Рабочая программа по лингвокраеведению | Зелепукина Елена Егоровна. Работа №364459
Краеведение учит не только любить свои родные места, но учит
знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством,
литературой, повышать свой культурный уровень.
Д.С. Лихачёв.
От всех нас зависит, чтобы люди нового тысячелетия любили свою родную землю, знали историю своего края, бережно хранили память о земляках, по-
нимали своё место в мире природы и в мире людей.
Для того чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию,
разработана данная программа по лингвокраеведению. Кроме чисто познава-
тельного она имеет важное воспитательное значение, т. к. показывает нравственное и эстетическое богатство культуры, способствует формирова-
нию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех
духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического
пути народа. Ещё К.Д. Ушинский писал: « Если ваш воспитанник знает много, интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к Родине - вы не достигли цели воспитания.
Лингвокраеведение - это отрасль языкознания и форма краеведения, которая изучает закономерности развития и существования языка, определяемые историческими, культурными, этнографическими, духовными, фольклорными особенностями жизни общества отдельной местности.
Введение школьников в мир лингвистического краеведения целесообразно осуществлять на близком ученикам материале – истории родного края, местном говоре, т.к. приобщение к языку начинается с овладения родной речью. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» необходимо воспитывать со школьной скамьи. Как же привить любовь к родной земле, воспитывать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своего края? Ведь без этой любви, этой гордости вряд ли сможет осуществляться духовное возрождение общества. Академик Д.С.Лихачёв писал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, дедушек и бабушек, не ценит память о них, будь это посаженный предками сад или старые вещи, которые они ценили и любили, которые связаны с событиями в семье, семейные реликвии, значит он не любит их. Если человек не любит старые дома, улицы, с которыми связаны воспоминания детства, значит нет у него любви к родному городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране». С этим трудно не согласится. Роль краеведения в нравственном воспитании огромна. Изучение истории родного села, школы не только обогащает знания учащихся, оно также способствует приобретению исследовательских навыков. А такая работа выходит за пределы школы, ведёт учащихся в мир окружающей действительности, расширяет кругозор учащихся. Исследовательская работа способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, воспитанию гражданских чувств.
ПО
ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЮ
разработана учителем
русского языка
и литературы
Зелепукиной
Еленой Егоровной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Краеведение учит не только любить свои родные места, но учит
знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством,
литературой, повышать свой культурный уровень.
Д.С. Лихачёв.
От всех нас зависит, чтобы люди нового тысячелетия любили свою родную землю, знали историю своего края, бережно хранили память о земляках, по-
нимали своё место в мире природы и в мире людей.
Для того чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию,
разработана данная программа по лингвокраеведению. Кроме чисто познава-
тельного она имеет важное воспитательное значение, т. к. показывает нравственное и эстетическое богатство культуры, способствует формирова-
нию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех
духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического
пути народа. Ещё К.Д. Ушинский писал: Если ваш воспитанник знает много, интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к Родине - вы не достигли цели воспитания.
Лингвокраеведение - это отрасль языкознания и форма краеведения, которая изучает закономерности развития и существования языка, определяемые историческими, культурными, этнографическими, духовными, фольклорными особенностями жизни общества отдельной местности.
Введение школьников в мир лингвистического краеведения целесообразно осуществлять на близком ученикам материале – истории родного края, местном говоре, т.к. приобщение к языку начинается с овладения родной речью. Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам необходимо воспитывать со школьной скамьи. Как же привить любовь к родной земле, воспитывать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своего края? Ведь без этой любви, этой гордости вряд ли сможет осуществляться духовное возрождение общества. Академик Д.С.Лихачёв писал: Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, дедушек и бабушек, не ценит память о них, будь это посаженный предками сад или старые вещи, которые они ценили и любили, которые связаны с событиями в семье, семейные реликвии, значит он не любит их. Если человек не любит старые дома, улицы, с которыми связаны воспоминания детства, значит нет у него любви к родному городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране. С этим трудно не согласится. Роль краеведения в нравственном воспитании огромна. Изучение истории родного села, школы не только обогащает знания учащихся, оно также способствует приобретению исследовательских навыков. А такая работа выходит за пределы школы, ведёт учащихся в мир окружающей действительности, расширяет кругозор учащихся. Исследовательская работа способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, воспитанию гражданских чувств.
