Рабочая программа по курсу "Трудные вопросы русского языка", 10-11 класс | Семочкина Мария Николаевна. Работа №345138
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» в 10-11 классах разработана на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов (авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова., издательство: М.: Просвещение, 2011). Учебник «Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический материал и практический, который включает в себя отработку правил русского языка, анализ текста, работу по написанию сочинения-рассуждения в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11-х классов и рассчитана на 102 часа (2 ч. – 10 класс, 1 ч. – 11 класс). Форма оценивания по 5-балльной системе.
-
Рабочая программа элективного курса
«Трудные вопросы русского языка»
для 10-11 классов
( 2021-2022)
Составитель: учитель русского языка и литературы Семочкина М.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» в 10-11 классах разработана на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов (авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова., издательство: М.: Просвещение, 2011). Учебник «Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический материал и практический, который включает в себя отработку правил русского языка, анализ текста, работу по написанию сочинения-рассуждения в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11-х классов и рассчитана на 102 часа (2 ч. – 10 класс, 1 ч. – 11 класс). Форма оценивания по 5-балльной системе.
Место курса в образовательном процессе.
Курс «Трудные вопросы русского языка» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данный курс позволит учащимся подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики.
Цели и задачи курса:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -9 классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
скорректировать умения каждого ученика при работе с
КИМами
;
подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом
или трудным заданием;
- выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на
жизненный опыт или литературный материал;
целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные
способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
- учить любой диалог вести этически корректно.
Ученики должны
иметь представление
- о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и яв-
лений, при создании собственного текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая собственное мнение по поводу прочитанного текста;
-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ публицистических, разговорных и художественных тестов;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
- создавать связное высказывание, выражая собственное мнение по поводу прочитанного текста;
формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором
прочитанного текста.
Содержание программы элективного курса
Введение - 2 часа
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Анализ текста – 4 часа
Стили и типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. Публицистический стиль и его жанры. Художественный стиль и его жанры. Признаки текста. Композиция текста. Средства художественной выразительности. Тема. Идея. Автор и его позиция.
Подготовка к итоговому сочинению – 16 часов
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Текст. Тема и проблема текста. Основная мысль. Аргумент. Способы аргументирования.
Сочинение по одному из направлений.
Подготовка к заданиям 1-26 – 45 часов
Орфография. Орфографические нормы. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Тропы. Фразеологические обороты.
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Синтаксис. Пунктуация. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксические нормы. Пунктуационные нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.
Подготовка к сочинению уровня С – 22 часов
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 16 часов
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Учебно – тематический план. 10 класс
№ п/п.
Название темы
Количество часов
Контрольные работы
1
Введение
1
2
Анализ текста
3
1
3
Подготовка к итоговому сочинению
6
-
4
Подготовка к заданиям 1-26
36
2
5
Подготовка к сочинению
12
2
6
Комплексная подготовка к ЕГЭ.
10
4
Итого: 68 9
Учебно – тематический план. 11 класс
№ п/п.
Название темы
Количество часов
Контрольные работы
1
Введение
1
2
Анализ текста
1
-
3
Подготовка к итоговому сочинению
10
2
4
Подготовка к заданиям 1-26
9
1
5
Подготовка к сочинению
7
-
6
Комплексная подготовка к ЕГЭ.
6
4
Итого: 34 7
Учебно-методическое обеспечение
Гольцова
Н.Г.,
Мищерина
М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Гольцова
Н.Г.,
Шамшин
И.В.,
Мищерина
М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред.
Гольцовой
Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.
Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И.
Пучкова
. – 2-е
изд
перераб
. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
Единый государственный экзамен 2013 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
ЕГЭ-2014. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П.
Цыбулько
, В.И. Капинос, Л.И.
Пучкова
, А.Ю.
Бисеров
, Ю.Н.
Гостева
, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.:
Эксмо
, 2014.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П.
Цыбулько
– М.: Интеллект-Центр, 2013.
Материально-техническая база.
компьютер
проектор
экран
интерактивная доска
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
ФИПИ. Открытый банк заданий.
http://www.ctege.info
http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html