рабочая программа по истории 9 класс. 102 часа. | Волгина Наталья Александровна. Работа №321321
Рабочая программа по истории 9 класса составлена в соответствии с ФГОС.
рассчитана на учебник: 1. Загладин Н.В. « Всеобщая история. Новейшая история. XX – начало XXI века»: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/
М.: ООО «Русское слово- учебник», 2014.
2. История России:9 класс.: учебн. . для общеобр. Организ. В 2-ух частях./ Н. М. Арсентьев, А.А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева/, под редакцией А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2017.
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, –102, 3 часа в неделю при 34 учебных неделях, предусмотрено 17 часов на изучение модуля «Введение в новейшую историю России».
Пояснительная записка.
Программа учебного предмета «История» разработана с целью оказания методической помощи учителю истории в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
Программа учебного предмета «История» дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «История», устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса.
Место учебного предмета «История» в системе основного общего образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификациии определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание обучающихсяв духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей обучающихсяанализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, –340, в 5–9 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе рекомендуется предусмотреть 17 часов на изучение модуля «Введение в новейшую историю России».
Содержание учебного предмета в 9 классе.
История России. Российская империя в XIX ‒ начале XX в.
Введение.
Александровская эпоха: государственный либерализм.
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.
Внешняя политика России. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1808-1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война1812 г. ‒ важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России в европейской политике после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения.
Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации:
Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм.
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политического консерватизма. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселёва 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный перевороти его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Общественная жизнь в 1830-1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Народы России в первой половине XIX в.
Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Конфликты и сотрудничество между народами. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание1830-1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II.
Реформы 1860-1870-х гг. ‒ движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и её последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке.
Россия в 1880-1890-х гг.
«Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и контрреформы. Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Сельское хозяйство и промышленность. Пореформенная деревня: традиции и новации. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и её вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи.
Основные регионы и народы Российской империи и их роль в жизни страны. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов. Национальная политика самодержавия. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Прибалтика. Еврейский вопрос. Поволжье. Северный Кавказ и Закавказье. Север, Сибирь, Дальний Восток. Средняя Азия. Миссии Русской православной церкви и ее знаменитые миссионеры.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений.
Общественная жизнь в 1860-1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и её раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Россия на пороге ХХ в.
На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия ‒ мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения.
Россия в системе международных отношений. Политикана Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма в России. Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». Банкетная кампания.
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Деятельность профессиональных революционеров. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоёв, солдат и матросов. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъём.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участиев ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
Серебряный век российской культуры. Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX в. Живопись.
«Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Наш край в XIX ‒ начале ХХ в.
Обобщение.
Содержание учебного модуля «Введение в Новейшую историю России».
Структура и последовательность изучения модуля как целостного учебного курса
№
Темы курса
Примерное количество часов
1
Введение
1
2
Российская революция 1917—1922 гг.
5
2
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
4
3
Распад СССР. Становление новой России (1992-1999 гг.)
2
4
Возрождение страны с 2000-х гг. Воссоединение
Крыма с Россией
3
5
Итоговое повторение
2
Введение.
Преемственность всех этапов отечественной истории. Период Новейшей истории страны (с 1914 г. по настоящее время). Важнейшие события, процессы ХХ ‒ начала XXI в.
Российская революция 1917—1922 гг.
Российская империя накануне Февральской революции 1917 г.: общенациональный кризис.
Февральское восстание в Петрограде. Отречение Николая II.
Падение монархии. Временное правительство и Советы, их руководители. Демократизация жизни страны. Тяготы войны и обострение внутриполитического кризиса. Угроза территориального распада страны.
Цели и лозунги большевиков. В.И. Ленин как политический деятель. Вооружённое восстание в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Советское правительство (Совет народных комиссаров) и первые преобразования большевиков. Образование РККА. Советская национальная политика. Образование РСФСР как добровольного союза народов России.
Гражданская война как национальная трагедия. Военная интервенция. Политика белых правительств А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля.
