Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

рабочая программа по литературному чтению 3 класс | Виктория Анатольевна Щелканова. Работа №305438

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Литературное чтение в 3 классе включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

02-01

Отдел образования Администрации Багаевского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Багаевская средняя общеобразовательная школа №3

«Утверждаю»

Директор МБОУ Багаевской СОШ №3 приказ от 31.08.2022г. № 676

___________________Н.В. Боряева

 

 

 

 

Рабочая программа

 

по _ литературному чтению________________

(указать учебный предмет, курс)

 

Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование, 3 класс Б ____________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

 

Количество часов ____131____

 

Учитель _Щелканова Виктория Анатольевна______

 

Программа разработана на основе

 

авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс»

(Сборник «Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. «Школа России»,

Издательство «Планета», 2015г.);

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 Б класса составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской облас

ти»;

Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2012 г. № 1018 «Об утверждении концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с ка

детским и казачьим компонентом»;

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;

Авторская программа по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.

Головановой

. Сборник примерных прог

рамм УМК «Школа России» ОАО «Издательство

«Просвещение»

2015 г.

;

Рабочие программы «Начальная школа. 3 класс УМК «Школа России» Издательство «Планета», 2015г.;

Устав школы;

Основная образовательная программа НОО МБОУ

Багаевской

СОШ № 3;

Учебный план МБОУ

Багаевской

СОШ № 3 на 202

2

– 202

3

учебный год;

Календарный учебный график

МБОУБагаевской

СОШ № 3 на 202

2

– 202

3

учебный год;

Положение МБОУ

Багаевской

СОШ № 3

о рабочей программе учебных предметов

.

 

Цели:

овладение осознанным, правильным, беглым и вырази

тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви

дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро

вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе

ственных произведений; формирование эстетического отноше

ния к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав

ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен

ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль

туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

 

Основными целями регионального компонента являются:

обновление содержания общего образования;

создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона;

овладение учащимися знаниями в области истории и культуры своего региона;

воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения

 

Задачи:

Освоение

общекультурных навыков чтения и понимания

текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

Овладение речевой, письменной и коммуникативной

культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Воспитание

эстетического

отношения к действительности,

отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

Формирование нравственного сознания и эстетического

вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности

произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Приобщение учащихся к традициям, духовной культуре родного Донского края позволяет решить следующие задачи:

более глубокое развитие интереса к предметам,

становление интереса к духовной культуре малой родины,

оптимизации процесса социализации личности,

адаптации учащихся к местным социокультурным условиям.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение в 3 классе включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

 

Региональный казачий компонент (Р.к.к.)

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является принцип защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Реализацией этого принципа стало введение казачьего компонента содержания образования в МБОУ Багаевской СОШ №3 со статусом «казачье». Реализация казачьего компонента реализуется путём введения регионального содержания в базовое путём распределения по темам, разделам, где обобщённые идеи, понятия, закономерности обосновываются на основе местного материала.

 

В содержание программы включены темы, в определенной степени, отражающие фольклор, искусство и культуру Донского края. На учебных занятиях будут использованы пословицы, загадки, игры и сценки народного театра, былины и песни, сказки и предания, созданные коренными жителями Дона, стихи, песни и рассказы наших наиболее талантливых земляков, а также всемирно известных русских классиков о Доне-батюшке, его неповторимой природе, героическом прошлом, увлекательном настоящем, о взрослых и детях, которые жили на этой территории или населяют сегодня ее города, станицы и хутора. Это позволит сделать процесс обучения не только более увлекательным, но и затронет сердца младших школьников, разожжет огонек любви к родному краю и его людям, поможет приобщиться к истории, духовной культуре Донского края, позволит вырасти активными участниками тех процессов, которые происходят на древней и вечно молодой Донщине. В результате обучения с учетом регионального казачьего компонента учащиеся получат знания о выдающихся представителях донского искусства и литературы, об их произведениях, об особенностях быта и традиций донских казаков.