Школьники погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, рассказы о конкретных событиях и их участниках, наблюдая за тем, что происходит вокруг, встречаясь с старожилами и земляками. Это даёт возможность познакомить детей с историей и настоящим на наглядном материале, максимально приближенном к ученику. Только на богатейшем местном материале можно конкретно и убедительно показать детям, как полноценна и многообразна духовная жизнь человека. Нет ничего дороже человеку, чем судьба его родственников, судьба того местечка, где он родился и вырос.
Данный курс лингвокраеведения имеет место в кружковой работе для 4,5,6 классов и в образовательном компоненте 7 класса.
I ступень: созерцательно-познавательная (для 4 кл., 34 ч.)
На данном этапе закладываются основы познавательного интереса к изучению языка и истории на конкретном историческом материале.
II ступень: познавательно-развивающая (для 5-6 кл., 68 ч.)
Целью второй ступени является воспитание патриотизма на основе выявления и изучения культурных традиций, знакомство с судьбами уроженцев края и их вкладом в историю России; приобщение учащихся к исследовательской и творческой деятельности.
III ступень: историко-просветительская ( для 7кл., 34 ч.)
Цель: совершенствование знаний учащихся в области лингвистического краеведения и формирования активной социальной позиции подрастающего поколения; побудить интерес к прошлому родного края, к изучению русского языка, биографиям земляков.
Программа по лингвокраеведению ставит целью решение ряда
важнейших задач:
- совершенствование знаний учащихся в области языкознания;
- знакомство с историей возникновения родного края;
- нравственное и духовное воспитание подрастающего поколения;
- воспитание патриотизма и исторической памяти на основе выявления и изучения истории края, его замечательных людях, культурных традициях;
-совершенствование эстетической культуры учащихся через знакомство с лучшими образцами фольклора, произведениями местных писателей, искусством и народным творчеством края, художественными промыслами, архитектурными памятниками;
- приобщение учащихся к исследовательской и творческой деятельности;
- формирование активной социальной позиции и высокой культуры.
В программе определены направления лингвокраеведческой деятельнос-
ти: языковедческое, историческое, литературное, духовное, эстетическое.
Концепция данной программы – раскрыть ребёнку в привычной ему среде малой родины новое, неизвестное, часто необычное, что позволит ему почувствовать себя частью родного края; развивать и поддерживать интерес к прошлому и настоящему Тамбовского края.
Деятельность учащихся предполагает следующие формы:
- индивидуальную работу под руководством учителя;
- информационные сообщения силами учащихся;
- устные журналы;
- краеведческие калейдоскопы;
- фольклорные праздники;
- литературные вечера и читательские конференции;
- встречи со старожилами.
Форма отсчёта о работе – оформление рукописного журнала и доклады учащихся.
Программа по лингвокраеведению
(принята на педагогическом совете 29 августа 2002 года.)
Тема 1. Введение в лингвокраеведение.
( Что такое краеведение? Что изучает лингвистика?)
Тема 2. Где жить- тем и слыть.
( Заглянем в историю своего села, района, области. Узнаем о происхождении их названий.)
Тема 3. Что такое – моя Родина?
(Понятие о большой и малой Родине. Обсуждение условия выбора букв Р, р в слове Родина.)
Тема 4. Не только звону, что в Москве.
(История церкви, предания, легенды.)
Тема 5. Словари- наши друзья и помощники.
(Знакомство с словарями. Умение с ними работать. Жизнь и деятельность В.И.Даля, Толковый словарь живого великорусского языка).
Тема6. Что двор, то и говор.
(Язык русской деревни. Диалекты и языки.).
Тема 7. Как поживёшь, так и прослывёшь.
(История фамилий, прозвищ. Что может рассказать твоя фамилия о вкладе семьи в жизнь соотечественников, занятие с использованием семейных воспоминаний и архивов.(
Тема 8. Русский человек без родни не живёт.