Переход страны к мирной жизни. Образование СССР. Революционные события в России глазами соотечественников и мира. Русское зарубежье.
Влияние революционных событий на общемировые процессы XX в., историю народов России.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
План «Барбаросса» и цели гитлеровской Германии в войне с СССР. Нападение на СССР 22 июня 1941 г. Причины отступления Красной Армии в первые месяцы войны. «Всё для фронта! Все для победы!»: мобилизация сил на отпор врагу и перестройка экономики на военный лад.
Битва за Москву. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Срыв германских планов молниеносной войны.
Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Значение героического сопротивления Ленинграда.
Гитлеровский план «Ост». Преступления нацистов и их пособников на территории СССР. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Холокост. Гитлеровские лагеря уничтожения (лагеря смерти).
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда. Битва за Днепр. Массовый героизм советских людей, представителей всех народов СССР, на фронте и в тылу. Организация борьбы в тылу врага: партизанское движение и подпольщики. Юные герои фронта и тыла. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Вклад деятелей культуры, учёных и конструкторов в общенародную борьбу с врагом.
Освобождение оккупированной территории СССР. Белорусская наступательная операция (операция «Багратион») Красной Армии.
СССР и союзники. Ленд-лиз. Высадка союзников в Нормандии и открытие Второго фронта. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Битва за Берлин. Безоговорочная капитуляция Германии и окончание Великой Отечественной войны.
Разгром милитаристской Японии. 3 сентября ‒ окончание Второй мировой войны.
Источники Победы советского народа. Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны. Решающая роль СССР в победе антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери СССР. Всемирно-историческое значение Победы СССР в Великой Отечественной войне.
Окончание Второй мировой войны. Осуждение главных военных преступников их пособников (Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский процессы).
Попытки искажения истории Второй мировой войны и роли советского народа в победе над гитлеровской Германией и её союзниками. Конституция Российской Федерации о защите исторической правды.
Города-герои. Дни воинской славы и памятные даты в России. Указы Президента Российской Федерации об утверждении почётных званий «Города воинской славы», «Города трудовой доблести», а также других мерах, направленных на увековечивание памяти о Великой Победе.
9 мая 1945 г. ‒ День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Парад на Красной площади и праздничные шествия в честь Дня Победы. Акции «Георгиевская ленточка» и «Бескозырка», марш «Бессмертный полк» в России и за рубежом. Ответственность за искажение истории Второй мировой войны.
Распад СССР. Становление новой России (1992-1999 гг.).
Нарастание кризисных явлений в СССР. М.С. Горбачёв. Межнациональные конфликты. «Парад суверенитетов». Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР.
Объявление государственной независимости союзными республиками. Юридическое оформление распада СССР и создание Содружества Независимых Государств (Беловежское соглашение). Россия как преемник СССР на международной арене.
Распад СССР и его последствия для России и мира.
Становление Российской Федерации как суверенного государства(1991-1993 гг.). Референдум по проекту Конституции.
России. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. и её значение.
Сложные 1990-е гг. Трудности и просчёты экономических преобразований в стране. Совершенствование новой российской государственности. Угроза государственному единству.
Россия на постсоветском пространстве. СНГ и Союзное государство. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы.
Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Возрождение страны с 2000-х гг.
Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления и укрепления страны. Вступление в должность Президента Российской Федерации В.В. Путина. Восстановление единого правового пространства страны. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве. Борьба с терроризмом. Укрепление Вооружённых Сил Российской Федерации. Приоритетные национальные проекты.
Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Отношения с США и Евросоюзом.
Воссоединение Крыма с Россией.
Крым в составе Российского государства в XX. Крым в 1991-2014 гг. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя (11 марта 2014 г.). Подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов ‒ Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные последствия.
Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономический рост» — основные направления национальных проектов 2019-2024 гг. Разработка семейной политики. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Россия в борьбе с короновирусной пандемией. Реализация крупных экономических проектов (строительство Крымского моста, трубопроводов «Сила Сибири», «Северный поток» и другие). Поддержка одарённых детей в России (образовательный центр «Сириус» и другие).
Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России(2020 г.).
Признание Россией Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (2022 г.).
Значение исторических традиций и культурного наследия для современной России. Воссоздание Российского исторического общества (далее ‒ РИО)и Российского военно-исторического общества (далее ‒ РВИО). Исторические парки «Россия ‒ Моя история». Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот». Мемориальный парк Победы на Поклонной горе и Ржевский мемориал Советскому Солдату. Всероссийский проект «Без срока давности». Новые информационные ресурсы о Великой Победе.
Итоговое повторение.
История родного края в годы революций и Гражданской войны.
Наши земляки ‒ герои Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
Наш регион в конце XX ‒ начале XXI вв.
Трудовые достижения родного края.
Всеобщая история- 32 часа.
Понятие «Новейшая и современная история». Мир в 1920-1930-е гг. Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Расколмеждународного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г. Вторая мировая война.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война».
Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане.
Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН. Мировое развитие во второй половине ХХ в.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления». Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые».
Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества. Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии. Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин. Мир на рубеже ХХ-XXI вв.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. ЕвропейскийСоюз. Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Культурное наследие ХХ века.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм. Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Планируемые результаты освоения программы по истории на уровне основного общего образования.
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
1) в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
2) в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традициии примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальнойи природной среде;
3) в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценностии нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
4) в понимании ценности научного познания: осмысление значения историикак знания о развитии человека и общества, о социальном, культурноми нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
5) в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественногои мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
6) в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе ‒ на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
7) в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
8) в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
9) в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
В результате изучения истории на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий;
сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять познавательную задачу;
намечать путь её решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие).
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) ‒ извлекать информацию из источника;
различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника(по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;
выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе ‒ на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды.
У обучающегося будут сформированы умения в части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владеть приёмами самоконтроля ‒ осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов;
вносить коррективы в свою работу с учётом установленных ошибок, возникших трудностей.
У обучающегося будут сформированы умения в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого(в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учётом позиций и мнений других участников общения.
Предметные результаты освоения программы по истории на уровне основного общего образования должны обеспечивать:
1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного краяи истории России, определять современников исторических событий, явлений, процессов;
2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
3) овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных и практических задач;
4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;
5) умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов;
6) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями ХХ ‒ начала XXI в. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.); характеризовать итоги и историческое значение событий;
7) умение сравнивать исторические события, явления, процессы в различные исторические эпохи;
8) умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с использованием фактического материала, в том числе используя источники разных типов;
9) умение различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные, аудиовизуальные;
10) умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлечённую информацию с информацией из других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
11) умение читать и анализировать историческую карту (схему); характеризовать на основе исторической карты (схемы) исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте (схеме), с информацией из других источников;
12) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, диаграмм;
13) умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации в справочной литературе, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для решения познавательных задач, оценивать полноту и верифицированность информации;
14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов России.
Положения ФГОС ООО развёрнуты и структурированы в программе по истории в виде планируемых результатов, относящихся к ключевым компонентам познавательной деятельности обучающихсяпри изучении истории, от работы с хронологией и историческими фактами до применения знаний в общении, социальной практике.
Предметные результаты изучения учебного предмета «История» включают:
1) целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой истории;
2) базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории;
3) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
4) умение работать с основными видами современных источников исторической информации (учебник, научно-популярная литература, ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»и другие), оценивая их информационные особенности и достоверность с применением метапредметного подхода;
5) умение работать историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источниками ‒ извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, определять информационную ценность и значимость источника;
6) способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
7) владение приёмами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;
8) способность применять исторические знания как основу диалога в поликультурной среде, взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества;
9) осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
10) умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями ХХ ‒ начала XXI в.
