
4. ∠A=20°; ∠AKH=80°; ∠KHA=80°; HC=5.
Ответы на контрольную работу №4 на тему: "Соотношения между углами и сторонами треугольника"
Вариант I.
1. 3 и 4.
2. 67,5°; 22,5°; 45°; 90°; 90°; 45°.
3. 45°; 75°; 60°.
4. AB=8.
5. 150°; 60°; 90°; 60°.
Вариант II.
1. 1 и 3.
2. 40°; 25°; 65°; 90°; 90°; 50°.
3. 42°; 84°; 54°.
4. BC=8.
5. 120°; 60°; 90°; 60°.
Ответы на контрольную работу №5 (итоговая)
Вариант I.
1. а, в.
2. 60°; 30°; 90°.
3. 30°.
4. 32°; 32°; 116°.
Вариант II.
1. а, в.
2. 30°; 30°; 120°.
3. 60°.
4. 32°; 74°; 74°.
Итоговая контрольная работа по геометрии
7 класс
Спецификация итоговой контрольной работы по геометрии
Назначение работы – проверка достижения учащимися 7 класса уровня базовой подготовки за год.
Характеристика заданий.
Итоговая контрольная работа по геометрии соответствует содержанию учебника
Геометрия 7-9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев –М.: Просвещение
Итоговая контрольная работа содержит 13заданий, состоит из трех частей. Задания расположены по нарастанию трудности.
Часть I направлена на проверку достижения базового уровня подготовки. Она содержит 9 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.
Часть II содержит 3 задания, при помощи которых проверяется умение применять знания в простейших практических ситуациях.
Часть III направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня владения материалом. Она содержит 1 задание повышенного уровня сложности.
Каждое задание части I(базовой) оценивается в 1 балл, части II – 2 балла, части III – 3 балла. За работу обучающийся может набрать максимальное количество баллов – 18.
Рекомендации к проведению работы.
Время проведения: май.
Время на выполнение работы: 1 урок (45 минут).
Содержание работы соответствует следующим блокам, выделенным в содержании:
Тема
Кол-во заданий
Прямая и отрезок
1
Перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы
1
Признаки равенства треугольников
2
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
1
Свойства равнобедренного треугольника
2
Признаки параллельности двух прямых
1
Сумма углов треугольника
2
Неравенство треугольника
1
Соотношение между сторонами и углами треугольника
2
Критерии оценивания заданий
№
Правильный ответ (решение)
Макс.балл
Вариант 1
Вариант 2
1) являются смежными
2) являются вертикальными
1
4) перпендикулярными
3) параллельными
1
2) две стороны равны
1) все стороны равны
1
4) по двум сторонам и углу между ними
1) по трём сторонам
1
3) соответственные углы
4) односторонних углов
1
2) равнобедренный;
2) равнобедренный
1
4) катетом
2) гипотенузой
1
2)AB<BC+AC; BC<AB+AC; AC<BC+AB
3) AB<BC+AC; BC<AB+AC; AC<BC+AB.
1
1) и делит угол пополам
4) вершину треугольника и середину противолежащей стороны.
1
4) 87
3) 780
2
2) 49 и 49
1) 71 и 71
2
2) 24, - - и 90
2) 36, 54 и 90
2
Гипотенуза равна 28 см
3
Итоговая контрольная работа Вариант 1
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
Работа состоит из трех частей. В Iчасти – 9 заданий, во II части – 3 задания, в IIIчасти – 1 задание.
Ответы к заданиям 1–9 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 10-12 записываются в виде последовательности цифр, букв и слов.
Ответы к заданию 13 записывается в развернутом виде, с подробным решением и ответом.
В случае записи неверного ответа на задания зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Шкала оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0-6
7-10
(80-100% части 1)
11-15
16-18
С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Вариант I
Часть I
Сумма углов равна 180
, если они…
1) являются смежными; 2) являются вертикальными;
3) являются накрест лежащими; 4) являются развернутыми.
Две прямые, которые пересекаются под углом 90
, являются…
1) смежными; 2) вертикальными;
3) параллельными; 4) перпендикулярными.
Треугольник называется равнобедренным, если у него…
1) все стороны равны; 2) две стороны равны;
3) все углы равны; 4) один угол равен 900
Первый признак равенства треугольников называется…
1) по трём сторонам; 2) по стороне и прилежащим углам;
3) по трём углам; 4) по двум сторонам и углу между ними.
Прямые параллельны, если равны…
1) вертикальные углы; 2) смежные углы;
3) соответственные углы; 4) односторонние углы.
