Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1-4 классы | Игошина Анастасия Александровна. Работа №343073
Рабочая программа для 1-4 классов. Цель программы: активизация личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса;
-раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Бажинская основная общеобразовательная школа
Маслянинского района Новосибирской области
«ПРИНЯТО»
решением педагогического совета школы
Протокол № _1__ от «31__» 08_____ 2022г
«СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР
. __________ Е.В. Червякова
«ПРИНЯТО»
решением педагогического совета школы
Протокол № _1__ от «31__» 08_____ 2023г
«СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР
. __________ Е.В. Червякова
«ПРИНЯТО»
решением педагогического совета школы
Протокол № _1__ от «31__» 08_____ 2024г
«СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР
. __________ Е.В. Червякова
Рабочая программа
учебного предмета «Учусь создавать проект»
для начального общего образования
1-4 классы
Срок реализации программы: 4 года
Составитель: учитель начальных классов Игошина А.А.
2023-2026 гг
Пояснительная записка
Рабочая программа специального учебного кура «Разговор о правильном питании» разработана на основе нормативных документов:
Закон об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря
2012 г
. № 273-ФЗ.
Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологического требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 28.09.2020 г.
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022
N 858
"Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России
01.11.2022 N 70799
)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 209 г.
№ 373 (с изменениями от 26.11.2010 № 1241)
. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального
общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373. Зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрационный № 17785. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Цель программы: активизация личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Задачи:
1.Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
2.Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
3.Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
4.Обучить основам оформления работ.
5.Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
2. Общая характеристика учебного курса
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса;
-раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
1 класс – 16 часов в год (1 час в неделю 1 полугодие), 2 класс – 17 часов в год (1 час в неделю), 3 класс – 17 часов в год (1 час в неделю), 4 класс – 17 часов в год (1 час в неделю)
4. Планируемые результаты освоения курса
По окончании первого года обучения:
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основы проведения исследовательской работы; что такое мини – проект и творческий проект; методы исследования: наблюдение, опыт; способы поиска необходимой для исследования информации; правила сотрудничества в процессе исследования; основные логические операции, их отличительные особенности; правила успешной презентации работы;
Учащиеся должны уметь:
- определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; подбирать материал, необходимый для исследования; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Личностные результаты:
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- владеть основами смыслового чтения текста;
По окончании второго года обучения
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико – ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, интервьюирование; правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать пути решения задачи исследования; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные источники информации.
Личностные результаты:
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
Метапредметные результаты:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- высказываться в устной и письменной формах;
По окончании третьего года обучения
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико – ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, анкетирование, моделирование интервьюирование; основы работы с компьютером, что такое социальный проект и его значимость для жизни окружающих; способы методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе, правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать пути решения задачи исследования; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.
Личностные результаты:
- ориентация на понимание причин успеха в проектно – исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
Метапредметные результаты:
-планировать свои действия;
-анализировать объекты, выделять главное;
По окончании четвёртого года обучения
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы; метод исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта; осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор.
Личностные результаты:
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернет;
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№
Раздел. Тема занятий
Количество часов
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
«Узнаём»
5
5
5
5
2
«Исследуем»
4
5
5
5
3
«Творим»
4
4
4
4
4
«Представляем»
3
3
3
3
ИТОГО
16
17
17
17
1 класс
Что такое проект: Исследование, исследователь, исследовательская задача
(проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том,
что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о
том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир
Как выбрать тему проекта. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Хобби. Выбор интересной идеи.
Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические.
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи проекта. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель
указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель
указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги.
Формулирование целей и задач исследования.
Гипотеза проекта. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что,
если… Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий,
формирование портфолио ученика.
Организация исследования. Формы и методы организации исследовательской
деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего
плана исследования.
Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, беседы со взрослыми, друзьями. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.
Особенности чтения научно - популярной и методической литературы.