Достижение предметных результатов может быть обеспечено в том числе введением отдельного учебного модуля «Введение в Новейшую историю России», предваряющего систематическое изучение отечественной истории XX‒XXI вв. в 10-11 классах. Изучение данного модуля призвано сформировать базу для овладения знаниями об основных этапах и ключевых событиях истории России Новейшего времени (Российская революция 1917-1922 гг., Великая Отечественная война 1941-1945 гг., распад СССР, возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.).
Предметные результаты изучения истории носят комплексный характер, в них органично сочетаются познавательно-исторические, мировоззренческие и метапредметные компоненты.
Предметные результаты изучения истории проявляются в освоенных обучающимися знаниях и видах деятельности. Они представлены в следующих основных группах:
1) знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории, соотносить год с веком, устанавливать последовательностьи длительность исторических событий;
2) знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам;
3) работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и других): читать историческую карту с использованием на легенду, находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и другие.
4) работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников): проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и другие), сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, высказывать суждение об информационной (художественной) ценности источника;
5) описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи, составлять описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и другое;
6) анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка), соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
7) работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе, объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно составленному плану);
8) применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий, использовать знания об истории и культуре своего и других народов как основу диалога в поликультурной среде, способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Приведенный перечень предметных результатов по истории служит ориентиром для планирования и организации познавательной деятельности обучающихся при изучении истории (в том числе ‒ разработки системы познавательных задач), при измерении и оценке достигнутых обучающимися результатов.
Предметные результаты изучения истории в 5–9 классах представлены в виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории, что должно способствовать углублению содержательных связей двух курсов, выстраиванию единой линии развития познавательной деятельности обучающихся. Данные ниже результаты формируются в работе с комплексом учебных пособий ‒ учебниками, настенными и электронными картами и атласами, хрестоматиями и другими.
Предметные результаты изучения истории в 9 классе.
Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в.; выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и процессов;
выявлять синхронность (асинхронность) исторических процессов отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в.;
определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в. на основе анализа причинно-следственных связей.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в.;
группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и другим), составлять систематические таблицы.
Работа с исторической картой:
выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в.;
определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных сфер жизни страны (группы стран).
Работа с историческими источниками:
представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников следующие материалы: произведения общественной мысли, газетную публицистику, программы политических партий, статистические данные и другие;
определять тип и вид источника (письменного, визуального);
выявлять принадлежность источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и другим;
извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в. из разных письменных, визуальных и вещественных источников;
различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого.
Историческое описание (реконструкция):
представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации);
составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX ‒ начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);
составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XIX ‒ начале XX в., показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании технических и художественных приемов и другое.
150.8.13.6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты экономического, социального и политического развития России и других стран в XIX ‒ начале XX в., процессов модернизации в мире и России, масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период, международных отношений рассматриваемого периода и участия в них России;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в. (выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий, систематизировать объяснение причини следствий событий, представленное в нескольких текстах, определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий;
проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала XX в. (указывать повторяющиеся черты исторических ситуаций, выделять черты сходства и различия, раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций в России, других странах).
Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX ‒начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе;
оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и аргументировать свое мнение;
объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое отношение к ним.
Применение исторических знаний:
распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе памятники материальной и художественной культуры XIX ‒ начала ХХ в., объяснять, в чём заключалось их значение для времени их созданияи для современного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XIX ‒ начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);
объяснять, в чем состоит наследие истории XIX ‒ начала ХХ в. для России, других стран мира, высказывать и аргументировать своё отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях.
Тематическое планирование курса истории России в 9 классе
(56 часов).
Учебник:
История России:9 класс.: учебн. . для общеобр. Организ. В 2-ух частях./ Н. М. Арсентьев, А.А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева/, под редакцией А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2017.
№
Тема
Содержание и основные понятия
домашнее
задание
Дата
Тема 1. Россия в первой четверти XIX века- 12 часов.