 

В программу включен модуль «Школьный урок» в рамках Рабочей Программы воспитания школы, который направлен на реализацию воспитательного потенциала урока и на:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

- организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

 

Место учебного предмета в учебном плане:

Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 предусматривает обязательное изучение литературного чтения на уровне начального общего образования в 3 классе за 136 часов (4 часа в неделю).

Уроки, выпавшие на праздничные дни (23 февраля, 8 марта, 1 мая, 8 мая, 9 мая), не планирую. Таким образом, рабочая программа будет пройдена за 131 час.

РАЗДЕЛ № 1

Содержание учебного предмета

В программе представлено пять основных содержательных линий:

Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

 

Вводный урок по курсу литературного чтения - . Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Самое великое чудо на свете - . Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество - 15ч. Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк». Проект « Сочиняем волшебную сказку».

Поэтическая тетрадь 1 - . Как научиться читать стихи на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского .Ф.И.Тютчев « Весенняя гроза» , «Листья». Сочинение – миниатюра « О чём расскажут листья» ; А.А. Фет «Мама! Глянь –ка из окошка…» , «Зреет рожь над жаркой нивой ..»И.С. Никитин « Полно, степь моя, спать беспробудно…» ,«Встреча зимы» И.З. Суриков « Детство», « Зима» .

Великие русские писатели - 22 ч. А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» , « Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета..», « Зимнее утро», « Зимний вечер». « Сказка о царе Салтане». Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника. Крылов « Мартышка и очки», « Зеркало и Обезьяна», « Ворона и Лисица».М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. « Горные вершины», « На севере диком..», « Утёс», « Осень». Л.Н. Толстой .Детство Л.Н. Толстого . Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Толстого: «Детство» ( отрывок), « Акула», « Прыжок», « Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 - 4ч. Н.А. Некрасов «Славная осень!», « Не ветер бушует над бором..». «Дедушка Мазай и зайцы» К.И. Бальмонт. « Золотое слово»; И.А. Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги».

Литературные сказки - 10ч. Д.Н. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки» Присказка., « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши , Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин «Лягушка –путешественница». В.Д. Одоевский « Мороз Иванович».

Были – небылицы – 10ч. М. Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» А.И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь - 8ч. С. Чёрный «Стихи о животных : « Что ты тискаешь утёнка..», «Воробей», «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона», С.А. Есенин «Черёмуха».

Люби живое - 18ч. М. Пришвин «Моя Родина». И.С.Соколов- Микитов «Листопадничек». В.И. Белов « Малька провинился», « Еще раз про Мальку».В. Бианки « «Мышонок Пик». Б.С. Житков « Про обезьянку» В.П. Астафьев «Капалуха» В.Ю. Драгунский « Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 - . С.Я. Маршак «Гроза днём» , « В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто «Разлука», « В театре», С. В. Михалков « Если». Е.А. Благинина « Кукушка», « Котёнок». Проект «Праздник донской поэзии»

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок - 10ч. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле» , «Ещё мама». М.М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов « Федина задача», «Телефон»

В.Ю. Драгунский « Друг детства».

По страницам детских журналов - . Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы» , «Как получаются легенды». Р. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

Зарубежная литература - 9ч. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике.

 

Формы организации учебных занятий:

Собеседование (индивидуальная беседа)

Самостоятельная работа с книгой

Самостоятельная работа

Домашнее задание

Групповая работа

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

 

Основные виды учебной деятельности:

Игровая деятельность

Групповая деятельность

Коллективная деятельность

Индивидуальная деятельность

Проблемно-поисковая деятельно

сть

РАЗДЕЛ № 2

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока, контрольных работ

Кол-во часов, отведенных на освоение программного материала

Дата проведения урока

 

 

 

По плану

По факту

1.

Введение. Знакомство с учебником

1

01.09

1 четверть

2.

Рукописные книги Древней Руси.

1

05.09

 

3.

Первопечатник Иван Федоров.

1

06.09

 

4.

Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете».

1

07.09

 

5.

Русские народные песни.

1

08.09

 

6.

Докучные сказки.

1

12.09

 

7.

Произведения прикладного искусства.

1

13.09

 

8.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

14.09

 

9.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

15.09

 

10.

Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк».

1

19.09

 

11.

Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк».