В треугольнике
ABC
A
=
C
=50
.
Установите вид треугольника
ABC
.
1) равносторонний; 2) равнобедренный;
3) прямоугольный; 4) тупоугольный
Сторона прямоугольного треугольника, прилежащая к прямому углу называется…
1) боковой стороной; 2) гипотенузой;
3) основанием; 4) катетом.
Неравенствами треугольника
ABC
называются…
1) AB>BC+AC; BC>AB+AC; AC>BC+AB.
2) AB<BC+AC; BC<AB+AC; AC<BC+AB.
3) AB>BC-AC; BC>AB-AC; AC>BC-AB.
4) AB<BC-AC; BC<AB-AC; AC<BC-AB.
Биссектрисой угла называется луч, который исходит из вершины угла, …
1) и делит угол пополам;
2) и делит отрезок пополам;
3) и делит сторону пополам;
4) и перпендикулярно основанию.
Часть II
Найдите третий угол треугольника, если два его угла 36
и 57
.
1) 36; 2) 57; 3) 93; 4) 87
Найдите углы при основании равнобедренного треугольника, если угол при вершине равен 82
.
1) 82 и 164; 2) 49 и 49; 3) 82 и 36; 4) 98 и 98
В
ABC
проведена высота
CD
. Найдите углы
DBC
, если
B
=
- -
.
1) 48, - - и - -; 2) 24, - - и 90;
3) 57, 57 и - -; 4) 24, 36 и 90
Часть III
Один из углов прямоугольного треугольника равен
60
0
, а сумма гипотенузы и меньшего катета равна
42 см
. Найдите гипотенузу.
Итоговая контрольная работа Вариант 2
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
Работа состоит из трех частей. В Iчасти – 9 заданий, во II части – 3 задания, в IIIчасти – 1 задание.
Ответы к заданиям 1–9 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 10-12 записываются в виде последовательности цифр, букв и слов.
Ответы к заданию 13 записывается в развернутом виде, с подробным решением и ответом.
В случае записи неверного ответа на задания зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Шкала оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Общий балл
0-6
7-10
(80-100% части 1)
11-15
16-18
С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Вариант II
Часть I
Углы равны, если они…
1) являются смежными; 2) являются вертикальными;
3) являются параллельными; 4) являются односторонними.
Две прямые, которые не пересекаются, являются…
1) смежными; 2) вертикальными;
3) параллельными; 4) перпендикулярными.
Треугольник называется равносторонним, если у него…
1) все стороны равны; 2) две стороны равны;
3) все углы равны; 4) два угла равны.
Третий признак равенства треугольников называется…
1) по трём сторонам; 2) по стороне и прилежащим углам;
3) по трём углам; 4) по двум сторонам и углу между ними.
Прямые параллельны, если сумма…равна 180
.
1) смежных углов; 2) накрест лежащих углов;
3) соответственных углов; 4) односторонних углов.
В треугольнике
ABC
A
=
C
=60
.
Установите вид треугольника
ABC
.
1) равносторонний; 2) равнобедренный;
3) прямоугольный; 4) тупоугольный
Сторона прямоугольного треугольника, противолежащая прямому углу называется…
1) боковой стороной; 2) гипотенузой;
3) основанием; 4) катетом.
Неравенствами треугольника
ABC
называются…
1) AB>BC+AC; BC>AB+AC; AC>BC+AB.
2) AB>BC-AC; BC>AB-AC; AC>BC-AB.
3) AB<BC+AC; BC<AB+AC; AC<BC+AB.
4) AB<BC-AC; BC<AB-AC; AC<BC-AB.
Медианой треугольника называется отрезок, соединяющий …
1) середины сторон треугольника;
2) вершину треугольника и середину одной из сторон;
3) середины двух сторон треугольника;
4) вершину треугольника и середину противолежащей стороны.
Часть II
Найдите третий угол треугольника, если два его угла 65
0
и 37
0
.
1) 370; 2) 650; 3) 780; 4) 1020;
Найдите углы при основании равнобедренного треугольника, если угол при вершине равен 38
.
1) 71 и 71; 2) 38 и 76; 3) 38 и 104; 4) 142 и 142
В
ABC
проведена высота
BD
. Найдите углы
BDC
, если
C
=54
.
1) 54, 54 и 72; 2) 36, 54 и 90;
3) 36, 36 и 102; 4) 46, 54 и 90.
Часть III
Один из углов прямоугольного треугольника равен
60
0
, а меньший катет равен 28
см
. Найдите гипотенузу.