1.
Россия и мир на рубеже 18-19 вв.
Входной контроль.
Начало промышленной революции. Изменения в финансовой системе.
Перемены в сельском хозяйстве. Изменения в жизни общества. Российская империя на рубеже 18-19- ых вв.Население Российской империи. Развитие экономики России на рубеже 18-19 вв.Политический строй России на рубеже 18-19 вв.
§1
Термины
Вопросы- с.14.
2
Александр I:начало правления.
Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.
§2
Даты
понятия
3
Реформы М. М. Сперанского.
Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия
П.2 (с. 17-19).
Документы - с. 20-21.
4
Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.
Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
§3.
Таблица.
Сообщения.
5
Отечественная война 1812 г.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
П. 4.
Карта - с. 30.
Вопросы- с. 33.
6
Герои отечественной войны 1812 года.
Кутузов Михаил Иванович. Багратион Пётр Иванович. Барклай-де-Толли Михаил Богданович. Курин Герасим Матвеевич. Дорохов Иван Семёнович. И. Ф. Паскевич. А. П. Ермолов.
Сообщения о героях-участниках войны 1812 года.
7
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Начало заграничного похода, его цели.«Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра 1. Россия и Америка. Россия – мировая держава.
П. 5.
Таблица.
Документ- с. 39.
8
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра Iв 1815- 1825 гг.
Внутренняя политика Александра 1в 1815-1825 гг. Внутренняя политика в 1814—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра 1. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. основные итоги внутренней политики Александра1.
П. 6.
Вопросы- с. 43.
9
Национальная политика Александра I.
С. 44-49.
Сообщения.
10
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти 19 века.
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года. Экономический 1812—1815 гг. Аграрный проект А. А. Аракчеева. Проект крестьянской реформы д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
П. 7.
Тетрадь.
Вопросы с. 54.
11
12
Общественное движение при Александре I.
Выступление декабристов.
Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
П. 8-9.
Таблица.
Сообщения.
Тема 2. Россия во второй четверти XIX века.10 часов.
13
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике НиколаяI.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва.
П. 10.
Сообщения.
Вопросы- с. 69.
14
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти 19 века.
Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота, его Экономические и социальные последствия. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.
П. 11.
Карта с. 70-71.
15
Общественное движение при Николае I.
Общественное движение в годы правления Николая 1. Особенности общественного движения 1830—1850-Х гг. Консервативное движение. Теория официальной народности (С. С. Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Либеральное движение Западники (Т. Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин) Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин). Революционно- социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, В. Г. Белинский). Петрашевцы. Теория «общинного социализма.
П. 12.
Таблица.
Документ с. 79.
16
Национальная и религиозная политика Николая I.
Этнокультурный облик страны.
Положение в Царстве Польском. Политика по отношению к Финляндии. Положение в Западном крае. Положение евреев. Власть и религиозные конфессии в первой половине 19 века. Политика России в Средней Азии.
С. 80-86.
Сообщения о различных национальностях.
17
18
Внешняя политика Николая I .
Кавказская война 1817- 1864 гг.
Внешняя политика во второй четверти ХIХ в. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия.
П. 13-14 (до с. 91).
Даты.
Тетрадь.
19
Крымская война 1853—1856 гг.
Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
С. 91- 97.
Карта с. 96.
Сообщения о героях войны.
20
21
Культурное пространство империи в первой половине 19 века.
Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. Х. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды.дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния.
Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович, драматургические произведения А. Н. Островского. Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов. Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский. Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов, А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкции Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата). Культура народов Российской империи и её вклад в мировую культуру. Взаимное обогащение культур.
С. 97-110.
Сообщения.
22
Наш край в первой половине 19 века.
Формирование ополчения. Боевой путь симбирского ополчения. Давыдов Денис Васильевич. Петр Никифорович Ивашев. Князь Тенищев Д. В.