(Термины родства и свойства. Составление генеалогического древа своего рода, фамилии).
Тема 9. Где кто родится, там и пригодится.
(История судеб односельчан. Их вклад в историю страны. Поисковая работа. Переписка.)
Тема 10. Киев-мать, Новгород-отец, Москва-сердце, Петербург-голова, Смоленск-щит
(Защита страны односельчанами в годы войны и послевоенное время. Что это такое-моё Отечество?).
Тема11. Во всяком посаде в своём наряде.
(Описание русского народного костюма).
Тема 12. В какой народ поедешь- таку шапку наденешь.
(История одежды, название частей и деталей одежды).
Тема 13. Вы по-вашему. А мы по-нашему.
(Певческие, музыкально-инструментальные традиции).
Тема 14. Людям на потешенье, всему свету на удивленье.
(Традиционные промыслы, их место в жизни человека).
Тема 15. Двор, что город, изба, что терем.
(Общая композиция традиционного дома с подворьем.)
Тема16. Своя хатка- родная матка.
(Интерьер крестьянского жилища. История названий).
Тема 17. На всякий случай свой обычай.
(Обряды и обычаи, связанные со строительством дома).
Тема 18. За чем пойдёшь, то и найдёшь.
Мир деревни: околица, гумно, огород, колодцы, подворье. Типы крестьянского поселения: село, деревня, сельцо, выселки, погост, починок. Определите, к какому типу относится или относилось то поселение, где вы живёте. Моделирование из бумаги. Из истории слов).
Тема 19. Честным пирком да за свадебку.
(Драматургия свадебного действа. Девичник. Утро свадебного дня. Ритуальное поведение участников свадьбы.)
Тема 20. Что было-то видели, что будет – увидим.
(Помечтаем о будущем).
Тема 21. Литературные тропинки отчего края.
(знакомство с творчеством тамбовских писателей. Литературные чтения и читательские конференции).
Тематическое планирование лингвокраеведческого кружка Истоки.
(4 класс, 34 часа).
1. Вводное занятие.
Знакомство с планом работы.
2. Что такое лингвокраеведение?
3. Что это такое- моя Родина. (обсуждение условия выбора букв Р, р в слове Родина).
4. Почему наше село называется Старое Сабурово.
5-6. Музейный урок. (Экскурсия в школьном музее русской старины).
7-8. Достопримечательности села. (Экскурсия по сельским улицам).
9-11. Русский человек без родни не живёт.
- Термины родства.
- Составление генеалогического древа рода Корни старые – ветки новые.
- Семейный праздник Семейные традиции.
12. Как проживёшь, так и прослывёшь.
- История имён, фамилий, прозвищ.
13-14. Что двор, то и говор.
- Язык родного села.
- Знакомство с личностью В.И.Даля.
15-16. За чем пойдёшь, то и найдёшь.
- Мир деревни.
- Общая композиция традиционного дома с подворьем.
21-22. Деревенька моя (моделирование из бумаги ).
23-24. Встречи с интересными людьми.
25-26. Описание русского народного костюма. Словарная работа.
27-28. История названий частей и деталей русского народного костюма.
29-31. Экскурсия к истоку реки Сухая Ярославка.
32-33. Конкурс знатоков Что? Где? Когда?
34. Итоги года.
Тематическое планирование занятий лингвокраеведческого кружка Истоки.
(5 класс, 34 часа ).
Тема года: Велика святорусская земля, а везде солнышко.
1. Что такое краеведение.
2. Что изучает лингвистика.
3-4. Знакомство с словарями. Виды словарей. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.
5-7. Встреча со старожилами села.
8. Обработка материала, собранного во время встреч.
9-10. Изучение названий села, района, области.
11. Оформление страниц рукописного журнала кружка.
12-13. Изучение названий тамбовских фамилий.
14. Обработка материала и оформление альбома.
15-17. Встреча с старожилами села.
18-20. Изучение особенностей местного говора.
21-22. Составление словника диалектных слов села Старое Сабурово.