Наблюдение – доступный способ добычи информации. Наблюдение.
Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы,
микроскопы, перископы, приборы ночного видения.
Эксперимент. Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. Обсуждение итогов прошедших занятий, формирование портфолио ученика.
Индивидуальное исследование. Работа индивидуальная и коллективная.
Индивидуальные консультации учителя.
Работа в паре. Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе. Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Презентация. Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка к защите проекта. Особенности записи исследования. Понятия.
Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ. Урок-конференция. Коллективный и личностный анализ результатов. Формирование портфолио.
2 класс
Изменение круга интересов.
Выбор темы проекта.
Знакомство с понятиями формулировка и актуальность.
Выбор помощников в работе над проектом.
Постановка цели и решение задач проекта.
Обработка и отбор значимой информации.
Создание продукта проекта.
Программа MPP-MicrosoftPowerPoint.
Совмещение текста выступления с показом презентации.
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.
3 класс
Выбор темы исследования. Предположение.
Гипотеза. Решение задачи.
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
4 класс
Виды проектов.
Исследовательский творческий проект.
Творческий проект.
Ролевой игровой проект.
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой.
Информационно – исследовательский проект.
Информационно – ориентированный проект.
Практико – ориентированный проект.
Моно - предметный проект.
Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом.
Критерии итогового оценивания проектной деятельности.
Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей.
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.
Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
6. Календарно-тематическое планирование
(1 класс)
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
Кто я? Моя семья.
1
Чем я люблю заниматься Хобби.
1
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы твоего проекта.
1
Как собирать материал. Твои помощники. Этап
1
Проблема.
1
Проблема. Решение проблемы.
1
Гипотеза. Предположение. Играем в предположения.
1
Цель проекта.
1
Задача проекта.
1
Выбор нужной информации.
1
Интересные люди - твои помощники.
1
Продукт проекта.
1
Виды продукта. Макет. Знакомство с понятием «макет», «поделка»
1
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
1
Мини-сообщение. Семиминутное выступление.
1
Выступление перед знакомой аудиторией.
1
Итого:
16
(2 класс)
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
1
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».
1
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.
1
Выбор помощников в работе над проектом.
1
Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап».
1
Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность».
1
Проблема. Решение проблемы.
1
Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».
1
Цель проекта
1
Задачи проекта
1
Сбор информации для проекта
1
Знакомство с интересными людьми. Интервью.
1
Обработка информации. Отбор значимой информации.
1
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка»
1
Играем в ученых. Это интересно
1
Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)
1
Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация».
Презентация.
1
Итого:
17
(3 класс)
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
1
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы
1
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи
1
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта
1
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование
1
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере
1
Практическая работа. Создание мини-постера.
1
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
1
Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
1
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Творческая работа. Создание журнала
1
Программа МРР. Дизайн. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «обрезка» и «границы рисунка»
1
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями на слайдах.
1
Требования к компьютерной презентации PowerPoint
1
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможностей программы МРР
1
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.
1
Составление первой презентации по заданному тексту.
1
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.
1
Итого:
17
(4 класс)
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
Твои новые интересы и увлечения.
1
Виды проектов.
1
Исследовательски-творческий проект
1
Творческий проект
1
Ролево-игровой проект
1
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой
1
Информационно-исследовательский проект
1
Практико-ориентированный проект
1
Практико-ориентированный проект
1
Монопредметный проект
1
Межпредметный проект
1
Виды презентационных проектов
1
Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции
1
Вид презентации проекта, в рамках научной конференции
1
Правильная подготовка презентации к проекту
1
Работа с памяткой при подготовке публичного выступления
1
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом
1
Итого:
17
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект»; методическое пособиедля1,2,3,4 классов.- М.,ИздательствоРОСТ,2012-119с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём
/
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1,2,3,4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Ноутбук
Экран
Проектор
Шкаф для хранения обучающих, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Доска магнитная
Дидактический материал: иллюстрации, игры, карточки.