Н.И. Тургенев (боевой и жизненный путь). В. П. Ивашев (боевой и жизненный путь). Ф.М. Башмаков (боевой и жизненный путь).
«Дворянская» территория империи. Землевладения. Организация хозяйства. Отношение к крестьянам. Дворянский досуг. Коллекционеры. П. И. Юрлов. А. П. Языков. В.Н. Поливанов. Родовитые и служилые. М. П. Баратаев.
П. 16-17 учебника " Историческое краеведение".
Тетрадь.
Подготовить проект.
Тема 3 Россия в эпоху великих реформ.-9 часов.
23
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.
Европейская индустриализация. Промышленный переворот в России. Развитие сельского хозяйства и торговли. Необходимость и предпосылки реформ.
П. 15.
Тетрадь.
Вопросы с. 116.
24
Александр II: начало правления.
Крестьянская реформа 1861 года.
Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра П. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
П. 16.
Даты.
Понятия.
Карта с. 122.
25
26
Реформы 1860-1870-ых гг.: социальная и правовая модернизация.
Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ.
П. 17.
Тетрадь.
Задания с. 129-130.
27
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
П. 18.
Карта с. 132-133.
Понятия.
28
Общественное движение при Александре II и политика правительства.
Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либерализма середины 50-х — начала 60-х гг. ХIХ в.Теоретики революционно народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина. «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II и его последствия. Лорис – Меликов и его «конституция».
П. 19-20.
Сообщения.
29
Национальная и религиозная политика Александра II.
Национальный вопрос в России и Европе.
Национальный вопрос в царствование Александра II. .Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья. Власть и церковь в период Великих реформ.
С. 146- 151.
Тетрадь.
30
Внешняя политика Александра II.
Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
П. 21 (до с. 156).
Тетрадь.
31
Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига
С. 156- 160.
Карты с. 158-159.
Тема 4 Россия в 1880-1890-е гг.-11 часов.
32
Александра III: особенности внутренней политики.
Начало царствования Александра 3. Личность Александра III . К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Консервативная корректировка реформ предыдущего царствования. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление.
П. 22.
Вопросы с. 9.
33
Перемены в экономике и социальном строе.
Экономическое развитие в годы правления Александра 3. Общая характеристика экономической политики Александра III. деятельность Н. Х. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
П. 23.
Сообщения о различных слоях общества.
Карта с. 12-13.
34
Общественное движение при Александре III.
Общественное движение в 1880-1890-е гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
П. 24.
Таблица.
Задания с. 25.
35
Национальная и религиозная политика Александра III.
Религиозная политика Александра III. Иоанн Кронштадтский. Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии, на Северном Кавказе, в Закавказье, Средней Азии, Среднем Поволжье и др.
С.25-30.
Вопросы с. 30.
36
Внешняя политика Александра III.
Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца ХIХ века.
П. 25.
Карта с. 33.
Тетрадь.
37
38
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Просвещение и наука во второй половине 19 века. Расцвет российской демократической культуры. Просвещение во второй половине ХIХ в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук (А. Г. Столетов, д. И. Менделеев, И. М. Сеченов). Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Расширение издательского дела.
Литература и изобразительное искусство.
Критический реализм в литературе (Н. А. Некрасов, II, С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Развитие российской журналистки революционно-демократическая литература. Русское искусство.
Архитектура, музыка, театр, народное творчество.
Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Могучая кучка и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
С. 36-54
Сообщения.
39
Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX в.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
С. 54-61
Сообщения.
40
Наш край во второй половине XIX века.
Отмена крепостного права в Симбирской губернии. Симбирск как торговый центр Среднего Поволжья. Расцвет ярмарочной торговли. Базары и рынки. Розничная торговля. Симбирское купечество. Купец Акчурин. Кирпичников А. П.
П. 19-20 учебника "Историческое краеведение".
Выполнить проект.
41
«Семья Ульяновых – Симбирский период»
Виртуальная экскурсия по ленинским местам Ульяновска.