1

20.09

 

12.

Русская народная сказка «Иван – Царевич и Серый Волк».

1

21.09

 

13.

Русская народная сказка «Сивка – Бурка».

1

22.09

 

14.

Русская народная сказка «Сивка – Бурка».

1

26.09

 

15.

Русская народная сказка «Сивка – Бурка».

1

27.09

 

16.

Русская народная сказка «Сивка – Бурка».

1

28.09

 

17.

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

1

29.09

 

18.

Как научиться читать стихи.

1

03.10

 

19.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

04.10

 

20.

Ф. И. Тютчев «Листья».

1

05.10

 

21.

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,

1

06.10

 

22.

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1

10.10

 

23.

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1

11.10

 

24.

И. С. Никитин «Встреча зимы».

1

12.10

 

25.

И. С. Никитин «Встреча зимы».

1

13.10

 

26.

И. З. Суриков «Детство».

1

17.10

 

27.

И. З. Суриков «Детство».

1

18.10

 

28.

И. З. Суриков «Зима».

1

19.10

 

29.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1

20.10

 

30.

А. С. Пушкин. Лирические стихотворения.

1

24.10

 

31.

А. С. Пушкин «Зимнее утро».

1

25.10

 

32.

А. С. Пушкин «Зимний вечер».

1

26.10

 

33.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

27.10

 

34.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

07.11

2 четверть

35.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

08.11

 

36.

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

1

09.11

 

37.

И. А. Крылов «Мартышка и очки».

1

10.11

 

38.

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

14.11

 

39.

И. А. Крылов «Ворона и лисица».

1

15.11

 

40.

М. Ю. Лермонтов. Лирические стихи.

1

16.11

 

41.

М. Ю. Лермонтов «Утес».

1

17.11

 

42.

М. Ю. Лермонтов «Осень».

1

21.11

 

43.

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

1

22.11

 

44.

Л. Н. Толстой «Акула».

1

23.11

 

45.

Л. Н. Толстой «Акула».

1

24.11

 

46.

Л. Н. Толстой «Прыжок».

1

28.11

 

47.

Л. Н. Толстой «Прыжок».

1

29.11

 

48.

Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

1

30.11

 

49.

Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

1

01.12

 

50.

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»

1

05.12

 

51.

Л. Н. Толстой «Куда девается вода из моря?»

1

06.12

 

52.

Проверочная работа по теме «Великие русские писатели».

1

07.12

 

53.

Н. А. Некрасов «Славная осень!»

1

08.12

 

54.

Н. А. Некрасов « Не ветер бушует над бором..»

1

12.12

 

55.

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

13.12

 

56.

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

14.12

 

57.

К. Д. Бальмонт «Золотое слово».

1

15.12

 

58.

И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы».

1

19.12

 

59.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

1

20.12

 

60.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца….»

1

21.12

 

61.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца….»

1

22.12

 

62.

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

1

26.12

 

63.

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

1

27.12

 

64.

В. М. Гаршин «Лягушка - путешественница».

1

28.12

 

65.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

09.01

3четверть

66.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

10.01

 

67.

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

1

11.01

 

68.

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

12.01

 

69.

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

16.01

 

70.

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

17.01

 

71.

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

18.01

 

72.

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

19.01

 

73.

А. И. Куприн «Слон».

1

23.01

 

74.

А. И. Куприн «Слон».

1

24.01

 

75.

А. И. Куприн «Слон».

1

25.01

 

76.

Обобщение по разделу «Были - небылицы».

1

26.01

 

77.

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»,

1

30.01

 

78.

Саша Черный «Воробей», «Слон».

1

31.01

 

79.

А. А. Блок «Ветхая избушка».

1

01.02

 

80.

А. А. Блок «Сны», «Ворона».

1

02.02

 

81.

С.А. Есенин «Черемуха».

1

06.02

 

82.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1

07.02

 

83.

М. М. Пришвин «Моя Родина».

1

08.02

 

84.

И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек».

1

09.02

 

85.

И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек».

1

13.02

 

86.

В.И. Белов «Малька провинилась».

1

14.02

 

87.

В.И. Белов «Еще про Мальку».