23-24. Чтение повести В. Дорожкиной Как говорила моя бабушка.
25. Чтение отрывков из повести А. Акулина Крепость на Цне.
26. Встреча с старожилами.
27. Старосабуровские прозвища.
28. Оформление страниц альбома.
29. Турнир знатоков русского языка.
30-31. Праздник Далев словарь.
32-33. День славянской письменности.
34. Подведение итогов работы кружка за год.
Тематическое планирование лингвокраеведческого кружка Истоки.
(6 класс, 68 часов.)
Тема года: Живи для людей, поживут и люди для тебя.
1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы.
2. Что такое лингвокраеведение.
3-6. История русского народного костюма.
7-8. Встреча с старожилами села. ( с народным умельцем А. Д. Курочкиным).
13-16. Изготовление женского народного костюма.
17-20. Изготовление мужского народного костюма.
21-22. Обряд русской свадьбы.
23-24. Уклад русской семьи. Словарная работа.
25-26. Праздник Старый бабушкин сундук.
27-29. Рождественские обычаи. Свет рождественской звезды.
30-32. Степень родства в семье. Составление генеалогического древа.
33-34. Встреча с старожилами села (Поляковой Д. И.).
35-38. Изучение историй улиц села Старое Сабурово. Их топонимика.
39. Встреча с старожилами (Плотниковой Т.И.).
40. Встреча с старожилами ( Стрыгиными Н.П и В.В.)
41-42. Оформление страниц журнала кружка.
43-44. Истории прозвищ односельчан.
45-48. Традиционные промыслы в селе Старое Сабурово.
49-56. Общая композиция традиционного дома с подворьем.
57-59. Певческие традиции.
60. Помечтаем о будущем.
61-62. Оформление страниц журнала кружка.
63-64. Олимпиада.
65-66. Праздник славянской письменности.
67-68. Подведение итогов работы кружка.
Тематическое планирование по лингвокраеведению.
(7 класс, 34 часа).
Тема 1. Введение в лингвокраеведение. (1 ч.)
Тема 2. Где жить - тем и слыть. (4.ч.)
-История возникновения села.
-Происхождение названия. Заселение края.
- Первопоселенцы: время, обустройство, занятия, имена, территория, природные условия.
- Топонимика сельских улиц, района, области.
Тема 3. Сабуровы- одна из древнейших русских дворянских фамилий. (1 ч.)
Тема 4. Русский человек без родни не живёт. (2 ч.)
- Термины родства.
- Составление генеалогического древа Корни старые- ветки новые.
Тема 5. Собирал человек слова.(1 ч.)
- Знакомство с жизнью и деятельностью В. И. Даля и его Толковым словарём живого великорусского языка.
Тема 6. Не только звону что в Москве. (2 ч.)
- История церкви. Изучение церковных архитектурных названий.
- История школы.
Тема 7. Что двор, то и говор. (4 ч.)
- Язык русской деревни.
- Диалекты и языки.
- Встречи с старожилами.
- Особенности местного говора.
Тема 8. Как поживёшь, так и прослывёшь. (2 ч.)
- История фамилий.
- История прозвищ.
Тема 9. Во всяком посаде в своём наряде. (2 ч.)
- История одежды, названий частей и деталей одежды.
Тема 10 Двор, что город, изба, что терем. (3 ч.)
- Общая композиция традиционного дома с подворьем.
- История названий деталей строения.
Тема 11. Где кто родится, там и пригодится. (2 ч.)
- История судеб односельчан. Вклад односельчан в историю страны.
- Защита страны в годы войны.
Тема 12. Встречи с старожилами. (1 ч.).
Тема 13. Людям на потешенье, всему свету на удивленье. (2 ч.).
- Традиционные промыслы, их место в жизни человека.
Тема 14. Вы по- вашему, мы по- нашему. (2 ч.).
- Традиции и обычаи села Старое Сабурово.
Тема 15. Защита докладов. (2 ч.)
Тема 16. Игра Лингводилижанс. (2 ч.)
Тема 17. Итоги года. (1 ч.).