Инспектор народных училищ Ильи Николаевич Ульянов, Мария Александровна Ульянова (урождённая Бланк), Анна Ильинична Елиза́рова-Улья́нова, Александр Ильич Ульянов, Владимир Ильич Ульянов (основной псевдоним Ленин), Ольга Ильинична Ульянова, Дмитрий Ильич Ульянов, Мария Ильинична Ульянова. Приезд в Симбирск. Дом Ульяновых. Выбор жизненной цели.
Сообщения о членах семьи Ульяновых.
Глава 5 Россия в начале XX в.- 11 часов.
42
Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.: динамика и противоречия развития.
Мир к началу XX в. Территория и население Российской империи в начале XX в. Особенности российской модернизации. Политический строй. Государственные символы. Социальная структура. Образ жизни.
П. 26.
Вопросы- с. 70.
43
Социально- экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв.
Российская экономика на рубеже XIX-XX вв. роль государства в экономике. Иностранный капитал. Российский монополистический капитализм. Сельское хозяйство.
П. 27.
Тетрадь.
Новые понятия.
44
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.
Личность Николая II. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. «Зубатовский социализм». Создание РСДРП. Создание ПСР. Либеральные организации. Либеральные проекты Святополк- Мирского.
П. 28.
Документы с. 81-82.
Сообщения.
45
Внешняя политика Николая II.
Основные направления внешней политики России на рубеже 19-20 вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика.
С. 82-83.
Задания с. 88.
46
Русско-японская война 1904-1905гг.
Русско-японская война 1904-1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России.
С. 83-87.
Карта с. 85.
Сообщения.
47
Первая российская революция и политические реформы 1905- 1907 гг.
Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные события. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных партий. Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября. Монархические партии и организации Итоги революции.
П. 30.
Даты.
Понятия.
Карта с. 90.
48
Социально- экономические реформы П.А.Столыпина.
П. А. Столыпин. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты. Программа Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. II Государственная дума. Итоги аграрной реформы. Развитие кооперативного движения.
П. 31.
Карта с. 100.
Сообщение.
Вопросы с. 104.
49
Политическое развитие страны в 1907-1914 гг.
Третьеиюньский государственный переворот.
III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Национальная политика. Общество и власть после революции. IV Государственная Дума.
П. 32.
Карта с. 106-107.
Вопросы с. 110.
50
51
Культура и искусство к. XIX – нач. XX века. Духовная жизньСеребряного века.
Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. Кинематограф. Духовный кризис индустриального общества. Серебряный век русской культуры. Развитие науки. Русская философия. Печать и журналистика. Просвещение. Литература. Изобразительное искусство. Архитектура. Скульптура. Драматический театр. Русский балет.
С. 111-117.
Проекты.
52
Наш край в начале XX века.
Революционное движение. Забастовки рабочих мануфактур, фабрик. Либеральное движение. Крестьянские выступления. Выборы в I и II Госдуму. Кадеты. Спад революции в 1906 г. Аресты эсеров и социал-демократов.
Особенности развития. Состояние промышленности. Аграрные отношения. Проведение в губернии Столыпинской аграрной реформы.
Тетрадь, сообщения.
53
54
55
56
Итоговое повторение по курсу истории России в 19- начале 20 века.
Всего-56 часов.
Тематическое планирование модуля «Введение в Новейшую историю России». ( 17 часов).
№
Тема урока
количество часов
57
Введение
1
58
62
Российская революция 1917—1922 гг.
5
63
66
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
4
67
68
Распад СССР. Становление новой России (1992-1999 гг.)
2
69
71
Возрождение страны с 2000-х гг. Воссоединение
Крыма с Россией
3
72-73
Итоговое повторение
2
Всего- 17часов.
Тематическое планирование курса всеобщей истории в 9 классе. 29 часов.
Учебник: Загладин Н.В. « Всеобщая история. Новейшая история. XX – начало XXI века»: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/
М.: ООО «Русское слово- учебник», 2014.