1

15.02

 

88.

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

1

16.02

 

89.

В. В. Бианки «Мышонок Пик».

1

20.02

 

90.

Б. С. Житков «Про обезьянку».

1

21.02

 

91.

Б. С. Житков «Про обезьянку».

1

22.02

 

92.

Б. С. Житков «Про обезьянку».

1

27.02

 

93.

В. П. Астафьев «Капалуха».

1

28.02

 

94.

В. П. Астафьев «Капалуха».

1

01.03

 

95.

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1

02.03

 

96.

Обобщение по разделу «Люби живое».

1

06.03

 

97.

С. Я. Маршак «Гроза днем»

1

07.03

 

98.

С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной..»

1

09.03

 

99.

А. Л. Барто «Разлука».

1

13.03

 

100.

А. Л. Барто «В театре».

1

14.03

 

101.

С. В. Михалков «Если».

1

15.03

 

102.

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок».

1

16.03

 

103.

Б. Шергин « Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

20.03

 

104.

А. П. Платонов «Цветок на земле».

1

21.03

 

105.

А. П. Платонов «Еще мама».

1

22.03

 

106.

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1

23.03

 

107.

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1

06.04

4 четверть

108.

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

1

10.04

 

109.

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

1

11.04

 

110.

Н. Н. Носов «Федина задача».

1

12.04

 

111.

Н. Н. Носов «Телефон».

1

13.04

 

112.

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1

17.04

 

113.

По страницам журналов для детей. «Мурзилка» и «Весёлые картинки».

1

18.04

 

114.

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

19.04

 

115.

Ю. И. Ермолаев «Проговорился».

1

20.04

 

116.

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели».

1

24.04

 

117.

Г. Б. Остер «Вредные советы».

1

25.04

 

118.

Г. Б. Остер «Как получаются легенды».

1

26.04

 

119.

Р. Сеф «Веселые стихи».

1

27.04

 

120.

Повторение пройденного.

1

02.05

 

121.

Проверочная работа по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

03.05

 

122.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

1

04.05

 

123.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

1

10.05

 

124.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

1

11.05

 

125.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

1

15.05

 

126.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

1

16.05

 

127.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

1

17.05

 

128.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

1

18.05

 

129.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

1

22.05

 

130.

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

1

23.05

 

131.

Повторение пройденного.

1

24.05

 

 

 

РАЗДЕЛ № 3

 

Планируемые результаты освоения учебного курса «Литературное чтение»:

Личностными результатами освоения программы по литературному чтению являются:

Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Предлагать формы и варианты проявления своих

чувств по отношению к Родине (наприме

р, в стихах, в рассказах, в песнях, в по

д

боре иллюстраций и фотографий и т.д.)

Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.

Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.

Пользоваться разнообразными формами

самооценивания

и

взаимооценивания

на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования

Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.

Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).

Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.

Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.

Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.

Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.

Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

развитие духовно-нравственной личности казака, разумно сочетающей личные интересы с общественными ценностями;

воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям казачества;

формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства родной природы;

воспитание учащихся на духовн

ых и нравственных основах

казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству;

воспитание гражданственности и любви к Родине на примерах истории развития Донского казачества, его традиций и культуры.

Метапредметными результатами освоения программы по литературному чтению являются:

Регулятивные УУД

формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

 

Познавательные УУД

определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при

инсценировании

и выполнении проектных заданий;

предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

находить пословицы и поговорки с целью

озаглавливания

темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и

инсценировании

, при выполнении проектных заданий;

предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

 

Коммуникативные УУД

высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

 

Предметными результатами освоения программы по литературному чтению являются:

Виды речевой и читательской деятельности

Учащийся научится:

осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение

к

прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащийся получит возможность научиться:

понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

Творческая деятельность

Учащийся научится:

сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащийся получит возможность научиться: пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащийся научится:

понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Учащийся получит возможность научиться:

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Багаевской СОШ № 3

От 29 августа 2022 года № 1

Руководитель МС__________/Пьянова И.Г./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 

__________ /Пьянова И.Г./

« 29» августа 2022 г.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×