№
Тема урока
Кол-во
Содержание.
Дом. Задание
74
Вводный урок.
1
С. 3-5
Тетрадь.
75
Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система.
1
Трения между державами- победительницами.
Лига Наций.
Версальский мир.
Вашингтонская конференция.
П.1
Вопросы- с. 13.
76
Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны
1
Октябрьская революция 1917 года.
Революция 1918 года в Германии.
Национально- освободительная революция в Ирландии.
Национально- освободительные движения в странах Востока.
П. 2
Таблица.
77
Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 20- годы.
1
Социал- демократы.
Коммунисты.
Зарождение фашизма в Италии и Германии.
Тоталитаризм.
П. 3.
задания- с. 31.
78
Мировой экономический кризис 1929-1932 годов. «Новый курс» Ф. Рузвельта.
1
Экономика США после Первой Мировой войны.
Черная пятница.
Франклин Рузвельт.
"Новый курс"
Кейнсианство.
П. 4.
Тетрадь.
79
Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии.
1
Фашизм в Германии.
Фашизм в Италии.
НСДАП.
Тоталитаризм.
Милитаризм в Японии.
П. 5
Сообщения.
80
Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции.
1
Великобритания в 20-ые годы.
Локаут.
Стачка.
Народный фронт.
П. 6
Вопросы- с.50.
81
Милитаризм и пацифизм на международной арене.
1
Пакт "Бриана- Келлога".
Политика умиротворения.
Гражданская война в Испании.
Мюнхенское соглашение.
П. 7.
Задания с. 59.
82
83
84
Человечество во II Мировой войне
3
"Странная война".
Дюнкерк.
Операция"Морской лев".
Оккупация.
Холокост. Гетто.
Тройственный пакт.
Сопротивление.
Антигитлеровская коалиция.
План "Барбаросса".
Перл- Харбор.
Второй фронт.
"Большая тройка".
Капитуляция.
П. 8-10.
Даты.
Тетрадь.
Карты.
85
Итоги и уроки II Мировой войны
1
Потсдамская конференция.
Международный военный трибунал в Нюрнберге.
Геноцид.
ООН.
П. 11.
Вопросы с. 92.
86
Мировое развитие и международные отношения в годы “ холодной войны»
1
"Холодная война"
"Доктрина Трумэна".
"План Маршалла".
Германский вопрос.
П. 12-14.
Тетрадь.
87
88
89
Страны Европы и Северной Америки во 2 половине XX века
3
П. 15-20.
Сообщения.
90
СНГ в мировом сообществе.
1
Распад СССР.
Страны, вошедшие в СНГ.
П. 21, тетрадь.
91
Япония и новые индустриальные страны
1
Япония после Второй Мировой войны.
Японское экономическое чудо.
Страны НИС.
П. 22.
Документ с. 183.
Сообщения.
92
Китай на пути модернизации и реформирования.
1
КНР.
Политика "большого скачка"
"Культурная революция".
Свободная экономическая зона.
Страны ШОС.
П. 23
Вопросы с.189.
93
Индия во II половине XX- начале XXIв.
1
Индийский национальный конгресс.
Многоукладность экономики.
Конфликт с Пакистаном.
П. 24.
Тетрадь.
94
Исламский мир: единство и многообразие.
1
Национал- патриотизм.
Традиционализм.
Фундаментализм.
Международный терроризм.
П. 25.
Таблица с. 204.
95
Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией.
1
Хуан Перон.
Аугусто Пиночет.
Фидель Кастро.
Военные диктатуры.
П. 27.
Вопросы с. 218.
Тетрадь.
96
97
Наука и культура в XX-XXI веках
2
Достижения культуры.
Глава 7,
Сообщения.
98
Глобальные проблемы современности
1
П. 30-31
Сообщения.
99
100
Итоговый урок
Тестирование.
2
Применение полученных знаний на практике.
Тетрадь.
101
102
Резервные уроки
2
Всего-102 часа.